Приходо-расходная денежная книга Антониево-Сийского монастыря; 1684 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 5. Оп. 2. Д. 61. Л. 1–60.

Категории

Рукописи кириллического алфавита: акты и памятники делопроизводства XII–XVII вв.

Идентификатор
Приходо-расходная денежная книга Антониево-Сийского монастыря; 1684 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 5. Оп. 2. Д. 61. Л. 1–60.
Название
Приходо-расходная денежная книга Антониево-Сийского монастыря 1684 г.
Вид (Тип)
Хозяйственная книга
Разновидность (характер)
Приходо-расходная книга
Самоназвание
Книги приходные и росходные Живоначалные Троицы Антониева Сиского монастыря монастырьским казенным денгам и всяким обиходам денежные казны казначея монаха Макария Теплогорца.
Инципит
Книги приходные и росходные Живоначалные Троицы Антониева Сиского монастыря монастырьским казенным денгам и всяким обиходам денежные казны казначея монаха Макария Теплогорца.
Эксплицит
Одана сковоротка красной меди портному бывшему казначею старцу Иеву весом.
Общее описание
Книга состоит из девяти тетради в 60 листов и представляет собой рукопись в 4˚. Скоропись, один почерк, одни чернила. Скреп нет
Подлинность
Подлинник
Аргументация подлинности
Совокупность признаков: бумага XVII в., манера письма (скоропись), аутентичный формуляр.
Размеры
19×23,7 см
Количество листов
60 (8+8+10+8+8+6+8+4)
Алфавит
Кириллица
Стиль / тип письма
Скоропись
Материал
Форма
Тетрадь
Формат листа / тетради
Цвет чернил
Разные чернила
Способ линовки
Без предварительной разметки.
Комментарий к водяному знаку
Филигрань: герб с литерами IOONARD, типа Дианова № 274
Страна
Россия
Учреждение создания
Провенанс
Поступила в архив Историко-археографического института АН СССР (ныне Санкт-Петербургский институт истории РАН) в 1931–1932 г. из Историко-археографической комиссии при АН СССР в составе архива Александро-Свирского монастыря, вывезенного из обители в 1903 г. и перевезенного в Ленинград в 1927 г.
Издание / публикация
Не публиковалась
Состояние памятника
Видимых повреждений нет
Состояние надписи
Полностью читается
Дата составления описания
18.12.2022
Текст на языке оригинала
(л. 1) Книги приходные и росходные Живоначалные Троицы Антониева Сиского монастыря монастырьским казенным денгам и всяким обиходам денежные казны казначея монаха Макария Теплогорца. // (л. 2) Лета 7192-го генваря в 16 день Живоначалные Троицы Антониева Сиского монастыря по благословению и по приказу игумена Феодосия и келаря еродиакона Варфоломея еже о Христе з братьею. Книги приходные и росходные монастырьским денгам и всяким церковным обиходам денежные казны казначея монаха Макария Теплогорца. Приход монастырьским денгам. 192-го году генваря в 16 день от прошлого 191-го году от росходов осталось ходячих денег розниц в нынешной год девятнатцать алтын три денги, да полушек осталых от росходов шесть алтын четыре денги. // (л. 2 об.) Боярин князь Петр Иванович Хованской дал в дом чюдотворцу Антонию две золотых, те золотые отведены в отводе за нового казначея монаха Иосифа. Продал отводной крест серебряной с финифтом Алимпию Лебедеву весом два золотника, взял шесть алтын две денги. Продано листового золота на Емецкое серебренику тринатцать листов, взято четыре алтына две денги. Книгохранитель иеродиакон Сергий продал книгу казенную Устав, печать московская, в переплете, в десть, в Калескую волость к церкви церковному старосты Кирилу, взято в казну за книгу четыре рубля, в тех ему денгах отпись дана. // (л. 3) (другие чернила:) Продано иеромонаху Лаврентию меди фунт без осмины, взято три алтына. Старец Сергий Койдокур потерял монастырскую шубу, и по приказу келаря иеродиакона Варфоломея взято у него, Сергия, за шубу в казну дватцать три алтына две денги. Шваль чеботной Иван Кола потерял сандалу полено весом семь фунтов, взято в казну за сандал семь алтын. В разных месяцех и числех продавал келарь иеродиакон Варфоломей вина церковнаго, муки пшеничной, и рыбы, и соли, и тех денег принято дватцать два алтына. Продал я, казначей, врознь крестьяном, которые по записем всякой лес добывали на монастырь, рыбы палтосины три пуда, взято за пуд по осми алтын по 2 денги, итого взято дватцеть пять алтын. Да трески им же продал три пуда, взято за пуд по 3 алтына по 2 денги, итого десять алтын. Я же, казначей, продал врознь соли два пуда, взял за пуд по два алтына по 2 денги, итого четыре алтына четыре денги. Дал в казну из болницы старец Киприян Важенин девять алтын. Принял с Сии у приказного старца Конана пивоварых от котла денег три алтына две денги. Принял у сиянина у Гаврила Тимофеева кортомных денег с Пунанца за рыбу за три пуда осмь алтын две денги. Вкладные. Февраля в 18 день вкладом в дом чюдотворцу Антонию Селмохоцкой волости Кондратей Емельянов Казакова два рубли дватцать шесть алтын 4 денги. // (л. 3 об.) Вкладные. Февраля в 18 день дал вкладом в дом чюдотворцу Антонию Челмохоцкой волости Кондратей Емельянов Казакова два рубли дватцать шесть алтын 4 денги. // (л. 4) Да на кабалу тое же волости на попа Ивана Леонтьева в сороки алтынех, и в отводе отведена. Приход от соцкого 191-го года. 192-го году месяца генваря с 27 числа марта по 16 число в разных месяцех и числех взято в уплату у соцкого пяток Кондратева ево збору оброчных денег государевым служивым ратним людем и надворной пехоты и московским стрелцом на жалование и руским полонеником на окуп, что по осми денег з дыма за прошлой 190-й год, итого дватцать один рубль девять алтын пять денег, в тех денгах 11 платные отписи даны. Приход от соцкого же 192-го году. 192-го году месяца генваря с 27-го числа августа по 5-е число в разных месяцех и числех взято в уплату у соцкого Афонасия Панфилова Лохоцкого государевым служывым ратним людем надворной пехоты и московским стрелцом на жалование // (л. 4 об.) и русским полонеником на окуп, что по осми денег з двора его збору за прошлой 191-й год, итого тритцать осмь рублев девятнатцать алтын, в том и отписи уплатные даны. Того же году и збору в разных месяцех и числех взято в уплату же у соцкого Евдокима Спиридонова его збору оброчных и полоняничных денег дватцать один рубль пятнатцать алтын з денгою, в том и отписи уплатные даны. Февраля в 14 день принял у бывшаго тиуна Алимпия Лебедева стрелецких рублевых денег в доимку его збору, что збирал с монастырьских бобылей з дворового числа по окладу и русским полонеником и за монастырьскую сенную страду за прошлой 190-й год (слово «год» исправлено из «дене») денег два рубли тритцать алтын, в том ему отпись дана. Февраля в 27 день взято в казну Камешской деревни // (л. 5) Троцкой Лахты у Ивана да Федора Макарьиных подымных денег за прошлые годы за две подымщины полтинные, да за две полуполтинные, да за четыре гривенную денег рубль тритцать алтын, в том им отпись дана. Февраля в день (дата не проставлена) взято оброчка Хаврогорской волости у Алексия Гавралова да Кюлминской деревни у Никифора Евсевьева с пожни, что на Малом острову в Зеленцах, за прошлой 191 год тринатцать алтын две денги, и отпись дана. Генваря в день (дата не проставлена) принял у зборщика старца Феофила оброчных денег, что он збирал с монастырьских крестьян с Сие и с Хоробрицы и из Ракулы четырнатцать рублев тритцать два алтына пять денег. У него же, зборщика старца Феофила, принято денег, что он збирал с монастырьских крестьян за поверевочной посопной хлеб, за рожь, из жито два рубля пять алтын, в том ему отпись дана. // (л. 6) Закхеиево збору, что он збирал в Емецкой монастырьской округи за прошлой 188 год подымных денег тритцать три рубли осмь алтын 3 денги моего недобору, старца Макария, и отпись дана. У него же, зборщика старца Закхея, принял кабалних денег девять алтын 2 денги. У него же, старца Закхея, принял за посыпной хлеб денег три рубли пятнатцать алтын, и отпись дана. Прием казачьих денег. 192-го году июля в 6 день принял у тиуна старца Иоасафа деревни Наего збору, что он збирал с монастырских крестьян в наем по летних трудников с трехсот с тринатцати вервей по осми денег с верви, итого двенатцать рублев семнатцать алтын 2 денги, и отписи даны. Принял Ваумужские волости у десяцкого Емельяна Шара его збору в наем полетним казаком со штидесяти с четырех вервей по осми денег с верви, итого два рубли осмьнатцать алтын 4 денги, и отпись дана. // (л. 6 об.) Принял Сиской волости у десяцкого Михаила Иванова Корелы его збору в наем полетним казаком с сорока з девяти вервей с пятнатцати сажень по осми денег с верви, итого рубль тритцать два алтына 2 денги, отпись дана. Февраля в 27 день принял у крепосного старца Иоиля начетных денег, что он имал у приказных старцов по приходным и росходным книгам, итого рубль три алтына з денгою, и отпись дана. Принял по книгам старца Афанасия Косого начетных денег четыре алтына 4 денги. Принял у старца Исаи Боярского за девять годов по девятерым книгам усольским начетных денег три рубли дватцать семь алтын с полуденгою, и отпись дана. Июля в 9 день взято в казну Хавросовской волости у соцкого Самыла Гергиева Попова и у волостных крестьян по закладным под ровное пожню денег осмь рублев, на них же, крестьян, вдосталь взята кабала в дватцати во шти // (л. 7) рублех, и в отводех отведена. Приход заемным денгам. Июля в день (дата не указана) занято в казну на монастырьские росходы у старца Иосифа Казанца его келейных денег дватцать рублев, и кабала ему дана. Издержано в монастырьские росходы столника Василья Петровича Кикина его особых денег пятдесят пять рублев. Издержано в монастырьские росходы служебника Елфима Шишлякова его денег четыре рубли десять алтын. Издержал я, казначей старец Макарей, своих келеиных денег в монастырьские росходы десять рублев. Приход по отводным кабалам. Взято по отводной кабале Хаврогорской волости у Семена Подносова недоплаты рубль шеснатцать алтын четыре денги, и кабала выдана. Взято по отводной кабале Пингишской волости у Семена Никитина за рожь за меру пятнатцать алтын, и кабала выдана. // (л. 7 об.) Взято по отводной кабале Клоновского монастыря у строителя старца Ионы з братьею рубль одиннатцать алтын четыре денги. Да в прошлых годех (…)
Комментарий линвистический
Статьи книги написаны грамматически нормативным русским языком с характерными особенностями XVII в.
Техническая дата
1684-01-16
Дата создания (внутренняя датировка)
Лета 7192-го генваря в 16 день…
Дата создания, от
1684
Дата создания, до
1684
Дата создания (точная)
1684-01-16
Обоснование датировки
Начало составления книги указано в преамбуле на л. 2: «Лета 7192-го генваря в 16 день…», последняя датированная запись на л. 4 датирована 5 августа того же годам.
Век
XVII в.
Комментарий палеографический
Книга написана скорописью, одним почерком и чернилами. Очень ровные строки, написанные, вероятно, по подложенному трафарету. Преамбула написана более крупными и изящно выписанными буквами, нежели основной текст, часть букв написана с утолщением некоторых элементов. В заголовке первая буква «к» оформлена как буквица. Основной текст начинается со слова «лета», оформленного также в виде буквицы. Некоторые статьи начинаются с букв, оформленных более торжественно. Над частью гласных расставлены диакритические знаки.
Комментарий дипломатический
В книге есть заголовок и преамбула, приход расписан по рубрикам: «по кабалам», «приход от соцкого». Внутри рубрик записи по числам, записи очень подробные. Скреп нет.
Топонимический комментарий
Книга создана в Антониево-Сийском монастыре

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти