РГБ; ТСЛ ризн. 4_переплет

Идентификатор
РГБ; ТСЛ ризн. 4_переплет
Название
РГБ; ТСЛ ризн. 4_переплет
Общее описание
Ранний серебряный позолоченный оклад, один из самых роскошных выполненных мастерами московского круга рубежа XIV и XV веков, сочетает несколько видов техники (литье, чеканка, скань и зернь, эмаль) и является образцом ювелирного творчества этого периода. Центральные изображения в среднике Христа на престоле с предстоящими Богоматерью и святителем Иоанном Златоустом (?), выше – Христа Еммануила в медальоне и ангелов с орудиями Страстей в руках своеобразны по композиции и литургическому замыслу. Представленные ниже в медальонах образы пророка Илии (вариант прочтения – Иоанн Предтеча), великомученика Феодора Тирона (Стратилата?) и мученицы Василиссы могут рассматриваться как соименные святые семьи заказчика или вкладчика (что предполагает изготовление частей оклада в разное время). Углы занимают фигуры пишущих евангелистов в многопрофильных киотах-кивориях. Кайма между ними заполнена чередующимися полуфигурами апостолов в киотах и шестокрылов в квадрифолиях. Фон средника украшен сканью и зернью. Типология и иконография ранней части оклада имеют точки соприкосновения с декором однонефных византийских базилик XII–XIV веков, где центральный свод нередко украшался медальонами с полуфигурами Христа Ветхого денми, Христа Еммануила в окружении апостолов и небесных сил. В более поздних гравированных медальонах на «застенках» очевидно воздействие традиций московского искусства времени преподобного Андрея Рублёва, виртуозность линейной прорисовки предвосхищает искания эпохи Дионисия. По составу персонажи «застенков» образуют 3 цикла: святители (Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий и Николай Мирликийский), преподобные (Ефрем Сирин, Савва Освященный и Евфимий Великий), русские святые (святитель Леонтий Ростовский, митрополит Петр, преподобный Сергий Радонежский – один из ранних наряду с плащаницей образов святого, 1422–1425 годы, СПГИАХМЗ). Тем больший интерес в таком случае приобретают изображения святых на окладе. Главные из них помещены в центр оклада, по сканному золоченому полю. На самом верху – дробница с изображением "рытьею" и финифтью Еммануила (Арх. Леонид читает "Михаил", но остатки букв надписи ясно дают "Еммануил”, не говоря уже про тип изображения); ниже его – два чеканных ангела в рамах. В центре поля – чеканные же: Иисус Христос на престоле и по бокам Его, в отдельных , рамках двое святых, без надписей, в коих арх. Леонид, с полной вероятностью, основываясь на условных данных иконографии и "подлинников", видит тезоименитных святых великого князя и его супруги, т. е. св. Василия Великого и св. Софию. А боярин Кошка был особо близок ко двору Великого Князя и в свойстве с ним через брак своей дочери с кн. Микулинским. Под этими изображениями снова круглая дробница, на которой вырезан св. пророк Илья, по чтению арх. Леонида, а еще ниже, два поясных изображения мужской и женской фигуры с надписями у мужской: Федор, а у женской: Василисса (Арх. Леонид читает "Елизавета", но буквы ясно указывают на Василиссу). Несомненно, это святые вкладчика, боярина Федора Андреевича и его супруги Василиссы. А раз это Евангелие было вкладом боярина Федора Кошки, то, следовательно его супругу звали Василиссой. Таким образом имя матери всех сыновей боярина Кошки, первой его супруги, открывается благодаря этому Евангелию. Кроме этих, главных изображений, есть еще несколько чеканных святых на самом окладе и ряд их, уже резанных, на "застенках". Однако, при первых надписи не сохранились и только можно предполагать, что в числе их есть св. Сергий Радонежский и св. Петр, митрополит Московский. При вторых же надписи очень ясны и поэтому легко восстановляются святые, здесь изображенные, а именно: св. Николай, Мирликийский чудотворец, св. Григорий Богослов, св. Иоанн Златоуст, св. Василий Великий, свв. Ефрем, Савва и Евфимий, св. Сергий Радонежский, св. Леонтий Ростовский и св. Петр, митрополит. Какое имеют отношение эти святые к вкладчику, сказать трудно. Но возможно, что застенки сделаны позже. Работа их совсем иная и "резь" изображений очень напоминает работу ХVII в. По какому случаю был сделан этот вклад? П. К. Симони предполагает, что по случаю брака дочери боярина Федора Андреевича с сыном великого князя Тверского князем Федором Михайловичем Микулинским, состоявшегося в 1391 г. Однако промежуток в целый год между этим событием и временем вклада и, главное, отсутствие среди изображений малейшего указания и на имя новобрачной – Анны и ее мужа и на имена родителей последнего, заставляют пока отказаться от этого объяснения и считать вопрос о причинах вклада – открытым. Акт разлиновки представлен на окладе 1392 г. Евангелия Кошки изображением евангелиста Матфея, разлиновывающего лицевую сторону первого листа сложенной тетради. Эта композиция весьма условна: разлиновка осуществляется правой рукой евангелиста без помощи левой, то есть пергамен никак не придерживается. Орудием разлиновки Матфею служит небольшой кривой нож. Схожий кривой же нож видим в руках Луки, изображенного на пластине в левом нижнем углу оклада того же Евангелия. Лука очиняет ножом перо. Тип евангелиста, очиняющего перо, получил распространение в христианской иконографии примерно с 870 г.
Состояние
Хорошее

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти