Жалованная грамота царя Михаила Федоровича игумену Отенского монастыря Дионисию с братией; 1617 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Колл. 114. Оп. 1. Д. I-15.

Категории

Жалованные грамоты

Идентификатор
Жалованная грамота царя Михаила Федоровича игумену Отенского монастыря Дионисию с братией; 1617 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Колл. 114. Оп. 1. Д. I-15.
Название
Жалованная грамота царя Михаила Федоровича игумену Отенского монастыря Дионисию с братией, подтверждающая их прежние права на владение селами и деревнями, неподсудность игумена, братии, монастырских людей и крестьян местным духовным властям, а также освобождение от пошлин и повинностей.
Вид (Тип)
Акт
Разновидность (характер)
Жалованная грамота
Самоназвание
Царская жаловалная грамота
Инципит
Божиею милостию мы, великий государь царь и вели[кий] князь [Михаил] Федорович всеа Ру[сии самодер]же[ц], пожаловал есмя…
Эксплицит
Дана ся наша царская жаловалная грамота на Москве лета 7125-го июля в 6 день.
Общее описание

Документ написан на пяти больших листах, которые склеены между собой по короткой стороне в виде вертикального свитка. Четыре первых листа примерно равны по размеру, а пятый лист намного им уступает по длине (в настоящее время он разделен на две неравные части по месту разрыва бумаги). Текст грамоты написан на лицевой стороне листов. Всего в грамоте 132 строк (л. 1: 27 строк (?), текст шести строк полностью утрачен из-за повреждений бумажной основы; л. 2: 33 строки; л. 3: 33 строки; л. 4: 30 строк; л. 5: 9). 

Текст документа начинается со слова «Божиею», в котором буква «Б» написана в виде инициала. Верхняя часть инициала поднимается над первой строкой примерно на высоту двух строк.

Под текстом грамоты помещена государственная печать красного воска, подвешенная к документу на красном шелковом витом шнуре. Шнур прошивает грамоту в четырех местах (крепление «куриная лапа»). В той части, где помещен шнур, под текстовый лист грамоты подведен охранный лист (узкая полоска бумаги), а также помещена бумажная прикрепа, вырезанная в форме луковицы. С одной стороны печати размещено изображение ездца, с другой — двуглавого орла. Печать сильно повреждена: утрачена примерно одна треть, есть большой скол.

На оборотной стороне л. 1 помещена запись с подтверждением грамоты царем Михаилом Федоровичем и патриархом Филаретом (всего 10 или 11 строк (?), текст одной или двух строк полностью утрачен из-за повреждений бумажной основы). После текста подтверждения находится припись дьяка Семена Головина (2 строки).

На оборотной стороне л. 1–5 написана скрепа дьяка И. Болотникова: она размещена на стыке листов, в месте, где они склеены между собой.

Вероятно, в верхней части л. 1 об. ранее находилась запись с именем и титулом царя. Однако из-за ветхости документа, а также после реставрации эта запись не различима.

На оборотной стороне л. 5 была помещена справа подьячего Никифорки Шипулина. Эта справа указана в публикации грамоты, предпринятой в 1813 г. В настоящее время справа не читается.

Подлинность
Оригинал
Аргументация подлинности
Водяной знак бумаги, формуляр акта и манера письма соответствуют бумаге, формуляру и письму царских жалованных грамот первой половины XVII века.
Количество листов
5
Алфавит
Кириллица
Стиль / тип письма
Скоропись
Материал
Форма
Столбец
Цвет чернил
Светло-коричневый
Страна
Россия
Провенанс
В настоящее время грамота хранится в Архиве СПбИИ РАН в составе коллекции 114 (Коллекция Археографической комиссии), которая объединяет в себе документы, поступившие в комиссию на русском, западно-русском, польском, латинском и греческом языках от разных лиц и учреждений. В описи коллекции, которая была опубликована в 1907 г., документ описан так: «I.15. 1617 г., июля 6. Жалованная грамота царя Михаила Федоровича Отенскому близ, Новгорода, монастырю, освобождающая игумена с братьею, а также монастырских слуг и крестьян от суда митрополита в делах не духовных и предоставляющая монастырю разные льготы. Подлинник писан на 5-ти вместе склеенных больших листах. Ветх. Печать вислая из красного воска (повреждена) имеет, с одной стороны, изображение всадника, поражающего копьем дракона, а с другой — двуглавого орла в круговой надписи царского титула. Напеч. в «Истории российской иерархии», ч. V, стр. 402. Из коллекции Тихонравова» [Летопись занятий Археографической комиссии / под ред. В. Г. Дружинина. Вып. XVII. СПб., 1907. С. 415]. И в архивной описи, и в предваряющей ее статье о происхождении документов, объединенных в коллекцию, названо имя «Тихонравов» в качестве имени прежнего владельца документа. В обоих случаях указана лишь фамилия без инициалов. Предположительно, документ был передан в Археографическую комиссию из собрания историка русской литературы и археографа Николая Саввича Тихонравова (1832–1893). Н. С. Тихонравов был увлеченным коллекционером русских рукописей и печатных книг. После его смерти собранные им памятники оказались Румянцевском музее, а затем в фонде Российской государственной библиотеки. Один из документов коллекции Н. С. Тихонравова мог быть передан или им лично, или его наследниками в Археографическую комиссию. Однако сведений об этом не выявлено. Согласно, описи коллекции 114 в Архиве СПбИИ РАН, документы из «коллекции Тихонравова» представлены лишь единственной жалованной грамотой царя Михаила Федоровича Отенскому монастырю 1617 г. В 1813 г. документ был опубликован митрополитом Евгением Болховитиновым в «Истории российской иерархии» (М., 1813. Ч. V. С. 402–418). Судя по публикации 1813 г., в то время грамота находилась в удовлетворительном физическом состоянии, так как текст приведен без каких-либо лакун. В настоящее время многие буквы, слова и строки утрачены из-за ветхости бумажной основы.
Архивный шифр / Библиотечный шифр / Инвентарный номер
Архив СПбИИ РАН. РС. Колл. 114. Оп. 1. Д. I-15.
Издание / публикация
Грамота, данная Отенскому монастырю после шведского разорения / История Российской иерархии. М., 1813. Ч. V. С. 402–418.
Библиография
Состояние памятника
Документ сильно поврежден. Есть значительные утраты бумажной основы с текстом на 1–4 листах, в том числе утраты в несколько строк в месте разрыва л. 1 по всей ширине листа. Многочисленные надрывы, разрывы, дыры по краям листов и в местах сложения листов по горизонтали и вертикали. Есть пятна различной величины. Л. 5 разорван по горизонтали на два фрагмента. Печать сильно повреждена, утрачена примерно 1/3 часть, есть большой скол. Документ прошел реставрацию, был почищен, подклеен, укреплен в местах разрывов и дыр, дублирован с оборотной стороны листов на бумагу.
Состояние надписи
Есть значительные утраты текста из-за многочисленных повреждений бумажной основы. Больше других пострадал первый лист. Здесь полностью утрачено не менее шести строк текста, а также утрачены фрагменты строк по правому полю. На листах 2–4 также есть утраты букв и слов. На л. 1 есть утраты в строках № 1, 2, 9–13, а текст в строках № 3–8 утрачен полностью. На л. 2 есть утраты в строках № 11, 12, 25. На л. 3 есть утраты в строках № 4, 5, 6, 19, 20, 33. На л. 4 есть утраты в строках № 14, 27, 28.
Дата составления описания
03.12.2023
Текст на языке оригинала

Божиею милостию мы, великий государь царь и вели[кий] (прим. 1) князь [Михаил] Федорович всеа Ру[сии самодер]же[ц], пожаловал есмя [в нашей во]тчине в Великом Новгороде [в Обонежской пятине Трех Свят[ителей] Отни пустыни игумена Дионисия] з бра[тией, или кто по нем в том монастыре иной игумен и братия будут, что били нам челом, а сказали была-де у них жаловалная грамота блаженной памяти государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии и на государево царево и великого князя Федора Ивановича всея Русии и на государево царево и великого князя Василия Ивановича всея Русии имя та грамота была подписана, и в прошлом-де в 122-м году как бежали немецкие люди из-под Тифины в Великий Новгород, и в те-де поры Отенский монастырь разорили и церковные и монастырские всякие строения выграбили, и братию и служек побили, и монастырь весь выжгли, и ту-де] у них прежнюю жаловалную грамоту ту то[же] со[ж]гли, а оста[л]ся-д[е у них с той грамоты список, и нам бы] их пожаловати, велети им с того списка дати нашу жало[валную новую грамоту таковую же, какова] у них была наперед сего. И мы великий государь царь и великий князь Мих[аил Федорович всея Русии], Трех Святителей Отни пустыни игумена Дионисия с братьею, или хто [по нем в том монастыре иной] игумен и братья будут, пожаловали, велели им с прежние грамоты с списка да[ть нашу жало]валную новую грамоту такову ж, какова у них была наперед сего. А в списке с прежние грамоты написано митрополит ноугородцкий, и его бояре, и тиуны, и десятилники, и вси его пошлинники игумена з братьею, и их монастырских слуг, и крестьян не судят ни в чем, опричь духовныя вещи, а чернцов своих, и монастрыских слуг, и крестьян игумен судит сам во всем. А что их села и деревни монастырские в дву пятинах в Обонежской пятине да в Деревской пятине и дворы монастырские в Новегороде и в Русе, да в Русе ж их монастырские варницы, и хто у них в тех селех, и в деревнях, и во дворех учнут жити слуг и крестьян монастырских и наместницы наши ноугородцкие, и руские, и пригородцкие, и дворецкой, и конюшей, и волостели, и их тиуны, и вси пошлинники игумена з братьею, и слуг, и крестьян не судят ни в чем ни в которых делех, а ведает и судит игумен з братьею своих слуг и крестьян сам во всем, или кому прикажет. А случитца суд смесной монастырским людем и крестьяном з городцкими, и с волостными людьми, и с чьими ни буди, и городцким людем и волостным с монастырскими людьми и с крестьяны в татбе с поличным и во всяких делех и наместницы наши ноугородцкие, и руские, и пригородцкие и дворецкой, и конюший, и волостели, и их тиуны, и вси их пошлинники тех их монастырских слуг и крестьян судят, а игумен Трех Святителей Отни пустыни или его приказщик с ними ж судит. А прав ли будет, виноват ли монастырской слуга или крестьянин, и он в правде и в вине // (л. 2.) монастырю игумену з братьею наместницы наши ноугородцкие, и пригородцкие, и дворецкой, и конюшей, и дьяки, и волостели, и их тиуны, и вси пошлинники в их монастырского слугу и в крестьянина ни в правого, ни в виноватого не вступаютца и продажи им не чинят ни которые. А коли будет чего искати на игумене и на братьи, ино их сужу яз, царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии, или мой боярин и дворецкой. А ездит по них наш даной пристав с Москвы с приставною или з записью. А чинить им срок один в году, Крещение Христово. А от поруки у них не емлют ничего. И хто на них взведет моего пристава по приставной или з записью, а учинит им срок не по сей наше им грамоте, и яз им к тому их сроку ездити не велел. А хто на них безсудную возмет, и та безсудная не в безсудную. А учинитца у них в монастыре или в их селех, и в деревнях, и во дворех монастырских, и на монастырской земле (прим. 2), где каково ни буди душегубство, а душегубца не доищутца и они дадут наместником веры за голову полтину ноугородцкую. А опроче того [про]дажи им не чинят ни которые и приставы ноугородцкие и руские к их крестьяном в вер[е] не [въ]езжают ни по что. А хто у них в их монастыре, или в их монастырских селех и в деревнях, или в монастырских дворех в огни згорит, или от своих рук утеряетца, или кто з дерева убьетца, или деревом в лесе убьет, или зверь съест, или озябнет, или громом убьет, или в воде утонет, или возом сотрет, или утопленик водою припловет из ыных волостей под их монастырскую землю, или под их волости, или под их монастырские деревни и под дворы убитою головою подкинут, и наместничи довотчики и пригородцкие и волостелины осматривают с целовалники, и с людми з добрыми, и с ысцом, а без целовалников и без добрых людей довотчики не осматривают, а осматривалного дают довотчиком гривну московскую, а опроче того продажи им не чинят ни которые. А хто учнет просить у ноугородцких наместников, и у руских, и у пригородцких, и у дворецкого, и у конюшего в монастырские деревни на поличное пристава, и наместники дворецкой и конюшей дадут ему на поличное пристава и приставы возмут себе у игумена товарыща пристава да с старостами, и с людми добрыми и с ысцом, спросивши у исца о поличном имянно, да того поличного ищут, и найдет поличное за замком ино, то по[личное, а от]даст[с]я тому поличному свод, и в том ему продажи нет, а найдет поличное не за замком или в пустой хоромине, и то не поличное и продажи ему в том не чинят. А что их монастырские дворы в Новегороде и в Русе да в Русе ж их монастырские варницы, и с тех монастырских дворов монастырские дворники с сотцкими, и з десятцкими, и с тяглыми людми не тянут ни в которые розметы и поворотного с тех их дворов не берут, а с варниц с их руские прикащики наше и пошлины не емлют же. А что на Тресвятителской земли церкви Рождество Пречистые да Никола Чюдотворец на Мытни, и с того попа и со всего причта церковнаго подъезда и десятины, архиепискупу и всем пошлинником его имати не велел, а судить того попа и весь причет церковный игумен з братьею, // (л. 3) опричь духовных дел. А коли будет на игумена з братьею, и на их попов, и дьяконов на монастырских и на селских духовные дела, ино их судит богомолец наш ноугородцкий митрополит по новому Соборному Уложенью, а опричь духовных дел не судити их ни в чем. А что шло с Отни пустыни митрополиту, и наместником, и [и]х [п]ошлинником, и попом софейским пошлины, и яз, царь и великий князь Михай[ла] Федорович [в]сеа Русии, тое пошлину отставил, не дают им никому ничево и коней у них не кормят. Та[кже] ес[мя] пожаловал игамена з братьею, что они мостят от Волхова до их Отнинского монастыря, а от монастыря до Вешеры реки, и от Красного лугу до монастыря ж на мхех и на болотех на пятинатцати верстах, а тою дорогою ездят наши ратные люди князи и дети боярские, и з дву пятин, из Воцкие пятины да из Обонежские, и яз, царь и великий князь, пожаловал дал к ним их крестьян трехсвятительских те мосты мостити от Волхова до монастыря, и от Красного лугу до монастыря ж и до Вешеры реки, а от ямских дорог монастырских крестьян пожаловал, отставил, мостов мостити на ямских дорогах, и дорог чистити, и дворов ямских и подвод на ямех ставити не велел. Также наши гонцы тое пустыни в селех, и во дворех, и в деревнях подвод и проводников не емлют и у ловцов их лоток и менших судов и людей в греблю не емлют, и в Новегороде у крестьян их подвод на ям не емлют, и на дорогах у них подвод не обменивают. Также есмя пожаловал, что их деревень угодья, рыбные ловли от Нетмуксе на Чембе до Колмовского монастыря межи, и тут ему волно к своей земле тони ставити и чистити, неводы ловити, и сетми, и на Свери реки, и в Умнеги реки, и в Паши реки, и на Куйвасори реки, и в те угодья, и в пожни, и в ловли в неводные и в сетные всту[паться не велел ничим], и побережницкого с монастырских ловель и с их крестьян, которые ловят на Ч[ем]бе, и на озере на Ла[д]о[ж]ском, и на Птинове в Волховце побережново рыбного с их не емлют. А порожские приказщики наши, приезжая на Птинове на трехсвятительских ловцев и на их крестьянех, бразги нашей не емлют. А которые ловцы, приезжая, ставятца на Чембе на их монастырской земле, сети сушити, и приказщик монастырской у них емлет с лотки по два сига по старине. А коли приказщик монастырской просылает с Паши в монастырь рыбы, купив, или свою ловлю в ловли с ызвощики или в ыных каких судех, и порожской приказщик тамги и явки с тое рыбы монастырской не емлет. А порожские крестьяне наши в пороге тянут безденежно по сей нашей грамоте. А наши воеводы, и ратные люди, и ездоки в их селех, и в деревнях, и на лугех сильно не ставятца, ни кормов сильно не емлют, а кому лучитца стати, и они корм свой и конской купят по цене, как им продадут. А владычни десятилники и люди владычни к их монастырским слугам и ко крестьяном в деревни не въезжают ни по что, ни кормов ни проводников у них не емлют. Также есмя пожаловал, купят их монастырские слуги и крестьяне в Новегороде лошади, и в пригородех, и в ыных каких ни буди волостех, или продадут, или променят лошадь в ыную волость, и они наместником ноугородцким и пригородцким по волосте[м волост]елем и [их пошлинникам с их] монастырских // (л. 4) слуг и крестьян явки и пятенного не дают ничево, а держат у собя в монастыре свое монастырское пятно. А коли игумен пошлет старцов или слуг и крестьян монастырских к Новугороду или в ыной город которой ни буди на монастырской обиход чево купити или что продати по которым городом ни буди и волостям мыты, и по тем мытом мытчикам на старцах, и на слугах, и на крестьянех мыта не емлют, а таможенники с их монастырских слуг и крестьян, что они купят товару, явки и весчево и иных ни которых на них пошлин не емлют. А коли поедет игумен или старцы, и слуги, и крестьяне в Новгород и к Москве и с Москвы зиме на десятерых санех, а в лете на десятерых телегах, и наши гонцы по дорогам и по ямом ямщики подвод у них на ям не емлют. Также наместницы наши, и волостели, и мытчики, и таможники, и перевозщики, и все пошлинники мыта, и тамги, и перевозу, и ни которых пошлин на игумене, и на старцех, и на слугах, и на крестьянех на монастырских не емлют, и охотников на Бронничи, и в Орешок, и на Влитцкой ям, и на те ямы ямщиком и охотником и ни на которой ям в ямское строение, и подмоги и на поперечной ям на Мсте реке на Прилуцкой охотником ямским подмоги имати не велел. А что у них в Обонежской пятине в Мытенском погосте от монастыря три версты двор коровей да мельница, и у того двора тех же обеж тяглых пашут на монастырь пять (прим. 3) обеж без трети, да под монастырем три полянки, да в Вешекски о[т] монастыря три верст[ы п]ашенка, и ту-де у них пашенку приправочной писец Андрей Лихарев да подьячей Ляпун Добрынин написали в тягло, и с тое-де они монастырские пашни со шти обеж без трети платят всякие наши подати монастырем. И мы их пожаловали с тое их монастырские пашни со шти обеж без трети платити ямских и приметных денег, и посох, и кормов, и охотников, и иных никаких податей имати не велел, а дворов ямских делати, и дорог чистити, и подвод на ямех ставити не велел же, и рекою Мстою их крестьяном вверх и вниз провадити не велел же, а что у них же в Обонежской пятине в Веденском погосте на Свери реки рыбные (прим. 4) ловли тони, а писец-де приправочной Андрей Лихарев да подьячей Ляпун Добрынин написали с тех их ловель оброку пять рублев и шесть денег московскую, да в Вотцкой пятине в Грузинском погосте на Волхове на Кересте реке и по Сольцы реки пожни монастырские и в Дубровском болоте сороки, и поженной писец с тех пожен написал оброку рубль семнатцать алтын четыре деньги да пошлин три алтына две деньги, и мы их пожаловали с тех рыбных ловель с тонь и с пожен оброку имати не велели ж. А что учнут купити или продавати на монастырь на десяти возех или на десяти телегах на Москве, и в Новегороде, и по иным городом, и по волостем, и они с того тамги, и [явки], и [иных н]и которых пошлин не дают. А крестьяном их также, отъезжая к Москве, и по всем городом, и [в]олостем, и по ярманкам торговати своими товары без явки и безпошлинно по пятидесяти рублев на человека, а у ково будет товаров больше пятидесят рублев, и с тех товаров наши пошлины по нашему указу имати. (л. 5) А кому будут наши жаловалные грамоты на грамотчиков, а на сю нашу грамоту грамоты нет. А коли явят сю нашу грамоту митрополиту, и наместником, и дворецкому, и конюшему, и дьяком, и они с нее явки не дают ничево. А хто игумена, и старцов, и слуг, и крестьян изобидит через сю мою грамоту, и тому от меня, великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии, быти в великой опале. А прочет сю мою грамоту, отдают им назад, и они ее держат вперед для иных митрополитов, и наместников наших, и дворецких, и конюших, и дьяков, и волостелей. Дана ся наша царская жаловалная грамота на Москве лета 7125-го июля в 6 день. //

 

(Л. 1 об.) [Да в нынешнем в 130-м году февраля в] 21 [день] мы, великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии [самодержец, и отец наш] великий государь святейший Филарет Никитич Божиею милостию патриарх [московский и всеа Русии] сее нашие прежние жаловалные грамоты 125-го году Великого Новагорода Отнины [пустыни, слушав], указали я, царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии, и отец наш государев великий государь святейший Филарет Никитич патриарх Московский и всеа Русии по нашему государскому указу по Уложению переписати вновь, а сю прежнюю жаловалную грамоту указали, подписав, отдати Отнины пустыни игумену Иосафу з братьею вперед для спору вотчинных земель и всяких крепостей, а о всем указали по тому, [как в нашей в новой государевой] жалованой грамоте 130-го году написано. А подписал государев царев и великого к[нязя Михаила Федоровича всеа Русии диа]к [Семен] Головин (прим. 5).

 

(л. 1, 2) А подписал государев царев // (л. 2, 3) и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии (л. 3, 4) диак // (л. 4, 5) Иван Болотников (прим. 6).

Комментарий терминологический

Бразга (Брязга) — Разновидность оброка; вид арендной платы [См. Словарь русского языка XI–XVII вв. Выпуск 1 (А — Б). М., 1975. С. 313].

Весчее — Пошлина, побор с определенного веса товара, плата за взвешивание [См. Словарь русского языка XI–XVII вв. Выпуск 2 (В — Вологда). М., 1975. С. 120].

Ино — 1. Присоединительный союз, соответствует «а», «и», «же». 2. Противительный союз, соответствует «а», «но». 3. Присоединяет придаточные предложения причины, соответствует союзу «потому что», «так как», «ибо» [См. Словарь русского языка XI–XVII вв. Выпуск 6 (Зипунъ — Иянуарий). М., 1979. С. 237].

Побережное — Пошлина, взимавшаяся за право высадки или выгрузки товаров с судна на берег [См. Словарь русского языка XI–XVII вв. Выпуск 15 (Перст — Подмышка). М., 1989. С. 125].

Пятенное — Пошлина, которую взимали за наложение клейма на скот при его купле-продаже или обмене [См. Словарь русского языка XI–XVII вв. Выпуск 21 (Прочный — Раскидати). М., 1995. С. 92].

Пятно — 1. Пятно. 2. Клеймо, тавро, знак на чем-либо. 3. Пошлина за наложение клейма; право взимания такой пошлины. 4. Орудие для наложения клейма [См. Словарь русского языка XI–XVII вв. Выпуск 21 (Прочный — Раскидати). М., 1995. С. 99].

Комментарий текстологический

(прим. 1) Здесь и далее в ркп утрачены буквы и слова из-за повреждений бумажной основы с текстом. Текст грамоты восстановлен по публикации 1813 г. и смыслу. 

(прим. 2) В ркп следы правки в слове «земле»: «и» на конце слова исправлена на «ять». 

(прим. 3) В ркп рядом со словом «пять» на левом поле чернилами написан крест. 

(прим. 4) В ркп с букв «ные» начинается строка. Напротив этих букв на левом поле чернилами написаны две косые черты друг под другом. 

(прим. 5) В ркп слова «А подписал государев царев и великого к[нязя Михаила Федоровича всеа Русии диа]к [Семен] Головин» написаны С. Головиным. 

(прим. 6) В ркп слова «А подписал государев царев и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии диак Иван Болотников» написаны И. Болотниковым.

Техническая дата
1617-07-06
Дата создания (внутренняя датировка)
От сотворения мира: Лета 7125-го июля в 6 день.
Дата создания, от
1617
Дата создания, до
1617
Дата создания (точная)
1617-07-06
Обоснование датировки
По дате в тексте (л. 5)
Век
XVII в.
Комментарий исторический

Грамота, публикуемая на портале «История письма европейской цивилизации», была выдана в 1617 г. игумену Отенского монастыря Дионисию и братии. 

Отенский монастырь был основан в начале XV в. близ Великого Новгорода у реки Вишеры. К 1452 г. и 1462 г. относятся упоминания в источниках соответственно о строительстве и перестройке на территории монастыря соборной церкви во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста [Жервэ Н. Н. Новгородский Ионо-Отенский монастырь. Страницы истории // Уваровские чтения — III. «Русский православный монастырь как явления культуры: История и современность». Материалы научной конференции, посвященной 900-летию Муромского Спасо-Преображенского монастыря. Муром, 17–19 апреля 1996 г. Муром, 2000. С. 206]. 

В царствование Ивана IV Грозного монастырь был пожалован и освобожден от подсудности духовным властям, платежа податей и пошлин, а также исполнения повинностей, в частности ямской. В 1574 г. Иван IV также сделал большой денежный вклад в монастырь: 2644 рубля [Там же]. Преемники Ивана IV на троне — царь Федор Иванович и царь Василий Иванович Шуйский подтвердили прежние привилегии монастыря, «подписав» выданную Иваном IV жалованную грамоту на свои имена.

Являясь одной из духовных обителей Новгородской земли, Отенский монастырь очень сильно пострадал в годы Смуты. С 1611 г. Новгородская земля была оккупирована шведскими войсками под командованием Якоба Понтуса Делагарди, а население признало власть шведского принца Карла Филиппа. 27 июля 1613 г. был составлен приговор о ходатайстве митрополита Великого Новгорода и Великих Лук Исидора, боярина и новгородского воеводы Ивана Никитича Большого Одоевского и земских чинов перед принцем Карлом Филиппом о вступлении его на новгородский престол [Приговор новгородских митрополита Исидора, воеводы князя Ивана Одоевского и земских чинов об отпуске в Выборг уполномоченных для предложения шведскому принцу Карлу Филиппу новгородского престола, 27 июля 1613 г. // Дополнения к актам историческим, собранные и изданные археографической комиссией. СПб., 1846. Т. 2. С. 5–8. № 4; Антипов И. В. Отенский мужской монастырь // Православная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravenc.ru/text/2581699.html?ysclid=lyy0q90li9756416896 (Дата обращения 30.07.2024)]. Приговор был подписан новгородскими дворянами, дьяками, детьми боярскими, а также игуменами монастырей. На документе есть и рукоприкладная запись игумена Отенского монастыря Дионисия [Там же. С. 7].

Однако в начале 1613 г. на русский трон был избран Михаил Федорович Романов. Новости об этом быстро достигли Новгородской земли. В конце мая 1613 г. на фоне известий об избрании царя и приближении царского войска в Тихвине, занятом шведскими войсками, произошло восстание. Восставшие уничтожили шведский гарнизон. Эти события положили начало освобождению Новгородской земли от шведской власти. В ответ на действия русских служилых людей шведы осадили Тихвин [Курбатов О. А. Тихвинское осадное сидение 1613 г. М., 2006. С. 25–28]. В сентябре 1613 г. шведы вынуждены были снять осаду с Тихвина из-за бегства части войск, тяжелых бытовых условий и военной опасности со стороны наступавших русских частей. Шведы уходили из-под стен Тихвинского монастыря с большой поспешностью [Там же. С. 40–41]. В течение зимы 1613–1614 гг. их войско сильно пострадало от голода и холода [Там же. С. 43]. Уходя из-под Тихвина, шведы напали на Отенский монастырь и разорили обитель.

В грамоте 1617 г., публикуемой на портале, события после снятия осады с Тихвина описывались так: «и в прошлом-де в 122-м году как бежали немецкие люди из-под Тифины в Великий Новгород, и в те-де поры Отенский монастырь разорили и церковные и монастырские всякие строения выграбили, и братию и служек побили, и монастырь весь выжгли» [Архив СПбИИ РАН. РС. Колл. 114. Оп. 1. Д. I-15. Л. 1]. После нападения шведов на монастырь была утрачена и жалованная грамота царя Ивана IV, даровавшая монастырю привилегии.

Хотя борьба за освобождение Новгородской земли продолжалось в течение 1614–1617 гг., снятие осады с Тихвина стало переломным этапом в борьбе со шведской интервенцией. Уже в январе 1614 г. игумен Отенского монастыря вместе с другими духовными лицами был направлен митрополитом Исидором и князем И. Н. Одоевским Большим в Москву для переговоров [Отписка Хутынского архимандрита Киприана с товарищами новгородским митрополиту Исидору, воеводе князю Ивану Одоевскому и земским чинам о несогласии принца Карла Филиппа продолжать путь из Выборга в Новгород, в случае если не явятся к нему уполномоченные от всего государства для приглашения его на российский престол, 12 января 1614 г. // Дополнения к актам историческим, собранные и изданные археографической комиссией. СПб., 1846. Т. 2. С. 25. № 11; Антипов И. В. Отенский мужской монастырь // Православная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravenc.ru/text/2581699.html?ysclid=lyy0q90li9756416896 (Дата обращения 30.07.2024)].

Столбовский мир, положивший конец войне России со Швецией (1610–1617), был заключен 27 февраля 1617 г., а спустя четыре месяца — 6 июля 1617 г. игумен Отенского монастыря Дионисий и братия получили от царя Михаила Федоровича жалованную грамоту с подтверждением их прежних прав на вотчинные земли и привилегии.

Документ был составлен на основании списка с жалованной грамоты царя Ивана IV, представленной монастырской общиной властям в Москве. Грамота 1617 г. подтверждала право монастыря на владение селами и деревнями в Обонежской и Деревской пятинах, а также монастырскими дворами в Великом Новгороде и Старой Руссе. Кроме того, игумен, братия, монастырские слуги и крестьяне получали право на неподсудность новгородскому митрополиту, за исключением духовных дел. Монастырская община также освобождалась от выплаты пошлин в пользу духовных и светских властей и выполнения повинностей. По оценкам исследователей, после разорения монастыря шведским войском в 1613/14 г. царское пожалование 1617 г. положило начало восстановлению Отенской обители [Жервэ Н. Н. Новгородский Ионо-Отенский монастырь... С. 207; Антипов И. В. Отенский мужской монастырь // Православная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravenc.ru/text/2581699.html?ysclid=lyy0q90li9756416896 (Дата обращения 30.07.2024)].

21 февраля 1622 г. грамота была подтверждена царем Михаилом Федоровичем и патриархом Филаретом.

Дополнительный материал

© 2025 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти