Приходо-расходная хлебная книга строителя Андозерского монастыря Леонида; 1671–1672 гг.; ОПИ НГОМЗ. Ф. 13. Д. 112. Л. 34–37.
Категории
Рукописи кириллического алфавита: акты и памятники делопроизводства XII–XVII вв.
Идентификатор
Приходо-расходная хлебная книга строителя Андозерского монастыря Леонида; 1671–1672 гг.; ОПИ НГОМЗ. Ф. 13. Д. 112. Л. 34–37.
Название
Приходо-расходная хлебная книга строителя Андозерского монастыря Леонида 1671–1672 гг.
Вид (Тип)
Акт
Разновидность (характер)
Приходо-расходная хлебная книга
Самоназвание
Книги Андозерского монастыря старца Леванида хлебные приходные и росходные 179-го года марта з 22-го да 180-го году генваря по 21 день.
Инципит
Книги Андозерского монастыря старца Леванида хлебные приходные и росходные 179-го года марта з 22-го да 180-го году генваря по 21 день.
Эксплицит
А приходные и росходные книги писал монастырский дьячек.
Общее описание
Книга состоит из тетради в 8 листов и представляет собой рукопись в 4˚. Скоропись, книжный устав. Разные почерка, разные чернила. Часть записей сделана книжным уставом. Вероятно, книга носит черновой характер. Скреп нет.
Подлинность
Оригинал
Аргументация подлинности
Совокупность признаков: бумага с филигранями XVII в., манера письма (скоропись), аутентичный формуляр, наличие скреп.
Вывезена в 1913 г. по распоряжению новгородского митрополита Арсения вместе с книгами из библиотеки, актами, синодиком в числе других приходных и расходных хлебных и соляных книг Кирилло-Новоезерского монастыря, которые в настоящее время хранятся в собрании отдела письменных источников Новгородского государственного объединенного музея-заповедника (ОПИ НГОМЗ. Ф. 13).
(л. 34) Книги Андозерского монастыря старца Леванида хлебные приходные и росходные 179-го года марта з 22-го да 180-го году генваря по 21 день. // (л. 34 об.) Лета 7179-го году марта в 22 день по благославению отца игумена Ионы з братьею принял старец Леванид в Андозерском монастыре у старца Тита в житнице хлеба ржи четверть с четвериком, две четверти купленой ржи, невеиницы четверть с полуосминой, овса дватцать две четверти, пять четвериков ячмени, семени конопляново четверик. // (л. 35) 180-году сентября в <число не указано> день вымолочено ржи дватцать семь четвертей с четвериком, овса шестьдесят осмь четвертей с четвериком, ячмени две четверти с четвериком, невеиной ржи пятнатцать четвертей с осминой, семени конопляново пол-осмины. 179 году марта в <число не указано> день росход ячмени старца Леванида и невеиной ржи. Апреля в <число не указано>день смолото невеиницы четверть с полуосминой про монастырской обиход. Того же месяца в 19 день смолото ржи три четверти с четвериком. // (л. 35 об.) Того же месяца в <число не указано> день в поле и в сучье высияно ячмени три четверика, семени конопляново четверик. На крупу зделано осмина ячмени. 179-го году росход овсу старца Леванида. И скормлено овса служивым коням осмина. Маия в <число не указано>день высияно в поле овса ко 180 году четырнатцать четвериков с осминой. Того же месяца в <число не указано>день столчено овса четверть про монастырской обиход. Июля в 4 день истолчено овса четыре четверти три четверика про монастырской обиход.
Комментарий линвистический
Статьи книги написаны грамматически нормативным русским языком с характерными особенностями XVII в.
Успенский Андозерский монастырь в 1649 г. был приписан к Кирилло-Новоезерскому, им управлял упомянутый в тексте строитель, назначавшийся новоезерским игуменом.
Комментарий палеографический
Книга написана изящной аккуратной скорописью. Текст на каждой странице начинается со слов, первая буква которых оформлена декоративным росчерком в виде буквицы.
Комментарий дипломатический
Приход и расход итоговыми записями по видам культур, в ряде случаев числа пропущены. Числа указаны не всегда. В конце книги подведен итог.