Судный список суда князя Андрея Кемского и Бориса Филипова сына Погожево; 1526 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Колл. 12. Оп. 1. Д. 659.

Категории

Рукописи кириллического алфавита: акты и памятники делопроизводства XII–XVII вв.

Идентификатор
Судный список суда князя Андрея Кемского и Бориса Филипова сына Погожево; 1526 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Колл. 12. Оп. 1. Д. 659.
Название
Судный список суда князя Андрея Кемского и Бориса Филипова сына Погожево, доложенный дьяку великого князя Афанасию Федоровичу Курициныну, выданный келарю Кирилло-Белозерского монастыря Исаку и старцу Алексею на пожни Перхинские, бывшие в споре с келарем Ферапонтова монастыря Мартемьяном
Вид (Тип)
Акт
Разновидность (характер)
Судный список
Инципит
Став перед судьями на Перхинских пожнях у трех елей и на земли тако рек Ферапонтова манастыря Мартемьян келарь
Эксплицит
И судьи о сем реклися доложити великого князя диака Афонасья Федоровичя.
Общее описание
Столбец на двух листах написанный мелким убористым почерком. На обороте изложение процедуры доклада, а также по склейке сставов скрепа: "Сстав".
Подлинность
Оригинал
Размеры
Л. 1. 39,8; 14,6; Л. 2. 41; 14,5
Количество листов
2
Алфавит
Кириллица
Стиль / тип письма
Скоропись
Материал
Форма
Столбец
Цвет чернил
Темно-коричневый
Комментарий к водяному знаку
На первом листе нижний фрагмент готической «R». На втором маленький верхний фрагмент водяного знака — розетка крест.
Страна
Россия
Провенанс
Грамота являлась частью коллекции П. М. Строева, которая была передана в 1836 г. в Археографическую комиссию в двух ящиках. В первом находилось 186 грамот царей, великих и удельных князей, княгинь, архиереев и бояр, а во втором - 578 юридических актов XV –XVII вв. [Курдюмов М.Г. Предисловие к ЛЗАК за 1904 г. СПб., 1907. Вып. 17.
Издание / публикация
РИБ Т. 32. № 116. С. 189–194.
Библиография
Грязнов А. Л. Белозерские акты XIV–XVI вв. № 521. С. 289, 419.
Состояние памятника
Грамота не реставрировалась, столбец не расклеен. Поперек грамоты видны следы сгибов, края листов в этих местах надорваны. Чернила кислотные, просвечивают на обороте.
Дата составления описания
03.05.2022
Текст на языке оригинала
(Л. 1.) Став перед судьями на Перхинских пожнях у трех елей и на земли тако рек Ферапонтова манастыря Мартемьян келарь: жалоба нам, господине, на Кирилова манастыря на Исака келаря да на Олексея старца, косят, господине, те пожни да и землю пашут нашу сильно, а тому, господине, два лета. И судьи спрошали Исака келаря да Олексея старца: отвечяй. И Исак тако рек: то, господине, земли нашы да и пожни Лешомская деревня Кирилова манастыря. И судьи спрошали Мартемьяна келаря: почему вы те пожни и землю называете своими, что у вас крепость? И Мартемьян тако рек: на то, господине, у нас старожильцы хрестьяне великого князя Семен Павшин, да Малюта Левушин, да Фомка Лукин, да на великого князя хрестьян на Ивана на Плахина, да на Левушу н Шамина, да на Ивана на Кельина, что те пожни и земли наши Ферапонтовские Перхинская деревня. И судьи спрошали старожильцов Ферапонтова манастыря Семена Павшина да Ивана Плахина и их товарищов: скажите по хрестному целованью, чьи то пожни и земли, на которых стоим? И они тако рекли: яз, господине, Семен, помню за полпетадесят лет, а яз, господине, Малюта, помню за шездесят лет, а яз, господине, Фомка, помню за тритцать лет, а яз, господине, Иван, помню за сорок лет, а яз, господине, Левуша, помню девяносто лет, а яз, господине, Иван, помню за пятдесят лет, на которой, господине, земле (1) стоите, те, господине, земли и пожни Ферапонтова манастыря Перхинские деревни. И судьи спрошали Исака келаря: а у вас, что на ту землю и пожни крепость? А у нас, господине, старожильцы хрестьяне великого князя Маркиян, да Емельян, да Сидор Петровы дети, да Костя Курмешов, да Левон Сергеев, да Нестер Симонов. И судьи спрошали старожильцов Кирилова манастыря Маркияна и его товарищов: скажите по хрестному целованью на которой земле стоим, чьи то земли и пожни. И он[и] тако рекли: яз, господине, Маркиян помню за шездесят лет, а яз, господине, Емельян, помню за пятдесят лет, а яз, господине, Сидор, помню за сорок лет, а яз, господине, Костя, помню за пятдесят лет, а яз, господине, Левон, помню за сорок лет, а яз, господине, Нестер, помню за семдесят лет, на которой, господине, земле стоите, те, господине, пожни и земли Кирилова манастыря Лешемские деревни. И судьи велели поитти наперед Ферапонтова манастырястарожилцом, а Кирилова манастыря старожилцом за ними итти. И пошли от Шертинского пути речкою Черною вниз на те же пожни на три ели, да от трех елей Азовка речкою вниз в Уломское озеро. Ферапонтовские старожильцы тако рекли: уречища, господине, реке два, а водой одна левая сторона Ферапонтова манастыря, правая Кирилова манастыря. И кириловские старожильцы тако рекли: Маркиан и его товарищы те, господине, старожильцы Ферапонтова манастыря Семен Павшин и его товарищы вели вас негораздо по кириловской земле; дайте нам, господине, с ними Божью правду, целуем крест животворящей да лезем с ними на поле битца. И суди спрошали Ферапонтова манастыря старожильцов Семена Павшина и его товарищов вы с ними лезете ли биться? Лезем, господине. И судьи велели поитти Кирилова мастыря (2) старожильцом, а ферапонтовским старожильцом за ними итти. И пошли Кирилова манастыря старожильцы от того же Шортинского пути тою ж речкою Черною вниз до тех же пожен и до трех елех (3); тако рекли: то, господине, пожни Лешомские деревни Кирилова манастыря. И от трех елей налево по конец Лешомских пожен на сосну, на грани, оттоле болотом по гранем на речку на Вязовка, а речкою вниз. Да на речке на правой стороне на сосне рубеж, да на усть (Л. 2.) речки на великой сосне, да речкою в Уломское озеро. Да тако рекли: правая, господине, сторона Кирилова манастыря, а левая Ферапонтова манастыря. И Ферапонтова мастыря (4) старожильцы Семен Павшин и его товарищы тако рекли: те, господине, Кирилова манастыря старожильцы Маркиян и его товарищы вели вас негораздо по Ферапонтовской земле. А та, господине, речка Кукобой, а не Вязовка; дайте нам, господине, с ними Божью правду, целуем крест животворящей да лезем с ними на поле биться. А сверх того, господине, подте оне с ыконою или нам велите итти с ыконою. И судьи спрошали старожильцов Кирилова манастыря Мартьяна и его товарищов: вы с ними лезете ли на поле битца? Лезем, господине. Да тако рекли Кирилова манастыря Исак келарь, да Олексей старец тако рекли: шлемся, господине, на волостных хрестьян великого князя на Фомку на Олешково сына Пасынкова, да на Митю на Гридина сына, да на Иванка на Яковлева сына Гологузова, что, господине, после розъезду Михаила Шапкина пашут изс (5) Кириловские деревни из Лешемские и сено косят. И судьи спрошали Мартемьяна келаря: вы шлете ли ся на тех хрестьян? Шлемся, господине. И судьи спрошали великого князя хрестьян Фомки Олешкова сына Пасынкова и его товарищов: скажите по крестному целованью, чья то земля, на которой стоим? И Фомка Олешков и его товарищы тако рекли: на которой, господине, земле стоите, ту, господине, землю пашут и сено косят ис Кириловские деревни из Лешемские, а до розъезду, господине, Михаила Шапкина пахали ту землю из Ферапонтовские деревни изс Перхинские и сено косили и пепел жгли; а на розъезде есмя, господине, были. И судьи спрошали Ферапонтова манастыря Мартемьяна келаря: а опрично старожильцов, что у вас на ту землю крепость? И Мартемьян тако рек: сверх того, господине, шлемся на великого князя хрестьян Цыпинская волость на Мишута Федутов сына, да на Левуша Федоров сына, да на Митя Нестерова. И судьи спрошали Кирилова манастыря Исака келаря: вы шлете ли ся на тех хрестьян? И Исак тако рек: шлем ся, господине. И судьи спрошали Цыпинские волости хрестьан Мишуты Федутова сына и его товарищов: скажите по хрестному целованью, чья то земля, на которой стоим? И Мишута Федутов и его товарищы тако рекли: скажем, господине, по хрестному целованью. Ту, господине, землю пашут и сено косят и нынче из Ферапонтовские деревни изс Перхины. А Левуша Федоров сын тако рек их товарищ: а в отрубе, господине, в Кириловском. И судьи спрошали Кирилова манастыря Исака келаря да Олексея старца: а у вас опрично тово иная крепость какова? И Исак тако рек: сверх того, господине, шлемся на книги на писцов Михаила Шапкина да на Ивана на Голову. И судьи спрошали Мартемьяна келаря: вы шлете ли сь на книги? И Мартемьян тако рек: шлемся, господине. И судьи о сем реклися доложити великого князя диака Афонасья Федоровичя. Оба такнули. Афанасие. Оборот: Сей список положил перед третьим перед Офонасьем Федоровичем Курициным судья яз Ондрей Кемской. И по сему списку обои исцы старцы Кирилова монастыря Алексей да Исак, да Ферапонтова монастыря старцы Мартемьян да Геронтей перед третьим такнули. И приговорили собе старцы перед Офонасьем Курициным по своей любви итти по сему списку Кирилова монастыря старожильцом, которые в сем списку писаны, да те земли спорные старожильцом отвести к пречистой х Кирилову монастырю без иконы. А отвести им те земли по великого князя крестному целованью. А молыть старожильцом, что те земли Пречистыа Кирилова монастыря, да куды Кирилова монастыря старожильцы те земли отведут к Пречистой х Кирову (6) монастырю и по тому отводу старцом Кирилова монастыря межы учинить и ямы покопати и грани покласти и грамоты розъежжые меж собя поимати с своими руками. Сстав. 1). Над строкой. 2). Так в рукописи. 3). Так в рукописи. 4). Так в рукописи. 5). Так в рукописи. 6). Так в рукописи.
Техническая дата
1526-09-01
Дата создания, от
1526
Дата создания, до
1526
Век
XVI в.
Комментарий палеографический
Канцелярский полуустав. Возможно, тем же почерком написана грамота РГАДА. Ф. 281. № 877; на обоих документах подпись Афанасия Курицына. Внизу справа подпись — «Афанасие». Вплотную к нижнему краю слева надпись чернилами: «оба такнули». На обороте грамоты в 8,5 см. от верхнего края — текст доклада, написанный более светлыми чернилами, чем текст на лицевой стороне грамоты. Почерк доклада принадлежит другому писцу: начертание букв «з», «а» и «ѧ» не совпадает. На лицевой стороне специфическое написание «з» в виде наклонного штриха и полукруга, выходящего за пределы строки, на обороте более традиционная «з». Литеры «а» и «ѧ» на обороте с утолщенным правым наклонным штрихом, который слегка удлиннен, на лицевой стороне — без утолщения и без удлиннения. Почерк на обороте крупнее, расстояние между строк больше. Скрепа по центру сстава: «Сстав».
Комментарий исторический
Земельный спор между Ферапонтовым и Кирилло-Белозерским монастырем о Перхинских пожнях. Сохранилась серия из четырех дел середины 1520-х годов о спорных землях Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей в Словенском Волочке и Рукиной Слободке и околомонастырских землях, которые разбирал князь Андрей Кемский, передавший их затем на доклад Афанасию Курицыну. Во всех четырех случаях истцом выступал келарь Ферапонтова монастыря Мартемьян, обвинявший в захвате пожен кирилловских келаря Исака и старца Алексея. Деревня Перхино существует и сегодня, и располагается на юго-восточном берегу Зауломского озера. Дело передано на доклад дьяку Афанасию Курицыну. О нем сохранилось много упоминаний в источниках: он был дьяком и приближенным Василия III [ Веселовский С.Б. Дьяки и подьячие XV–XVII вв. С. 279–280.]. Об особом статусе А. Ф. Курицына свидетельствует то, что кроме него, неизвестны другие дьяки, принимавшие доклад. Дела, доклад по которым принимал А. Ф. Курицын, рассматривались по особой процедуре. На обороте грамот, вместо изложения процедуры доклада, сообщается о примирении сторон, а А. Ф. Курицын назван «третьим», что позволяет предположить, что он выступал в этих делах как третейский судья.
Комментарий дипломатический
Вводная формула грамоты строится по принципу: «Став» место спора + истец + изложение жалобы. Между тем, наиболее часто в судебных документах использовались другие вводные формулы «По слову ....», «По грамоте ...» и «Си суд судил». Вводная формула, начинающаяся словом «Став ...», встречается реже: нам известен 21 такой случай. Однако, и в этих случаях как правило, вводная формула «Став ...» сконструирована иначе нежели в белозерских судных списках: «Став» место спора + «си суд судил» имя судьи. Опущено имя судьи. Мы узнаем его только из текста доклада на обороте грамоты. Подписи на судебных документах ставили дьяки, а судьи, как правило, не оставляли подписи, они прикладывали печати. Однако А. Ф. Курицын, будучи и дьяком и судьей, поставил подпись не на обороте грамоты после текста доклада, как это было принято, а на лицевой стороне. Его подпись не сопровождается текстом «а подписал» и представляет собой имя, написанное более светлыми, чем основной текст грамоты, чернилами: «Афанасие».

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти