Расспросные речи астраханца Ивана Шумникова; 1653 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 178. Оп. 1. Д. 2787. Сст. 1–3 об.

Категории

Рукописи кириллического алфавита: акты и памятники делопроизводства XII–XVII вв.

Идентификатор
Расспросные речи астраханца Ивана Шумникова; 1653 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 178. Оп. 1. Д. 2787. Сст. 1–3 об.
Название
Расспросные речи астраханца Ивана Шумникова, данные перед боярином и астраханским воеводой князем Иваном Петровичем Пронским, стольником и астраханским воеводой князем Василием Богдановичем Волконским, дьяком Алексеем Иевлевым и дьяком Василием Герасимовым, о грамотке, которая была прислана названному Ивану из Калмыцких улусов от уфимца Василия Киржацкого и в которой упоминалось о походе калмыцких тайшей под Астрахань для примирения с русскими властями.
Вид (Тип)
Акт
Разновидность (характер)
Расспросные речи
Инципит
И декабря в 11 день боярин и воеводы князь Иван Петрович Пронской да стольник князь Василей Богданович Волконской да дияки Алексей Иевлев да Василей Гарасимов в приказной избе против грамотки астараханца Ивана Шумникова роспрашивали...
Эксплицит
Да и то-де у калмыцких тайшей извычей, как-де бывают у них в улусех присыльщики из Астарахани или с Уфы и из ыных городов государевы р[у]ские служилые люди, и тайши приводят их к вере на том, что они в их улусех ни проведают и им в городех бояром и воеводам про то оне не сказывать.
Общее описание
Текст "расспросных речей" написан на лицевой стороне трех листов. Сст. 1: 28 строк. Сст. 2: 27 строк. Сст. 3: 10 строк. Под текстом речей написана помета об отсылке памяти в Красноярский город (4 строки). По склейкам сставов на оборотной стороне листов помещена скрепа дьяка.
Подлинность
Оригинал
Аргументация подлинности
Совокупность признаков: бумага с филигранью, типичной для второй половины XVII века, манера письма (скоропись).
Размеры
Сст. 1: 38,5х14,9; Сст. 2: 37,8х14,9; Сст. 3: 21,3х15
Количество листов
3
Алфавит
Кириллица
Стиль / тип письма
Скоропись
Материал
Форма
Столбец
Цвет чернил
Светло-коричневый
Страна
Россия
Провенанс
"Расспросные речи" хранятся в Русской секции Архива Санкт-Петербургского института истории РАН в фонде "Астраханская приказная палата" (Ф. 178).
Библиография
Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие XV–XVII вв. М., 1975. С. 215. Списки городовых воевод и других лиц воеводскаго управления Московского государства XVII столетия по напечатанным правительственным актам / Сост. А. Барсуков. СПб., 1902. С. 505.
Состояние памятника
Удовлетворительное. Листы повреждены по правому краю: бумага осыпалась, местами утрачен текст (сст. 2: строка № 27; сст. 3: строка №5). Документ прошел реставрацию: утраты были восполнены, листы укреплены реставрационной бумагой, накатанной с оборотной стороны.
Состояние надписи
Есть незначительные утраты текста из-за повреждений бумажной основы по правому краю. Сст. 2: в конце строки №27. Сст: 3: в конце строки №5.
Дата составления описания
28.12.2021
Текст на языке оригинала
И декабря в 11 день боярин и воеводы князь Иван Петрович Пронской да стольник князь Василей Богданович Волконской да дияки Алексей Иевлев да Василей Гарасимов в приказной избе против грамотки астараханца Ивана Шумникова роспрашивали, по чему ему, Ивану, уфинец Василей Киржацкой знатен и по чему к нему ис Калмыцких улусов в грамотке пишет, что-де калмыцкие Лаузан да Мунчак тайши идут под Астарахань и ево-де, Василья, хотят с собою ж под Астарахань вести, чтоб помиритца, а допряма-де он не ведает, толко будут большие люди, а иново-де он писать не имеет, потому что-де он, Иван, и сам догонет калмыцкой извычей, и он, Иван, что ведает, чево тот уфинец Василей писать к нему не смеет и какой калмыцкой извычей он, Иван, догонет. И астараханец Иван Шумников в роспросе сказал, что-де уфинец Василей Киржацкой уфинской толмач, а прозвище-де ему Алабаш. А ему-де, Ивану, тот Василей знатен потому что он, Иван, на Москве будучи, // (Сст. 2) стоял с ним вместе на подворье да и на Уфе-де он, Иван, у того Василья на подворье бывал и пивал у него и ядал, по тому-де он ему и знатен. А что-де в грамотке Васильеве написано, чево он, Василей, у калмыков допряма не ведает, а иново писать не смеет, и про то-де он, Иван, не ведает, о чем он так пишет. А что в грамотке ж писано, что калмыцкой извычей сам он догонет, и он-де, Иван, у калмыков извычей знает, потому что-де при боярине и воеводах при князе Федоре Семеновиче Куракине с товарыщи посылан он был из Астарахани х калмыцкому к Лаузану тайше, и велено ему у калмыких тайшей проведывать всяких вестей допряма и извычья их доведатца. И он-де у калмыцких людей извычей доведался, что-де они о чем ни говорят, то все обманывают и на правде нимало не стоят, о чем дого[во]р ни учинят, того отнюдь не совершат. А то-де у них и лутчее, чтоб им во всем обманом учинить и где б ково повоевать или мир учинить, // (Сст. 3) откуды к себе подговорить. Да и то-де у калмыцких тайшей извычей, как-де бывают у них в улусех присыльщики из Астарахани или с Уфы и из ыных городов государевы р[у]ские служилые люди, и тайши приводят их к вере на том, что они в их улусех ни проведают и им в городех бояром и воеводам про то оне не сказывать. А о Микифоре Сологубове в Красноерской город к астараханцу к Микифору Лошакову послана память такова.
Техническая дата
1653-12-11
Дата создания (внутренняя датировка)
11 декабря
Дата создания, от
1653
Дата создания, до
1653
Дата создания (точная)
1653-12-11
Обоснование датировки
Число и месяц установлены по дате в тексте документа; год указан на основании датировки, данной в архивной описи.
Век
XVII в.
Комментарий исторический
11 декабря [1653 г.] (?) в Астраханской приказной избе перед воеводами боярином кн. И. П. Пронским и стольником кн. В. Б. Волконским и дьяками А. Иевлевым и В. Герасимовым был расспрашиван астраханец Иван Шумников, который получил письмо (грамотку) от уфимца толмача Василия Киржацкого из Калмыцких улусов. В письме В. Киржацкий сообщал о намерении калмыцких тайшей Лаузана и Мончака идти под Астрахань для примирения с русскими властями («…идут под Астарахань <…> чтоб помиритца»). Тайши собирались взять с собой в поход В. Киржацкого. Других сведений в письме не содержалось из соображений безопасности и со ссылкой на обычаи калмыков, которые известны И. Шумникову. Воеводы и дьяки спрашивали И. Шумникова о В. Киржацком, обстоятельствах знакомства с ним, а также обычаях калмыков, упомянутых в письме. В расспросе И. Шумников сказал, что В. Киржацкий, по прозвищу Алабаш, происходит из Уфы и является толмачом, познакомились они в Москве на подворье и позднее встречались в Уфе, где И. Шумников бывал на подворье у В. Киржацкого («пивал у него и ядал»). При астраханских воеводах боярине кн. Ф. С. Куракине и окольничем кн. А. Ф. Литвинове-Мосальском (1646–1649) И. Шумников был направлен из Астрахани к калмыцкому тайше Лаузану для получения последних известий, и за время пребывания в улусах И. Шумников изучил обычай калмыков. Во время расспроса он трактовал собранные им сведения об обычаях калмыков так: «…они о чем ни говорят, то все обманывают и на правде нимало не стоят, о чем договор ни учинят, того отнюдь не совершат». Он также показал во время расспроса, что калмыцкие тайши приводят русских людей, присланных к ним из Астрахани, Уфы и других городов, к клятве — не раскрывать ничего из увиденного и услышанного в улусах боярам и воеводам. Под текстом расспроса тем же почерком и чернилами, что и в тексте расспроса, написана помета об отсылке памяти в Красноярский город к астраханцу Микифору Лошакову.

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти