Жалованная грамота царя Михаила Федоровича Михаилу Поликарповичу Щепкину; 1624 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Колл. 238. Оп. 2. Карт. 247. Д. 10.

Категории

Жалованные грамоты

Идентификатор
Жалованная грамота царя Михаила Федоровича Михаилу Поликарповичу Щепкину; 1624 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Колл. 238. Оп. 2. Карт. 247. Д. 10.
Название
Жалованная грамота царя Михаила Федоровича Михаилу Поликарповичу Щепкину на прежнюю вотчину в Дмитровском уезде, пожалованную в 1614/15 г. ему за участие в обороне Москвы в 1608–1610 гг.
Вид (Тип)
Акт
Разновидность (характер)
Жалованная грамота
Самоназвание
Царская жаловалная грамота
Инципит
Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии самодержец, советовав со отцем своим великим государем святейшим патриархом Филаретом Никитичем Московским и всеа Русии, по своему царскому милосердому осмотренью пожаловали есмя…
Эксплицит
Писан нашего государства в царствующем граде Москве лета 7132-го генваря 16 день.
Общее описание
Документ состоит из двух александрийских листов (текстового и охранного), скрепленных между собой государственной вислой печатью. Текст грамоты написан на лицевой стороне первого листа. Всего 55 строк. Текст начинается со слов «Б[о]жиею милостию». Буква «Б» выполнена как инициал. Она украшена растительным орнаментом, некоторые элементы которого окрашены золотом. Инициал «Б» высоко поднимается над первой строкой текста и доходит почти до верхнего края листа. Орнамент инициала занимает примерно половину левого поля и далеко выходит за зеркало текста. Он завершается напротив 25-й строки грамоты. Слова «Б[о]жиею милостию» написаны кириллической вязью, начиная с буквы «ж». Эти заставные слова значительно превышают по размерам другие слова в тексте. Они немного поднимаются над первой строкой (примерно на высоту одной строки) и завершаются напротив интервала между 4-й и 5-й строками. Верхнее поле грамоты украшено выносными буквами («с» из слова «государь»; «з» из слова «князь»; «ч» из слова «Федорович»; «р» из слова «самодержец») и элементами букв (элемент «у» из слова «Русии»). На титле над словом «государь» и выносном элементе «у» из слова «Русии» расположены небольшие черточки, которые складываются в своего рода схематичное изображение «снежинки». Овал выносной «р» в слове «самодержец» превращен в схематичное изображение половины розетки цветка. Под текстом грамоты помещена припись дьяка Ивана Кирилова сына Грязева (2 строки). Под ней расположена бумажная прикрепа, вырезанная в форме луковицы. Прикрепа и листы грамоты прошиты насквозь витым шелковым красным шнуром. На шнуре расположена государственная вислая воско-мастичная красная печать. На одной ее стороне расположен ездец, на другой — двуглавый орел. На обороте первого (текстового) листа в верхней части расположена запись с титулом и именем царя (1 строка). Здесь же в нижней части листа расположена скрепа подьячего Ивашки Волкова (2 строки). На обороте второго листа грамоты (охранного) расположена архивная помета: «№ 4-й».
Подлинность
Оригинал
Аргументация подлинности
Водяной знак бумаги, формуляр акта и манера письма соответствуют бумаге, формуляру и письму царских жалованных грамот первой половины XVII века.
Количество листов
2
Алфавит
Кириллица
Стиль / тип письма
Скоропись
Материал
Форма
Отдельный лист
Цвет чернил
Светло-коричневый
Страна
Россия
Учреждение создания
Провенанс
Документ происходит из собрания Н. П. Лихачева. Грамота отложилась в Колл. 238 (Коллекия Н. П. Лихачева) в Архиве СПбИИ РАН. В перечне царских жалованных грамот, выдававшихся светским лицам, публикуемый на портале документ учтен под номером 655 [Комочев Н. А. Жалованные грамоты русских царей светским лицам 1613–1696 гг.: опыт реконструкции корпуса источников / Отв. ред. С. М. Каштанов. М., 2022. С. 117. № 655].
Издание / публикация
Публикуется впервые.
Библиография
1. Комочев Н. А. Жалованные грамоты русских царей светским лицам 1613–1696 гг.: опыт реконструкции корпуса источников / Отв. ред. С. М. Каштанов. М., 2022. С. 117. № 655; 2. Комочев Н. А. Царские жалованные грамоты светским лицам (1613–1696). Источниковедческое исследование. М., 2016; 3. Указ о вотчинных правах владельцев, получивших вотчины за «московское осадное сиденье», 28 ноября 1620 г. / Законодательные акты Русского централизованного государства XV–XVII веков: Отв. ред. Н. Е. Носов. Л. 1986. С. 103. № 100; 4. Указ о форме жалованных грамот на вотчины, данные за «московское осадное сиденье», 1618/19 г. // Законодательные памятники Русского централизованного государства XV–XVII веков / Отв. ред. Н. Е. Носов. Л., 1986. С. 93–94. № 86.
Состояние памятника
Листы сильно загрязнены, помяты, есть разрывы и утраты бумажной основы по краям листов.
Состояние надписи
Нет утрат текста.
Дата составления описания
03.12.2023
Текст на языке оригинала
Божиею милостию (прим. 1) мы, великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии самодержец, советовав со отцем своим великим государем святейшим патриархом Филаретом Никитичем Московским и всеа Русии, по своему царскому милосердому осмотренью пожаловали есмя дмитровца Михаила Поликарповича Щепкина старою ево вотчиною, что ему дано за царя Васильево за московское за осадное сиденья, что он сидел при царе Василье, из ево ж и старова и жалованья. Грамота на ту вотчину была дана во 123-м году с его окладу с четырехсот (прим. 2) с пятидеся-т чети по ево скаске. А ныне ему, Михаилу, помесной оклад сыскан триста чети, а сто пятьдесят чети прописано. И тое он вотчинную грамоту отдал в Помесной приказ для пере[пи]ски с прямово окладу, что ему был при царе Василье. А в той жаловальной грамоте, какова дана была ему, написано, дана ему, Михаилу, за ево службы, что он, памятуя Бога, и пречистую Богородицу, и московских чюдотворцов, будучи в Московском государстве в нужное и прискорбное время, за веру крестьянскую, и за святыя Божие церкви, и за всех православных крестьян против врагов наших польских и литовских людей, и руских воров, которые Московское государство хотели до конца разорити и веру крестьянскую попрати, а он, Михайло, будучи на Москве, против врагов наших стоял крепко и мужественно, и к царю Василью, и к Московскому государству многую службу покозал, голод, и во всем оскуденье, и всякую осадную нужу терпел многое время, а на воровскую прелесть и смуту ни на которую не покусился, стоял в твердости разума своего крепко и непоколебимо безо всякие шатости, и от тое ево великие службы и от крепкого осадного сиденья полские и литовские люди, и руские воры от Москвы отошли, и за те службы мы, великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии, пожаловали ево, Михаила, старою ево вотчиною, что ему дано было с помесного ево, Михайлова, окладу с трехсот чети со ста чети по дватцати четвертей, и ево ж Дмитровского поместья деревнею Бушковою, деревнею Варкиною в вотчину по прежнему со всеми угодьи. А по книгам писма и дозору князя Микиты Шеховского да подьячево Дукучая Аврамова 128-го и 129-го году в тех деревнях написано пашни пахоные, и перелогом, и лесом поросло худые земли шестьдесят чети в поле, а вдву по тому ж. И мы, великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии, и отец наш великий государь святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всеа Русии царя Васильевых жаловальных грамот и тех, которые за царя ж Васильево осадное сиденья по нашему царскому указу даваны наши грамоты при нашей царской державе, слушали и в тех прежних жаловальных грамотах про те вотчины по царя Васильеву Уложенью написано не крепко не против нашего царского жалованья нынешнего указу, что по нашему царскому милосердому призренью даваны вотчины бояром нашим и всяких чинов людем за осадное сиденья, которые нам, великому государю, в осаде служили с нами, на Москве сидели в приход польского королевича Влада, и того в тех жаловальных грамотах за ту царя Васильеву осаду, что им та вотчина волно продати, и жаловати, и в приданые, и в монастырь по душе до выкупу дати не написано, а написано толко, что тот, кому вотчина за службу дана и детем ево, и внучатам вольны, а х какой мере та воля написана и вольно им тое вотчину продать, и заложить, и в приданые, и в монастырь по душе до выкупу дать, и о том ни о чем в царя Васильевых грамотах имянно не написано. И мы, великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии, и отец наш великий государь святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всеа Русии указуя свою государскую ко всем людем совершенную милость пожаловали ево, Михаила, за ту царя Васильеву московскую осаду указали ту ево московскую осаду указали ту ево старую вотчину, что ему дано из ево ж поместья, пополнить и подкрепить новою нашею царскою жаловальною грамотою. И по нашей царской милости владети ему тою вотчиною по тому ж, как написано в наших в жаловалных грамотах, которые по нашему указу на вотчины даваны бояром нашим и всяких чинов людем за ево к нам службы и за московское осадное сидения королевичева приходу. И в сей нашей нынешней царской жаловалной грамоте указали есмя нашу царскую милость объявить имянно, в той вотчине он, Михайло, и дети его, и внучата вольны, и вольно ему, и ево детем, и внучатам, и правнучатам та вотчина продать, и заложить, и в приданые дать, и в монастырь по душе до выкупу дать. А хто будет роду ево тое вотчину из монастыря похочет выкупать, и ему та вотчина выкупать ценою по нашему государскому указу против дачь, сколько в ней дачи четвертные пашни будет написано, а дать за четверть по полтине. А будет продаст в чюжой род, а хто будет роду ево захочет тое вотчину выкупить, и ему выкупати по прежнему Уложенью, как их родовые и купленые вотчины выкупают. А будет у него роду не останетца, а выкупать не похотят, и та вотчина из монастыря взять на нас, а деньги в монастырь дать за нее из нашие государские казны по полтине ж за четь, а в моностырь та вотчина по прежнему нашему Уложенью не крепка. А толко у него детей и роду не останетца, а останетца одна жена, и жене тою вотчиною владеть по свой живот, а после своего живота та вотчина для мужа своего и своего поминка отдать в монастырь до выкупу, а из моностыря та вотчина взять на нас, а дать за нее из нашие государские казны деньги по полтине ж за четверть. А будет после ево жена у него учнет сидети во вдовах или пострижется, и ему та вотчина вольно продать и заложить. А будет жена ево останетца бездетна, а вдовством сидеть и постричься не похочет, а пойдет замуж, и та вотчина взять на нас в помесные земли, а мужа ее по душе за ту вотчину дать из нашие казны денги против того, как из моностыря указано выкупать, а жениха ее пожалуем мы, великий государь, ис тое вотчины в поместье по своему царскому милосердому разсмотренью, что доведетца. Писан нашего государства в царствующем граде Москве лета 7132-го генваря 16 день. А подписал государев царев и великого князя Михайла Федоровича всеа Русии диак Иван Кирилов сын Грязев. // (л. 1 об.) Царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии самодержец. Справил Ивашко Волков.
Комментарий текстологический
(прим. 1) В ркп слова «Б[о]жиею милостию» написаны вязью. Буква «Б» выполнена как инициал, украшена орнаментом, отдельные элементы которого расписаны золотом. (прим. 2) В ркп в слове «четырехсот» заметны следы правки. Исправлено из «четырехъ».
Техническая дата
1624-01-16
Дата создания (внутренняя датировка)
От сотворения мира: лета 7132-го генваря 16 день.
Дата создания, от
1624
Дата создания, до
1624
Дата создания (точная)
1624-01-16
Обоснование датировки
По дате в тексте.
Век
XVII в.
Комментарий исторический
Публикуемая на портале «История письма европейской цивилизации» грамота Михаилу Поликарповичу Щепкину восходит к кампании по замене прежних вотчинных грамот на новые грамоты, соответствующие текущему законодательству о правах на землю. Согласно тексту грамоты, в 1614/15 г. М. П. Щепкин был пожалован за службу царю Василию Ивановичу и оборону столицы во время «московского осадного сидения» 1608–1610 гг. Часть поместной земли М. П. Щепкина в Дмитровском уезде была переведена в вотчину (из оклада в 450 четей), о чем была составлена и выдана жалованная грамота. Однако после снятия осады с Москвы в 1618 г. были приняты решения, которые предполагали передачу большому числу служилых людей земель в вотчину в награду за верную службу. Это повлекло за собой изменения в законодательстве. Указом 1618/19 г. провозглашались новые условия владения и распоряжения вотчинными землями [Указ о форме жалованных грамот на вотчины, данные за «московское осадное сиденье», 1618/19 г. // Законодательные памятники Русского централизованного государства XV–XVII веков / Отв. ред. Н. Е. Носов. Л., 1986. С. 93–94. № 86]. В грамотах, которые стали с 1619 г. выдавать за московское осадное сидение в «королевичев приход», были прописаны права распоряжения собственностью: на случай продажи, выкупа из монастыря и «чужого рода», наследования родственниками, в частности вдовой [Комочев Н. А. Царские жалованные грамоты светским лицам (1613–1696). Источниковедческое исследование. М., 2016. С. 56]. Таким образом, права лиц, пожалованных по указу 1618/19 г., значительно отличались от прав лиц, пожалованных ранее. В ранних грамотах о правах собственности кратно сообщалось следующее: «А в той вотчине он [имя], и дети его и внучата, и правнучата по нашему царскому жалованью волны» [Комочев Н. А. Царские жалованные грамоты… С. 60]. В связи с этим 28 ноября 1620 г. последовал указ, адресованной той группе землевладельцев, которые получили пожалования до 1618/19 г. [Там же. С. 38]. Им следовало прибыть в Москву, привезти с собой жалованные грамоты и сдать их в Поместный приказ для переписывания в соответствии с новыми законодательными нормами. Причем за грамоту, полученную взамен прежней, с владельцев не следовало взимать печатную пошлину [Там же]. Указ 1620 г. был обращен к лицам, вознагражденным за службу при царе Василии Ивановиче: «В вотчинах, которые даваны всяким людем служилым и приказным за царя Васильево московское осадное сиденье, а даваны им жаловалные грамоты на вотчины не именно, не против нынешняго государева указу, и тем на те вотчины давати государевы жаловалные грамоты так же, как в его государевых жаловалных вотчинных грамотах написано: в тех они своих вотчинах, и их дети, и внучата, и правнучата волны, и волно им та вотчина продать, и заложить, и в приданые, и в монастырь по душе дать. И велели свою государскую совершенную милость всем людем сказать. И те люди, которые при царе Василье на Москве в осаде сидели, и за московское осадное сиденье в вотчины поимали, и они б те вотчинные грамоты приносили в Помесной приказ к переписке, а напишут им в грамотах против нынешняго государева указу. А печатать им те грамоты указал государь безпошлинно» [Указ о вотчинных правах владельцев, получивших вотчины за «московское осадное сиденье», 28 ноября 1620 г. / Законодательные акты Русского централизованного государства XV–XVII веков: Отв. ред. Н. Е. Носов. Л. 1986. С. 103. № 100]. Как следует из текста публикуемой на портале грамоты, М. П. Щепкин в полном соответствии с указом 1620 г. отдал вотчинную грамоту в Поместный приказ «для переписки». И 16 января 1624 г. была составлена новая жалованная грамота, подтверждающая его вотчинные права на 60 четей земли в Дмитровском уезде. В тексте грамоты обстоятельно прописали права самого М. П. Щепкина и его наследников на распоряжение землей. В перечне царских жалованных грамот, выдававшихся светским лицам, публикуемый на портале документ учтен под номером 655 [Комочев Н. А. Жалованные грамоты русских царей светским лицам 1613–1696 гг.: опыт реконструкции корпуса источников / Отв. ред. С. М. Каштанов. М., 2022. С. 117. № 655].
Место создания
Место (упомянутое)

© 2025 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти