Приходо-расходная хлебная книга строителя Андозерского монастыря Леонида; 1671–1672 гг.; ОПИ НГОМЗ. Ф. 13. Д. 112. Л. 34–37.

Категории

Рукописи кириллического алфавита: акты и памятники делопроизводства XII–XVII вв.

Идентификатор
Приходо-расходная хлебная книга строителя Андозерского монастыря Леонида; 1671–1672 гг.; ОПИ НГОМЗ. Ф. 13. Д. 112. Л. 34–37.
Название
Приходо-расходная хлебная книга строителя Андозерского монастыря Леонида 1671–1672 гг.
Вид (Тип)
Акт
Разновидность (характер)
Приходо-расходная хлебная книга
Самоназвание
Книги Андозерского монастыря старца Леванида хлебные приходные и росходные 179-го года марта з 22-го да 180-го году генваря по 21 день.
Инципит
Книги Андозерского монастыря старца Леванида хлебные приходные и росходные 179-го года марта з 22-го да 180-го году генваря по 21 день.
Эксплицит
А приходные и росходные книги писал монастырский дьячек.
Общее описание
Книга состоит из тетради в 8 листов и представляет собой рукопись в 4˚. Скоропись, книжный устав. Разные почерка, разные чернила. Часть записей сделана книжным уставом. Вероятно, книга носит черновой характер. Скреп нет.
Подлинность
Оригинал
Аргументация подлинности
Совокупность признаков: бумага с филигранями XVII в., манера письма (скоропись), аутентичный формуляр, наличие скреп.
Количество листов
5
Алфавит
Кириллица
Стиль / тип письма
Скоропись
Материал
Форма
Тетрадь
Формат листа / тетради
Цвет чернил
Разные чернила
Способ линовки
Без предварительной разметки.
Страна
Россия
Провенанс
Вывезена в 1913 г. по распоряжению новгородского митрополита Арсения вместе с книгами из библиотеки, актами, синодиком в числе других приходных и расходных хлебных и соляных книг Кирилло-Новоезерского монастыря, которые в настоящее время хранятся в собрании отдела письменных источников Новгородского государственного объединенного музея-заповедника (ОПИ НГОМЗ. Ф. 13).
Издание / публикация
Не публиковалась
Состояние памятника
По краям листов пятна от воды
Состояние надписи
Полностью читается
Дата составления описания
15.11.2022 г.
Текст на языке оригинала
(л. 34) Книги Андозерского монастыря старца Леванида хлебные приходные и росходные 179-го года марта з 22-го да 180-го году генваря по 21 день. // (л. 34 об.) Лета 7179-го году марта в 22 день по благославению отца игумена Ионы з братьею принял старец Леванид в Андозерском монастыре у старца Тита в житнице хлеба ржи четверть с четвериком, две четверти купленой ржи, невеиницы четверть с полуосминой, овса дватцать две четверти, пять четвериков ячмени, семени конопляново четверик. // (л. 35) 180-году сентября в <число не указано> день вымолочено ржи дватцать семь четвертей с четвериком, овса шестьдесят осмь четвертей с четвериком, ячмени две четверти с четвериком, невеиной ржи пятнатцать четвертей с осминой, семени конопляново пол-осмины. 179 году марта в <число не указано> день росход ячмени старца Леванида и невеиной ржи. Апреля в <число не указано>день смолото невеиницы четверть с полуосминой про монастырской обиход. Того же месяца в 19 день смолото ржи три четверти с четвериком. // (л. 35 об.) Того же месяца в <число не указано> день в поле и в сучье высияно ячмени три четверика, семени конопляново четверик. На крупу зделано осмина ячмени. 179-го году росход овсу старца Леванида. И скормлено овса служивым коням осмина. Маия в <число не указано>день высияно в поле овса ко 180 году четырнатцать четвериков с осминой. Того же месяца в <число не указано>день столчено овса четверть про монастырской обиход. Июля в 4 день истолчено овса четыре четверти три четверика про монастырской обиход.
Комментарий линвистический
Статьи книги написаны грамматически нормативным русским языком с характерными особенностями XVII в.
Комментарий терминологический
Лицо, управляющее Андозерским монастырем, именуется термином «строитель».
Техническая дата
1671-03-22
Дата создания (внутренняя датировка)
179-го года марта з 22-го да 180-го году генваря по 21 день
Дата создания, от
1671
Дата создания, до
1672
Дата создания (точная)
1671-03-22
Обоснование датировки
По указанию в преамбуле на л. 37: «179-го года марта з 22-го да 180-го году генваря по 21 день…»
Век
XVII в.
Комментарий исторический
Успенский Андозерский монастырь в 1649 г. был приписан к Кирилло-Новоезерскому, им управлял упомянутый в тексте строитель, назначавшийся новоезерским игуменом.
Комментарий палеографический
Книга написана изящной аккуратной скорописью. Текст на каждой странице начинается со слов, первая буква которых оформлена декоративным росчерком в виде буквицы.
Комментарий дипломатический
Приход и расход итоговыми записями по видам культур, в ряде случаев числа пропущены. Числа указаны не всегда. В конце книги подведен итог.
Топонимический комментарий
Книга составлена в Андозерском монастыре.

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти