Текст на языке оригинала
Во имя Святыя Живоначальныя Троицы отца и сына и святого духа и Пречистыя Богоматере и угодника преподобнаго Сергия чюдотворца. Се яз, грешный и смиренный игумен Антоней. Пишу сию духовную память детем своим и братьи при своем животе. Господине, святая братья и отци, видите мене грешнаго, яко постиже мя старос[ть] и впадоух де в частыа болезни, ими же и ныне одрежим есмь. Ничто ж ино возвещающу ми развее смертный час и Суд Страшный будущаго века. И сего ради во мне, смутись сердце мое, страшнаго ради и грознаго исхода, и страха во еже боятися смерти нападе на мя. Но что сотворю, не свем, понужаете мя, грешнаго, любовью своею, еже о Христе написати, как вам пребывать после нашего преставления. Ино, господне, Бог вес[ть] моя беззакония и пред вами моя прегрешениа. Просите выше моея меры у меня духовного вам предания, понеже, господине, сами есте видели на местечке том, что есми вам не быс от браз никоторою добродетелею. А нарицали есте мене грешнаго отца себе, и пастыря, и учителя. А яз вам был ни пастырь, ни учитель, един бо есть пастырь Христос. Но и еще есми грешный своим неразумием был разгонитель святым вашим боголюбным жителством, и толке ныне не отчаюся своего спасения и надеюся на милость Божию и на ваши святые молитвы. Глаголющего не приидох призвати праведных, но грешных напоянием. И яз ваших ради святых молитв по пророку возвергу на Господа печаль свою, да той сотворит о мне, яко ж хощет. Хощет бо всем человеком спастись и в разум истинный приити. И много ми писать вам от Божественаго писания и вы сами ведаете, что грамотке отчасти умею. И яз боюсь осужения от владыки моего Христа, глаголюща: подобает преж самому творити, то же и учити. И ныне, господине, предаю монастырь свой и вас Богу и Пречистой его матери небесной царицы и преподобному чюдотворцу Сергию. И благословляю свое место пещись и промышлять домом Живоначалныя Троицы и Пречистые Богоматери и преподобнаго чюдотворца Сергиа сына и постриженика своего даю вам в монастырь строителя старца Кирила по вашему челобитью. Да с ним священником и всей братии болшим и меншим без выбора пещись и промышляти при моем животе и после меня домом Живоначалныя Троицы ведати в казне и в селех и в деревнях и во всяких промыслех монастырских и в усольях. А соборовали бы есте о монастырских делех в трапезе со всею братьею. А которые братья ропотники и росколники не восхотят по манастырскому чину жити, строителю и братьи не поснут повиноватись, и тех из монастыря изгонити, яко да прочии страх имут. А придет тот же брат в монастырь и начнет каятись строителю и братьи в чем согрешение ег[о] было и изгнание, ино его принять, яко же свой уд простити, а не врага имети, но яко брата. А которые братья из монастыря выехали без моего благословения и монастырскую казну свезли и приедут в монастырь бити челом об приимки и монастырское, что свезли, привезут и отдадут в казну, ино их принять как прочюю братью и простити их в том, а сверх того Бог волен да царь государь князь великий Иван Васильевич всея Руси. А о всех убо вас, детей своих, строителя и священников благословляю и слезами молю в успоминаю вас еже о Христе з братьею, чтоб естя моления моего не презрели к себе, Господу Богу и Пречистой его Богоматере и Преподобному чюдотворцу Сергию в соборе и по кельям молились, о благоверном царе и государе виликом князе Иване Васильевичи всеа Руси, чтоб Бог покорил под руку его вся поганскыа страны. И о благоверной царици велико[й] княгине Анастасии и о их благородных чадех царевич князей Иване о здравии и о спасении, и о архиепископех, и епископех, и о благородных князех, и о воех, и о всех православных христианех. Да и мене грешнаго в святых своих молитвах назаве нас творите ко Господу, по апостолу глаголющу: молитесь друг за друга, да исцелейте. Да преж всего имейте страх Божий в сердци своем, да вселится в вас Дух Святый, да той вас научит и наставит на истинный путь. А промеж себя любовь имейте и покорение о Христе друг ко другу … (прим. 1) отнюдь в монастыри не ночевали бы, а миряне бы з братьею по кельям не ночевали же, ни жили з братьею в кельях, а робят бы малых в монастыри не держали, а нищих поите и кормите доволно. И милостыню давайте, да не оскудеет место сие святое. А братья, которые здравые и оне б без службы монастырские не пребывали, своего ради спасения, оприч больных. А круг монастыря бы есте починков, дворов христьяном ставить не давали, развее коровья дворца, да и то б не близ монастыря, за озером. Сыне, молю, вы сохраните да будет с вами милость Божия и Пречистой Богоматере и преподобнаго чюдотворца Сергиа молитва, и ныне и присно и в векы веков. Аминь. А сию паметь духовную писал казначей Варсонофей лета 7000 шесть десят четвертаго месяца июня в 30 день. // (Сст. 1 об., 2 об.) Се яз, грешный и смиренный игумен Антоней к сей памяти духовной руку свою приложив и благословил к Троицы Живоначалной в манастрь на Сию на строителство сына своего и постриженика старца Кирила. К сей духовной грамоте старец Христофор руку приложил. К сей духовной священник Леванил руку приложил. К сей духовной священник Гр(игор)ей руку приложил. К сей духовной диакон Тит руку приложил. К сей духовной грамоте старец Фотей руку приложил. К сей духовной старец Макарья руку приложил. К сей духовной грамоте старец Логин руку приложил. К сей духовной старец (прим. 2) Варлам руку приложил. К сей духовной старец Генадей руку приложил. К сей духовной грамоте старец Симеон руку приложил. К сей духовной старец Терентей руку приложил. К сей духовной грамоте священник Галасея руку приложил. К сей духовной Силуян старец руку приложил. К сей духовной грамоте старец Васьян руку приложил. К сей духовной староитель Кирил руку приложил.