Духовная память Семена Матвеева сына Прокофьева; Список 1659 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 178. Оп. 1. Д. 3520. Сст. 1 об., 2–3 об.

Категории

Рукописи кириллического алфавита: акты и памятники делопроизводства XII–XVII вв.

Идентификатор
Духовная память Семена Матвеева сына Прокофьева; Список 1659 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 178. Оп. 1. Д. 3520. Сст. 1 об., 2–3 об.
Название
Духовная память крестьянина Вознесенского монастыря в Астрахани Семена Матвеева сына Прокофьева. Список.
Вид (Тип)
Акт
Разновидность (характер)
Духовная
Самоназвание
Список с изустной духовной памяти.
Инципит
Список с ызусной з духовной памяти слова в слова. Во имя Отца, и Сына, и Святаго духа, се аз, раб Божи Семен Матвеев сын Пракофьев Вознесенского монастыря крестьянин, пишу себе сию изусною духовною, отходя сего бела свету целым своим умом и разумом, что мне каму долгу отдать и самому на ком его взять.
Эксплицит
А сю изусною духовною роспись писал плащедной подьячей Васка Костентинов. Лета 7167-го году ноября в 9 день.
Общее описание
"Духовная память" написана на лицевой стороне двух листов. Сст. 2: 29 строк. Сст. 3: 12 строк. На сставе 2 до начала текст "духовной" расположено окончание текста "свидетельства" (8 строк). Научное описание данного документа также помещено на ресурсе "История письма европейской цивилизации" (см. "Свидетельство духовной изустной памяти архиепископом Астраханским и Терским Иосифом; 1659 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 178. Оп. 1. Д. 3520. Сст. 1–2"). На сставе 3 после текста духовной помещена помета: 1 строка. На стыке сставов 1–3 с оборотной стороны листов есть рукоприкладная запись. Ее начало написано на оборотной стороне листов со "свидетельством", а окончание — на оборотной стороне листов с "духовной".
Подлинность
Список XVII в.
Аргументация подлинности
Совокупность признаков: бумага с филигранью, типичной для второй половины XVII века, манера письма (скоропись).
Размеры
Сст. 2: 40,1х16,5; Сст. 3: 20,2х16,4
Количество листов
2
Алфавит
Кириллица
Стиль / тип письма
Скоропись
Материал
Форма
Столбец
Цвет чернил
Серый
Страна
Россия
Провенанс
"Духовная изустная память" хранится в Русской секции Архива Санкт-Петербургского института истории РАН в фонде "Астраханская приказная палата" (Ф. 178).
Состояние памятника
Хорошее. Документ прошел реставрацию: основа была укреплена реставрационной бумагой, накатанной с оборотной стороны листов.
Состояние надписи
Нет утрат текста.
Дата составления описания
28.11.2021
Текст на языке оригинала
Список с ызусной з духовной памяти слова в слова. Во имя Отца, и Сына, и Святаго духа, се аз, раб Божи Семен Матвеев сын Пракофьев Вознесенского монастыря крестьянин, пишу себе сию изусною духовною, отходя сего бела свету целым своим умом и разумом, что мне каму долгу отдать и самому на ком его взять. А мне долгу никаму не отдовать ничево, а мне долгу взять на посадцком человеке, на Родионе Аксентьеве, шесть рублев денег бескобально. А приказываю яс, Семен, посля своего живота тело свое схоронить и душу свою помянуть жене своей Нениле Ивановай дочери з детьми с вами. А что посля меня отанетца живота моево, платья, и денег, да двор са всею дваровою пасудою и со всякою мелкою рухлядью, да огород са всем агородным заводом, и да того моево двора, и всякой дваровой рухледи, и платья, и огорода, акромея жены моей и детей, нет никаму дела. Или будет сын мой с мачехою не похочет жити, и ее Нениле в маем в том в житье во дворе, и в огороде, и во всякой дваровой пасуде, и в рухледе дать сыну моему, Алексею, полавина животов во всем в земленом и в наружном. А у сей изусной росписи сидели третьи старонные люди, отец мой духовной Вознесенского монастыря игумен Филорет, да посадцкой человек Иван Алферов Борма, да конной стрелец Максимова приказу Грекова Семен Федоров Пропой, да Вознесенского монастыря крестьяне Евтифей Пантилеев староста, да Павел Афонасьев сын, да Тимо- // (Сст. 3) фей Федоров, да Олексей Ильин сын Момутов. А сю изусною духовною роспись писал плащедной подьячей Васка Костентинов. Лета 7167-го году ноября в 9 день. У подленной изусной духовной росписи вместа сидельцов рука приложена площеднова подьячева Данилка Васильева. А у подленной изусной духовной росписи великого господина преосвященного Иосифа архиепискупа Астороханского и Терского печать вислоя краснова воску привешена. За Кутумовою рукою Чанухина 1. // (Сст. 1 об., 2 об.) К сему списку вместо посадцкого человека Гаврила Тимофеева сына Чанухина по его веленью Вознесенского монастыря дьячек Ондрюшка Чернышов // (Сст. 2 об., 3 об.) руку приложил.
Техническая дата
1659-09-01
Дата создания, от
1659
Дата создания, до
1659
Обоснование датировки
9 ноября 1658 г. была написана подлинная духовная память. 30 декабря 1659 г. архиепископ Астраханский и Терский свидетельствовал ее подлинность (см. научное описание на портале "История письма европейской цивилизации": «Свидетельство духовной изустной памяти архиепископом Астраханским и Терским Иосифом; 1659 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 178. Оп. 1. Д. 3520. Сст. 1–2»). Список с духовной, публикуемый здесь, предположительно, был снят в этот же день — 30 декабря 1659 г.
Комментарий хронологический
Дата составления подлинной духовной памяти: 9 ноября 1658 г.
Век
XVII в.
Персона (Упомянутое лицо)
Комментарий исторический
9 ноября 1658 г. была написана духовная крестьянина Вознесенского монастыря в Астрахани Семена Матвеева сына Прокофьева. По словам Семена, у него не было ни перед кем долгов, а ему был должен шесть рублей без кабалы посадский Родион Аксентьев. Все принадлежащее Семену имущество — двор, деньги, платье, посуду, огород, инструмент — он завещал жене Нениле Ивановой дочери и детям. Получив имущество Семена, Ненила обязывалась разделить наследство с пасынком Алексеем, отдав ему половину от всего имущества, в случае если Алексей не захочет жить в одном дворе с мачехой. Свидетелями составления духовной были духовный отец Семена игумен Вознесенского монастыря Филарет, посадский Иван Алферов Барма (Борма), конный стрелец приказа Максима Грека Семен Федоров Пропой, крестьяне того же монастыря староста Евтифей Пантелеев, Павел Афанасьев сын, Тимофей Федоров, Алексей Ильин сын Момутов. Духовную память написал площадной подьячий Васка Константинов. Духовная была заверена рукоприкладством площадного подьячего Данилки Васильева, который приложил руку от имени свидетелей. Духовная была также заверена вислой печатью красного воска архиепископа Астраханского и Терского Иосифа (30 декабря 1659 г.). На портале «История письма европейской цивилизации» публикуется список с духовной, который был снят 30 декабря 1659 г. после свидетельствования подлинной духовной архиепископом Иосифом. Список был заверен рукоприкладной записью дьячка Вознесенского монастыря Андрюшки Чернышова, который приложил руку от имени посадского Гаврилы Тимофеева сына Чанухина.
Место создания

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти