Духовная Антония Сийского 1556 г.; Список XVI в.; Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 5. Оп. 1. Д. 365.

Категории

Рукописи кириллического алфавита: акты и памятники делопроизводства XII–XVII вв.

Идентификатор
Духовная Антония Сийского 1556 г.; Список XVI в.; Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 5. Оп. 1. Д. 365.
Название
Духовная Антония Сийского список XVI века
Вид (Тип)
Акт
Разновидность (характер)
Духовная
Самоназвание
Духовная
Инципит
Во имя Святыя Живоначальныя Троицы отца и сына и святого духа и Пречистыя Богоматере и угодника преподобнаго Сергия чюдотворца. Се яз, грешный и смиренный игумен Антоней. Пишу сию духовную память детем своим и братьи при своем животе…
Эксплицит
А сию паметь духовную писал казначей Варсонофей лета 7000 шесть десят четвертаго месяца июня в 30 день.
Подлинность
Список XVI века
Аргументация подлинности
Список XVI века с духовной 30 июня 1556 г.
Размеры
14,5 на 39,5 (1 сст.) + на 32,5 (2 сст.); текст 12,7 на 37,5 + на 31,5 см
Количество листов
2
Алфавит
Кириллица
Стиль / тип письма
Полуустав
Материал
Форма
Столбец
Страна
Россия
Издание / публикация
Текст напечатан: Макарий. Исторические сведения об Антониевом Сийском монастыре // ЧОИДР, 1878. Кн. 3. С. 2—5.
Автор(ы) описания
Дата составления описания
2021
Текст на языке оригинала
Во имя Святыя Живоначальныя Троицы отца и сына и святого духа и Пречистыя Богоматере и угодника преподобнаго Сергия чюдотворца. Се яз, грешный и смиренный игумен Антоней. Пишу сию духовную память детем своим и братьи при своем животе. Господине, святая братья и отци, видите мене грешнаго, яко постиже мя старос[ть] и впадоух де в частыа болезни, ими же и ныне одрежим есмь. Ничто ж ино возвещающу ми развее смертный час и Суд Страшный будущаго века. И сего ради во мне, смутись сердце мое, страшнаго ради и грознаго исхода, и страха во еже боятися смерти нападе на мя. Но что сотворю, не свем, понужаете мя, грешнаго, любовью своею, еже о Христе написати, как вам пребывать после нашего преставления. Ино, господне, Бог вес[ть] моя беззакония и пред вами моя прегрешениа. Просите выше моея меры у меня духовного вам предания, понеже, господине, сами есте видели на местечке том, что есми вам не быс от браз никоторою добродетелею. А нарицали есте мене грешнаго отца себе, и пастыря, и учителя. А яз вам был ни пастырь, ни учитель, един бо есть пастырь Христос. Но и еще есми грешный своим неразумием был разгонитель святым вашим боголюбным жителством, и толке ныне не отчаюся своего спасения и надеюся на милость Божию и на ваши святые молитвы. Глаголющего не приидох призвати праведных, но грешных напоянием. И яз ваших ради святых молитв по пророку возвергу на Господа печаль свою, да той сотворит о мне, яко ж хощет. Хощет бо всем человеком спастись и в разум истинный приити. И много ми писать вам от Божественаго писания и вы сами ведаете, что грамотке отчасти умею. И яз боюсь осужения от владыки моего Христа, глаголюща: подобает преж самому творити, то же и учити. И ныне, господине, предаю монастырь свой и вас Богу и Пречистой его матери небесной царицы и преподобному чюдотворцу Сергию. И благословляю свое место пещись и промышлять домом Живоначалныя Троицы и Пречистые Богоматери и преподобнаго чюдотворца Сергиа сына и постриженика своего даю вам в монастырь строителя старца Кирила по вашему челобитью. Да с ним священником и всей братии болшим и меншим без выбора пещись и промышляти при моем животе и после меня домом Живоначалныя Троицы ведати в казне и в селех и в деревнях и во всяких промыслех монастырских и в усольях. А соборовали бы есте о монастырских делех в трапезе со всею братьею. А которые братья ропотники и росколники не восхотят по манастырскому чину жити, строителю и братьи не поснут повиноватись, и тех из монастыря изгонити, яко да прочии страх имут. А придет тот же брат в монастырь и начнет каятись строителю и братьи в чем согрешение ег[о] было и изгнание, ино его принять, яко же свой уд простити, а не врага имети, но яко брата. А которые братья из монастыря выехали без моего благословения и монастырскую казну свезли и приедут в монастырь бити челом об приимки и монастырское, что свезли, привезут и отдадут в казну, ино их принять как прочюю братью и простити их в том, а сверх того Бог волен да царь государь князь великий Иван Васильевич всея Руси. А о всех убо вас, детей своих, строителя и священников благословляю и слезами молю в успоминаю вас еже о Христе з братьею, чтоб естя моления моего не презрели к себе, Господу Богу и Пречистой его Богоматере и Преподобному чюдотворцу Сергию в соборе и по кельям молились, о благоверном царе и государе виликом князе Иване Васильевичи всеа Руси, чтоб Бог покорил под руку его вся поганскыа страны. И о благоверной царици велико[й] княгине Анастасии и о их благородных чадех царевич князей Иване о здравии и о спасении, и о архиепископех, и епископех, и о благородных князех, и о воех, и о всех православных христианех. Да и мене грешнаго в святых своих молитвах назаве нас творите ко Господу, по апостолу глаголющу: молитесь друг за друга, да исцелейте. Да преж всего имейте страх Божий в сердци своем, да вселится в вас Дух Святый, да той вас научит и наставит на истинный путь. А промеж себя любовь имейте и покорение о Христе друг ко другу … (прим. 1) отнюдь в монастыри не ночевали бы, а миряне бы з братьею по кельям не ночевали же, ни жили з братьею в кельях, а робят бы малых в монастыри не держали, а нищих поите и кормите доволно. И милостыню давайте, да не оскудеет место сие святое. А братья, которые здравые и оне б без службы монастырские не пребывали, своего ради спасения, оприч больных. А круг монастыря бы есте починков, дворов христьяном ставить не давали, развее коровья дворца, да и то б не близ монастыря, за озером. Сыне, молю, вы сохраните да будет с вами милость Божия и Пречистой Богоматере и преподобнаго чюдотворца Сергиа молитва, и ныне и присно и в векы веков. Аминь. А сию паметь духовную писал казначей Варсонофей лета 7000 шесть десят четвертаго месяца июня в 30 день. // (Сст. 1 об., 2 об.) Се яз, грешный и смиренный игумен Антоней к сей памяти духовной руку свою приложив и благословил к Троицы Живоначалной в манастрь на Сию на строителство сына своего и постриженика старца Кирила. К сей духовной грамоте старец Христофор руку приложил. К сей духовной священник Леванил руку приложил. К сей духовной священник Гр(игор)ей руку приложил. К сей духовной диакон Тит руку приложил. К сей духовной грамоте старец Фотей руку приложил. К сей духовной старец Макарья руку приложил. К сей духовной грамоте старец Логин руку приложил. К сей духовной старец (прим. 2) Варлам руку приложил. К сей духовной старец Генадей руку приложил. К сей духовной грамоте старец Симеон руку приложил. К сей духовной старец Терентей руку приложил. К сей духовной грамоте священник Галасея руку приложил. К сей духовной Силуян старец руку приложил. К сей духовной грамоте старец Васьян руку приложил. К сей духовной староитель Кирил руку приложил.
Комментарий текстологический
(1) в этом месте обрыв текста. В результате пропущено следующее место духовной: да покрыется ваше множество грехов. А живите во общем житии равно духовне и телесне, пищею и одеждою по заповеди святых отец. На трапезе строителю пищи и пития кроме братского доволу не прибавляйте ничего. Також и одежда и обуща равно по разсуждению, а питья хмельного в монастыре не держите, ни от христолюбцев не принимайте, а женского полу … Далее текст сохранился на обороте грамоты со слов ...отнюдь в монастыри не ночевали бы... (2) слово «старец» вписано сверху.
Техническая дата
1556-01-01
Дата создания, от
1556
Дата создания, до
1600
Век
XVI в.
Комментарий палеографический
Сверху подклеен чистый лист, на обороте его запись: Список с духовной игумена Антония Чюдотворца. В самом тексте не сказано, что это список. Похоже на список только потому, что все рукоприкладства на обороте даны одним почерком, а запись Антония — тем же почерком, что и основной текст духовной. Очевидно, список с духовной Антония, представлявшей важный для обители текст, был сделан в монастыре, чтобы сохранить целостность оригинала при частом употреблении. Текст расположен на обеих сторонах свитка. В конце листа стоит знак окончания, видимо, также скопированный с оригинала.

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти