Знаки аутентификации в копии послания Иннокентия II

Идентификатор
Знаки аутентификации в копии послания Иннокентия II
Название
Знаки аутентификации в копии послания Иннокентия II
Комментарий
Транссумпт заверен собственноручными подписями составивших его нотариев курии епископа Меца. Подпись Мориса Нуаре выполнена с несколькими лигатурами в сложном картуше из множества росчерков, подпись Леонарда Шаре имеет более простой картуш. Обе подписи передают их фамилии в латинизированной форме. В дате транссумпта указано, что грамота была дана в присутствии двух свидетелей – хранителя печати и еще одного нотария епискпской курии. В тексте нотариальной копии 1566 года, снятой с трассумпта 1524 года и сохранившейся в составе картулярия XVII века, отмечено, что грамота была оснащена вислой печатью зеленого воска (Paris, Bibl. Nat., ms. lat. 9203, f. 484). Сам транссумпт содержит описание вислой свинцовой печати Иннокентия II, прикрепленной по обычаю римской курии с помощью шелковых нитей красного и желтого цвета. Кроме этого грамота передает необходимые знаки аутентификации папской привилегии, описывая их расположение относительно текста. Папская подпись с окружающей ее ротой и монограммой Bene valete перерисована отдельно по середине листа, как и на папской привилегии. Способ их изображения – с поправкой на то, что это позднейшая перерисовка – совпадает с подлинными привилегиями Иннокентия II. Внутри роты в верхних четвертях повещены имена апостолов: «S(AN)C(TU)S PETRVS | S(AN)C(TU)S PAULUS». В нижних четвертях записано имя папы: «INNO|CENTIVS | P(A)P(A) | II». По кругу роты написан девиз понтификата Иннокентия II: «Adiuva nos, Deus salutaris noster» (Ps 78:9), однако не перерисован крест вверху роты, являющийся частью девиза и, соответственно, частью собственноручной папской заверки. Девиз и подпись, так же выполнявшиеся папой собственноручно, записаны без соблюдения манеры Иннокентия II – без маюскульной R в слове «noster» и без e-caudata в окончаниях «catholice» и «eccl(es)ie». Кардинальские подписи, ставшие неотъемлемым атрибутом больших папских привилегий именно в понтификат Иннокентия II и в подлинных грамотах сгруппированные в три колонки (пусть и довольно хаотично расположенные) ниже папской подписи, в транссумпте записаны в строку друг за другом. Сначала идет подпись Теодевина, епископа Порто-Санта-Руфина, единственного кардинала-епископа, упомянутого в тексте папской грамоты. Затем следуют шесть подписей кардиналов-пресвитеров. Среди них обращает на себя внимание ошибка в титуле Мартина Санти-Стефано-аль-Монте-Челио («in Cereo Montis» вместо «in Celio monte»), cвязанная с тем, что в оригинале по каким-то причинам слова было сложно прочесть правильно: в копии 1628 года, снятой с оригинала, присутствует та же ошибка (Paris, Bibl. Nat., ms. lat. 9202, f. 60). Подпись кардинала-пресвитера Гвидо без указания титулярной церкви, но со смиренным обозначением «sancte Roman(e) eccl(es)ie indignus sacerdos» встречается на папских привилегиях с 12 января 1134 года по 16 мая 1143 года (Jaffé, Löwenfeld. I. P. 840), что не позволяет исследователям уверенно соотнести его с каким-то членом консистории с таким же именем. Так же в ряду подписей кардиналов-пресвитеров стоит отметить Иво Сан-Лоренцо-ин-Дамазо – знаменитого философа Иво Шартского, каноника парижской обители Сен-Виктор. Среди трех подписей кардиналов-диаконов обращает на себя внимание последняя подпись, лишенная креста. Это назначенный в кардинальскую коллегию в 1138 году Октавиан Сан-Никола-ин-Карчере, будущий антипапа Виктор IV. Формула даты содержит удостоверение главы апостольской канцелярии – кардинала-диакона Аймерика, заверявшего папские грамоты с марта 1130 года по 20 мая 1141 года и лишь один раз поставившего свою подпись в колонке кардиналов-диаконов в 1139 году без указания его диаконии (Jaffé, Löwenfeld. I. P. 841).

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти