Приходо-расходная хлебная книга строителя Андозерского монастыря Тита; 1669–1671 гг.; ОПИ НГОМЗ. Ф. 13. Д. 112. Л. 28–33.

Категории

Рукописи кириллического алфавита: акты и памятники делопроизводства XII–XVII вв.

Идентификатор
Приходо-расходная хлебная книга строителя Андозерского монастыря Тита; 1669–1671 гг.; ОПИ НГОМЗ. Ф. 13. Д. 112. Л. 28–33.
Название
Приходо-расходная хлебная книга строителя Андозерского монастыря Тита 1669–1671 гг.
Вид (Тип)
Хозяйственная книга
Разновидность (характер)
Приходо-расходная хлебная книга
Самоназвание
Книги Андозерского монастыря строителя старца Тита хлебеного приходу ржи ячмени невеиницы овса, ечмени, конопляново, и росоходные со 177-го году маия с 17-го числа да по 179 год марта по день.
Инципит
Книги Андозерского монастыря строителя старца Тита хлебеного приходу ржи ячмени невеиницы овса, ечмени, конопляново, и росоходные со 177-го году маия с 17-го числа да по 179 год марта по дне.
Эксплицит
И всего в отпуску в монастырь высияно издержано овса.
Общее описание
Книга состоит из тетради в 8 листов и представляет собой рукопись в 4˚. Скоропись, книжный устав. Разные почерка, разные чернила. Часть записей сделана книжным уставом. Вероятно, книга носит черновой характер. Скреп нет.
Подлинность
Оригинал
Аргументация подлинности
Совокупность признаков: бумага с филигранями XVII в., манера письма (скоропись), аутентичный формуляр, наличие скреп.
Размеры
21×17,2 см
Количество листов
6
Алфавит
Кириллица
Стиль / тип письма
Скоропись
Материал
Форма
Тетрадь
Формат листа / тетради
Цвет чернил
Разные чернила
Способ линовки
Без предварительной разметки.
Комментарий к водяному знаку
Филигрань: Корона (плохо просматривается)
Страна
Россия
Провенанс
Вывезена в 1913 г. по распоряжению новгородского митрополита Арсения вместе с книгами из библиотеки, актами, синодиком в числе других приходных и расходных хлебных и соляных книг Кирилло-Новоезерского монастыря, которые в настоящее время хранятся в собрании отдела письменных источников Новгородского государственного объединенного музея-заповедника (ОПИ НГОМЗ. Ф. 13).
Издание / публикация
Не публиковалась
Состояние памятника
По краям листов 28 и 32 пятна от воды.
Состояние надписи
Текст полностью читается.
Дата составления описания
16.11.2022
Текст на языке оригинала
(л. 28) Книги Андозерского монастыря строителя старца Тита хлебеного приходу ржи, ячмени, невеиницы, овса, ечмени, конопляново. И росоходные со 177-го году маия с 17-го числа да по 179 год марта по дне <дата не указана>. // (л. 28 об.) Лета 7177-го маия в 17 день по благославению отца игумена Ионы з братьею принял старец Тит Андозерского монастыря у старца Тихона на монастыре в житнице хлеба, ржи пять четвертей, невеяной ржи две четверти, овса дватцать четвертей, ячмени четверть. 178-го году сентября в день <дата не указана> вымолочено ис поля ржи осмьнатцать четвертей с осминой. Да невеяной ржи вымолочено семнатцать четвертей с осминой. Да из нив вымолочено десять четвертей ржи. Да невеиной ржи из нив вымолочено три четверти с осминой. Ячмени вымолочено четверть с осминой. Да из монастыря взято две четверти ржи. // <…> (л. 33) И всего в росходе, высияно, издержано овса <оставлено пустое место>. И всего в росходе со 177-го маия с 17-го числа по 179 год марта по день <дата не указана> ржи <оставлено пустое место>. И всего в росходе, высияно, издержано ячмени <оставлено пустое место>. И всего в росходе, высияно, издержано семени конопляново <оставлено пустое место>. И всего в отпуску в монастырь высияно издержано овса <оставлено пустое место>.
Комментарий линвистический
Статьи книги написаны грамматически нормативным русским языком с характерными особенностями XVII в.
Комментарий терминологический
Лицо, управляющее Андозерским монастырем, именуется термином «строитель».
Техническая дата
1669-05-17
Дата создания (внутренняя датировка)
со 177-го году маия с 17-го числа да по 179 год марта по дне
Дата создания, от
1669
Дата создания, до
1671
Дата создания (точная)
1669-05-17
Обоснование датировки
По указанию в преамбуле на л. 33: «со 177-го году маия с 17-го числа…»
Комментарий хронологический
Книга фиксирует движение хлеба в период управления монастырем строителя Тита
Век
XVII в.
Комментарий исторический
Успенский Андозерский монастырь в 1649 г. был приписан к Кирилло-Новоезерскому, им управлял упомянутый в тексте строитель, назначавшийся новоезерским игуменом.
Комментарий палеографический
Книга написана изящной аккуратной скорописью. Текст на каждой странице начинается со слов, первая буква которых оформлена декоративным росчерком в виде буквицы.
Комментарий дипломатический
Книга начинается с заголовка, затем следует преамбула. Приход и расход итоговыми записями по видам культур, в ряде случаев числа пропущены. Месяцы и числа указаны не всегда. В конце книги подведен итог, но числа не проставлены.
Топонимический комментарий
Книга составлена в Андозерском монастыре, приписном к Кирилло-Новоезерскому.

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти