Приходо-расходная хлебная книга житника Кирилло-Новоезерского монастыря Арсения; 1666 г.; ОПИ НГОМЗ. Ф. 13. Д. 112. Л. 370–376 об.
Категории
Рукописи кириллического алфавита: акты и памятники делопроизводства XII–XVII вв.
Идентификатор
Приходо-расходная хлебная книга житника Кирилло-Новоезерского монастыря Арсения; 1666 г.; ОПИ НГОМЗ. Ф. 13. Д. 112. Л. 370–376 об.
Название
Приходо-расходная хлебная книга житника Кирилло-Новоезерского монастыря Арсения 1666 г.
Вид (Тип)
Хозяйственная книга
Разновидность (характер)
Приходо-расходная хлебная книга
Самоназвание
174-го году книги Кирилова Новоозерскаго монастыря житника старца Арсения хлебные приходные и росходные с марта 5-го числа
Инципит
174-го году книги Кирилова Новоозерскаго монастыря житника старца Арсения хлебные приходные и росходные с марта 5-го числа.
Эксплицит
Ерицы на мелнице высеяно пол-осмины.
Общее описание
Книга состоит из тетради в 7 листов и представляет собой рукопись в 4˚. Скоропись, два почерка, двое чернил. В начале книги соборный приговор с рукоприкладствами: «К сим переписным книгам вместо бывшаго житника старца Пахомия отец его духовной черной поп Афонасей руку приложил. Черной поп Ферапонт и вместо казначея старца Леванида руку приложил» (л. 351), затем текущее описание хлебной казны (л. 351 и об.), затем описание хлебной казны в момент приема новым житником (л. 352), далее идут записи текущего прихода или расхода хлеба, приход и расход отдельно. Месяцы и числа указаны не всегда. На последнем листе (л. 376 об.) рабочие записи по подведению итогов с использованием шестиячеечных таблиц. Скреп нет.
Подлинность
Оригинал
Аргументация подлинности
Совокупность признаков: бумага с филигранями XVII в., манера письма (скоропись), аутентичный формуляр, наличие скреп.
Вывезена в 1913 г. по распоряжению новгородского митрополита Арсения вместе с книгами из библиотеки, актами, синодиком в числе других приходных и расходных хлебных и соляных книг Кирилло-Новоезерского монастыря, которые в настоящее время хранятся в собрании отдела письменных источников Новгородского государственного объединенного музея-заповедника (ОПИ НГОМЗ. Ф. 13).
Издание / публикация
Не публиковалась
Состояние памятника
В верхней части листов 370 и 371 большое пятно от воды. Небольшое пятно внизу листа 376.
Л. 371 и об., 375 об. и 376: (л. 371) 174-го году марта в 5 день Новозерского монастыря черной священник Ферапонт з братьею приговорили на соборе быти в монастыре житнику старцу Арсению. И по благославению священника Ферапонта з братьею того Новозерского монастыря казначей старец Леванид отписал хлеб у бывшаго житника старца Пахомия на новыго житника старца Арсения. В монастыре в онбаре налицо хлеба всякого, ржы, и овса, и пшеницы, и ячмени по сказке старого житника старца Пахомия. Ржи в анбаре вверху в закроме десять четвертей. Ячмени четверть. Пшеницы пол-осмины. // (л. 371 об.) Да в том же анбаре в нижнем житии в закроме овса осмина. Да в закроме же солоду молотого пять четвертей да в лукошке ржы яришной пол-осмины. Да на мелнице ячмени четыре чети три полуосмины с получетвериком. Да яровые ржы три полуосмины. // <…> (л. 375 об.) Марта с 5-го числа по 15 манастырским и гостиным лошадям изошло овса шесть четвертей с полуосминою. Ездил в город на Белоозеро келарь старец Аверкий, дано воеводе от манастыря в почесть осмина овса. Деревни Олкина крестьянин Макунка Козмин ездил в Шальскую пустыню по старца Аверкия, дано ему на дорогу пол-осмины овса. Да на братию на кисель истолчена четверть овса с полуосминою. Марта в 30 день дано белому свяще- // (л. 376) -ннику Авраму месячины за два месяца, за февраль, да за декабрь, да за март осмина овса. Дано мелничному старцу Варсонофию про мелничной обиход четь овса. Дано белому священнику Аврааму месячины за месяц апрель пол-осмины овса. На мелнице высеяно пол-шесты четверти овса да лошадем скормлена осмина овса. На Каргаче высеяно овса девять четвертей. Ерицы на мелнице высеяно пол-осмины.
Комментарий линвистический
Статьи книги написаны грамматически нормативным русским языком с характерными особенностями XVII в.
Комментарий терминологический
Используется термин «месячина» в значении «жалованье».
Техническая дата
1666-03-05
Дата создания (внутренняя датировка)
174-го году <...> с марта 5-го числа
Дата создания, от
1666
Дата создания, до
1666
Дата создания (точная)
1666-03-05
Обоснование датировки
По указанию в соборном приговоре на л. 371: «174-го году марта в 5 день…»
Комментарий хронологический
Книга отражает движение хлеба с момента принятия дел новым житником до конца календарного сентябрьского года.
Книга написана полууставом, переходящим в скоропись, двумя почерками, с использованием двух видов чернил. Статьи выделяются интерпунктом, в расходной части записи, относящиеся к разным датам, разделены увеличенным междустрочным интервалом. Выносные буквы и написания под титлом сравнительно малочисленны. Буквы пишутся несколькими способами, например, «в» — четырьмя вариантами.
Комментарий дипломатический
В начале книги соборный приговор с рукоприкладствами (л. 351), затем текущее описание хлебной казны (л. 351 и об.), затем описание хлебной казны в момент приема новым житником (л. 352), далее идут записи текущего прихода или расхода хлеба, приход и расход отдельно. Месяцы и числа указаны не всегда. На последнем листе (л. 376 об.) рабочие записи по подведению итогов с использованием шестиячеечных таблиц, одна из них перечеркнута.