Жалованная грамота царей Ивана и Петра Алексеевичей почепцу Ивану Никитичу Моисееву; 1693 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Колл. 110. Оп. 1. Д. 155.

Категории

Жалованные грамоты

Идентификатор
Жалованная грамота царей Ивана и Петра Алексеевичей почепцу Ивану Никитичу Моисееву; 1693 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Колл. 110. Оп. 1. Д. 155.
Название
Жалованная грамота царей Ивана и Петра Алексеевичей почепцу Ивану Никитичу Моисееву на вотчину в Карачевском уезде за его службу и службу его предков во время Русско-польской войны 1654–1667 гг.
Вид (Тип)
Акт
Разновидность (характер)
Жалованная грамота
Самоназвание
Милостивая свидетелствованная жалованная грамота
Инципит
Бога в трех присносиятелных ипостасех единасущнаго, пребезначалнаго, благ всех виновнаго, светодавца им же вся быша, человеческому роду мир дарующаго милостию и сие благодеяние повсюду извествуище. Мы, пресветлейшие и державнейшие великие государи цари и великие князи Иоанн Алексиевич, Петр Алексиевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцы Московские, Киевские, Владимирские, Новгородские, цари Казанские, цари Астараханские, цари Сибирские, государи Псковские, и великие князи Смоленские, Тверские, Югорские, Пермские, Вятские, Болгарские и иных, государи и великие князи Новагорода Низовские земли, Черниговские, Рязанские, Ростовские, Ярославские, Белоезерские, Оудорские, Обдорские, Кондинские и всея Северныя страны повелители и государи Иверские земли, Карталинских и Грузинских царей и Кабардинские земли, Черкаских и Горских князей и иных многих государств и земель восточных, и западных, и северных отчичи, и дедичи, и наследники, и государи, и облаадатели по своему царскому милосердому призрению и осмотрению пожаловали…
Эксплицит
Дана печатная ся наша царская милостивая жалованная грамота нашего государства в царствующем велицем граде Москве лета от создания мира 7201-го, а от воплощения Сына Слова Божия 1693-го месяца февраля 19-го дня, государствования нашего 11-го году.
Общее описание
Документ состоит из трех печатных узких длинных листов, подклеенных друг к другу по короткой стороне в столбец. Столбец скреплен государственной вислой печатью. Текст документа помещен на лицевой стороне листов. Всего 158 строк. В печатном тексте пустыми были оставлены несколько строк и фрагменты строк, в которые затем светло-коричневыми чернилами было вписано: 1) имя жалуемого; 2) описание пожалованной вотчины; 3) даты. Рукописный текст вписан в строки: №№ 16, 127, 131–139, 143, 144, 150, 157, 158. Текст грамоты начинается с заставного слова «Б[о]га», которое передано кириллической вязью и украшено растительным орнаментом, а также увенчано царскими коронами. Заставное слово поднимается над первой строкой грамоты на высоту примерно шести строк и оканчивается напротив интервала между 17-й и 18-й строками грамоты. Орнамент, украшающий слово «Б[о]га», завершается напротив 35-й строки грамоты. Над текстом по верхнему полю грамоты размещена черно-белая заставка. В центре растительного орнамента размещен медальон с изображением двуглавого орла. По верхнему краю в центре и по краям орнамент заставки увенчан царскими коронами. С левой и правой стороны текст грамоты окаймляют узкие полосы орнамента черно-белого цвета. Под текстом грамоты помещена тканевая прикрепа фигурной формы бежевого цвета с бледно-серебристым вышитым орнаментом. По краю прикрепа обшита серебристым шнуром. На прикрепе расположен шелковый витой красно-серебристый шнур. Он прошивает прикрепу, а также нижний бумажный лист грамоты в четырех местах (крепление «куриная лапа») и удерживает государственную вислую воско-мастичную красную печать, которая удостоверяет подлинность грамоты. С одной стороны печати расположено изображение всадника, с другой — двуглавого орла. Между листом бумаги и тканевой прикрепой ранее была помещена шелковая завеса бежевого цвета, которая должна была укрывать лицевую сторону столбца, защищая текст документа от света. Однако, по-видимому, ткань истлела и была удалена: от нее остался фрагмент, вырезанный по форме прикрепы. Под текстом грамоты с левой стороны листа помещены три канцелярские пометы: 1) о необходимости взять пошлины за грамоту; 2) взятии пошлин и их размере; 3) записи грамоты в вотчинную книгу. Пометы сделаны тремя разными руками. Документ помещен в футляр из муара. Он полностью укрывает оборотную сторону грамоты, а края футляра заходят на лицевую сторону документа. По краям муар обшит серебристой бахромой (кистями), которые уложены на бумагу вокруг текста грамоты. Сверху и снизу в футляр были продеты металлические штыри с деревянными набалдашниками. К верхнему штырю крепился шнур для подвешивания грамоты в вертикальном положении. Один из двух штырей был утрачен в ходе бытования грамоты и во время реставрации заменен на деревянный штырь.
Подлинность
Оригинал
Аргументация подлинности
Формуляр акта, печатный бланк и манера письма соответствуют формуляру, печатному бланку и письму царских жалованных грамот конца XVII века.
Размеры
Длина 176,5 см
Количество листов
3
Алфавит
Кириллица
Стиль / тип письма
Типографский полуустав с рукописными вставками полууставом
Материал
Форма
Столбец
Цвет чернил
Светло-коричневый
Страна
Россия
Провенанс
Грамота отложилась в Архиве СПбИИ РАН в составе «Поуездной коллекции» («Коллекции документов разных уездов») (колл. 110). В коллекции собраны документы, поступившие в архив в разное время. В 2015 г. грамота 1693 г. прошла полную реставрацию в реставрационной мастерской СПбИИ РАН. Финансовую поддержку в реставрации и создании индивидуального футляра для хранения памятника выделил частный благотворительный фонд «Музей русской иконы». Одновременно с грамотой 1693 г. были отреставрированы еще 19 памятников при финансовой поддержке названного фонда. Документ 1693 г. отреставрировала старший художник-реставратор Елена Сергеевна Пахалова. Из-за размеров грамоты часть реставрационных работ проводилась в мастерской Библиотеки Академии наук, которая предоставила помещение и оборудование. В 2020 г. статья о памятнике и его реставрации была написана зав. НИА СПбИИ РАН к. и. н. Т. А. Базаровой и старшим научным сотрудником СПбИИ РАН к. и. н. М. Е. Проскуряковой и помещена на сайте СПбИИ РАН [https://spbiiran.ru/iz-restavracionnoy-masterskoy-spbii-ran/]. Там же впервые были размещены цифровые копии жалованной грамоты И. Н. Моисееву.
Издание / публикация
Текст грамоты публикуется впервые. В 2020 г. на сайте СПбИИ РАН была размещена цифровая копия документа [https://spbiiran.ru/iz-restavracionnoy-masterskoy-spbii-ran/ ].
Библиография
1. Базарова Т. А., Проскурякова М. Е. Грамота царей Иоанна и Петра Алексеевичей почепцу Ивану Никитичу Моисеееву от 19 февраля 1693 г. // Виртуальная выставка одного документа. Режим доступа: https://spbiiran.ru/iz-restavracionnoy-masterskoy-spbii-ran/ (Дата обращения: 10.03.2024). 2. Гадзяцкий С. С. Пожалования новгородским служилым и посадским людям в связи с заключением договора с Польшей в 1686 г. // Исторические записки. М., 1949. Т. 28. С. 203–217. 3. Именной, объявленный боярам, окольничим и прочим служилым людям о пожаловании им вотчин и денежных наград за подвиги их в войне с Польшей, 26 апреля 1686 г. // ПСЗ РИ. СПб., 1830. Т. 2. С. 786–789. № 1187. 4. Комочев Н. А. Жалованные грамоты русских царей светским лицам 1613–1696 гг.: опыт реконструкции корпуса источников / Отв. ред. С. М. Каштанов. М., 2022; 5. Кочегаров К. А. Речь Посполитая и Россия в 1680–1686 годах. Заключение договора о Вечном мире. М., 2008. 6. Трактат, заключенный в Москве полномочными польскими послами с российскими боярами, о вечном мире между обоими государствами, о царских и королевских титулах, об уступке в российскую сторону городов Смоленска, Рославля, Малой России, Киева и прочих, 26 апреля (6 мая) 1686 г. // ПСЗ РИ. СПб., 1830. Т. 2. С. 770–786. № 1186.
Состояние памятника
Документ прошел реставрацию, которая завершилась в 2020 г. Документ имел многочисленные механические и биологические повреждения. В нижней части грамоты находился тяжелый металлический стержень, обтянутый синим муаром. Грамота хранилась в развернутом виде, была подвешена на шнур, который крепится к верхней части памятника, и из-за тяжести стержня произошел разрыв бумажной основы по горизонтали в нижней части документа и появились многочисленные мелкие разрывы. В ходе реставрации бумага была очищена, разрывы подклеены, небольшие утраты бумажной основы восполнены. Документу был возвращен экспозиционный вид [См. фото до и после реставрации: https://spbiiran.ru/iz-restavracionnoy-masterskoy-spbii-ran/ ].
Состояние надписи
Нет утрат текста.
Дата составления описания
03.12.2023
Текст на языке оригинала
Бога (прим. 1) в трех присносиятелных ипостасех единасущнаго, пребезначалнаго, благ всех виновнаго, светодавца им же вся быша, человеческому роду мир дарующаго милостию и сие благодеяние повсюду извествуище. Мы, пресветлейшие и державнейшие великие государи цари и великие князи Иоанн Алексиевич, Петр Алексиевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцы Московские, Киевские, Владимирские, Новгородские, цари Казанские, цари Астараханские, цари Сибирские, государи Псковские, и великие князи Смоленские, Тверские, Югорские, Пермские, Вятские, Болгарские и иных, государи и великие князи Новагорода Низовские земли, Черниговские, Рязанские, Ростовские, Ярославские, Белоезерские, Оудорские, Обдорские, Кондинские и всея Северныя страны повелители и государи Иверские земли, Карталинских и Грузинских царей и Кабардинские земли, Черкаских и Горских князей и иных многих государств и земель восточных, и западных, и северных отчичи, и дедичи, и наследники, и государи, и облаадатели по своему царскому милосердому призрению и осмотрению пожаловали почепца Ивана Никитича Моисеева (прим. 2) для нынешняго вечнаго оучиненнаго мирнаго с братом нашим з великим государем с его королевским величеством полским при дворе нашего царскаго величества постановления и за службы предков, и отца его, и его которые службы, и ратоборство, и храбрость, и мужественное ополчение, и крови, и смерти предки, и отец его, и он показали в прешедшую войну в коруне Полской и в Великом княжестве Литовском до переимирнаго, учиненнаго в Андрусове постановления 175-го году от начала нарушения прежних Поляновских договоров, которые во многих разрушителных писмах тогда вечному миру с стороны королевскаго величества противенством оучинены, за которые досадителства при помощи Божии и надежды христианския Пресвятыя Богородицы молитвою, взяв непобедимое оружие святый и животворящий Крест Господень, отец наш, государев, блаженныя и вечнодостойныя памяти великий государь царь и великий князь Алексий Михайлович всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец своею государскою особою с подданными царевичи, и с боляры, и воеводы, и со многочисленными своими ратми ходил на Польское и Литовское королевство и отмщение оучинил, и Смоленск, и Киев, и всю Малую Россию, и иные многие городы и места войною поимал. А когда в прошлом во 175-м году оу отца нашего, государева, блаженныя памяти оу великаго государя царя и великаго князя Алексия Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца оучинено было с полским Яном Казимером королем перемирье на тринатцать лет и на шесть месяцов, а потом оу брата нашего государева блаженныя же памяти оу великаго государя царя и великаго князя Феодора Алексиевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца оучинено было с полским Яном Третиим королем перемирье же на другую на тринатцать лет и на шесть месяцов, и в те перемирные лета постановлено при помощи Божии нам, великим государем, нашему царскому величеству с королевским величеством полским искать вечнаго мира. И в надежду того перемирья отец наш, государев, блаженныя памяти великий государь его царское величество во всякой государственной помощи против бусурманов с королевским величеством изволил оучинить тогда союз и на те перемирныя лета оуступлены с нашей, великих государей, нашего царскаго величества стороны королю полскому и Речи Посполитой городы Полоцк, Витепск, Диноборок, Лютин, Резица, Марнауз со всеми лифлянтами полуденными, Велижь, Невль, Себежь со всеми оуездами и землями, а Смоленск с пригороды и Черкаские городы оставлены // (л. 2) были в стороне нашего царскаго величества толко на те перемирные лета до выхождения их, так же и город Киев по первому перемирью оудержан был в державе нашего царскаго величества толко на два годат, а по выхождению дву лет договоренось его отдать королю полскому и Речи Посполитой, на чем и обещание пред святым Евангелием было учинено. А что в тое прешедшую войну с королевством Полским и княжеством Литовским нашего царскаго величества будучие в Полше и в Литве ратные люди поимали в полон и вывезли с Российские наши государства польскаго и литовскаго народа мужеска и женска пола, шляхецкаго и служилаго чина и пашенных крестьян многия милионы, так же и костелных всяких оутварей, и украшений, и колоколов, и из городов и на боях пушек и всяких воинских припасов в те времена взяли же, и то все по тем вышепомянутым перемирным договором оставлено было в стороне нашего царскаго величества толко на те перемирныя лета. И прошлого 7194-го году к нам, великим государем царем и великим князем Иоанну Алексиевичу, Петру Алексиевичу всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцем, присылал королевское величество полской великих и полномочных послов своих для постановления между нами, великими государи, нашим царским величеством и ево королевским величеством, вечнаго мира и против общаго всех христан неприятеля для договору о союзе. И по нашему, великих государей царей и великих князей Иоанна Алексиевича, Петра Алексиевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцев, оуказу с теми королевскаго величества великими и полномочными послы, будучи во многих ответех нашего царскаго величества ближния бояре и думныя люди, имели разговоры о постановлении того вечнаго мира пространно, желая того, чтоб те королевскаго величества великие и полномочные послы по данной себе полной мочи о вечном миру и о союзе совершенное постановление оучинили. И в том оу них ближних наших бояр с товарыщи заходили великие трудности и многия споры. И по многих разговорах милостию и благоволением Всемогущаго в Троице святей славимаго Бога, и предстателством надежды нашея христианския Пресвятыя Богородицы, и силою честнаго и животворящаго Креста Господня, и молитвами московских и киевопечерских чудотворцов и всех святых, а нашим, великих государей царей и великих князей Иоанна Алексиевича, Петра Алексиевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцев, и всего нашего государскаго дому счастием они, ближния наши бояре и думныя люди, с теми его королевскаго величества великими и полномочными послы между нами, великими государи, нашим царским величеством и его королевским величеством, и обоими нашими от Господа Бога поверенными нам государствы оучинили вечной мир и христианской покой и против общаго всех христиан неприятеля союз. Которым вечным миром их ближних наших бояр верною и раделною службою оучинено нашего царскаго величества преславному имяни многое повышение, а государствам нашего царскаго величества разширение и пространство. И оучинен такой вечной мир Российскому нашему царствию прибылной и хвалной, какова напредь сего при предках наших, государских, не бывало, и во всем оучинена нашей, великих государей, нашего царскаго величества преименитой державе, Российскому нашему царствию, великая прибыль и по всему свету вечная слава и хвала. А имянно те польские послы по договору с ближними нашими бояры имянем королевскаго величества и всей Речи Посполитой обоего народу коруны Полския и Великаго княжества Литовскаго оуступили и в договорных вечнаго мира записях написали и верою оутвердили нам, великим государем, нашему царскому величеству многие прибылые христианских государей славные на свете титла, то есть писати нас, великих государей, пресветлейшими, и державнейшими, и киевскими, и черниговскими, и смоленскими великими государи вечно, а королевскому величеству киевским, и черниговским, и смоленским, и иных городов титлами, которые нам, великим государем, нашему царскому величеству по тому мирному договору княжества и городы отданы не писатися вечно же, и на маестатовых печатех как на корунной, так и на литовской тех титл ему не изображати, и в канцеляриях в корунной и в литовской те титла отставить вовсе. А благочистивой нашей христианской греческаго закона вере, которая обретается оу руских народов в державе его королевскаго величества в коруне Полской и в Великом княжестве Литовском пребывающих, быти во всякой волности без всякаго оутеснения. И духовным грекороссийской веры людем приходити к благословению и посвящению в нашу царскаго величества отчину в Богоспасаемый град Киев к преосвященному митрополиту Киевскому и Галицкому. Да королевское ж величество полской и вся Речь Посполитая отдали тем вечным миром в сторону нашего царскаго величества к Российскому нашему царствию вечно городы, которые оставлены были в нашей царскаго величества стороне толко на перемирныя лета, то есть Смоленск, Дорогобуж, Белая, Рословль с уездами и со всеми к тем городам приналежащими землями и угодьи как в прешедшыя перемирныя лета те городы и земли в стороне нашего царскаго величества во владении и в державе обреталися. Так же и с другия стороны в нашу царскаго величества сторону к Российскому же нашему царствию отдал королевское величество и Речь Посполитая городы вечно же Чернигов, Стародуб, Почеп, Новгородок Северской, Глухов, Батурин, Нежин, Переяславль, Гадичь, Полтаву и все черкаския сея стороны Днепра городы и места, которые как имена и прозвание себе имеют, и всю Малую Россию с войском Запорожским и со всем служилым, и купецким, и пашенным народом. А на той стороне реки Днепра Богоспасаемый град Киев с городами же с Стайками, с Трепольем, с Василковым, с Вышгородом, и с местечком Демидовкою, и с служилыми и всякаго чина людми, и со всеми к ним приналежащими землями и оугодьи. Так же и вниз рекою Днепром от Киева до Кадака, и тот город Кадак, и запорожский кош, город Сечю, и живущыя в них казаки, служилыя и всякаго чина жители, и даже до чернаго леса со всеми землями, и реками, и речками, и со всякими приналежащими оугодьи, чем владели изстари запорожцы, которые все те вышеименованныя городы, и земли, и войска Запорожское, и весь малороссийской народ в нашей царскаго величества преславной и преименитой державе вечно оставатися и быти имеют неподвижно. // (л. 3) А что в прешедшую же войну нашего царскаго величества всяких чинов ратныя люди польскаго и литовскаго народа шляхты, и войсковых всякаго чина людей, и пашенных крестьян пленом поимали и в Российские наши государства вывезли, и костелных оутварей, и оукрашений, и колоколов, и пушек, и всяких воинских припасов взяли, и тому всему вышепомутому полону мужеска и женска пола, шляхте, и мещаном, и пашенным крестьяном, которыя ныне оу бояр наших, и оу околничих, и оу думных, и оу ближних людей, и оу всяких чинов людей в поместьях и в вотчинах поселены во крестьяне, и в задворные люди, и во дворех в холопстве сим вечным мирным договором поставлено и оукреплено остатися в наших царскаго величества государствах при тех помянутых чинех вечно же и впредь тому всему быти забвенну и непамятну. И теми договорными записми они нашего, царскаго величества, ближние бояре и думные люди с теми королевскаго величества и Речи Посполитой великими и полномочными послы розменилися и верою оутвердили. И мы, великие государи цари и великие князи Иоанн Алексиевич, Петр Алексиевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцы, для того вечнаго мира и святаго покоя пожаловали ево Ивана Моисеева (прим. 3) за службы предков, и отца его, и за его которые службы, ратоборство, и храбрость, и мужественное ополчение, и крови, и смерти предки, и отец его, и сродники, и он показали в прешедшую войну в коруне Польской и в Княжестве Литовском, похваляя милостиво тое их службу, и промыслы, и храбрость в роды и роды с поместнаго его окладу с 625 (прим. 4) четвертей со 100 четвертей по 20 четвертей, и того 125 (прим. 5) четвертей из его поместья в вотчину в Карачевском оуезде в Самовской волости жеребей деревни Касулич, а по книгам Карачевского оуезду письма и меры Василья Суворова Наоумова да подьячего Ильи Бреева 134-го и 135-го и по дачам 165-го и 198-го (прим. 6) году (прим. 7) в той ево Иванове вотчине Моисеева в жеребью деревни Касулич написано пашни сто пять четвертей бес четверика в поле, а вдву по тому ж с сенными покосы и со всеми оугодьи. И не дошло ему, Ивану, поместья ево против нашего, великих государей, оуказу и помесного ево окладу дватцети четвертей с четвериком пашни (прим. 8) в вотчину и на ту вотчину повелели мы, великие государи, дать ему сию нашу царскаго величества милостивую свидетелствованную жалованную грамоту за нашею царскою печатию. И по нашему, великих государей царей и великих князей Иоанна Алексиевича, Петра Алексиевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцев, царскому жалованью та вотчина ему, Ивану Моисееву (прим. 9), и его детем, и внучатом, и правнучатом в роды их неподвижно, чтоб наше царское жалованье и их вышепомянутая служба, и храбрость, и мужественное ополчение за благочестивую нашу христианскую веру и за нас, великих государей, и за свое отечество последним родом было на память, и на их бы службы дети его, и внучата и правнучата, и кто по нем рода его будет взирающе, также за веру христианскую, и за святыя Божия церкви, и за нас, великих государей, и за свое отечество тщалися стояти мужественно со усердием. А в той вотчине он, Иван Моисеев (прим. 10), и дети его, и внучата, и правнучата по нашему царскому жалованью по сей нашей царской милостивой жалованной грамоте волны ее продать, и заложить, и в приданые дать. А в монастыри тое вотчины не отдать. А будет продаст в чужой род, а кто будет рода его похочет ту вотчину выкупить, и ему ту вотчину выкупить по Уложению. А будет оу него рода не останется, и та вотчина останется не продана, и не заложена, и в приданые не отдана, и та вотчина взять и приписать к нашим, великих государей, волостям. Дана печатная ся наша царская милостивая жалованная грамота нашего государства в царствующем велицем граде Москве лета от создания мира 7201-го (прим. 11), а от воплощения Сына Слова Божия 1693-го (прим. 12) (прим. 13) месяца февраля 19-го (прим. 14) дня, государствования нашего 11-го (прим. 15) году. Печатных пошлин полполтины. Взято. А с чети пошлины. Взяты во 165-м году марта в 7-м числе. В книгу записана.
Комментарий текстологический
(прим. 1) В документе слово «Б[о]га» передано кириллической вязью и украшено растительным орнаментом. (прим. 2) В документе слова «почепца Ивана Никитича Моисеева» вписаны в печатный текст светло-коричневыми чернилами. (прим. 3) В документе слова «ево Ивана Моисеева» вписаны в печатный текст светло-коричневыми чернилами. (прим. 4) В документе цифра «625» вписана в печатный текст светло-коричневыми чернилами. (прим. 5) В документе цифра «125» вписана в печатный текст светло-коричневыми чернилами. (прим. 6) В документе после цифры «198-го» над строкой вписана цифра «7198» бледно-коричневыми чернилами почерком XIX века. (прим. 7) В документе после слова «году» над строкой вписана цифра «161-го году» бледно-коричневыми чернилами почерком XIX века. (прим. 8) В документе текст со слов «в вотчину в Карачевском оуезде» до слов «и помесного ево окладу дватцети четвертей с четвериком пашни» вписан в печатный текст светло-коричневыми чернилами. (прим. 9) В документе слова «Ивану Моисееву» вписаны в печатный текст светло-коричневыми чернилами. (прим. 10) В документе слова «Иван Моисеев» вписаны в печатный текст светло-коричневыми чернилами. (прим. 11) В документе в дате «7201» цифра «1» вписана в печатный текст светло-коричневыми чернилами. (прим. 12) В документе в дате «1693» цифра «3» вписана в печатный текст светло-коричневыми чернилами. (прим. 13) В документе под цифрой «1693» написано «1693-го = 158-й год» бледно-коричневыми чернилами почерком XIX века. (прим. 14) В документе число «февраля 19» вписано в печатный текст светло-коричневыми чернилами. (прим. 15) В документе дата «11-го» вписана в печатный текст светло-коричневыми чернилами.
Техническая дата
1693-02-19
Дата создания (внутренняя датировка)
Лета от создания мира 7201-го, а от воплощения Сына Слова Божия 1693-го месяца февраля 19-го дня, государствования нашего 11-го году.
Дата создания, от
1693
Дата создания, до
1693
Дата создания (точная)
1693-02-19
Обоснование датировки
По дате в тексте.
Век
XVII в.
Комментарий исторический
Публикуемая на портале «История письма европейской цивилизации» грамота была выдана 19 февраля 1693 г. почепцу Ивану Никитичу Моисееву за его службу и службу его предков во время русско-польской войны 1654–1667 гг. Новая кампания пожалования вотчинами придворных чинов и служилых людей началась после подписания мирного договора с Речью Посполитой — «Вечного мира» — 26 апреля (6 мая) 1686 г. Подписание договора оказалось возможным из-за общей угрозы России и Польше со стороны Османской империи и ее вассала крымского хана. На мирных переговорах в Москве Речь Посполитую представляли познаньский воевода Кшиштоф Гжимултовский, канцлер Великого княжества Литовского Марциан Огинский, коронный подстолий Александр Пшиемский, конюший великий литовский Михал Франчишек Сапега, каштелянич каменецкий Александр Ян Потоцкий [Кочегаров К. А. Речь Посполитая и Россия в 1680–1686 годах. Заключение договора о Вечном мире. М., 2008. С. 300]. С русской стороны в переговорах участвовали боярин Василий Васильевич Голицын, боярин Борис Петрович Шереметев, боярин Иван Васильевич Бутурлин, окольничий Иван Иванович Чаадаев и окольничий Петр Дмитриевич Скуратов [Там же. С. 316]. Двухмесячные переговоры завершились заключением мира — 26 апреля 1686 г. Он закреплял за Россией Смоленскую землю, Левобережную Украину, Киев с городками Васильковым, Стайками, Трепольем. Вся власть над Запорожьем передавалась России [Там же. С. 365]. Россия отказалась от иных земель Правобережной Украины и белорусских городов, включая Витебск и Полоцк. Россия и Речь Посполитая заключили союз против Османской империи и Крымского ханства. В рамках союзнических отношений Россия должна была выплатить Речи Посполитой субсидии для ведения военных действий [Там же]. Согласно достигнутым договоренностям, Россия брала на себя обязательство открыть в 1687 г. военные действия против Османской империи, направив войска в Крым [Гадзяцкий С. С. Пожалования новгородским служилым и посадским людям в связи с заключением договора с Польшей в 1686 г. // Исторические записки. М., 1949. Т. 28. С. 203]. Кроме того, стороны гарантировали свободу отправления религиозных обрядов для православных верующих в Речи Посполитой и католиков в России. 26 апреля 1686 г. думный дьяк Емельян Игнатьевич Украинцев всенародно объявил о заключении договора с Речью Посполитой и пожаловании служилых и торговых людей [Гадзяцкий С. С. Пожалования новгородским служилым и посадским людям... С. 203; Кочегаров К. А. Речь Посполитая и Россия в 1680–1686 годах... С. 416]. Придворные чины и служилые люди жаловались вотчинами, а торговые — льготами в уплате пошлин и денежными окладами. В именном указе было объявлено о пожаловании комнатных стольников, стольников, генералов, полковников, стряпчих, московских дворян, дьяков и жильцов переводом 20 четей из 100 четей земли из поместья в вотчину, увеличением поместного оклада и денежной выплатой в зависимости от чина. Так, например, дети боярские и казаки украинских городов в дополнение к вотчине получали в награду 50 четей поместной земли и выплату в 5 рублей [Именной, объявленный боярам, окольничим и прочим служилым людям о пожаловании им вотчин и денежных наград за подвиги их в войне с Польшей, 26 апреля 1686 г. // ПСЗ РИ. СПб., 1830. Т. 2. С. 789. № 1187]. Вотчинные грамоты, которые стали выдавать в честь подписания мира 1686 г., отличались новым формуляром и оформлением. В тексте появилась, во-первых, богословская преамбула, во-вторых, полный царский титул, в-третьих, подробное изложение военных и дипломатических отношений между Россией и Речью Посполитой с 1634 по 1686 г. [Комочев Н. А. Жалованные грамоты русских царей светским лицам 1613–1696 гг.: опыт реконструкции корпуса источников / Отв. ред. С. М. Каштанов. М., 2022. С. 36–37]. Грамота 19 февраля 1693 г. жаловала почепца Ивана Никитича Моисеева вотчиной в деревне Касуличи Сомовской волости Карачевского уезда. Согласно царскому указу, из его поместья в 625 четей в вотчину переводилось 125 четей земли. В разборной книге ратных людей города Почепа за 1700 г. упоминается почепец Иван Микитин сын Моисеев, служивший на сотенной службе вместе с брянчанами более 40 лет. По царскому указу 11 июня 1700 г. стольник Гаврила Андреевич Суворов провел смотр, переписал и собрал сказки у служилых людей городовой, сотенной службы, копейщиков, рейтар, солдат, стрельцов и пушкарей. В сказках служилые люди должны были назвать членов семьи мужского пола, их возраст и занятия, а также размер вотчины и поместья и число крестьянских дворов, которыми глава и члены семьи владеют. В сказке, которую подал почепец Иван Микитин сын Моисеев, он рассказал о сыне Борисе, несшем службу, и двух внуках Потапе 11 лет и Корниле 7 лет. Кроме того, Иван Моисеев описал размер его земельных участков в Рыльском и Карачевском уездах и число крестьянских дворов (четыре двора). Среди земельных владений был назван и участок в деревне «Косуличах» Сомовской волости Карачевского уезда — 111 чети «четвертные пашни». В сказке Ивана Моисеева об участках написано следующее: «А поместья за ним, Иваном, в Рылском уезде в Подгородном стану в деревне Кобылной Городине один двор крестьянской, пашни дватцать чети, да в пустоши Хоробеи восьмь чети, да в деревне […] две чети. Да в [К]арачевском [уезде в Сомо]вской волости в деревне Косуличах тр[и д]вора крестьянских да деловых людей пять человек, да четвертные пашни в той деревни сто одиннатцать чети». [Сведения об Иване Моисееве были предоставлены генеалогом Александром Шатохиным, работавшим в РГАДА с материалами по служилым людям Почепа (https://dompredkov.ru ); сведения взяты из дела: РГАДА. Ф. 210. Оп. 6г. Д. 28. Л. 193 — 193 об., 213 об. — 214, 315, 318].
Комментарий дипломатический
Документ составлен по формуляру для грамот 1686 г., который был опубликован Н. А. Комочевым. [См: Комочев Н. А. Жалованные грамоты русских царей светским лицам 1613–1696 гг.: опыт реконструкции корпуса источников / Отв. ред. С. М. Каштанов. М., 2022. С. 37–41].

© 2025 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти