Божиею милостию мы, великий государь царь и вели[кий] (прим. 1) князь [Михаил] Федорович всеа Ру[сии самодер]же[ц], пожаловал есмя [в нашей во]тчине в Великом Новгороде [в Обонежской пятине Трех Свят[ителей] Отни пустыни игумена Дионисия] з бра[тией, или кто по нем в том монастыре иной игумен и братия будут, что били нам челом, а сказали была-де у них жаловалная грамота блаженной памяти государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии и на государево царево и великого князя Федора Ивановича всея Русии и на государево царево и великого князя Василия Ивановича всея Русии имя та грамота была подписана, и в прошлом-де в 122-м году как бежали немецкие люди из-под Тифины в Великий Новгород, и в те-де поры Отенский монастырь разорили и церковные и монастырские всякие строения выграбили, и братию и служек побили, и монастырь весь выжгли, и ту-де] у них прежнюю жаловалную грамоту ту то[же] со[ж]гли, а оста[л]ся-д[е у них с той грамоты список, и нам бы] их пожаловати, велети им с того списка дати нашу жало[валную новую грамоту таковую же, какова] у них была наперед сего. И мы великий государь царь и великий князь Мих[аил Федорович всея Русии], Трех Святителей Отни пустыни игумена Дионисия с братьею, или хто [по нем в том монастыре иной] игумен и братья будут, пожаловали, велели им с прежние грамоты с списка да[ть нашу жало]валную новую грамоту такову ж, какова у них была наперед сего. А в списке с прежние грамоты написано митрополит ноугородцкий, и его бояре, и тиуны, и десятилники, и вси его пошлинники игумена з братьею, и их монастырских слуг, и крестьян не судят ни в чем, опричь духовныя вещи, а чернцов своих, и монастрыских слуг, и крестьян игумен судит сам во всем. А что их села и деревни монастырские в дву пятинах в Обонежской пятине да в Деревской пятине и дворы монастырские в Новегороде и в Русе, да в Русе ж их монастырские варницы, и хто у них в тех селех, и в деревнях, и во дворех учнут жити слуг и крестьян монастырских и наместницы наши ноугородцкие, и руские, и пригородцкие, и дворецкой, и конюшей, и волостели, и их тиуны, и вси пошлинники игумена з братьею, и слуг, и крестьян не судят ни в чем ни в которых делех, а ведает и судит игумен з братьею своих слуг и крестьян сам во всем, или кому прикажет. А случитца суд смесной монастырским людем и крестьяном з городцкими, и с волостными людьми, и с чьими ни буди, и городцким людем и волостным с монастырскими людьми и с крестьяны в татбе с поличным и во всяких делех и наместницы наши ноугородцкие, и руские, и пригородцкие и дворецкой, и конюший, и волостели, и их тиуны, и вси их пошлинники тех их монастырских слуг и крестьян судят, а игумен Трех Святителей Отни пустыни или его приказщик с ними ж судит. А прав ли будет, виноват ли монастырской слуга или крестьянин, и он в правде и в вине // (л. 2.) монастырю игумену з братьею наместницы наши ноугородцкие, и пригородцкие, и дворецкой, и конюшей, и дьяки, и волостели, и их тиуны, и вси пошлинники в их монастырского слугу и в крестьянина ни в правого, ни в виноватого не вступаютца и продажи им не чинят ни которые. А коли будет чего искати на игумене и на братьи, ино их сужу яз, царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии, или мой боярин и дворецкой. А ездит по них наш даной пристав с Москвы с приставною или з записью. А чинить им срок один в году, Крещение Христово. А от поруки у них не емлют ничего. И хто на них взведет моего пристава по приставной или з записью, а учинит им срок не по сей наше им грамоте, и яз им к тому их сроку ездити не велел. А хто на них безсудную возмет, и та безсудная не в безсудную. А учинитца у них в монастыре или в их селех, и в деревнях, и во дворех монастырских, и на монастырской земле (прим. 2), где каково ни буди душегубство, а душегубца не доищутца и они дадут наместником веры за голову полтину ноугородцкую. А опроче того [про]дажи им не чинят ни которые и приставы ноугородцкие и руские к их крестьяном в вер[е] не [въ]езжают ни по что. А хто у них в их монастыре, или в их монастырских селех и в деревнях, или в монастырских дворех в огни згорит, или от своих рук утеряетца, или кто з дерева убьетца, или деревом в лесе убьет, или зверь съест, или озябнет, или громом убьет, или в воде утонет, или возом сотрет, или утопленик водою припловет из ыных волостей под их монастырскую землю, или под их волости, или под их монастырские деревни и под дворы убитою головою подкинут, и наместничи довотчики и пригородцкие и волостелины осматривают с целовалники, и с людми з добрыми, и с ысцом, а без целовалников и без добрых людей довотчики не осматривают, а осматривалного дают довотчиком гривну московскую, а опроче того продажи им не чинят ни которые. А хто учнет просить у ноугородцких наместников, и у руских, и у пригородцких, и у дворецкого, и у конюшего в монастырские деревни на поличное пристава, и наместники дворецкой и конюшей дадут ему на поличное пристава и приставы возмут себе у игумена товарыща пристава да с старостами, и с людми добрыми и с ысцом, спросивши у исца о поличном имянно, да того поличного ищут, и найдет поличное за замком ино, то по[личное, а от]даст[с]я тому поличному свод, и в том ему продажи нет, а найдет поличное не за замком или в пустой хоромине, и то не поличное и продажи ему в том не чинят. А что их монастырские дворы в Новегороде и в Русе да в Русе ж их монастырские варницы, и с тех монастырских дворов монастырские дворники с сотцкими, и з десятцкими, и с тяглыми людми не тянут ни в которые розметы и поворотного с тех их дворов не берут, а с варниц с их руские прикащики наше и пошлины не емлют же. А что на Тресвятителской земли церкви Рождество Пречистые да Никола Чюдотворец на Мытни, и с того попа и со всего причта церковнаго подъезда и десятины, архиепискупу и всем пошлинником его имати не велел, а судить того попа и весь причет церковный игумен з братьею, // (л. 3) опричь духовных дел. А коли будет на игумена з братьею, и на их попов, и дьяконов на монастырских и на селских духовные дела, ино их судит богомолец наш ноугородцкий митрополит по новому Соборному Уложенью, а опричь духовных дел не судити их ни в чем. А что шло с Отни пустыни митрополиту, и наместником, и [и]х [п]ошлинником, и попом софейским пошлины, и яз, царь и великий князь Михай[ла] Федорович [в]сеа Русии, тое пошлину отставил, не дают им никому ничево и коней у них не кормят. Та[кже] ес[мя] пожаловал игамена з братьею, что они мостят от Волхова до их Отнинского монастыря, а от монастыря до Вешеры реки, и от Красного лугу до монастыря ж на мхех и на болотех на пятинатцати верстах, а тою дорогою ездят наши ратные люди князи и дети боярские, и з дву пятин, из Воцкие пятины да из Обонежские, и яз, царь и великий князь, пожаловал дал к ним их крестьян трехсвятительских те мосты мостити от Волхова до монастыря, и от Красного лугу до монастыря ж и до Вешеры реки, а от ямских дорог монастырских крестьян пожаловал, отставил, мостов мостити на ямских дорогах, и дорог чистити, и дворов ямских и подвод на ямех ставити не велел. Также наши гонцы тое пустыни в селех, и во дворех, и в деревнях подвод и проводников не емлют и у ловцов их лоток и менших судов и людей в греблю не емлют, и в Новегороде у крестьян их подвод на ям не емлют, и на дорогах у них подвод не обменивают. Также есмя пожаловал, что их деревень угодья, рыбные ловли от Нетмуксе на Чембе до Колмовского монастыря межи, и тут ему волно к своей земле тони ставити и чистити, неводы ловити, и сетми, и на Свери реки, и в Умнеги реки, и в Паши реки, и на Куйвасори реки, и в те угодья, и в пожни, и в ловли в неводные и в сетные всту[паться не велел ничим], и побережницкого с монастырских ловель и с их крестьян, которые ловят на Ч[ем]бе, и на озере на Ла[д]о[ж]ском, и на Птинове в Волховце побережново рыбного с их не емлют. А порожские приказщики наши, приезжая на Птинове на трехсвятительских ловцев и на их крестьянех, бразги нашей не емлют. А которые ловцы, приезжая, ставятца на Чембе на их монастырской земле, сети сушити, и приказщик монастырской у них емлет с лотки по два сига по старине. А коли приказщик монастырской просылает с Паши в монастырь рыбы, купив, или свою ловлю в ловли с ызвощики или в ыных каких судех, и порожской приказщик тамги и явки с тое рыбы монастырской не емлет. А порожские крестьяне наши в пороге тянут безденежно по сей нашей грамоте. А наши воеводы, и ратные люди, и ездоки в их селех, и в деревнях, и на лугех сильно не ставятца, ни кормов сильно не емлют, а кому лучитца стати, и они корм свой и конской купят по цене, как им продадут. А владычни десятилники и люди владычни к их монастырским слугам и ко крестьяном в деревни не въезжают ни по что, ни кормов ни проводников у них не емлют. Также есмя пожаловал, купят их монастырские слуги и крестьяне в Новегороде лошади, и в пригородех, и в ыных каких ни буди волостех, или продадут, или променят лошадь в ыную волость, и они наместником ноугородцким и пригородцким по волосте[м волост]елем и [их пошлинникам с их] монастырских // (л. 4) слуг и крестьян явки и пятенного не дают ничево, а держат у собя в монастыре свое монастырское пятно. А коли игумен пошлет старцов или слуг и крестьян монастырских к Новугороду или в ыной город которой ни буди на монастырской обиход чево купити или что продати по которым городом ни буди и волостям мыты, и по тем мытом мытчикам на старцах, и на слугах, и на крестьянех мыта не емлют, а таможенники с их монастырских слуг и крестьян, что они купят товару, явки и весчево и иных ни которых на них пошлин не емлют. А коли поедет игумен или старцы, и слуги, и крестьяне в Новгород и к Москве и с Москвы зиме на десятерых санех, а в лете на десятерых телегах, и наши гонцы по дорогам и по ямом ямщики подвод у них на ям не емлют. Также наместницы наши, и волостели, и мытчики, и таможники, и перевозщики, и все пошлинники мыта, и тамги, и перевозу, и ни которых пошлин на игумене, и на старцех, и на слугах, и на крестьянех на монастырских не емлют, и охотников на Бронничи, и в Орешок, и на Влитцкой ям, и на те ямы ямщиком и охотником и ни на которой ям в ямское строение, и подмоги и на поперечной ям на Мсте реке на Прилуцкой охотником ямским подмоги имати не велел. А что у них в Обонежской пятине в Мытенском погосте от монастыря три версты двор коровей да мельница, и у того двора тех же обеж тяглых пашут на монастырь пять (прим. 3) обеж без трети, да под монастырем три полянки, да в Вешекски о[т] монастыря три верст[ы п]ашенка, и ту-де у них пашенку приправочной писец Андрей Лихарев да подьячей Ляпун Добрынин написали в тягло, и с тое-де они монастырские пашни со шти обеж без трети платят всякие наши подати монастырем. И мы их пожаловали с тое их монастырские пашни со шти обеж без трети платити ямских и приметных денег, и посох, и кормов, и охотников, и иных никаких податей имати не велел, а дворов ямских делати, и дорог чистити, и подвод на ямех ставити не велел же, и рекою Мстою их крестьяном вверх и вниз провадити не велел же, а что у них же в Обонежской пятине в Веденском погосте на Свери реки рыбные (прим. 4) ловли тони, а писец-де приправочной Андрей Лихарев да подьячей Ляпун Добрынин написали с тех их ловель оброку пять рублев и шесть денег московскую, да в Вотцкой пятине в Грузинском погосте на Волхове на Кересте реке и по Сольцы реки пожни монастырские и в Дубровском болоте сороки, и поженной писец с тех пожен написал оброку рубль семнатцать алтын четыре деньги да пошлин три алтына две деньги, и мы их пожаловали с тех рыбных ловель с тонь и с пожен оброку имати не велели ж. А что учнут купити или продавати на монастырь на десяти возех или на десяти телегах на Москве, и в Новегороде, и по иным городом, и по волостем, и они с того тамги, и [явки], и [иных н]и которых пошлин не дают. А крестьяном их также, отъезжая к Москве, и по всем городом, и [в]олостем, и по ярманкам торговати своими товары без явки и безпошлинно по пятидесяти рублев на человека, а у ково будет товаров больше пятидесят рублев, и с тех товаров наши пошлины по нашему указу имати. (л. 5) А кому будут наши жаловалные грамоты на грамотчиков, а на сю нашу грамоту грамоты нет. А коли явят сю нашу грамоту митрополиту, и наместником, и дворецкому, и конюшему, и дьяком, и они с нее явки не дают ничево. А хто игумена, и старцов, и слуг, и крестьян изобидит через сю мою грамоту, и тому от меня, великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии, быти в великой опале. А прочет сю мою грамоту, отдают им назад, и они ее держат вперед для иных митрополитов, и наместников наших, и дворецких, и конюших, и дьяков, и волостелей. Дана ся наша царская жаловалная грамота на Москве лета 7125-го июля в 6 день. //
(Л. 1 об.) [Да в нынешнем в 130-м году февраля в] 21 [день] мы, великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии [самодержец, и отец наш] великий государь святейший Филарет Никитич Божиею милостию патриарх [московский и всеа Русии] сее нашие прежние жаловалные грамоты 125-го году Великого Новагорода Отнины [пустыни, слушав], указали я, царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии, и отец наш государев великий государь святейший Филарет Никитич патриарх Московский и всеа Русии по нашему государскому указу по Уложению переписати вновь, а сю прежнюю жаловалную грамоту указали, подписав, отдати Отнины пустыни игумену Иосафу з братьею вперед для спору вотчинных земель и всяких крепостей, а о всем указали по тому, [как в нашей в новой государевой] жалованой грамоте 130-го году написано. А подписал государев царев и великого к[нязя Михаила Федоровича всеа Русии диа]к [Семен] Головин (прим. 5).
(л. 1, 2) А подписал государев царев // (л. 2, 3) и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии (л. 3, 4) диак // (л. 4, 5) Иван Болотников (прим. 6).