Жалованная грамота царя Михаила Федоровича жителям Устюжны Железопольской; 1614 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Колл. 114. Оп. 1. Д. I-12.

Категории

Жалованные грамоты

Идентификатор
Жалованная грамота царя Михаила Федоровича жителям Устюжны Железопольской; 1614 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Колл. 114. Оп. 1. Д. I-12.
Название
Жалованная грамота царя Михаила Федоровича жителям Устюжны Железопольской на освобождение их от суда царского наместника и уплаты пошлин.
Вид (Тип)
Акт
Разновидность (характер)
Жалованная грамота
Самоназвание
Жаловальная грамота
Инципит
Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии самодержец, пожаловали есмя Устюжны Железополские посадских лутчих, и середних, и молотчих, и всяких черных городцких людей…
Эксплицит
Дана ся наша царская жаловальная грамота на Москве лета 7122-го месяца июня в 5 день…
Общее описание
Текст грамоты написан на лицевой стороне двух листов, склеенных между собой. Лист 1: 46 строк; лист 2: 43 строки. Первое слово текста начинается со слова «Божиею», написанного кириллической вязью. Слово украшено растительным орнаментом и вместе с ним занимает значительную часть левого поля. Слово «Божиею» начинается высоко под первой строкой. Орнамент, украшающий слово, завершается напротив строки №26 (лист 1). Под текстом грамоты помещена бумажная прикрепа в виде луковицы. На прикрепе размещен шнур с вислой печатью. Грамота скреплена государственной красной воско-мастичной печатью, подвешенной к документу на красном шелковом витом шнуре. Грамота прошита этим шнуром насквозь в трех местах (крепление куриная лапа) и соединяет прикрепу и 2-й лист грамоты. К верхней части грамоты приклеена цветная бумага с выдавленным на ней фигурным узором. Она укрывает (наподобие шелковой завесы) примерно ¼ часть 1-го листа. В нижней левом углу грамоты помещена помета о взятии пошлины. На оборотной стороне 1-го листа помещен титул и имя царя. На оборотной стороне 1-го и 2-го листов в месте их склейки помещена скрепа думного дьяка Петра Третьякова. Последнее слово скрепы «Третьяков» написано на лицевой стороне грамоты по правому полю напротив последних слов последней строки. Вероятно, рукой Петра Третьякова написаны и сами последние слова грамоты: «месяца июня в 5-й день».
Подлинность
Оригинал
Аргументация подлинности
Водяной знак бумаги, формуляр акта, манера письма, оформление, знаки аутентификации соответствуют бумаге, формуляру, письму, оформлению и знакам аутентификации царских жалованных грамот начала XVII века.
Количество листов
2
Алфавит
Кириллица
Стиль / тип письма
Скоропись
Материал
Форма
Столбец
Цвет чернил
Светло-коричневый
Страна
Россия
Провенанс
Документ хранился в архиве Устюжно Железопольского Магистрата. Не позднее конца 1830-х гг. поступил в Археографическую комиссию. Текст грамоты был опубликован в Т. 3 «Актов Археографической экспедиции» (1836). В настоящее время хранится в Архиве СПбИИ РАН в составе коллекции 114.
Издание / публикация
Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедиции Императорской Академии наук. СПб., 1836. Т. III. С. 73–76. №36.
Библиография
Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие XV–XVII вв. М., 1975 . С. 522–523.
Состояние памятника
Удовлетворительное.
Состояние надписи
Нет утрат текста.
Дата составления описания
04.12.2023
Текст на языке оригинала
Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии самодержец, пожаловали есмя Устюжны Железополские посадских лутчих, и середних, и молотчих, и всяких черных городцких людей, что били они нам (прим. 1) челом и положили перед нами жаловальную несудимую грамоту от устюженских намесников и их тиунов блаженные памяти деда нашего великого государя царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии, а на наше царское имя та грамота не подписана, и нам бы их пожаловати, велети тое жаловальную грамоту переписать на наше царское имя. И мы, великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии самодержец, Устюжны Железополские посадских лутчих, и середних, и молотчих людей пожаловали, велели им тое грамоту переписати на наше царское имя против прежние жаловальные грамоты деда нашего царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии Устюжны Железные посадские люди старосты, и целовальники, и сотцкие, и десятцкие, и все крестьяне лутчие, и середние, и молотчие люди от волостелина суда и от его пошлинных людей отставлены, а быти у них в судьях их же посадским людем, которых себе выберут всем своим посадом, а судити им по нашей грамоте. Взыщет хто на ком бою и грабежу до рубля или свыше того, и им того сыскивати всем посадом всеми людьми, и сыщут что на него бой и грабеж был и искал своего грабежу по животом, и им по тому ответчика обвинити. А скажут, что им бой был, а о грабеже им ведома нет, а ищея искал не по своим животом, и им тем ищеи винити, а скажет ищея, что у него отняли чюжие животы, и им того сыскивати, чье у него животы отняли, и обыщут того что у него чюжие животы были, а на грабеж видоков нет, и им в том присужати целованье з жеребья. А взыщет хто великих грабежев рублев до дватцати, или до тритцати, или свыше того, и им в том по тому ж обыскивати накрепко, а чего сыск не иметь, и им в том по тому ж присужати целованье з жеребья. А хто взыщет поклажея, и того сыскивати меж себя всеми людьми по тому ж по животом, а чего сыск не иметь, и им в том присужати целованье, а давати на ответчикову волю, хочет сам поцелует или под крест денги положит, и ищея, поцеловав, возмет. А хто взыщет пожеги, или душегубства, или розбоя, или татбы, и выборным судьям з губными старостами про того сыскивати всеми людьми. И скажут на кого всем посадом, ино ищее иск заплатити из ответчиковых животов, а что за тем останетца животов, и тот описывати на меня царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии, а ответчика казнити смертною казнью. А послушествуют на кого в т[е]х же делех людей добрых человек до пятидесяти и до ста, а иные люди про него лиха не скажут ни которого, и на том исцово доправити, а самого вкинути в тюрьму до моего царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии указу. А хто взыщет на ком тех же дел, а городцким людем сыскивати про то будет немочно, и им в тех делех присужати целованье з жеребья, и поцелует ищея, ино на ответчике исцово доправити, а самого дати на поруку, а не будет по нем поруки, ино его вкинути в тюрьму доколе по нем порука будет. А ищея пошлетца на послухи в заемном деле без кабалы, или в какове деле ни буди, и послухи, став меж себя, порознят, иные молвят в ысцовы речи, а иные в ысцовы речи не молвят, ни которые молвят в ысцовы речи, а попросят с ними те послухи поля, которые не молвят в ысцовы речи, ино им присужати целованье з жеребья, и по жеребью целуют послухи те, которые послушествовали в ысцовы речи, и тех послухов, которые в ысцовы речи не послушествовали, обвинити, а исцово имати по письму на ответчикех и на тех послухех, которые в ысцовы речи не послушествовали, а не попросят те послухи, которые послушествовали в ысцовы речи (прим. 2), ино тем ищея виноват. А по кабале порознят послухи и дьяк, ино по тому ж, а кого послух опослушествуют в бою, или в грабежу, или в займех, ино дати им целованье з жеребья, или, став у креста, даст ответчик целовати послухи з жеребья, или ответчик, не приводя к целованью, заплатит, в том воля, а вины в том ответчику нет. А будет в послухех поп или дьякон, и тех от послушества отставливати, а давати исцем меж себя правду з жеребья. А послух перед судей не придет, естли за ним речи нет ли, а доведет на него то пристав, и на том послухе исцово и убытки взяти. А хто взыщет человекех на трех или на четырех по жалобнице, а напишет в жалобнице человек десять, или пятнатцать, или больши, или меньши, и те два, или три за себя и за иных товарыщев отвечают, а за иных не отвечают, а за которых по жалобнице отвечают ино, тех судити в их жеребьех, а за которых людей по жалобнице не отвечают, ино в тех жеребьех посылати пристава. А которой человек взыщет бою и грабежу, и ответчик скажет, что бил, а не грабил, и ответчика в бою обвинити, а скажет, что грабил, а не бил, и на том грабеж доправити, хто скажет грабил, а в бою только не помирятца, ино им в том присужати в безчестье целованье з жеребья, ищея поцелует, и он // (л. 2) безчестье возмет, а ответчик поцелует, и он не даст ничего. А в ыных делех судити по тому ж хто в чем скажетца виноват, то на нем и взяти, а в достали суд и правда, крестное целованье. А безчестья посадским торговым людем пять рублев, а женам их безчестия против их безчестья вдвое, а крестьянину пашенному и непашенному безчестья рубль, а жене его безчестья два рубли, а черному молотчему человеку рубль ж, а женам их вдвое, а увечье указывати крестьянину, посмотря по увечью и по безчестью, и всяким указывати за увечье, посмотря по человеку и по увечью. А кого приведут с поличным впервые, ино его судити да про него обыскати, и назовут его в обыску лихим человеком, ино его пытати, и скажет на себя сам, ино его казнити смертною казнью, а не скажет на себя, ино его вкинути в тюрьму до смерти, а исцово заплатити из его статка, а скажут в обыски, что он доброй человек, и того полинново сыскивати судом и дело вершити по суду. А доведут на кого розбой, или душегубство, и пожег, и ябедничество, и подписки, или иное какое лихое дело, а будет ведомой лихой человек, и выборным судьям з губными старостами тех людей судити и управу им чинити по губным грамотам. А кто займет сколько денег в рост, и тем людем у них не служити ни у кого, жити им себе, а на деньги рост давати, а хто даст денег взаймы в рост, да того человека станет держати у себя и збежит у него тот человек, покрадчи, и что снесет, то у него пропало, а кабале денег лишен. А промеж дворов городити изгороду по половинам, а чьею изгородью учинитца убыток, и тому платити. А которые люди учнут искати на своих же посадчанех боев и грабежев ябедничеством двожды и трожды, и доведут на них в том всем посадом, и руки посадские люди к своим речам приложат, что те люди ябедничают, и тех ябедников по тому обыску бити кнутьем да выслати ис посадов, а животов их не грабити. А в которых будет делех излюбленным судьям крестьяном управы чинити не мочно, и они суда своего списки обоих исцов присылают к докладу к нам к Москве. А учнут излюбленные судьи судити непрямо, по посулом, а доведут на них то, и излюбленных судей в том казнити смертною казнью, а животы их велети имати да отдавати тем людем, хто на них доведет. А в суде и у записки у всяких дел у губных старост и у излюбленных судей сидети посадским лутчим крестьяном. А судные и обыскные списки и всякие дела губным старостам, и излюбленным судьям, и лутчим крестьяном велети писати дьяком земским перед собою, да к тем запискам губным старостам, и излюбленным судьям, и лутчим крестьяном, которые грамоте умеют, руки прикладывати да записки всяких дел держати за своими печатьм. А земским дьяком без них судных и обыскных никаких дел не записывати и у себя не держати никоторыми делы. А учнет земской дьячок судные, и обыскные, и всякие дела записывати ондин не перед губными старостами и не перед излюбленными судьями, или которые дела земской дьячок учнет держати у себя, а хто на них то доведет, и губным старостам, и излюбленным судьям, и дьячку земскому быти от нас кажненым смертною казнью, а животы их велети имати да отдавати тому, хто на них доведет. А будет пятно к тамге и к иным нашим пошлинам не придано, а дано будет бы волостелю (прим. 3), и хто на посаде купит лошадь, или продаст, или менит, и те все посадские люди лошади являю[т] выборным судьям, и те лошади суд и пятнять посадским пятном, а от пятна емлют по старине, как имали волостели и его пошлинники, а имяна людские и лошади в шерсть пишут в книги спору для, а которой человек купит лошадь, или продаст, или менит, и выборным судьям, хто на посаде не явит, да токова ж дни, и выборные судьи, уличив того, емлют на них пропетенье по Зудебнику. А хто у них на посаде женитца или хто выдаст дочерь замуж в волость, и выборные судьи новоженной убрус и выводную куницу емлют по старине. А которые иногородцы приедут в Устюжну Железную на посад каким делом ни буди и взыщет на посадчанех бою, грабежу или иных дел каких ни буди, и им управа давать по тому ж, как и устюжаном посадским людем, меж себя по сей грамоте, а встречно посадским людем на иногородцех перед своими судьями не отъискивать. А приезжаго человека торгового, или иного каково человека приезжего, изымают на Устюжне на посаде с поличным в татьбе, или в розбое, или в грабеже, и в тех делех судить, сыскивая по сему ж указу, да те списки и обоих исцов за списки присылают к нам к Москве к докладу, а без докладу им тех дел не вершити. А о которых делех в сей грамоте указ не написал, и те им дела вершить по Судебнику, а за волостелин и за его пошлинных людей присуд, и за дворское, и за всякие пошлины давати посадским людем по сошному розводу с сохи по пятнатцати рублев на год, да пошлин рубля по два алтына, а давати им тот оброк на Семен день Летопроводца, а збирати им тот оброк меж себя по животом, и по пашням, и по промыслом, а кому будет чего искати иных городов и волостей на устюженцех на посадских людех, и на выборных судьях, и на крестьянех, и о тех делех бьют челом дьяку нашему, и дьяк наш о том, докладывая нас, пристава на них дает и управу им чинит по нашему указу. Дана ся наша царская жаловальная грамота на Москве лета 7122-го месяца июня в 5 день. // Пошлин взято пол 8 рубли. (л. 1 об.) Царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии самодержец. (л. 1 об., 2 об., 1) Думной диак Петр Третьяков.
Комментарий текстологический
Примечание: (прим. 1) В ркп слово «нам» вписано над строкой. (прим. 2) В ркп слов «речи» вписано над строкой. (прим. 3) В ркп так: «а дано будет бы ловостелю». В публикации 1836 г. так: «а дано было будет волостелю».
Техническая дата
1614-06-05
Дата создания (внутренняя датировка)
От сотворения мира: лета 7122-го месяца июня в 5 день
Дата создания, от
1614
Дата создания, до
1614
Дата создания (точная)
1614-06-05
Обоснование датировки
По дате в тексте (л. 2).
Век
XVII в.
Комментарий дипломатический
Относится к типу жалованных царских грамот, предоставляющих иммунитет от подсудности и несения какой-либо повинности.
Место создания
Место обнаружения

© 2025 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти