Приходо-расходная хлебная книга Кирилло-Новоезерского монастыря житника Антония; 1686–1687 гг.; ОПИ НГОМЗ. Ф. 13. Д. 112. Л. 134–146.

Категории

Рукописи кириллического алфавита: акты и памятники делопроизводства XII–XVII вв.

Идентификатор
Приходо-расходная хлебная книга Кирилло-Новоезерского монастыря житника Антония; 1686–1687 гг.; ОПИ НГОМЗ. Ф. 13. Д. 112. Л. 134–146.
Название
Приходо-расходная книга житника Кирилло-Новоезерского монастыря Антония 1686–1687 гг.
Вид (Тип)
Хозяйственная книга
Разновидность (характер)
Приходо-расходная хлебная книга
Самоназвание
Книги Кирилова монастыря Новозерского житенные хлебного приходу ржи и пшеницы и ячмени и овса и росходные при житнике старце Антоние 194-го году
Инципит
Книги Кирилова монастыря Новозерского житенные хлебного приходу ржи и пшеницы и ячмени и овса и росходные при житнике старце Антоние 194-го году.
Эксплицит
А приходные и росходные книги писал по благославению отца игумена Ионы з братьею и по повелению житника старца Антония дьячек Кирюшка Иванов.
Общее описание
Книга состоит из тетради в 13 листов и представляет собой рукопись в 4˚. Скоропись, один почерк, одни чернила. Книга состоит из приходной и расходной части. Преамбула общая для обеих частей. Записи ведутся по видам культур по месяцам и числам с подведением итогов после каждой культуры. Приходная и расходная части скреплены отдельно. Скрепа приходной части (л. 135–139): «К сим житенным хлебным — приходным книгам — старец Арсений — вместо житника — старца Антония — по его велению — руку приложил». Скрепа расходной части (л. 140–146): «К сим житенным — хлебным — росходным — книгам — старец Арсеней — вместо житника старца Антония по его — велению — руку приложил».
Подлинность
Оригинал
Аргументация подлинности
Совокупность признаков: бумага с филигранями XVII в., манера письма (скоропись), аутентичный формуляр, наличие скреп.
Количество листов
13
Алфавит
Кириллица
Стиль / тип письма
Скоропись
Материал
Форма
Тетрадь
Формат листа / тетради
Цвет чернил
Коричневые
Способ линовки
Без предварительной разметки.
Страна
Россия
Провенанс
Вывезена в 1913 г. по распоряжению новгородского митрополита Арсения вместе с книгами из библиотеки, актами, синодиком в числе других приходных и расходных хлебных и соляных книг Кирилло-Новоезерского монастыря, которые в настоящее время хранятся в собрании отдела письменных источников Новгородского государственного объединенного музея-заповедника (ОПИ НГОМЗ. Ф. 13).
Издание / публикация
Не публиковалась
Состояние памятника
На первом листе (л. 134) большие темные пятна.
Состояние надписи
Текст полностью читается
Дата составления описания
27.11.2022
Текст на языке оригинала
Д. 135 и об.: (л. 135) Лета 7194-го году сентября в день по благославению отца игумена Ионы и по братскому приговору. Книги Кирилова Новоезерского монастыря житенные службы житника старца Антония приходные всякому монастырскому хлебу ржи пшеницы ячмени и овса. И что от прошлого 193-го осталось по перемеру налицо в монастыре в житнице и что в привозе бывает ис приписного Андозерского монастыря и Великого Села, и что по роздаточным заемным росписям на монастырских же крестьянех вместо личного хлеба и приполонного и четвертного и оброчного и вкладного и покупного и пенного и с пустых поземов и всякого приемного хлеба, и тому хлебу всякому росход братье на хлебы и на солоды и мучнеком и монастырским и гостиным коням и всякому скоту. И то в сих книгах писано порознь статьями. // (л. 135 об.) От прошлого 193-го принято у бывшаго житника старца Андреана налицо четырнатцать четвертей с полуосминою с четвериком и получетвериком ржи. Вымолочено на мелнице ис поля дватцать девять четвертей три четверика ржи. Октября в <дата не указана> день взято из нового анбара, что в прошлом 192-м году с Великого Села привезена, сорок две четверти ржи. Того же месяца в 20 день взято с Андозера из Успенского монастыря у старца Филарета десять четвертей ржи. Деревни Чирока Михайло Ларионов дал вкладом осмину ржи. Деревни Лохты Денис Иванов дал вкладом четверть ржи.
Комментарий линвистический
Статьи книги написаны грамматически нормативным русским языком с характерными особенностями XVII в. Окончания творительного падежа множественного числа существительных приведены в традиционной форме — «с товарыщи». Доли единиц присоединяются к целым с помощью предлога «с»: «двесте сорок четыре четверти с осминою».
Комментарий терминологический
Используется термин «месячинный хлеб» в значении «зерно в счет жалованья», а его получатели названы «месячинниками».
Техническая дата
1686-09-01
Дата создания (внутренняя датировка)
Лета 7174 году сентября в <дата не указана> день…
Дата создания, от
1686
Дата создания, до
1687
Дата создания (точная)
1686-09-01
Обоснование датировки
По указанию в первой статье на л. 20 об.: «Лета 7174 году сентября в <дата не указана> день…»
Комментарий хронологический
Книга отражает движение хлеба в течение одного календарного года
Век
XVII в.
Комментарий палеографический
Книга написана мелкой аккуратной скорописью, изящным почерком. На л. 135 текст книги начинается со слова «лета», оформленного в виде буквицы с растительным орнаментом. Некоторые буквы в конце статей или страниц заканчиваются своеобразным декоративным росчерком.
Комментарий дипломатический
Книга состоит из приходной (л. 134–139) и расходной (л. 140–145 об.) части. Приходная и расходная части скреплены отдельными скрепами. В конце книги имеется общий итоговый счет с подписью дьячка (л. 146).
Топонимический комментарий
Книга составлена в Кирилло-Новоезерском монастыре.

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти