Приходо-расходная хлебная книга Антониево-Сийского монастыря; 1669 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 5. Оп. 2. Д. 23. Л. 1–17.

Категории

Рукописи кириллического алфавита: акты и памятники делопроизводства XII–XVII вв.

Идентификатор
Приходо-расходная хлебная книга Антониево-Сийского монастыря; 1669 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 5. Оп. 2. Д. 23. Л. 1–17.
Название
Приходо-расходная хлебная книга Антониево-Сийского монастыря 1669 г.
Вид (Тип)
Хозяйственная книга
Разновидность (характер)
Приходо-расходная хлебная книга
Самоназвание
Книги приходные и росходные хлебного запасу лодейного отпуску старца Пахомия Москвитина.
Инципит
Книги приходные и росходные хлебного запасу лодейного отпуску старца Пахомия Москвитина.
Эксплицит
В росходе 96 хлебов, не обьявилось против приходу в росходе 42 хлебов.
Общее описание
Книга состоит из трех тетрадей: в 8 листов (текст имеется на первых пяти) и представляет собой рукопись в 8˚. Скоропись, один почерк, одни чернила.
Подлинность
Подлинник
Аргументация подлинности
Совокупность признаков: бумага XVII в., манера письма (скоропись), аутентичный формуляр.
Размеры
10,5–11×17 см
Количество листов
18 (8+8+2)
Алфавит
Кириллица
Стиль / тип письма
Скоропись
Материал
Форма
Тетрадь
Формат листа / тетради
Цвет чернил
Темно-коричневые и светло-коричневые
Способ линовки
Без предварительной разметки.
Комментарий к водяному знаку
Филигрань: голова шута семибубенцового типа № 411, 419, шут и буквы частично восстанавливаются: BEAV, OR.
Страна
Россия
Учреждение создания
Провенанс
Поступила в архив Историко-археографического института АН СССР (ныне Санкт-Петербургский институт истории РАН) в 1931–1932 г. из Историко-археографической комиссии при АН СССР в составе архива Александро-Свирского монастыря, вывезенного из обители в 1903 г. и перевезенного в Ленинград в 1927 г.
Издание / публикация
Не публиковалась
Состояние памятника
Нижний край первого листа ветхий, на верхних полях на л. 2, 3, 4 пятна коричневых чернил.
Состояние надписи
Полностью читается
Дата составления описания
18.12.2022
Текст на языке оригинала
(л. 1) Книги приходные и росходные хлебного запасу лодейного отпуску старца Пахомия Москвитина («старца Пахомия Москвитина» приписано почти невидными светло-коричневыми чернилами). // (л. 1 об.) 177-го маия в 17 день Живоначалные Троицы Антониева Сискаго монастыря по благословению игумена Феодосия и келаря иеромонаха Сергия еже о Христе з братьею книги приходьние и росходние хлебного запасу лодеиного отпуску. // (л. 2) Приход запасом хлебным. Взято в монастыре у ключника старца Протасия ржаной муки двести тритцать осмь кулей. Да ячной муки семьдесят девять кулей. Да с Матигорской мелницы взято тринацать кулей. Да солоду ячного дватцать кулей. Сухарей тритцать кулей. // (л. 2 об.) Круп ячной пять кулей. Да хлебов печеных девяносто пять хлебов решотных. Да ситних пятьдесят шесть хлебов. Росход. Маия в 22 день на мурманской промысел прикащику старцу Афонасию дано хлебного запасу муки ржаной пятьдесят кулей. Да ячной муки осмь кулей. Да круп ячной полмеры. // (л. 3 ) Сухарей мурманских дватцать кулей. Да рыбы трески два пуда. Да палтасины два пуда. Да масла коровья два пуда. Да мурманской же промысел прикащику старцу Моисею дано хлебного запасу муки ржаной трицать четыре куля. Да ячной муки пять кулей. Да сухарей мурмских десять кулей. Да круп ячной полмеры. Рыбы трески // (л. 3 об.) два пуда. Да палтасины два пуда. Да масла коровья два пуда. На орлов промысел прикащику старцу Максиму дано хлебного запасу муки ржаной дватцать шесть кулей. Да ячной муки одиннацать кулей. Да ячной круп мера. На пулонской промысел прикащику старцу // (л. 3 об.) Лазарю дано хлебного запасу муки ржаной дватцать кулей. Да ячной муки седмнатцыть кулей. Да ячной круп мера. Трески три пуда. Да палтасины три пуда. Да масла коровья пуд. Хлебов печены пять. Зимносторонскому прикащику старцу Филарету дано хлебного запасу муки ржаной тритцать кулей. Да ячной муки 10 кулей. // (л. 4 об.) Да рыбы тре(с)ки три пуда. Да палтасины три пуда. Круп ячной мера. Да масла коровья пятьнацать гривенок. Да бочка смолы. Летносторонскому прикащику старцу Стефану дано хлебного запасу муки ржаной дватьцать кулей. Да ячной муки десять кулей. Да круп ячной мера. Да рыбы тре- // (л. 5) ски пуд. Да палтасины два пуда. Прядена троесучки три пуда, а числом осмьнацать мотов. Да бочка смолы. На Соену (?) прикащику старцу Елиазару дано хлебного запасу муки ржаной пятнацать кулей. Да ячной муки шесть кулей. Крупы ячной мера. Да рыбы трески два пуда. Да палтасины пуд. (…)
Комментарий линвистический
Статьи книги написаны грамматически нормативным русским языком с характерными особенностями XVII в.
Комментарий терминологический
Использован термин «троесучка» («нитка из тройной, втрое ссученной пряжи»).
Техническая дата
1669-05-17
Дата создания (внутренняя датировка)
177-го маия в 17 день…
Дата создания, от
1669
Дата создания, до
1669
Дата создания (точная)
1669-05-17
Обоснование датировки
Начало составления книги указано в преамбуле на л. 2: «177-го маия в 17 день…»
Комментарий хронологический
Датировано только начало составления книги, в тексте даты не проставлены. Исходя из содержания, видно, что книга велась в течение одного сезона.
Век
XVII в.
Комментарий палеографический
Книга написана скорописью, одним почерком и чернилами, часть заголовка и последнее предложение дописаны другим почерком. Числа написаны только словами, но при подведении итогов (другим почерком) использованы цифры. Использовалось несколько начертаний одной и той же буквы, в частности, два начертания для «т», одно в виде трех вертикальных черт с выступающей вперед горизонтальной над ними, другое в виде вертикальной черты с петлей наверху; и три начертания для «я», одно подобное современной, второе — напоминающее классический «юс малый», третье — напоминающее йотированное «а».
Комментарий исторический
Книга отражает хозяйственную деятельность Антониево-Сийского монастыря.
Комментарий дипломатический
В книге есть заголовок и преамбула, далее несколько приходных статей, основной объем книги составляют статьи расхода по рубрикам.
Место (упомянутое)
Топонимический комментарий
Книга составлена в Антониево-Сийском монастыре.

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти