Судный список по спору Антониево-Сийского монастыря с крестьянами; 1586–1591 гг.; Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 5. Оп. 1. Д. 612.

Категории

Рукописи кириллического алфавита: акты и памятники делопроизводства XII–XVII вв.

Идентификатор
Судный список по спору Антониево-Сийского монастыря с крестьянами; 1586–1591 гг.; Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 5. Оп. 1. Д. 612.
Название
Судный список по спору Антониево-Сийского монастыря с крестьянами 1579 г. Снимок.
Вид (Тип)
Акт
Разновидность (характер)
Судный список
Самоназвание
Снимок с судного списка.
Инципит
Снимок с судного списка слово в слово. Лета 7088 октября в 7 день по государеву царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси по грамоте перед двинским данным старостою перед Яковом Матфеевым сыном Никитина да перед целовалники перед Федором Тимофиевым сыном Лукина да перед Офонасьем Фоминым тягался в ыгумново место в Петеримово троицкой сийского монастыря слуга Плохой Павлов с Моржегорские волости крестьяны...
Эксплицит
На том мы и помирились и мир явили. Подписал земской дьячек Иванко Прокофьев.
Общее описание
Копия судного списка 80-х годов XVI в. (между 1586 и 1591 г.)
Подлинность
Список XVII в.
Размеры
Ширина сстава 15,2, текста: 13,5 см.
Количество листов
8
Алфавит
Кириллица
Стиль / тип письма
Полуустав с элементами скорописи
Материал
Форма
Столбец
Комментарий к водяному знаку
«Кувшинчик» двух видов (видны частично), один с литерами на тулове.
Страна
Россия
Автор(ы) описания
Дата составления описания
2021
Текст на языке оригинала
(1 сст.) Снимок с судного списка слово в слово. Лета 7088 октября в 7 день по государеву царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси по грамоте перед двинским данным старостою перед Яковом Матфеевым сыном Никитина да перед целовалники перед Федором Тимофиевым сыном Лукина да перед Офонасьем Фоминым тягался в ыгумново место в Петеримово троицкой сийского монастыря слуга Плохой Павлов с Моржегорские волости крестьяны с Ываном с Обакумовым, да с Фомкою Ермолиным, да с Окулком Коротаевым, да с Ыванком с Офонтиевым сыном Бурковым, да с Якимком Нефедовым, да с Куземкою Васильевым, да с Степанком Юрьевым, да с Ыванком Яковлевым, да с Ворсою Васильевым, да с Степанком Сидоровым, да с Тимофейко Романовым, да с Ыванком Осиповым, да с Федком Мосиивым, да с Фефилком Терентьевым, да с Ыванком Павловым, да с Михалком Ивановым, да с Выдрою Федоровым, да с Миткою Калининым, да з Гридкою Фоминым, да с Офонкою Федоровым, да с Васкою Ерофеевым, да с Ылейкою Трофимовым, да с Олексейком Петровым, да Степанком Калининым, да с Куземкою Остафьевым, да с Ондронком Омосовым, да с Якунею Терентьивым, да с Ондрейком Харитоновым, да с Васкою Григорьевым, да с Куземкою Прокофьевым сыном Лихачем, да с Третьячком Юрьевым, да с Митею Исаковым, да з Богданком Юрьевым, да з Гридкою Ивановым сыном Малцова, да с Куземкою Онтоновым, да с Фомкою Михайловым сыном Лыжиным, да с Терешкою Окатовым, да с Некраском Яковлевым. И став ищея Плохой на матерой стороне над рекою над Двиною по конец изгороды Плеского поля на новосечной полянки // (2 сст.) противу безверхие березы. И подав ищея Плохой, Якову Матфеиву с товарищи жалобницу. И Яков Матфеев велел его жалобницу пред собою честь. И в жалобницы пишет: Государю царю и великому князю Ивану Васильевичю всея Руси з Двины Живоначалные Троицы Антоньивы пустыни Сийского монастыря бьют челом нищии твои государевы богомольцы игумен Петерим з братьею. Жалоба нам, государь, на крестьян Моржегорской волости Святых Богоотец Аким и Анны приходу на Ивана на Обакумова да на Фому Ермолина, да на Окула на Коротаева и на всех крестьян Моржегорскее волости. Не дают, государь, нам те крестьяне к нашим к обелным деревням во присадные земли пахати. Противу наших монастырских деревень на реке на Двине остров Усть-Верхнего моржу с старые межи. А противу того, государь, острова нашие монастырскее доли на матером берегу в межах стоит на монастырской земли над Двиною рекою по конец изгороды Плеского поля на новосечной полянки береза безверхая. А та, государь, береза стоит на монастырской земли порубежной противо осокорника новоприсадного острова. А противу той, государь, березы в лесе на бору стоит сосна промеж у двема пни сосновыми. Да противо тое ж, государь, сосны стоит сосна на летнюю сторону покляпа. А тот, государь, остров стоит по тем, по старым межам противу земли наших монастырских деревень. И те, государь, крестьяне Иван Обакумов с товарищи, ту нашу землю монастырскую пашут силно и сена косят. А владеют, государь, тем местом на том острову монастырскою землею тому дватцать лет с летом. А нам, государь, тое нашеи монастырскее земли пахати и сено косити не дают. А нашим монастырским крестьянцем приводят // (3 сст.) обиды великые, поля, государь, и пожни наших монастырскых деревень огородили к своим полянкам, и скота, государь, выпустити нигде не дадут. И в тех, государь, их насилствах убытки и крестьянцем нашим и волокиты учинились великие. А крестьянца, государь, наши и в долгу великом на купном хлеб покупая. А всем, государь, нам и нашим крестьянцам в их насилстве убытка стало сто рублев с полтиною. Милостивый царь государь, вели нам управу дати и про ту нашу монастырскую землю сысками, чтоб мы, нищии твои государевы богомолцы, от тех крестьян насилства вконец не погибли. Государь, смилуйся. И выслушав жалобницу, Яков Матфеев с товарищи спрошал ответчиков Иванка Обакумова с товарищи отвечати. И ответчики Иванко Обакумов, да Фомка Ермолин, да Окулко Коротаев, да Иванко Софонтиев сын Бурков, да да Яконко Нефедов, да Куземко Васильев, да Степанко Юрьев, да Иванко Яковлев, да Ворса Васильев, да Степанко Сидоров, да Тимошка Романов, да Иванко Осипов, да Федко Мосиев, да Фефилко Терентьев, да Иванко Павлов, да Михайко Иванов, даВыдра Федоров, да Митка Калинин, да Гридка Фомин, да Офонка Федоров, да Васка Ярофеев, да Илейка Трофимов, да Алексейко Петров, да Стеанко Калинин, да Куземко Остафьев, да Ондронко Омосов, да Якуня Терентьев, да Ондрейко Харитонов, да Васка Григорьев так ркли: отвечаем, господине, за себя в своих вытех. То, господине, земля наша, тое мы земли не пашем и дела нам до тое земли нет. А убытко, господине, нас клеплет. А Куземка Прокофьев сын Лихач, да Третьяк Юрьев, да Митя Исаков, да Богданко Юрьев, да Гридка Иванов сын Малцов, да Куземка Онтонов, да Фомка Михайлов сын Лыжин, да Терешка Окатов, // (4 сст.) да Некраско Яковлев так ркли: то, господине, земля, где мы на которой земли стоим, и выше того вверх подле реку вотчина царя и великого князя, а владенье наше. Да и за рекою, господини, против того острова Вяцкой вверху и до головы земля наша ж, Власовской деревни. А владеем мы да и купчие , господине, у нас на ту землю есть. И данной староста Яков Матвеев с товарищи спрошали ищей Плохой, чим их уличаешь. И ищея Плохой так рек: уличаю их, господине, в земли и в убытках крестом животворящим, сам крест целую и им верю. И ответчики Иванко Обакумов с товарищи так рекли: мы, господине, в убыткех в своих вытех крест целуем сами, а ему не верим. А до земли, господине, нам и дела нет. А Куземка Лихач с товарыщи и так рекли: мы, господине, крест целуем сами, а ему не верим. И данной староста Яков Матфеев с товарищи спрошал ищеи Плохо(го): сверх крестного целования чим их уличаешь? И ищея Плохой так рек: шлю, господине, на старые межи и куды истари топор и соха ходила, и монастырскых деревень пашонные земли покаместе были противу того, господине, острова нашие монастырскые доли на матером берегу в межах стоит на монастырской земли над Двиною рекою по конец изгороды Плеского поля на новосечной полянки береза, а верх на ней сломлен. А на ней рубец с нощную сторону, а другой рубец куст Верхнего Моржу. Да на той ж березы накрест высечено у корень с нижнюю сторону Двины. // А (5 сст.) которая, господине, сосна на бору в лесе стоит противо тое межные березы, и на той, господине, сосны шесть потесен да два рубежи старые, да у тое ж, господине, сосны два пни сосновые ж: один стоит з бережную сторону от Двины реки, а другой, господине, з горнюю сторону стоит по старие пень горелой. Да у тое ж, господине, сосны с нижную сторону Двины реки старая выскида лежит вершиною в гору, а у ней стоит сосновой пень. А от поклепые, господине, сосны через болото на Черной ручяй на старое отводище на усолской дороги от Моржегорскые волости Якиманского приходу. И ответчики Иванко Обакумов с товарищи так рекли: как мы, господине, меж их не знаем и дела нам до той земли нет. А Куземка Лихач с товарищи рекли: мы, господине, на тваго межники шлемся в послушество. И данной староста Яков Матфеев с товарищи спрошали: ищей Плохой, сверх крестного целованья и межников чим их уличаешь? И ищея Плохой так рек: шлю, господине, на старожилов, на Ушака Федосиева сына, да на Остафья на Никифорова сына Дудорова в том, что по тех мест земля наша, монастырская. Да и за рекою, господине, против того на острову земля наша ж, монастырская, и вверх до головы. И ответчики Куземко Лихач с товарищи так рекли: мы, господине, на его старожилов шлемся в послушество. А шлемся, господине, // (6 сст.) на сотную писма Ивана Петровича Заболотцкого да на книги Кирила Михайлова сына Осфутина в том, что тот Вятцкой остров присошен к нашей Власовской деревни. Да и шлемся, господине, Шастозерскые волости на крестьян: на Кирила Фатьянова, да на Ондрея Изволова, да на Василья Давыдова и на всех крестьян Шастозерскые волости; да Репонемскые волости на крестьян на Ивана на Тимофеева сына Жилу, да Якова на Тимофеева сына на Танжанина и на всех крестьян Репонемские волости; да Калейскые волости на крестьян на Василья на Фофанова да на Ивана на Рычкана на Васильева сына, да на Степана на Данилова сына на Розницу, и на всех крестьян Калейскые волости. Шлемся в земской обыск на те три волости крестьян, в том, что тот Вятцской остров старой нашеи Власовской деревни. И ищея Плохой старец на сотную, господине, письма Ивана Петровича Заболотцкого да на книги Кирила Михайлова сына Офутина шлюсь. А на Шастозерские волости крестьян на Кирила на Фатьянова с товарыщи и на всех крестьян Шастозерскые волости да на Ивана на Тимофеева сына Жилу и на всех крестьян Репонемскые волости да на Василья Фофанова с товарыщи и на всех крестьян Калейскые волости шлюся на // (сст. 7) те три волости крестьян в послушество. Судной список писал земской дьячек Иванко Прокофьев. • (прим. 1) А назади списка пишет. К сему судному списку Якуш руку приложил, данной староста. К сему судному списку данной целовалник Федор руку приложил. • (прим. 1) И октября в 8 день по сему судному списку перед данным старостою перед Яковом Матфеевым сыном Никитина с товарищи став ищея Плохой и ответчики Иванко Обакумов с товарыщи. И доложа Якова Матфеева с товарищи, помирилися и мир явили. Подписал земской дьячек Иванко Прокофьев. • (прим. 1) И октября в 9 день по сему судному списку перед данным старостою перед Яковом Матфеевым сыном Никитина с товарищи став ищея Плохой и ответчики Куземка Прокофьев сын Лихач да Третьяк Юрьев, да Митяй Исаков, да Богданко Юрьев, да Гридка Иванов сын Махцов, да Куземка Онтонов, да Фомка Михайлов сын Лыжин, да Терешка Окатов, да Некраско Яковлев. И наставя правды и доложа Якова Матфеева с товарищи помирились и мир явили. А межи сказали: на матерой господине стороны межа, где мы стоя судилися, на новосечной полянки по конец Плеского поля против безверхое березы. А острову, господине, межа: от пашенной земли по присады, от материка на присады ива стоит покляпа на низ, а болшей сук на лето, а другой на шелоник. И подався к пашенной земли прямо через остров ива стоит на взгорке виловата, одна росоха на лето, а другая на север. Да у тое ж ивы стоить пень с шелоничную сторону, а от ивы на сосну, // (сст. 8) <....>
Комментарий текстологический
(прим. 1) Отступлено место в несколько пустых строк.
Техническая дата
1586-09-01
Дата создания, от
1586
Дата создания, до
1591
Обоснование датировки
В тяжбе участвовали представитель монастыря, «ищея» (истец) Плохой Павлов и 38 крестьян Моржегорской волости. Копия судного списка была составлена в Антониево-Сийском монастыре и предназначалась для нужд обители. Копия датирована на основании даты начала судебного разбирательства, находящейся в тексте. Важную роль играет также рукоприкладство иг. Питирима, который был игуменом в 1578—1586, затем в 1591—1597 гг. Здесь он именуется бывшим игуменом. Следовательно, список снят в промежуток между 1586 и 1591 г. Само разбирательство происходило при Питириме. Поэтому и запись на документе его же. Питирим — один из выдающихся игуменов Сийского монастыря, при нем был канонизирован Антоний Сийский. Как видим, копия по времени не намного отходит от оригинала судного списка. В данном случае рукоприкладство игумена удостоверяло верность копии судного дела.
Век
XVI в.
Персона (Упомянутое лицо)
Комментарий палеографический
В документе присутствует левое поле, правого фактически нет. В некоторых случаях после предлога на согласный («с») при следующем согласном ставится «ер» в виде «домика».
Место (упомянутое)

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти