РГБ; ТСЛ ризн. 1_переплет

Идентификатор
РГБ; ТСЛ ризн. 1_переплет
Название
РГБ; ТСЛ ризн. 1_переплет
Общее описание
Основу переплета Евангелия-Апостола Симеона Гордого составляют хорошо обработанные липовые доски толщиной до 1,5 см: верхняя - обложена басмою по холсту, нижняя и корешок - обтянуты суровым холстом. Верхняя доска покрыта серебряным, весьма сложным и оригинальным окладом, который был изготовлен вскоре после очередной поездки князя Симеона в Орду. Плоскость доски и ее края с трех сторон покрыты пластинами басмы с неодинаковыми растительными орнаментами. На лицевой стороне верхней доски, поверх басмы, - накладные серебряные пластины. Средник представляет собой Распятие с предстоящими. Средняя пластина в виде восьмиконечного креста с резным изображением распятого Христа, по сторонам креста - две прямоугольные пластины с резным изображением Приснодевы Марии и Иоанна Богослова; вверху креста - две крестообразной формы, расчлененной на четыре дуги, - пластины с двумя плачущими ангелами, на наугольниках — гравированные изображения евангелистов. «Оклад, судя по крещатым нимбам на ангелах вопреки иконографическому смыслу, затем по орфографии надписей ... - дело рук русского мастера». Фон на всех пластинах вне изображений, орнамента и надписей выведен чернью. Вокруг Христа по кресту растительный, непрерывный, средневековый орнамент резью, сохранивший следы позолоты. Это извивающийся стебель, выпускающий стебельки со стилизованными цветками. Над распятием, на верхней поперечной перекладине, изображено резью уготование престола. По краям оклада расположена гравированная на серебряных пластинах надпись с обозначением даты создания книги (6852=1344 г.) и имени великого князя Симеона Ивановича Гордого. Имеются на окладе и другие надписи-обозначения. А. В. Рындина обоснованно считает, что над созданием этого оклада трудились несколько мастеров. Об этом свидетельствует неодинаковый уровень исполнения разных частей оклада. В работе Т. В. Николаевой приводятся дополнительные сведения по истории переплета Евангелия-Апостола Симеона Гордого, которые существенно корректируют наблюдения А. В. Рындиной. Застежка одна древняя, а другая новая, шпенек сохранился только один. Было выполнено несколько правок переплета. Во время реставрации 1993–1996 гг. специалистами установлено, что под серебряным окладом книги Симеона Гордого находятся три слоя различных тканей, относящихся к разному времени и месту изготовления. Древнейшая из них, полихромная шелковая ткань, как считают реставраторы, изготовлена по технологиям, близким к китайским и согдийским VIII—XIV вв. Дорогая древняя ткань подтверждает предположение об отсутствии басмы в раннее время. Вторая ткань относится к XVI в., а третья, льняная крашенина голубого цвета, к XVIII в. Можно считать, что искусствоведы и реставраторы весьма обстоятельно изучили окладной переплет Евангелия-Апостола Симеона Гордого. Однако надписи этого оклада как реальное проявление специфики русского письма, выполненного на металле в первой половине XIV в., еще ждут своего исследователя.

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти