Свидетельство духовной изустной памяти архиепископом Астраханским и Терским Иосифом; 1659 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 178. Оп. 1. Д. 3520. Сст. 1–2.

Категории

Рукописи кириллического алфавита: акты и памятники делопроизводства XII–XVII вв.

Идентификатор
Свидетельство духовной изустной памяти архиепископом Астраханским и Терским Иосифом; 1659 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 178. Оп. 1. Д. 3520. Сст. 1–2.
Название
Свидетельство духовной изустной памяти крестьянина Вознесенского монастыря Семена Матвеева сына Прокофьева архиепископом Астраханским и Терским Иосифом и расспросные речи игумена того же монастыря Филарета, шести свидетелей и подьячего, присутствовавших при составлении духовной.
Вид (Тип)
Акт
Разновидность (характер)
Свидетельство
Инципит
168-го году декобря в 30 день сию духовною изусною память принес великому господину преосвященному Иосифу архиепискупу Астороханскому и Терскому стрелец Любимова приказу Репьева Мина Афонасьев на свидетельство умершого Вознесенского монастыря крестьянина Семена Матвеева сына Пракофьева.
Эксплицит
И великий господин преосвященный Иосиф архиепискуп Астороханский и Терский велел к сей духовной печать свою вислою красного воску привесить и велел приказному своему Петру Макарьевичю Дехтереву да дьяку Семену Трафимов руки приписать.
Общее описание
Текст "свидетельства" написан на лицевой стороне двух листов. Сст. 1: 36 строк. Сст. 2: 8 строк. Над текстом на сст. 1 помещена помета, текст которой плохо различим. На лицевой стороне сст. 2 начинается текст списка с духовной памяти, который продолжается на лицевой стороне сст. 3. Научное описание этого документа также содержится на ресурсе "История письма европейской цивилизации" (Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 178. Оп. 1. Д. 3520. Сст. 2–3 об.). На стыке сст. 1 и 2 с оборотной стороны листов — начало рукоприкладной записи, окончание которой написано на сстыке сст. 2 и 3 с оборотной стороны. Также на стыках сставов 1–3 с оборотной стороны листов (у правого края листа) написаны буквы: "С" и "ма", которые, вероятно, являются частью скрепы дьяка (?).
Подлинность
Оригинал
Аргументация подлинности
Совокупность признаков: бумага с филигранью, типичной для второй половины XVII века, манера письма (скоропись).
Размеры
Сст. 1: 40х16,5; Сст. 2: 40,1х16,5
Количество листов
2
Алфавит
Кириллица
Стиль / тип письма
Скоропись
Материал
Форма
Столбец
Цвет чернил
Серый
Страна
Россия
Провенанс
"Свидетельство" хранится в Русской секции Архива Санкт-Петербургского института истории РАН в фонде "Астраханская приказная палата" (Ф. 178).
Состояние памятника
Хорошее. Документ прошел реставрацию: основа была укреплена с оборотной стороны листа реставрационной бумагой.
Состояние надписи
Нет утрат текста.
Дата составления описания
28.12.2021
Текст на языке оригинала
168-го году декобря в 30 день сию духовною изусною память принес великому господину преосвященному Иосифу архиепискупу Астороханскому и Терскому стрелец Любимова приказу Репьева Мина Афонасьев на свидетельство умершого Вознесенского монастыря крестьянина Семена Матвеева сына Пракофьева. И великий господин преосвященный Иосиф архиепискуп Астороханской и Терской сию духовною свидетельствовал и велел приказному своему Петру Макарьевичю Дехтяреву да дьяку Семену Трафимову по сей духовной умершого Семена отца духовного Вознесенского монастыря игумена Филорета да сидельцов посадцкого человека Ивана Барму, стрельца Семена Федорова, Вознесенского монастыря крестьянина Ефтифея Понтелеева, Павла Афонасьева, Тимофея Федорова, Алексея Ильина поставить для свидетельства к дапросу. И допрашеваны отец духовной Вознесенского монастыря игумен Филорет и сидельцы, у сей духовной сидели ль и руки их есть ль. И вычет духовную и рук своих досмотря, великому господину преосвященному Иосифу архиепискупу Астороханскому и Терскому скозал игумен Филорет, Семен-де мне был сын духовной, я-де ево в немоче понавлял и причещал, и у сей духовной в сидельцах был и рука ево есть, и сию духовную писать велел он, Семен, целым сваим умом и разумом. А сидельцы Иван Борма, Семен Федоров, Евтифей Пантелеев, Павел Афонасьев, Тимофей Федоров, Алексей Ильин сказали, у сей-де духовной в сидельцах они были и руки их есть, и сю духовною писать велел он, Семен, сваим целым умом и разумом. А подьячей то сию духовною писал скозал, сию духовною писать ему велел он, Семен, целым своим умом и разумом, и ся-де духовная письмо ево рука, а по сей духовной приказал душу свою. То места игумнова рука написано. Поминать и тело погрести и животы свои, и платья, и денги, и двор са всею дваровою пасудою // (Сст. 2) и с мелкою рухлядью, и огород са всем огородным заводам, и долги выбирать безкобальные жене своей Нениле Ивановай дочери да детем сваим Алексею. И великий господин преосвященный Иосиф архиепискуп Астороханский и Терский велел к сей духовной печать свою вислою красного воску привесить и велел приказному своему Петру Макарьевичю Дехтереву да дьяку Семену Трафимов руки приписать.
Комментарий терминологический
Мягкая рухлядь — пушной товар. [Словарь русского языка XI–XVII вв. М., 1977. Выпуск 22 (Раскидатися — Ряшенко). С. 262].
Техническая дата
1659-12-30
Дата создания (внутренняя датировка)
[7]168 г., от сотворения мира, декабря 30
Дата создания, от
1659
Дата создания, до
1659
Дата создания (точная)
1659-12-30
Обоснование датировки
По дате в тексте.
Век
XVII в.
Персона (Упомянутое лицо)
Комментарий исторический
30 декабря 1659 г. стрелец приказа Любима Репьева Мина Афанасьев принес архиепископу Астраханскому и Терскому Иосифу духовную изустную память крестьянин Вознесенского монастыря Семена Матвеева сына Прокофьева. Архиепископ велел приказному Петру Макарьевичу Дехтяреву и дьяку Семену Трофимову привести для расспроса духовного отца крестьянина Семена игумена Вознесенского монастыря Филарета, а также свидетелей, которые были при составлении духовной, посадского Ивана Барму, стрельца Семена Федорова, крестьянина того же монастыря Евтифея Пантелеева, Павла Афанасьева, Тимофея Федорова, Алексея Ильина. На расспросе их следовало расспросить о том, были ли они свидетелями и оставили ли они свои рукоприкладные записи на духовной. Во время расспроса игумен Филарет подтвердил распоряжение крестьянина Семена о составлении духовной, а также подтвердил, что присутствовал при написании памяти и оставил на ней запись своей рукой. Шесть человек свидетелей также дали показания о составлении духовной по воле Семена и своем присутствии при ее написании. Подлинность духовной подтвердил и площадной подьячий Васка Константинов, который написал документ. Согласна сделанным Семеном распоряжениям, все его имущество (двор, деньги, мягкая рухлядь, то есть пушной товар, платье, посуда, огород и инструменты) переходило к его жене Нениле Ивановой дочери, сыну Алексею и другим детям. После расспроса игумена Филарета, свидетелей и подьячего, бывших при составлении духовной, архиепископ Иосиф повелел запечатать память своей вислой печатью красного воска и дополнительно заверить документ рукоприкладствами приказного П. М. Дехтярева и дьяка С. Трофимова.
Место создания

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти