Духовная старца Спасо-Прилуцкого монастыря Иосифа Коптева; 1608 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Колл. 12. Оп. 1. Д. 92.

Категории

Рукописи кириллического алфавита: акты и памятники делопроизводства XII–XVII вв.

Идентификатор
Духовная старца Спасо-Прилуцкого монастыря Иосифа Коптева; 1608 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Колл. 12. Оп. 1. Д. 92.
Название
Духовная старца Спасо-Прилуцкого монастыря Иосифа Коптева.
Вид (Тип)
Акт
Разновидность (характер)
Духовная
Самоназвание
Изустная память
Инципит
Лета 7116-го июня в 12 день во имя святыя и живоначальныя Троица отца и сына и святаго духа се яз, раб Божии Прилуцкаго монастыря старец Иосиф Коптев, пишу себе изустну память своим целым умом и разумом, кому мне что дати и на ком мне взяти.
Эксплицит
А изустную память писал Прилуцкаго монастыря слушка Иванец Аникиев.
Общее описание
Столбец на двух листах. На обороте л. 1 рукоприкладство старца Иосифа Коптева.
Подлинность
Оригинал
Аргументация подлинности
Наличие рукоприкладств на обороте грамоты.
Размеры
л. 1. 39; 14,6; Л. 2. 11,3; 14,7
Количество листов
2
Алфавит
Кириллица
Стиль / тип письма
Скоропись
Материал
Форма
Столбец
Цвет чернил
Темно-коричневый
Комментарий к водяному знаку
Фрагмент ВЗ. Расстояние между понтюзо Л. 1. - 2,3 см.; Л. 2. - 2,6 см.
Страна
Россия
Учреждение создания
Провенанс
Грамота являлась частью коллекции П. М. Строева, которая была передана в 1836 г. в Археографическую комиссию в двух ящиках. В первом находилось 186 грамот царей, великих и удельных князей, княгинь, архиереев и бояр, а во втором - 578 юридических актов XV –XVII вв. [Курдюмов М.Г. Предисловие к ЛЗАК за 1904 г. СПб., 1907. Вып. 17. С. XV].
Издание / публикация
АЮ № 423
Состояние памятника
Хорошее состояние бумажной основы. Поперек листов видны следы сгибов от сдавливания скрученного столбца. В верхней части л. 1 легкие потертости и загрязнения.
Состояние надписи
Сохранность полная.
Дата составления описания
10.02.2022.
Текст на языке оригинала
Л. 1: Лета 7116-го июня в 12 день во имя святыя и живоначальныя Троица отца и сына и святаго духа се яз, раб Божии Прилуцкаго монастыря старец Иосиф Коптев, пишу себе изустну память своим целым умом и разумом, кому мне что дати и на ком мне взяти. Взяти мне на вологоцком на губном старосте на Илье Иванове сыне Вечеслове по памяте полтора рубли денег. Да взяти мне на охотникех по кабале на Гурше на Варламовском да на Ермолке на Зайке прямых рубль денег. А кабала писана вдвое в дву рублех. Да что на меня была кабала дана Степана Володимерова у Ивана Дмитриевича Сабурова в дватцати рублех, и те деньги шли к Степану, а у меня на тое кабалу запись за Степановою рукою у Семово Городчикова. И та кабала Степану выдати Семому безденежно, а у Семово выняти запись за своею рукою. Да взяти мне (1) Водогоцкие волости на хрестьянине на Шемяке Васильеве сыне Смолине, на бывшем своем зяте, поклажая своего, что яз поставил у дочери своией Федоры, а у его жены, коробочку з животом, а в коробочке живота моего пять рублев денег, да два бобра деланые - цена четыре рубля, да шапка наголная черевья лисья - цена два рубли, да аршин отласу золотново - цена четыре рубли с четвертию. Да он же Шемяка у меня взял кормити исполу шестеро животины рогатые: два вола, да четыре коровы. И яз ему отступился, четырех коров за прокорм. А два вола мои он продал: взял на них семь рублев. И за те волы те мне на нем деньги, семь рублев, взяти. А теще моей старице Марфе и ее сыну Микифору, моему шурину, и пасынком моим, Илье и Осифу, до зятя моего до Семоего Городчикова и до детей моих, до Евдокии и до Еуфимии, дела нет ни в чем ни роду моему, ни племяне. А яз старец Иосиф никому не должен ничем, долгу на мне нет кабальново Л. 2: и бескабального никаково. А приказываю яз, старец Иосиф после живота своего взяти и отдати и по моей душе поправити зятю своему Семому Оксентьеву сыну Городчикову, да детем своим Евдокее, да Еуфимие. А у сее изустные памяти сидели: отец мой духовной Прилуцкаго монастыря черной священник Трифан, да Воскресенской священник с Валухи Шумило Сидоров сын Колашников. А изустную память писал Прилуцкаго монастыря слушка Иванец Аникиев. Оборот л. 1: К сей и осутной памети старец Иосиф руку приложил. 1). Приписано над строкой.
Комментарий терминологический
Поклажай - то, что отдано, вверено на хранение [Словарь русского языка XI - XVII вв. М., 1990. Вып. 16. С. 154]. Нагольный - сделанный из меха, не покрытого тканью (о шубе, рукавицах и т. п.) [Словарь русского языка XI - XVII вв. М., 1983. Вып. 10. С. 54]. Черево - брюшко меха [Толковый словарь Даля. https://gufo.me/dict/dal/%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE]
Техническая дата
1608-06-12
Дата создания (внутренняя датировка)
7116 г. от сотворения мира, июня 12
Дата создания, от
1608
Дата создания, до
1608
Дата создания (точная)
1608-06-12
Обоснование датировки
По дате на грамоте.
Век
XVII в.
Комментарий дипломатический
Начальная формула духовных грамот содержит 1) инвокацию ("во имя святыя и живоначальныя Троица отца и сына и святаго духа"); 2) имя завещателя ("се яз, раб Божии прилуцкаго монастыря старец Иосиф Коптев"); 3) указание на составление завещания ("пишу грамоту духовную, кому ми, что дати" АСЭИ. Т. 1. № 38). [Черепнин Л.В. Русские феодальные архивы XIV-XV веков. М., 1951. Ч. 2. С. 72]. Как видим, в целом, духовная грамота 1608 г. соответствует этому формуляру, но в третьей части грамота названа не духовной, а изустной памятью ("пишу себе изустну память своим целым умом и разумом, кому мне что дати и на ком мне взяти"). Изустная память/ запись и духовная грамота - синонимичные понятия, обозначающие завещание [Краткий словарь видов и разновидностей документов. М., 1974.С. 61].

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти