Меновая игумена Иверского монастыря Дионисия и сына боярского Никиты Гордеева; 1656 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Колл. 12. Оп. 1. Д. 250.

Категории

Рукописи кириллического алфавита: акты и памятники делопроизводства XII–XVII вв.

Идентификатор
Меновая игумена Иверского монастыря Дионисия и сына боярского Никиты Гордеева; 1656 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Колл. 12. Оп. 1. Д. 250.
Название
Меновая игумена Иверского монастыря Дионисия и сына боярского Никиты Гордеева на пустоши Песково, Черньцово (Антипово) и Наоброд в Новгородском у.
Вид (Тип)
Акт
Разновидность (характер)
Меновная
Самоназвание
меновная запись
Инципит
Се яз Пречистые Богородицы Иверского монастыря архимарит Дионисей да казначей старец Паисей з братьею променили есми
Эксплицит
А сю меновную запись писал Иверского монастыря подьячей Степашко Петров лета 7164-го генваря в 27 день.
Общее описание
Столбец на трех листах.
Подлинность
Оригинал
Аргументация подлинности
Наличие рукоприкладств и скреп на обороте грамоты.
Количество листов
3
Алфавит
Кириллица
Стиль / тип письма
Скоропись
Материал
Форма
Столбец
Цвет чернил
Темно-коричневый
Страна
Россия
Учреждение создания
Провенанс
Грамота являлась частью коллекции П. М. Строева, которая была передана в 1836 г. в Археографическую комиссию в двух ящиках. В первом находилось 186 грамот царей, великих и удельных князей, княгинь, архиереев и бояр, а во втором - 578 юридических актов XV –XVII вв. [Курдюмов М.Г. Предисловие к ЛЗАК за 1904 г. СПб., 1907. Вып. 17. С. XV].
Издание / публикация
АЮ. № 108.
Состояние памятника
Грамота не реставрировалась. Столбец расклеен. На Л. 1 вверху слева небольшая утрата бумажной основы, текст не задет. Ниже по левому полю чернильные кляксы. Правый край грамоты немного крошится. Чернила рукоприкладств на обороте просвечивают. Чернила подписи подьячего светлее чернил основного текста грамоты.
Состояние надписи
Сохранность полная.
Дата составления описания
29.06.2022
Текст на языке оригинала
Л. 1. Се яз Пречистые Богородицы Иверского монастыря архимарит (1) Дионисей да казначей старец Паисей з братьею променили есми Пречистые Богородицы Иверского монастыря в Новгороцком уезде в Коротцком погосте вотчинную пустошь Песково, а Черньцово и Антипино тож, (а в ней по писцовым книгам пашни пять четвертей в поле, а в дву по тому же, сена пять копен), со всеми угодьи, чем к той пустоши исстари владели новгоротцу Деревския пятины сыну боярскому Миките Александрову сыну Гордееву впрок без розмены. А вместо той пустоши выменили есми у него Микиты в дом Пречистые Богородицы в Ыверской монастырь в Новгоротцком же уезде в Деревской пятине в Ужинском погосте помесную ево Микитину пустошь Наоброд, а Наброду тож, что на Ужине озере, (а в ней четвертные пашни по выписи с отдельных книг, какова ему дана в прошлом во 147-м году, пять же чети в поле, а в дву по тому же), впрок без розмены же. И о тех меновных пустошах нам Иверского монастыря архимариту и казначею з братьею с ним Микитою о росписке в съезжею избу принести челобитная и в записные вотчинные книги записать. А хто в тое променную Оборот: К сей меновной записи Пречистыя Богородицы Иверского монастыря архимандрит Дионисей. К сей мяновной записи Пречистыя Богородицы Иверскаго монастыря казначей черный поп Паисей руку приложил. Л. 2. нашу вотчинную пустошь Песково, а Чернцово и Антипино тож, учнет у него Никиты вперед вступатца или крепости какие положит, и нам архимариту и казначею з братьею убытка ему Миките никакова не учить, а буде мы архимарит и казначей з братьею той своей променной пустоши ему Миките не очистим или впредь о той пустоши о розмене государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великиа и Малыа и Белыа Росии самодержцу учнет бити челом, и на нас архимарите и на казначее з братьею взяти ему Миките заряду двесте рублев. А проча себе он Микита на той пустоши велит лес росчистить и пашню роспахать и дворы крестьянские поставить и крестьян во дворы назвать и ссуду им денежную и хлебную дадут, или на той пустоши какия иные угодья построят. А будет мы архимарит и казначей з братьею учнем на него Никиту о розмене той пустоши государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великиа и Малыа и Белыа Росии самодержцу и ево государевым бояром и приказным людем бити челом, и на том, хто станет бити челом взяти ему Миките той пустоши за росчистку и за роспашку и за дворовчю ставку и за крестьянскую ссуду и за всякое строение по государеву указу и по уложенью. Оборот: К сей мяновной записи Пречистыя Богородицы Иверского монастыря чорной поп Анастасий руку приложил. Приложил. Приложил. Л. 3. А о росписке тех пустошей челобитная нам архимариту и казначею з братьею принести в Великий Новгород в съезжую избу в другое Зборное воскресение великого поста нынешнего 164-го году. А будет мы архимарит и казначей з братьею челобитные своей о записке в Великий Новгородв съезжую избу о той своей меновной пустоши на тот срок, кой в сей записи писан выше сего, не принесем, и на нас архимарите и казначее з братьею ему Миките взять заряду по сей же записи сто рублев. А сю меновную запись писал Иверского монастыря подьячей Степашко Петров лета 7164-го генваря в 27 день. Сия запись. 1). Так в рукописи.
Техническая дата
1656-01-27
Дата создания (внутренняя датировка)
7164 г. от сотворения мира, января 27
Дата создания, от
1656
Дата создания, до
1656
Дата создания (точная)
1656-01-27
Обоснование датировки
По дате на грамоте.
Век
XVII в.
Персона (Автор)
Персона (Cоавторство)
Персона (Писарь или переписчик)
Комментарий палеографический
Крупная заставная фраза "се яз".
Комментарий исторический
Грамота относится к начальному этапу истории Иверского монастыря, строительство которого началось в 1653 по инициативе патриарха Никона. Монастырь строился по образцу Иверского монастыря на Афоне. В 1655 г. в Иверский монастырь назначен новый настоятель - Дионисий (именно он упомянут в меновой грамоте 1656 г.), который прибыл из Кутеинского монастыря в Орше вместе с братией и имуществом, среди которого была типография. После этого в Иверском монастыре начало развиваться книгопечатание и переплетное дело.
Комментарий дипломатический
Подпись подьячего в конце грамоты ("А сю меновную запись писал Иверского монастыря подьячей Степашко Петров лета 7164-го генваря в 27 день") написана чернилами более светлого оттенка, чем основной текст грамоты.

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти