Жалованная грамота царя Михаила Федоровича казаку Василию Иванову; 1619 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Колл. 238. Оп. 2. Карт. 247. Д. 3.

Категории

Жалованные грамоты

Идентификатор
Жалованная грамота царя Михаила Федоровича казаку Василию Иванову; 1619 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Колл. 238. Оп. 2. Карт. 247. Д. 3.
Название
Жалованная грамота царя Михаила Федоровича казаку Василию Иванову на вотчину в Алатырском уезде за службу во время осады Москвы войском польского королевича Владислава
Вид (Тип)
Акт
Разновидность (характер)
Жалованная грамота
Самоназвание
Царская жаловалная грамота
Инципит
Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии самодержец, пожаловали есм[я]…
Эксплицит
Писан нашего государства в царствующем граде Москве лета 7127-го августа в 14 день.
Общее описание
Грамота написана на лицевой стороне александрийского листа. Всего 37 строк. Текст начинается с написанных кириллической вязью слов «Божиею милостию». Буква «Б» в слове «Божиею» выполнена как инициал, украшена растительным орнаментом как внутри, так и снаружи, который далеко отходит от инициала, заканчиваясь напротив 22 строки текста (26,2 х 10,7 см). Примерно половина инициала «Б» выходит за зеркало текста на верхнее и левое поля; верхняя часть его возвышается над текстом грамоты. Буква и орнамент нарисованы тонкой линией коричневыми чернилами, пространство между листьями и цветами внутри буквы плотно закрашено; черными чернилами выполнена штриховка орнамента. Остальные буквы заставных слов обведены и закрашены внутри темно-коричневыми чернилами и занимают пространство высотой в 4 строки текста (3,7 х 3,2 см). Основной текст написан светло-коричневыми чернилами, дата в последней строке документа вставлена темно-коричневыми чернилами. Разлиновка текста выполнена методом продавливания (просматриваются неусточивые следы только от двух вертикальных линий). Зеркало текста — 34,5 х 29,6 см; ряд отдельных букв и их элементов выходят за очерченное поле для текста. Под текстом грамоты располагается государственная вислая красная воско-мастичная печать, от которой остался фрагмент нижней ее части, расколотый пополам. С одной стороны печати помещено изображение ездца, с другой — двуглавого орла. Печать крепится к листу витым шелковым шнуром красного цвета, которым грамота прошита (крепление «куриная лапа»). В месте крепления шнура лист был укреплен бумажной прикрепой, выполненной в форме небольшой луковицы (6,5 х 6,4 см). На оборотной стороне листа в верхней части была помещена запись с титулом царя, которая сейчас не читается из-за дублирования грамоты реставрационной бумагой. Здесь же в нижней части помещена скрепа подьячего. Имеются следы семикратного сложения грамоты. В верхней части л. 1 об. дважды поставлена разной рукой перевернутая по отношению к другим надписям архивная помета — № 1-й — (первая находится ближе к правому верхнему углу, вторая — ниже и ближе к середине листа); обе написаны коричневыми чернилами.
Подлинность
Оригинал
Аргументация подлинности
Водяной знак бумаги, формуляр акта и манера письма соответствуют бумаге, формуляру и письму царских жалованных грамот первой половины XVII века.
Размеры
51,5 х 40,2 см Сохранившийся фрагмент от плики — от 1 см до 1,8 см.
Количество листов
1
Алфавит
Кириллица
Стиль / тип письма
Скоропись
Материал
Форма
Отдельный лист
Цвет чернил
Светло-коричневый
Способ линовки
Продавливание
Комментарий к водяному знаку
Филигрань находится над прикрепой — изображение щита, увенчанного короной с лилиями; под щитом неустановленный рисунок.
Страна
Россия
Провенанс
Документ происходит из собрания Н. П. Лихачева. Грамота отложилась в Колл. 238 (Коллекия Н. П. Лихачева) в Архиве СПбИИ РАН.
Архивный шифр / Библиотечный шифр / Инвентарный номер
Архив СПбИИ РАН. РС. Колл. 238. Оп. 2. Карт. 247. Д. 3.
Издание / публикация
Публикуется впервые.
Библиография
1. Анхимюк Ю. В., Павлов А. П. Предисловие // Осадный список 1618 г. / Ред. сер. И. Граля. Отв. ред. Б. Н. Флоря, Ю. М. Эскин; сост. Ю. В. Анхимюк, А. П. Павлов. М.-Варшава, 2009. (Сер. Памятники Истории Восточной Европы. Источники XV–XVII вв. Т. VIII). 2. Козляков В. Н. «Ближние люди» первых Романовых. М., 2022. С. 52–54 (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1911). 3. Комочев Н. А. Жалованные грамоты русских царей светским лицам 1613–1696 гг.: Опыт реконструкции корпуса источников / Отв. ред. С. М. Каштанов. М., 2022. 4. Комочев Н. А. Царские жалованные грамоты светским лицам (1613–1696). Источниковедческое исследование. М., 2016. 5. Осадный список 1618 г. / Отв. ред. Б. Н. Флоря, Ю. М. Эскин; сост. Ю. В. Анхимюк, А. П. Павлов. М.-Варшава, 2009. 6. Указ о форме жалованных грамот на вотчины, данные за «московское осадное сиденье», 1618/19 г. // Законодательные памятники Русского централизованного государства XV–XVII веков / Отв. ред. Н. Е. Носов. Л., 1986. № 86. С. 93–94.
Состояние памятника
Грамота отреставрирована во второй половине XX в.: была почищена (остались втертые загрязнения, пятна различного происхождения, следы от сложения, потертости), отпрессована; имевшиеся утраты бумаги и текста восполнены реставрационной бумагой, в том числе большой утраченный неровный фрагмент (ок. 5 5 х 9,5 см) в правом верхнем углу грамоты; на лицевой стороне листа равнопрочной бумагой укреплены края документа и тонкой конденсаторной бумагой горизонтальные линии сгибов. Лист полностью продублирован с оборотной стороны, кроме надписи в правом нижнем углу, которая зафиксирована конденсаторной бумагой. Двойная бумажная прикрепа, выполненная в форме луковицы, оказалась с оборотной стороны полностью зафиксирована материалом дублирования. Плика, образованная путем сгибания листа, в настоящее время отсутствует — при реставрации отогнута и распрямлена (осталась полоска размером — от 1 до 1,8 см), повреждена у основания луковицы, которая также надорвана по нижнему краю. Красный витой шелковый шнур деформирован (прижат) в месте крепления «куриной лапы» на бумажной прикрепе, на концах нити расплетены, имеются вкрапления соринок. От печати сохранился один фрагмент (нижняя часть), расколотый пополам, с изображением змея и частью легенды ([…] … царь и великий князь […]), с одной стороны, и хвоста и лап двуглавого орла с частью легенды ([…] … их господарь ств господ[…]), с другой; оба фрагмента держатся на шнуре. Светло-коричневые чернила, которыми написан основной текст грамоты, потускнели.
Состояние надписи
Текст утрачен в нескольких местах из-за повреждений бумажной основы. Больше всего текст пострадал в верхней правой части листа, а также в тех местах, где он был сложен по горизонтали.
Дата составления описания
03.12.2023
Текст на языке оригинала
Божиею милостию (прим. 1) мы, великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии самодержец, пожаловали есм[я] (прим. 2) казака Василья Иванова за его к нам и ко всему Московскому государству прямую службу, как в прошлом во 126-м году п[ришел] под наше государство под [царст]вующий град Москву литовского короля Жигимонтов сын Владислав в ныне[шнем] во 127-м году стоял он под Москвою со многими полскими, и с литовскими, и с немецкими людми, и с черкасы, и Московского государства всякими умыслы и прелестию прелщал, и жестокими приступы приступал, и хотел Московское государство взять и разорить да основанья, и церкви Божии осквернить, и святую нашу истинную и непорочную православную крестьянскую веру попрать, а учинить свою проклятую еретическую латынскую веру. А он, Василей, помня Бога, и пречистую Богородицу, и православную крестьянскую веру, и наше крестное целованье с нами, великим государем царем и великим князем Михаилом Федоровичем всеа Русии, на Москве в осаде сидел, и за православную крестьянскую веру, и за святые церкви, и за нас, великого государя, против королевича Владислава, и полских, и литовских, и немецких людей, и черкас стоял крепко и мужественно, и на боех, и на приступех бился, не щадя головы своей, и ни на какие королевичевы прелести не прелстился, и мног[у]ю свою службу и правду к нам и ко всему Московскому государству показал, и будучи в осаде, во всем оскудение и нужу терпел. И королевич Владислав, и гетман Хоткеев, и все паны-рада, и полские, и литовские, и немецкие люди, слыша наших людей за православную крестьянскую веру и за нас великого государя крепкостоятелство и твердость, и от бояр наших и воевод, которые были на Москве и которые с Москвы и засады посланы были по городом, видя над собою промысл и крепкостоятельство, учинили з бояры нашими и со всею землею Московского государства перемирья, и из государства нашего и з земли королевич и гетман со всеми полскими, и с литовскими, и с немецкими людми, и с черкасы вышел в Литву и в Полшу, и которые было городы поимал, нам, великому государю, отдал, и то зделалось Божиею милостию, и пречистыя Богородицы помощию, и заступлением великих московских чюдотворцов, и отца нашего святейшего патриарха Филарета Никитича Московского и всеа Русии, и матери нашей великие старицы Марфы Ивановны молитвами, и нашим царским счастьем, а бояр наших, и воевод, и всяких чинов людей к нам прямою службою, и радением, и тое радостию. И за те службы мы, великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии, пожаловали его, Василья, с поместного ево окладу с трехсот чети со ста чети по дватцать чети, и того шестьдесят чети ево ж поместья в Олаторском уезде, что ему дано из наших дворцовых сел жеребей в селе в Языкове, в вотчину со всеми угодьи. А по дачи нынешнего 127-го году по отделным книгам Дивея Теренина в том, Васильеве, жеребью поместья написано пашни пятьдесят четыре чети в поле, а вдву по тому ж, и не дошло ему из ево поместья против нашего указу в вотчину шти чети. А на ту вотчину велели есмя дать ему, Василью, сю нашу царскую жаловалную грамоту за нашею государскую красную печатью. И по нашему царскому жалованью в той вотчине он, Василей, и его дети, и внучата, и правнучата волны, и волно ему, и его детем, и внучетом, и правнучетам та вотчина продать, и заложить, и в приданые дать, и в монастырь по душе до выкупу дать. А хто будет роду его тое вотчину из монастыря похочет выкупать, и ему та вотчина выкупать ценою по нашему государскому указу против дачь, сколько в ней в даче четвертные пашни написано, а дать зачет по полтине. А будет продаст в чюжой род, а хто будет роду его захочет выкупить, и ему выкупать по прежнему нашему Уложенью, как их родовые и купленые вотчины выкупают. А будет у него роду не останетца или останетца, а выкупать не похотят, и та вотчина из монастыря взять на нас, а деньги в монастырь дать за нее из нашие царские казны по той же цене по полтине за четь. А в монастырь та вотчина по прежнему нашему Уложенью не крепка. А толко у него детей и роду не останетца, а останетца одна жена, и жене тою вотчиною владеть по свой живот. А после своего живота та вотчина для мужа своего и своего поминка отдать в монастырь до выкупу, а из монастыря та вотчина взять на нас, а дать за нее денги из нашие царские казны по полтине за четь. А будут после ево жена его учнет сидеть во вдовах или пострижетца, и ей та вотчина волно продать и заложить. А будет жена его останетца бездетна, а вдовством сидеть и постричься не похочет, а пойдет замуж, и та вотчина взять на нас в поместные земли, а мужа ее по душе за ту вотчину дать из нашие казны деньги против того, как из монастыря указано выкупать, а жениха ее пожалуем ис тое вотчины в поместье по своему царскому размострению, чего доведетца. Писан нашего государства в царствующем граде Москве лета 7127-го августа в 14 день. // (л. 1 об.) Правил Михайлов Бороздинцов.
Комментарий текстологический
(прим. 1) В ркп слова «Божиею милостию» написаны кириллической вязью. Буква «Б» написана как инициал и украшена растительным орнаментом. (прим. 2) В ркп буквы и слова, утраченные из-за повреждений бумажной основы, восстановлены по формуляру и смыслу и написаны в квардратных скобках.
Техническая дата
1619-08-14
Дата создания (внутренняя датировка)
От сотворения мира: лета 7127-го августа в 14 день.
Дата создания, от
1619
Дата создания, до
1619
Дата создания (точная)
1619-08-14
Обоснование датировки
По дате в тексте.
Век
XVII в.
Комментарий исторический
Грамота была составлена в 1619 г. и, согласно предложенной отечественными исследователями классификации, относится к группе (типу) царских жалованных грамот, которые выдавались «за службу в королевичев приход» [Комочев Н. А. Царские жалованные грамоты светским лицам (1613–1696). Источниковедческое исследование. М., 2016. С. 53–69]. Войско королевича Владислава (1595–1648), включавшее в себя отряды поляков, литовцев, запорожских казаков и русских пересекло границу весной 1617 г., взяло несколько значимых городов и двинулось в направлении Москвы. Силы неприятеля подступили к столице в конце сентября 1618 г. и начали штурм крепости Белого города — главного рубежа обороны Москвы. Врага удалось сдержать и не пропустить к Кремлю [Анхимюк Ю. В., Павлов А. П. Предисловие // Осадный список 1618 г. / Ред. сер. И. Граля. Отв. ред. Б. Н. Флоря, Ю. М. Эскин; сост. Ю. В. Анхимюк, А. П. Павлов. М.-Варшава, 2009. С. 5–6 (Сер. Памятники Истории Восточной Европы. Источники XV–XVII вв. Т. VIII); Козляков В. Н. «Ближние люди» первых Романовых. М., 2022. С. 52–54 (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1911)]. Победа в Москве открыла возможность для начала мирных переговоров с Владиславом и заключения Деулинского перемирия 1 декабря 1618 г. По окончанию военных действий власти составили полный список бояр, окольничих, стольников, стряпчих, дворян, детей боярских, приказных, иноземцев и людей разного чина, принимавшихся участие в обороне Москвы и Замосковного края. Работу над Списком осадных сидельцев («Осадным списком») завершили 19 апреля 1619 г. [Анхимюк Ю. В., Павлов А. П. Предисловие… С. 5–6, 11]. Документ включил в себя имена не менее 1950 человек, заслуживших царские пожалования. Согласно оценке В. Н. Козлякова, значение этого документа трудно переоценить, так как он наряду с актом о пожаловании участников обороны Москвы в 1608–1610 г. изменил характер служилого землевладения [Козляков В. Н. «Ближние люди»... С. 56–57]. По указу царя 1618/1619 г. лица, доказавшие верность в «королевичев приход», получили вотчинные права на часть принадлежавших им поместных земель [Указ о форме жалованных грамот на вотчины, данные за «московское осадное сиденье», 1618/19 г. // Законодательные памятники Русского централизованного государства XV–XVII веков / Отв. ред. Н. Е. Носов. Л., 1986. № 86. С. 93–94]. Грамота, публикуемая на портале «История письма европейской цивилизации», происходит из собрания Н. П. Лихачева. Она была выдана вскоре после составления «Осадного списка» — 14 августа 1619 г. Адресатом пожалования стал казак Василий Иванов, который получил в награду за службу «в королевичев приход» 60 четей его поместной земли в селе Языкове Алатырского уезда, которые были переведены в вотчину. В «Осадном списке» не удалось найти имени казака Василия Иванова. Однако в грамоте 1619 г. разъяснялось, что он во время осады Москвы был вместе с царем в столице: «А он, Василей, помня Бога, и пречистую Богородицу, и православную крестьянскую веру, и наше крестное целованье с нами, великим государем царем и великим князем Михаилом Федоровичем всеа Русии, на Москве в осаде сидел…». Всего среди 1306 жалованных грамот светским лицам за 1613–1696 гг., которые были выявлены в отечественных документальных собраниях Н. А. Комочевым [Комочев Н. А. Жалованные грамоты русских царей светским лицам 1613–1696 гг.: Опыт реконструкции корпуса источников / Отв. ред. С. М. Каштанов. М., 2022 С. 55–189], более 300 документов принадлежит к группе грамот, выданных «за московское осадное сиденье в королевичев приход» [Комочев Н. А. Царские жалованные грамоты… С. 41–42]. Согласно наблюдениям исследователя, они выдавались в течение десяти лет (с 1619 по 1629). Грамота 14 августа 1619 г. казаку Василию Иванову, является одним из первых документов, отпущенных за верную службу в 1618 г. В общем перечне грамот, составленном Н. А. Комочевым, она учтена под номером 278 [Хронологический перечень грамот // Комочев Н. А. Жалованные грамоты русских царей… С. 82].

© 2025 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти