Данная Григория Михайлова Перхушкова Ферапонтову монастырю; 1484 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Колл. 12. Оп. 1. Д. 39.

Категории

Рукописи кириллического алфавита: акты и памятники делопроизводства XII–XVII вв.

Идентификатор
Данная Григория Михайлова Перхушкова Ферапонтову монастырю; 1484 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Колл. 12. Оп. 1. Д. 39.
Название
Данная Григория Михайлова Перхушкова Ферапонтову монастырю на деревню Гавриловскую, Ермолинскую и Бахоревскую с селищами в Востром конце.
Вид (Тип)
Акт
Разновидность (характер)
Данная
Самоназвание
Данная
Инципит
Се яз Григорей Михайлов сын Перхушкова дал есми Пречистой матери божии в Мартемианову пустыню по своему роду по всем и по своей души в Востром конце свою куплю...
Эксплицит
А грамоту даную писал Ивашко Давыдов сын Макарова. А запечятал яз Григорей Михайлов своею печятью сю грамоту в лета 6992-го марта в 1 день.
Общее описание
Грамота с печатью на одном листе.
Подлинность
Оригинал
Аргументация подлинности
А. И. Голубцов на основе анализа манеры письма предположил, что это монастырский список второй половины XVI в. [АСЭИ. Т. 2. С. 309-310]. Однако, на грамоте есть печать и рукоприкладства, что позволяет заключить, что она подлинная.
Размеры
15,5; 21,5 см.
Количество листов
1
Алфавит
Кириллица
Стиль / тип письма
Полуустав с элементами скорописи
Материал
Форма
Отдельный лист
Цвет чернил
Светло-коричневый
Комментарий к водяному знаку
Водяного знака нет.
Страна
Россия
Провенанс
Грамота являлась частью коллекции П. М. Строева, которая была передана в 1836 г. в Археографическую комиссию в двух ящиках. В первом находилось 186 грамот царей, великих и удельных князей, княгинь, архиереев и бояр, а во втором - 578 юридических актов XV –XVII вв. [Курдюмов М.Г. Предисловие к ЛЗАК за 1904 г. СПб., 1907. Вып. 17. С. XV].
Издание / публикация
АЮ. № 122; РИБ. Т. 32. № 50; АСЭИ. Т. 2. № 330.
Состояние памятника
Грамота не реставрировалась. Края ветхие.
Состояние надписи
Сохранность полная.
Дата составления описания
01.10.2021
Текст на языке оригинала
Се яз Григорей Михайлов сын Перхушкова дал есми Пречистой матери божии в Мартемианову пустыню по своему роду по всем и по своей души в Востром конце свою куплю, что есми купил у Микифора у Терентиева сына Лихорева, деревни и пустые селища: деревню Гавриловскую, деревню Ермолинскую, деревню Бахоревскую, да селищо Пирятинское, да селищо Храповское со всем с тем, что к тем землям потягло изстарины, куда ис тех земель плуг ходил и соха, куда топор ходил и коса, и с луги, и с пожнями, и с теми пожнями, что на озере з Гавриловскою пожнею. А в межах от Турбанки вниз по реке по Пелшме до могилок, а з другую сторону до Олешевицы да и Осовицкую пожню, - по своему роду и своей души на поминок. А на то послуси: Семен Васильев сын Бородатово, диак великого князя, да отец мой духовной протопоп мироносицкой Семен. А грамоту даную писал Ивашко Давыдов сын Макарова. А запечятал яз Григорей Михайлов своею печятью сю грамоту в лета 6992-го марта в 1 день.
Техническая дата
1484-03-01
Дата создания (внутренняя датировка)
6992 г. от сотворения мира, марта 1.
Дата создания, от
1483
Дата создания, до
1484
Дата создания (точная)
1484-03-01
Обоснование датировки
По дате на грамоте.
Век
XV в.
Комментарий палеографический
Полуустав с элементами скорописи: большое количество выносных букв (н, д, в, г, з, м, ж, н, т, х, л, р); в среднем две-три выносных на одну строку. Вариативность начертания букв небольшая: "т" трехмачтовая. Выносные "н" и "в" под покрышкой в виде горизонтальной черты, загнутой слева. Рцы надстрочная опрокинутая. Выносная "м" напоминает современную "щ".
Комментарий дипломатический
Л. В. Черепнин, описывая формуляр данных грамот в «Русских феодальных архивах», выделял следующую структуру: 1) имена владельца недвижимой собственности и наименование той духовной корпорации, которой предназначен вклад; если вклад делают душеприказчики, то их имена; если данная пишется по чьему-то приказу, то имя того, кто приказал, и того, кто писал документ; 2) объект дарения и иногда сведения о том, какими путями оно попало к владельцу (вотчина, купля, вымененная земля); 3) перечень тех лиц, «на помин души» которых дается вклад; 4) иногда обозначение границ, иногда глухая формула: «куда ходила соха и топор и коса»; 5) в удостоверительной части содержатся имена послухов и писца [Черепнин Л.В. Русские феодальные архивы. Ч. 2. М., 1951. С. 65.]. Таким образом, Л. В. Черепнин «помин души» считал атрибутом всех данных грамот. Краткий словарь видов и разновидностей документов под редакцией А.С. Малитикова различает вкладные и данные грамоты, указывая на то, что вкладные были разновидностью данных, в которых передача имущества монастырю оформлялась в обмен на помин души. Вкладная - документ, которым оформлялся вклад в монастырь, дарение частным лицом земли, имущества, денег т.п. с целью «помина души» (с XII в.); разновидность «данной». Данная - документ, оформлявший передачу во владение монастырям и частным лицам сел, земель, промысловых угодий и др. (с XII в.) [Краткий словарь видов и разновидностей документов  / Отв. ред. канд. ист. наук А. С. Малитиков. М., 1974. С. 49.]. С. М. Каштанов, по-видимому также считал вкладные подвидом данных грамот, входящих в договорной вид частных актов [Каштанов С.М. Русская дипломатика. М., 1988. С.151.]. Мы проанализировали формуляр 111 данных грамот конца XIV — начала XVI в. из архива Троице-Сергиева монастыря, опубликованных в Т. 1. АСЭИ и пришли к выводу, что большинство грамот, закрепляющих передачу земель или имущества монастырю, упоминает подушные вклады. Таким образом, выделение вкладных грамот как разновидности данных считаем нецелесообразным.
Дополнительный материал

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти