Жалованная грамота царя Дмитрия Ивановича (Лжедмитрия I) игумену Иоанно-Богословского Пустынского монастыря Аврамию с братией; 1605 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Колл. 94. Оп. 1. Д. 1.

Категории

Жалованные грамоты

Идентификатор
Жалованная грамота царя Дмитрия Ивановича (Лжедмитрия I) игумену Иоанно-Богословского Пустынского монастыря Аврамию с братией; 1605 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Колл. 94. Оп. 1. Д. 1.
Название
Жалованная грамота царя Дмитрия Ивановича (Лжедмитрия I) игумену Иоанно-Богословского Пустынского монастыря (Важского Иоанно-Богословского монастыря) Аврамию с братией, подтверждающая их прежние права на владение вотчинными деревнями, неподсудность игумена, братии, монастырских людей и крестьян важским и шенкурским наместникам и тиунам, кроме особо тяжких преступлений, а также освобождение от пошлин.
Вид (Тип)
Акт
Разновидность (характер)
Жалованная грамота
Самоназвание
Царская жаловалная грамота
Инципит
Се аз, царь и великий князь Дмитрей Иванович всеа Русии самодержец, пожаловал есми…
Эксплицит
Дана ся наша царская жаловалная грамота на Москве лета 7114-го октября в 1 день.
Общее описание

Документ состоит из одного листа бумаги большого формата. Текст грамоты написан на лицевой стороне листа. Всего 50 строк.

Текст начинается со слов «Се аз, царь», написанных кириллической вязью. Эти заставные слова являются единственным декоративным элементом грамоты. Все буквы в заставных словах высоко поднимаются над первой строкой грамоты. Верхняя часть самой большой из них — инициала «С» — поднимается примерно на высоту четырех–пяти строк. Нижняя часть «С» завершается напротив текста 8-й строки. Все прочие буквы заставных слов поднимаются над текстом на высоту примерно строки и занимают весь межстрочный интервал между первой и второй строками.

После грамоты помещена подпись дьяка Богдана Сутупова (3 строки).

Вислая государственная печать утрачена (остался лишь след от крепления шнура вислой печати).

На обороте листа в верхней части помещена запись с титулом и именем царя (1 строка).

На обороте в нижней части помещена запись об уплате пошлин (1 строка).

На лицевой стороне листа на левом поле вверху и на нижнем поле внизу помещена архивная помета карандашом: «ЛЗ» (на левом поле буквы дважды подчеркнуты). Вероятно, «ЛЗ» — это сокращение от «ЛЗАК» (Летописи занятий Археографической комиссии), так как документ упоминается в Выпуске 31 (1923).

Здесь же на верхнем и нижнем поле помещена архивная помета карандашом: «XCIII». С большой долей уверенности можно утверждать, что это номер, под которым документ был опубликован в «Российской исторической библиотеке» (Акты Холмогорской и Устюжской епархии. Кн. 2 // Русская историческая библиотека. СПб., 1894. Т. 14. № XCIII. С. 170–177).

В нижнем левом углу на оборотной стороне листа помещена чернильная печать XIX в. «Археограф. комиссия». Рядом с печатью помещена запись XIX в. «Колл. П. А. Муханова № 1» (2 строки). В нижнем правом углу помещена архивная помета XVIII в. (?) «1606 года».

Подлинность
Оригинал
Аргументация подлинности
Водяной знак бумаги, формуляр акта и манера письма соответствуют бумаге, формуляру и письму царских жалованных грамот начала XVII века.
Количество листов
1
Алфавит
Кириллица
Стиль / тип письма
Скоропись
Материал
Форма
Отдельный лист
Цвет чернил
Светло-коричневый
Страна
Россия
Провенанс
Документ входил в коллекцию собирателя документов по русской истории и председателя Археографической комиссии П. А. Муханова (1798–1871). Время передачи грамоты 1605 г. им или его наследниками в Археографическую комиссию неизвестно. Однако уже в 1918 г. документ входил в собрание комиссии (Летопись занятий Археографической комисии за 1918 г. Л., 1923. Вып. 31. С. 206). В настоящее время грамота хранится в Архиве СПбИИ РАН в составе коллекции 94 (Коллекция П. А. Муханова). В этой архивной коллекции по описи числится лишь одна единица хранения: «Колл. 94. Оп. 1. Д. 1. 1605 г., октября 1. Жалованная подтвердительная грамота царя и великого князя Дмитрия Ивановича, данная Богословскому Пустынскому монастырю. Подлинник на большом листе. Печать утрачена». Документ был опубликован в 1894 г. (Акты Холмогорской и Устюжской епархии. Кн. 2 // Русская историческая библиотека. СПб., 1894. Т. 14. № XCIII. С. 170–177). В перечне, составленном историком Д. А. Тебекиным, документ учтен под номером 504. Ему присвоен заголовок: «1605 г., октября 1. — Жалованная несудимая, на данного пристава, односрочная и правая грамота царя Лжедмитрия I игумену Пустынского Ивана Богослова монастыря Аврамию на владения монастыря с правом беспошлинного провоза товаров в судне на монастырский обиход. Печатник и думный дьяк Богдан Иванович Сутупов» (Тебекин Д. А. Перечень иммунитетных грамот 1584–1610 гг., часть вторая // Археографический ежегодник за 1979 год. М., 1981. С. 231. № 504).
Архивный шифр / Библиотечный шифр / Инвентарный номер
Архив СПбИИ РАН. РС. Колл. 94. Оп. 1. Д. 1.
Издание / публикация
Акты Холмогорской и Устюжской епархии. Кн. 2 // Русская историческая библиотека. СПб., 1894. Т. 14. № XCIII. С. 170–177.
Библиография
  1. Иванов В. И. Приходо-расходные книги XVI в. Важского Иоанно-Богословского монастыря // Вестник церковной истории. 2018. № 3/4 (51/52). С. 185–253.

  2. Иванов В. И. Приходо-расходные книги Важского Иоанно-Богословского монастыря начала XVII в. // Вестник церковной истории. 2022. № 3/4 (67/68). С. 5–99.

  3. Тебекин Д. А. Перечень иммунитетных грамот 1584–1610 гг., часть первая // Археографический ежегодник за 1978 год. М., 1979. С. 199. № 21.

  4. Тебекин Д. А. Перечень иммунитетных грамот 1584–1610 гг., часть вторая // Археографический ежегодник за 1979 год. М., 1981. С. 231. № 504.

Состояние памятника
Документ имеет значительные повреждения. Лист очень обветшал по правому краю: многочисленные утраты бумажной основы с текстом, разрывы, дыры. На листе много пятен и потеков. Заметны следы многократного сложения по горизонтали (3 раза) и вертикали (1 раз). Утрачена печать, которая подвешивалась к документу на шнуре. Остались технологические отверстия в местах крепления шнура печати (четыре отверстия под крепление шнура «куриная лапа»). Шнур и печать утрачены (не позднее конца XIX в.). Документ прошел реставрацию. Был почищен, укреплены разрывы, восполнены утраты бумаги, лист дублирован с оборотной стороны.
Состояние надписи
Значительные утраты текста по правому полю, а также местам сложения грамоты по горизонтали. Утрачено от 1 до 31 буквы на строку: В строке № 1 — утрачено 12 букв. В строке № 2 — утрачено 6 букв. В строке № 3 — утрачено 15 букв. В строке № 4 — утрачено 10 букв. В строке № 7 — утрачено 5 букв. В строке № 8 — утрачено 10 букв. В строке № 9 — утрачено 2 буквы. В строке № 10 — утрачено 13 букв. В строке № 11 — утрачено 7 букв. В строке № 12 — утрачено 6 букв. В строке № 13 — утрачена 31 буква. В строке № 14 — утрачено 19 букв. В строке № 16 — утрачена 1 буква. В строке № 18 — утрачено 4 буквы. В строке № 23 — утрачено 7 букв. В строке № 25 — утрачена 1 буква. В строке № 32 — утрачено 6 букв. В строке № 33 — утрачено 10 букв. В строке № 41 — утрачено 2 буквы.
Дата составления описания
03.12.2023
Текст на языке оригинала

Се аз, царь (прим. 1) и великий князь Дмитрей Иванович всеа Русии самодержец, пожаловал есми Богословского Пустынского монастыря, что [на реке на Ваге] (прим. 2) игумена Аврамья з братьею, или хто по нем в том монастыре иный игумен будет, что били нам челом они, а сказали даны-де им в монастырь брата [нашего] блаженные памяти [цар]я и вел[икого княз]я Федора Ивановича всеа Русии жаловалные наше грамоты на вотчинные деревни, и о наших податех и от ар[хие]пископлих десятилников, и от наместников, и от тиунов о сместном суде и о проезжих [пош]линах, и те-де их жаловалные грамоты на [на]ше царс[кое им]я не переписаны, и нам бы их пожаловати, велети жаловалные грамоты переписати на наше царское имя. И яз, царь и великий князь Дмитрей Иванович всеа Русии самодержец, Важского Богословского монастыря игумена Аврамья з братьею пожаловал, велел с тех жаловалных грамот дати жаловалную грамоту на наше царское имя. А в жаловалных грамотах, каковы положил перед нами игумен Аврамей, написано, лета 7113-го (прим. 3) году пожало[ва]л [бра]т наш блаженные памяти царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии богословского игумена Данила з братьею, или хто по нем в том монастыре иныи игумен бу[дут], деревнями [на Пинеж]ке и на Медлеше, на Ваге, деревнею Медлешем, да Парфенковым, да Елизарковым, да Селюгиным, да Парфилковым, да Стешковым, да Филипковым, [да] Ивашковым, да Олешковым, да Мосейковым, да Давыдковым, да Кононковым Ивановскими, и Немировскими, и Исака Семенова со всем с тем, как были те земли за [Иваном, и за Неми]ром, и за Исаком Семеновым. А даны те земле Пустынскому монастырю в дом Ивана Богослова да к тем ж деревням дано угодья и лесы с устья малой реки [Пенежки] правая сторона и до верховья, а от верховья Пенежки реки на Лумозеро, а с Лумоозера (прим. 4) вниз по Луме реке лесы и угодья до Лозенги реки, а с Лозенги [ре]ки [на Ну]глус озеро, а с Нуглуса озера на Ня[ню] остров, а с [Н]ани острова на [Ч]ащеватой ручей, а с Чащеватово ручея на Вангатекин ручей, [и до Валмея реки, да по Валмее реке] вверх, и по Лихтовой реке, да по Лихтовой реке вверх и до верховья, а сверх Лихтовые реки через Селмеской мох на Ко[не]вец остров, а с Коневца острова [через Семелской мох] на Лежбок остров, да с тово острова на Пенежское озеро, а с Пенежского озера на Майсогру, а с Майсогры на Холобров бор, а с Хоброва (прим. 5) бору на верх Глубоково ручья, а з Глубоково ручья на верх Старово Городишново ручья, и по ручью вниз до Ваги реки правая сторона, и в[н]из по Ваге реке лесы и до усть (прим. 6) Мусорина ручья, а с устья и до верховья Мусорина ручья правая сторона, а сверх Мусорина ручья на верх Волчья ручья и вниз по Волчью ручью правая ж сторона и до устья, а с устья Волчья ручья до Ваги реки прямо, и вверх по Ваге реке до Лятушкинского ручья, и по ручью вверх правая ж сторона и до Росох, а с Росох и под Высокую гору, а от-под Высокия горы на [верх] ручья Кривого Калица, а по Кривому ручью вниз правая ж сторона и до Ваги реки, и те лесы и угодья Пустынского монастыря Ивана Богослова игумена Аврамья з братьею, или хто по нем в том монастыре иныи игумен будет. И в те угодья, и в лесы за межи княжшинским крестьяном не вступатись, и лесных пашен не пахати, и Пустынского монастыря не обижати. А Ивана Богослова Пустынского монастыря игумену з братьею и крестьяном за межи по левой стороне в лесы и в угодья не вступатися ж, и пашни у князщинских крестьян силно не пахати ж. Да к ним ж в Богословской монастырь митрополита ноугородцково десятилники не въезжают ни по что, и поборов своих у них не емлют, и не судят их ни в чем, опричь духовново дела, а в духовном деле игумена судить митрополит ноугородцкой. А наместники [ва]жские и ш[е]н[курс]кие и их тиуны (прим. 7) богословского игумена з братьею, и их людей, и крестьян, которые живут в их монастырских деревнях, не судят ни в чем, опричь душегубства и розбоя с поличным, ни кормов своих у них не [е]млют, ни всылают к ним ни по что, а ведает и судит игумен Аврамей своих людей сам во всем, или кому прикажет. А случитца суд смесной, тем его монастырским людем и крестьяном, и наши наместники важские, и их тиуны судят, а игумен Аврамей с ними ж судит. А прав ли будет, виноват ли монастырской человек, и он в правде и в вине игумену Аврамью з братьею (прим. 8), а наместники важские и их тиуны в монастырского в правого и в виноватого не вступаютца, а прав ли будет, виноват ли волостной человек важенин, и он в правде и в вине наместником и их тиуном, а игумен Аврамей з братьею в правого и в виноватого человека в волостново по тому ж не вступаетца. А чево будет игумену Аврамью искати на ком или кому чево искать на игумене з братьею, и им дадут пристава ис чети, у ково Вага в приказе будет. А велят ему от них и по них ездити с приставною грамотою, по ково ни буди, да учинит один срок в году, зборное воскресенье, перед нашими приказными людьми, у ково Вага в приказе, а опричь тех приставов, иным приставом по ним и от них ездити не велено. А хто по них приедет иной пристав, опричь тово пристава, и им тем приставом на поруку даватися не велено. А хто на них срок накинет силно, и им к тому сроку не ездити. А хто на них и безсудную даст, опричь нашего пр[иста]ва, [и т]а безсудная не в безсудную. А учинитца у них в монастырских деревнях душегубство, а не доищутца душегубца, и они дают наместником нашим важским и их тиуном за [голову веры] четыре рубли московскую. А хто у них в монастырских деревнях от своих рук утеряетца, или ково зверь съест, или хто з дерева убьетца, или хто в воде утонет, или хто с студена умрет, или ково возом сотрет, а обыщут тово вправду, хто умрет без хитрости, и монастырским крестьяном в том веры и продажи нет. А наместники, и их тиуны, и десятилники, и боярские люди на пиры и на братчины к их крестьяном не ездят. А хто к ним на пир и на братчину приедет не званы, и им тово выслать вон безпенно. А хто у них учнет пить силно, а учинитца у них тут какая гибель, и тому гибель платить без суда и без правды, и скоморохом у их крестьян силно не пить и не играть. А платить им с своих деревень со всее монастырские вотчины оброчные, и данные, и всякие наши подати по писцовым книгам по прежнему в Шенкурском стану. А за служилые люди и в подъемные денги имати у них по четыре рубли на год. А к Летцкому (прим. 9) стану и к Ямской горе ничем им не тянути. Да Богословского ж монастыря ходит к новому Колмогорскому городку суденко с товаром для монастырского обиходу, и с тово их монастырского суденка, как придет к новому Колмогорскому город и к посадом, с их монастырских товаров пирожные и побережные пошлины приказным людем и таможником имати не велено, то им дано на ц[ер]ковной обиход на вино церковное, и на ладан, и на свечи. А как поедет с Москвы на Вагу, или с Ваги к Москве, игумен Аврамей или старцы два или три, а с ними людей их человека два или три без товару, и по городом нашим приказные люди, и по волостям волостели и их тиуны, и на мытех мытчики, и на реках перевозщики, и мостовщики, и всякие пошлинники с ыгумена, и с старцов, и с их людей мыта, и перевозу, и мостовщины, и иных ни которых пошлин не емлют по сей жаловалной грамоте. И яз, царь и великий князь Дмитрей Иванович всеа Русии самодержец, выслушав тех жаловалных грамот Важского Богословского монастыря игумена Аврамья, или хто по нем в том монастыре иныи игумен и братья будут, пожаловать, велел им с тех грамот дати жаловалную грамоту на наше царское имя, и вотчинами и всякими угодьи велел им владети, и митрополичим десятилником, и наместником, и их тиуном к ним въезжати, и пошлин, и кормов у них имати, и у Колмогорского городка с суденка их пирожные и побережные пошлины, и проезжих всяких пошлин с них имати не велел. И о всем велел у них ходити по тому, как в сей нашей царской жаловалной грамоте написано. А хто у них что возмет через сю нашу жаловалную грамоту, и тому от нас быти в великой опале. А прочитая сю нашу грамоту, отдают ее назад игумену Аврамьи з братьею. Дана ся наша царская жаловалная грамота на Москве лета 7114-го октября в 1 день. А подписал великого государя царя и великого князя Дмитрея Ивановича всеа Русии печатник и думной диак Богдан Иванович Сутупов. //

(л. 1 об.) [Царь] и великий князь Дмитрей Иванович всеа Русии [самодержец].

По сей жаловалной грамоте взято подписных и печатных пошлин семь рублев с полтиною.

Комментарий терминологический

Пирожная пошлина (пироговая пошлина) — взималась в пользу сборщика податей (?). Пирог — мелкая денежная единица равная ¼ деньги [См. Иванов В. И. Приходо-расходные книги Важского Иоанно-Богословского монастыря начала XVII в. // Вестник церковной истории. 2022. № 3/4 (67/68). С. 18].

Комментарий текстологический

(прим. 1) В ркп слова «Се аз, царь» написаны кириллической вязью.

(прим. 2) Здесь и далее утрачены буквы и слова из-за повреждений листа. Текст восстановлен по публикации 1894 г. и смыслу.

(прим. 3) Так в ркп и публикации 1894 г. Вероятно, в ркп писцом допущена описка. Предположительно, вместо «7113-го» (1604/05) года должен быть «7093» (1684/85) или «7103» (1694/95) год, то есть период царствования Федора Ивановича (1584–1598). Другой вариант интерпретации текста: «7113» (1604/05) год указан, как год подачи царю Дмитрию Ивановичу игуменом Аврамием челобитной и жалованных грамот, выданных в годы царствования Федора Ивановича. Однако писец ошибся в порядке слов, указав «7113», как дату выдачи жалованных грамот царем Федором Ивановичем.

(прим. 4) Так в ркп. В публикации 1894 г. восстановлено так: «с Лума озера».

(прим. 5) Так в ркп. В публикации 1894 г. восстановлено так: «Хо(ло)брова».

(прим. 6) Так в ркп. В публикации 1894 г. прочитано так: «устья».

(прим. 7) В публикации 1894 г. прочитано так: «наместники Важские и Колмогорские и их тиуны».

(прим. 8) В публикации 1894 г. прочитано так: «…а прав ли будет, виноват ли, и он в правде монастырской человек и в вине игумену Аврамью з братьею…».

(прим. 9) В публикации 1894 г. прочитано так: «А (к) Клетцкому стану…».

Техническая дата
1605-10-01
Дата создания (внутренняя датировка)
От сотворения мира: Лета 7114-го октября в 1 день.
Дата создания, от
1605
Дата создания, до
1605
Дата создания (точная)
1605-10-01
Обоснование датировки
По дате в тексте.
Век
XVII в.
Комментарий исторический

Документ, публикуемый на портале «История письма европейской цивилизации», был выдан в 1605 г. царем Дмитрием Ивановичем (Лжедмитрием I) (1605–1606) игумену Иоанно-Богословского Пустынского (Важского Иоанно-Богословского) монастыря Аврамию с братиею в ответ на челобитную монахов с просьбой о подтверждении их вотчинных и иммунитетных прав.

Монастырь был основан в конце 1440-х гг. при впадении реки Пинежки в реку Вагу, близ Шенкурска (Иванов В. И. Приходо-расходные книги XVI в. Важского Иоанно-Богословского монастыря // Вестник церковной истории. 2018. № 3/4 (51/52). С. 185). С ранних лет существования монастыря ему были пожалованы иммунитетные права, передававшие игумену особые полномочия над населением монастыря, в первую очередь, в части судопроизводства (грамота 1451/52 г.) (Там же. С. 186). Так, конфликты между монастырским и немонастырскими жителями разрешались на совместном суде игумена и представителя местной светской власти. Среди документов из архива монастыря сохранился список предположительно XVI в. с жалованной грамоты царя Ивана IV Грозного 17 мая 1551 г. о неподсудности монастырских служителей важским наместникам. Эта грамота была подтверждена в 1574 г. (Там же. С. 188).

В публикуемом документе основанием для выдачи новой грамоты являлось наличие у монахов грамот времен царствования Федора Ивановича (1584–1598). Эти документы были предоставлены игуменом Аврамием в подкрепление челобитной. В публикуемой жалованной грамоте 1 октября 1605 г. прежние царские вотчинные и иммунитетные грамоты датированы 7113 г. от сотворения мира, то есть 1604/05 г. от рождества Христова: «А в жаловалных грамотах, каковы положил перед нами игумен Аврамей, написано, лета 7113-го году пожало[ва]л [бра]т наш блаженные памяти царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии богословского игумена Данила з братьею, или хто по нем в том монастыре иныи игумен бу[дут]». Приведенную в документе датировку прежних грамот —«7113» (1604/05) следует считать ошибкой писца, так как грамоты, выданные в царствование Федора Ивановича, должны датироваться 1584–1598 гг. Писец мог ошибиться в написании даты, поставив «7113» вместо «7093» (1684/85) или «7103» (1694/95). Однако более вероятной датой является «7103» (1694/95) год, так как названный в грамоте игумен Даниил руководил монастырем в период с 1589 по 1598 г. Ошибка могла быть сделана и в последовательности слов. Например, можно предположить такой порядок слов: «А в жаловалных грамотах, каковы положил перед нами лета 7113-го году игумен Аврамей, написано, пожало[ва]л [бра]т наш блаженные памяти царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии богословского игумена Данила з братьею, или хто по нем в том монастыре иныи игумен бу[дут]». В этом случае дата «7113» является датой подачи челобитной игуменом Аврамием. Опираясь на опубликованный текст грамоты 1 октября 1605 г. в «Российской исторической библиотеке», Д. А. Тебекин в перечне иммунитетных грамот 1584–1610 гг. учел «Жалованную несудимую, на данного пристава, проезжую грамоту царя Федора Ивановича Пустынскому Ивана Богослова монастырю с правом беспошлинного провоза товаров на судне на монастырский обиход» под датой «1584 г. марта — 1598 г. января», то есть временем правления Федора Ивановича (Акты Холмогорской и Устюжской епархии. Кн. 2 // Русская историческая библиотека. СПб., 1894. Т. 14. № XCIII. С. 170–177; Тебекин Д. А. Перечень иммунитетных грамот 1584–1610 гг., часть первая // Археографический ежегодник за 1978 год. М., 1979. С. 199. № 21).

В период с 8 мая 1604 г. по 1 сентября 1609 г. игуменом монастыря был Аврамий (Иванов В. И. Приходо-расходные книги… С. 7), который и подал Лжедмитрию I челобитную с просьбой о подтверждении прежних привилегий. Данные о поездке игумена в Москву в 1605 г. сохранились в одной из монастырских хозяйственных книг (Там же. С. 9). В опубликованной В. И. Ивановым расходной книге казначея монастыря Кирилла за 8 мая 1604 г. — 8 мая 1605 г. есть данные о взятии им из казны 26 декабря 1604 г. 20 рублей для игумена Аврамия, собиравшегося в поездку в Москву: «Лета 7113 году декабря в 26 день росход деньгам <…> Поехал игумен Аврамеи к Москве, дали с собору 20 рублей денег» (Там же. С. 61). При этом за год казначей учел 126 рублей 30 алтын 3 деньги в приходе (Там же. С. 52). Таким образом, игумен взял с собой на московский расход примерно шестую часть годовых доходов монастыря. Вероятно, именно в эту поездку в Москву игумен подал Лжедмитрию I, венчанному на царство 30 июля 1605 г., челобитную с просьбой о подтверждении вотчинных и иммунитетных прав.

На основании текста публикуемой на портале грамоты можно заключить, что права монастыря на вотчинные земли и привилегии были подтверждены в полном объеме.

По мнению исследователя приходо-расходных книг Иоанно-Богословского монастыря начала XVII в. В. И. Иванова, обитель была самой крупной в Важском уезде, но ее следует относить к малым монастырям по общероссийским меркам (Иванов В. И. Приходо-расходные книги Важского Иоанно-Богословского монастыря начала XVII в. // Вестник церковной истории. 2018. № 3/4 (51/52). С. 5). По наблюдениям Д. А. Тебекина, небольшие монастыри, к которым относился Иоанно-Богословский монастырь, имели в период правления Лжедмитрия I преимущество перед крупными (Тебекин Д. А. Перечень иммунитетных грамот… М., 1979. С. 192). Вотчины первых чаще освобождались от уплаты податей и несения повинностей (Там же). В целом же жалованные грамоты времен царствования Лжедмитрия I преимущественно касались предоставления судебных льгот и прав на беспошлинный провоз товаров и торговлю ими. Именно к такого рода грамотам и относится документ 1 октября 1605 г.

Согласно царскому пожалованию 1605 г., Иоанно-Богословский монастырь сохранял вотчинные права над 12 деревнями на реках Пинежка и Вага: Медлешем, Парфенковым, Елизарковым, Селюгиным, Парфилковым, Стешковым, Филипковым, Ивашковым, Олешковым, Мосейковым, Давыдковым, Кононковым. Царь подтвердил право монастыря собирать с крестьян этих деревень подати и вершить над ними суд. Важские и шенкурские наместники и тиуны не могли брать с них «поборы» и судить, за исключением особо тяжких преступлений (убийства и разбоя «с поличным»). Кроме того, игумен, старцы и сопровождающие их люди по пути из Ваги в Москву и обратно в случае, если они ехали без товаров на продажу, освобождались от платежа пошлин городским приказным людям, волостелям, мытчикам, перевозчикам и мостовщикам. Наконец, царь подтвердил право монастырской братии на беспошлинный провоз товаров для монастырского обихода на судне, которое ходило от монастыря к «новому Колмогорскому городку» и посадам.

За оформление грамоты игумен Аврамий заплатил подписных и печатных пошлин в казну на 7 рублей с полтиной, то есть примерно третью часть тех денег, которые были взяты им в монастырской казне в декабре 1604 г.

Комментарий палеографический

Место создания
Место текущего хранения

© 2025 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти