Жалованная грамота царя Михаила Федоровича сурначею Алексею Ивановичу Тютчеву; 1613 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Колл. 226. Оп. 1. Д. 866.

Категории

Жалованные грамоты

Идентификатор
Жалованная грамота царя Михаила Федоровича сурначею Алексею Ивановичу Тютчеву; 1613 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Колл. 226. Оп. 1. Д. 866.
Название
Жалованная грамота царя Михаила Федоровича сурначею Алексею Ивановичу Тютчеву на вотчину во Владимирском уезде за участие в обороне Москвы в 1608–1610 гг.
Вид (Тип)
Акт
Разновидность (характер)
Жалованная грамота
Самоназвание
Царская жаловалная грамота
Инципит
Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии самодержец, по своему царскому милосердому смотрению пожаловали есмя…
Эксплицит
Писан нашего государства в царствующем граде Москве лета 7122-го декабря в 28 день.
Общее описание

Документ состоит из двух бумажных листов: текстового (л. 1) и охранного (л. 2). Листы скреплены между собой печатью, укрепленной в нижней части документа. Текст грамоты состоит из 29 строк. Он начинается со слова «Божиею», которое написано кириллической вязью и является центральным декоративным элементом документа. Заставное слово «Божиею» поднимается над основным текстом грамоты на высоту 3–4 строк, не выходит за пределы зеркала текста слева (на левое поле) и завершается напротив шестой строки текста. В конце текста грамоты стоит дата, в которой число «28» вписано другими чернилами (они светлее по цвету, чем чернила, которыми написан весь текст). Под текстом грамоты размещена вислая государственная печать красного воска. Она подвешена к документу на шелковом шнуре светло-красного цвета. В месте, где шнур прошивает грамоту, помещена бумажная прикрепа в форме луковицы. В настоящее время крепление шнура к грамоте повреждено, нити шнура утратили яркость цвета, печать повреждена (вероятно, фрагментирована) и помещена в своего рода футляр из двух круглых картонных дисков, скрепленных между собой грубой нитью серого цвета. На обороте текстового листа помещена запись с титулом и именем царя (2 строки).

Подлинность
Подлинник
Аргументация подлинности
Водяной знак бумаги, формуляр акта и манера письма соответствуют бумаге, формуляру и письму царских жалованных грамот первой половины XVII века.
Количество листов
2
Алфавит
Кириллица
Стиль / тип письма
Скоропись
Материал
Форма
Отдельные листы
Цвет чернил
Светло-коричневый
Страна
Россия
Провенанс
4 августа 1614 г. грамота была запечатана в Печатном приказе (Документы Печатного приказа (1613–1615 гг.). М., 1994. С. 384). В начале XX в. документ хранился в Рукописном отделении Библиотеки Императорской академии наук, куда поступали документы от разных лиц. Не позднее 1931 г. грамота поступила из Библиотеки академии наук в Археографическую комиссию. Вероятно, тогда же текст грамоты был транскрибирован и напечатан, а также сопровожден следующим комментарием: «5. Жалованная грамота царя Михаила Феодоровича 28 декабря 1613 года сурначею Алексею Ивановичу Тютчеву за его многие службы и за московское осадное сиденье и за то, что он крепко стоял против польских и литовских людей и русских воров. Открытый лист; царская печать вислая красного воска на малиновом шнуре (разломана пополам); второй лист той же бумаги, что и в грамоте, служит покрышкою грамоты. В «Родословном сборнике рус. двор. фамилий» Руммеля и Голубцова (т. 2, с. 559–573) в родословной Тютчевых Алексей Иванович не помещен; в начале XVII в. было несколько деятелей этой фамилии — детей трех Иванов Тютчевых; один из них Борис Иванович был пожалован вотчиною за московское осадное сиденье царем Михаилом Федоровичем. Привожу текст грамоты Алексею Ивановичу Тютчеву. <…>. Грамота поступила из славянского отдела библиотека Имп. Академии наук. По новой описи: 4.6.21». Сейчас документ хранится в Архиве СПбИИ РАН в составе коллекции 226 («Коллекция Библиотеки Академии наук»). Документ включен в опись № 1 под номером 866: «1613 г. декабря 28. Жалованная грамота «сурначею» Алексею Иванову с. Тютчеву на деревню пустоши во Владимирском уезде. 1 л. Печать вислая, сломана (б.д.)». Грамота А. И. Тютчеву под номером 70 учтена в перечне царских жалованных грамот светским лицам, который был составлен Н. А. Комочевым (Комочев Н. А. Жалованные грамоты русских царей светским лицам 1613–1696 гг.: опыт реконструкции корпуса источников / Отв. ред. С. М. Каштанов. М., 2022. С. 62). Однако автор ссылается не на подлинник грамоты из Архива СПбИИ РАН, а на упоминание ее в издании: Записные вотчинные книги Поместного приказа 1626–1657 гг. / Авторы и составители А. В. Антонов, В. Ю. Беликов, А. Берелович, В. Д. Назаров, Э. Тейро. М., 2010. С. 728. № 1. 2.
Архивный шифр / Библиотечный шифр / Инвентарный номер
Архив СПбИИ РАН. РС. Колл. 226. Оп. 1. Д. 866.
Издание / публикация
Не выявлено.
Библиография
  1. Документы Печатного приказа (1613–1615 гг.). М., 1994.

  2. Комочев Н. А. Жалованные грамоты русских царей светским лицам 1613–1696 гг.: опыт реконструкции корпуса источников / Отв. ред. С. М. Каштанов. М., 2022.

  3. Комочев Н. А.Царские жалованные грамоты светским лицам (1613–1696). Источниковедческое исследование. М., 2016.

Состояние памятника
Листы документа сильно загрязнены, есть пятна. Следы многократного сложения по вертикали и горизонтали. Края помяты, есть многочисленные разрывы, в том числе большой разрыв, который идет сверху вниз по одному из сгибов. Шнур крепления печати поврежден, печать фрагментирована и укреплена за счет картонных дисков и нити, которые удерживают фрагменты вместе.
Состояние надписи
Нет утрат текста.
Дата составления описания
03.12.2023
Текст на языке оригинала

Божиею (прим. 1) милостию мы, великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии самодержец, по своему царскому милосердому смотрению пожаловали есмя сурначея Олексея Иванова сына Тютчева за его многие службы и за московское осадное сиденье, что он, памятуя Бога, и Пречистую Богородицу, и московских чюдотворцов, будучи при царе Василье на Москве в осаде в нужное и прискорбное время, за веру крестьянскую, и за святые Божии церкви, и за нас, и за всех православных крестьян против врагов наших полских и литовских людей и руских воров, которые до конца хотели государство Московское разорить и веру крестьянскую попрать. А он, Алексей, будучи на Москве, против тех злодеев наших стоял крепко и мужественно, и многое дородство, и храбрость, и службы покозал, голод, и наготу, и во всем оскуденье, и нужу всякую осадную терпел многое время, а на воровскую прелесть и смуту ни на которую не покусился, стоял в твердости разума своего крепко и непоколебимо безо всякие шатости. И от тое их великие службы и терпения полские и литовские люди и руские воры от Москвы отошли. И за те за все великие службы и за московское осадное сиденье яз, царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии, пожаловали есмя ево, Олексея, с помесново его окладу з двусот с пятидесят чети со ста чети по дватцати чети, итого пятьдесят чети и старого ево помесья в Володимерском уезде в Сенежском стану в волости в Таруче деревнею Федотовою, пустошью Кузнецовою, пустошью Филниковою, пустошью Хириновою в вотчину со всеми угодьи. А по памяти з Дворца за приписью дияка Гаврила Михеева лета 7095-го году октября в 11 день и по книгам писма и меры князя Дмитрея Борятинского с товарыщи 93-го году в деревне Федотове написано пашни паханые тритцать шесть чети, а в пустоши Кузнецовой, да в пустоши Филниковой, да в пустоши Хирино по его Олексееве скаске сорок чети. И перейдет у него в той вотчине сверх нашего указу дватцать пять чети, и тем ему переходом владети в поместье до болших наших писцов и мерщиков. А как в Володимере будут наши писцы или болшие мерщики, и оне тое вотчинную землю от его ж, Олексеевы, помесные земли отмежуют, опроче, ямы покопают, и грани потешут, и всякие признаки учинят, чтоб Олексей помесные земли к вотчинной земли не припущал. А на ту вотчину ся наша царская жаловалная грамота за нашею царскою красною печатью ему, Олексею, и его детем, и внучатом, и правнучатом, и в род их неподвижно, чтоб наше царское жалованье и их великое дородство, и крепость, и храбрость, и служба за веру и за свое отечество последним родом было на память, и, их бы службы и терпения воспоминая, впредь дети их, и внучата, и правнучата, и хто по нем роду их будет также за веру крестьянскую, и за святые Божии церкви, и за свое отечество против врагов наших стояли крепко и мужественно безо всякого позыбанья. А в той вотчине он, Олексей, и дети его, и внучата, и правнучата по нашему царскому жалованью волны. Писан нашего государства в царствующем граде Москве лета 7122-го декабря в 28 (прим. 2) день. //

 

(Л. 1 об.) Царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии самодержец.

Комментарий терминологический

Сурначей — музыкант, играющий на сурне (сурна — деревянный духовный музыкальный инструмент, род гобоя) (см. Словарь русского языка XI–XVII вв. Выпуск 29 (Сулегъ — Тольмиже). М., 2011. С. 50).

Комментарий текстологический

(прим. 1) В документе слово «Б[о]жиею» выполнено кириллической вязью.

(прим. 2) Цифра «28» написана другими чернилами.

Техническая дата
1613-12-28
Дата создания (внутренняя датировка)
От сотворения мира: Лета 7122-го декабря в 28 день.
Дата создания, от
1613
Дата создания, до
1613
Дата создания (точная)
1613-12-28
Обоснование датировки
По дате в тексте.
Век
XVII в.
Комментарий исторический

Грамота, публикуемая на портале «История письма европейской цивилизации», была выдана в 1613 г. Алексею Ивановичу Тютчеву на вотчину в волости Таруче в Сенегском стане Владимирского уезда. Деревня Федотова, пустоши Кузнецова, Филникова и Хиринова были переведены из поместья в вотчину за службу А. И. Тютчева во время обороны Москвы от польско-литовского войска в 1608–1610 гг. («московское осадное сидение»). Всего из поместного оклада в 250 четей А. И. Тютчев получил в вотчину 50 четей (со 100 четей по 20 четей). Однако размер вотчины А. И. Тютчева оказался на 26 четей больше, чем предполагалось по царскому указу, так как в деревне Федотовой было 36 четей, а в пустошах Кузнецова, Филникова и Хиринова — 40 четей. Поэтому в жалованной грамоте было подчеркнуто, что во время следующего кадастрового описания земли во Владимирском уезде участок А. И. Тютчева следует обмерить и отделить и отгородить 50 четей вотчинной земли от поместной земли.

В связи с бедностью и последствиями принесенного Смутой разорения А. И. Тютчев был освобожден от выплаты полной суммы печатной пошлины. В записной беспошлинной книге за 1614 г. (12 августа 1613 г. — позднее 18 августа 1615 г.) есть запись о взятии печатной пошлины «для бедности и разоренья» с Алексея Тютчева за запечатывание выданной ему жалованной грамоты. Согласно записи 4 августа 1614 г. с А. Тютчева было взято 32 алтына с деньгой за вотчину в 76 четей: «Жаловальная Сурначея Олексея Тютчева на Володимерскую его вотчину, на 76 чети. Пошлин 32 алтын з деньгою»(Документы Печатного приказа (1613–1615 гг.). М., 1994. С. 384).

Место создания
Место (упомянутое)
Место текущего хранения
Топонимический комментарий

В документе упоминаются:

Сенег стан Владимирского уезда;

волость Таруча в Сенегском стане Владимирского уезда;

деревня Федотова, пустошь Кузнецова, пустошь Филникова и пустошь Хиринова волости Таруча.

© 2025 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти