Челобитная явочная заручная иеромонаха Антониева Дымского монастыря Дионисия; 1656 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 132. Оп. 1. Карт. 4. Д. 175. Л. 1.

Категории

Рукописи кириллического алфавита: акты и памятники делопроизводства XII–XVII вв.

Идентификатор
Челобитная явочная заручная иеромонаха Антониева Дымского монастыря Дионисия; 1656 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 132. Оп. 1. Карт. 4. Д. 175. Л. 1.
Название
Челобитная явочная заручная иеромонаха Антониева Дымского монастыря Дионисия, келаря старца Давида с братией, монастырскими слугами и крестьянами на помещика Нагорной половины Обонежской пятины Василия Федорова сына Харламова, его брата и людей по иску об избиении и грабеже строителя старца Филарета, бывших с ним слуг и крестьян в монастырской деревне на Дымах. 1656 г. апреля 17. Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 132. Оп. 1. Картон 4. Д. 175. Л. 1.
Вид (Тип)
Акт
Разновидность (характер)
Челобитная явочная заручная
Самоназвание
Челобитье, явка
Инципит
Царю государю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу бьют челом и являют твоево царьсково богомолья Антония Чюдотворца Дымсково монастыря черной поп Дионисей да келарь старец Давыд…
Эксплицит
… пожалуй, государь, нас нищих своих государевых богомольцов, вели, государь, челобитье наше принять и явку записать Пречистые Богородицы Тифина монастыря архимариту Иосифу з братьею в казне. Царь государь смилуйся пожалуй.
Общее описание
Текст явочной заручной челобитной написан скорописью на л. 1, состоит из 30 строк. На л. 1 об. рукоприкладные записи челобитчиков и делопроизводственная помета рукой казенного дьячка Успенского Тихвинского монастыря Игнатия Стефанова о приеме челобитной. На л. 1 пометка почерком XX в. красными чернилами «№ 22»; на л. 1 об. пометки почерком XIX в. черными чернилами «Читано.», графитовы карандашом «7164», почерком XX в. синим карандашом «1 / V».
Подлинность
Подлинник
Аргументация подлинности
Совокупность признаков: манера письма (скоропись), аутентичный формуляр. На л. 1 об. 1) Рукоприкладная запись священника Антониева Дымского монастыря Дионисия: «К сей явочной челобитной черной поп Деонисьище вместо братьи и детей своих духовных по их велению руку приложил». 2) Рукоприкладная запись слуги Антониева Дымского монастыря Калины Филиппова: «К сей явочной челобитной слушка Калинка вместо слуг по их велению руку приложил». 3) Делопроизводственная помета о приеме заручной явочной челобитной, поставленная рукой казенного дьячка Успенского Тихвинского монастыря Игнатия Стефанова: «164-го апреля в 17 день подал явку Антоньевъскаго Дымъскаго монастыря слушка Калина Филипов».
Размеры
16,5х42 см
Количество листов
1
Алфавит
Кириллица
Стиль / тип письма
Скоропись
Материал
Форма
Столбец
Цвет чернил
Темно-коричневый
Комментарий к водяному знаку
Водяной знак — Голова шута (нижняя часть), по альбомам не отождествлен. Расстояние между понтюзо 2,5 см.
Страна
Россия
Провенанс
Документ отложился в фонде Успенского Тихвинского монастыря Архива СПбИИ РАН (Ф. 132), переданном в Археографическую комиссию из Новгородского общества любителей древностей в 1625 г.
Состояние памятника
Состояние бумажной основы неудовлетворительное. На л. 1 следы затеков неустановленной жидкости, покрывающие почти всю площадь листа, а также следы поперечных сгибов от сдавливания скрученного столбца. По верхнему и нижнему срезам небольшие заломы бумаги. В правом верхнем углу утрачен фрагмент площадью 0,25 см2.
Состояние надписи
Утрат основы с текстом нет.
Дата составления описания
12.12.2022
Текст на языке оригинала
Царю государю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу бьют челом и являют твоево царьсково богомолья Антония Чюдотворца Дымсково монастыря черной поп Дионисей да келарь старец Давыд, старец Филарет, старец Пафнотей, старец Гедеон и все старцы и слушки и крестьяне тово монастыря Обонежские пятины Нагорные половины на Василья Федорова сына Харламова и на братью ево в том. В нынешнем во 164-м году апреля в 16 день ездил твоего царьского богомолья тово Антоньевьсково монастыря строитель старец Филарет в монастырьскую деревню на Дыми ко крестьяном для ради монастырьсково дела. И тот Василей Харламов з братьею своею, проведав тово нашево строителя в той монастырьской деревни, приехали в ту деревню разбоем днем своими со многими людьми и со крестьяны. И ево строителя убили до умертвия и ограбили. И служек монастырьских, которые с ним были, и крестьянишек тое деревни били же, и домы их грабили, и жен их и дочерей позорили. А что пограбили, и грабежному животу строительскому, и служню, и крестьянскому будет тебе, государю, на них исковая челобитная к суду. А ныне тот наш строитель от ех убийства лежит в концы живота при смерти. Милосердый государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, пожалуй, государь, нас нищих своих государевых богомольцов, вели, государь, челобитье наше принять и явку записать Пречистые Богородицы Тифина монастыря архимариту Иосифу з братьею в казне. Царь государь смилуйся пожалуй.
Техническая дата
1656-04-17
Дата создания (внутренняя датировка)
7164 г. от сотворения мира апреля 17.
Дата создания, от
1656
Дата создания, до
1656
Дата создания (точная)
1656-04-17
Обоснование датировки
Дата в помете о приеме челобитной (л. 1 об.).
Век
XVII в.

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти