Се аз, царь (прим. 1) и великий князь Дмитрей Иванович всеа Русии самодержец, пожаловал есми Богословского Пустынского монастыря, что [на реке на Ваге] (прим. 2) игумена Аврамья з братьею, или хто по нем в том монастыре иный игумен будет, что били нам челом они, а сказали даны-де им в монастырь брата [нашего] блаженные памяти [цар]я и вел[икого княз]я Федора Ивановича всеа Русии жаловалные наше грамоты на вотчинные деревни, и о наших податех и от ар[хие]пископлих десятилников, и от наместников, и от тиунов о сместном суде и о проезжих [пош]линах, и те-де их жаловалные грамоты на [на]ше царс[кое им]я не переписаны, и нам бы их пожаловати, велети жаловалные грамоты переписати на наше царское имя. И яз, царь и великий князь Дмитрей Иванович всеа Русии самодержец, Важского Богословского монастыря игумена Аврамья з братьею пожаловал, велел с тех жаловалных грамот дати жаловалную грамоту на наше царское имя. А в жаловалных грамотах, каковы положил перед нами игумен Аврамей, написано, лета 7113-го (прим. 3) году пожало[ва]л [бра]т наш блаженные памяти царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии богословского игумена Данила з братьею, или хто по нем в том монастыре иныи игумен бу[дут], деревнями [на Пинеж]ке и на Медлеше, на Ваге, деревнею Медлешем, да Парфенковым, да Елизарковым, да Селюгиным, да Парфилковым, да Стешковым, да Филипковым, [да] Ивашковым, да Олешковым, да Мосейковым, да Давыдковым, да Кононковым Ивановскими, и Немировскими, и Исака Семенова со всем с тем, как были те земли за [Иваном, и за Неми]ром, и за Исаком Семеновым. А даны те земле Пустынскому монастырю в дом Ивана Богослова да к тем ж деревням дано угодья и лесы с устья малой реки [Пенежки] правая сторона и до верховья, а от верховья Пенежки реки на Лумозеро, а с Лумоозера (прим. 4) вниз по Луме реке лесы и угодья до Лозенги реки, а с Лозенги [ре]ки [на Ну]глус озеро, а с Нуглуса озера на Ня[ню] остров, а с [Н]ани острова на [Ч]ащеватой ручей, а с Чащеватово ручея на Вангатекин ручей, [и до Валмея реки, да по Валмее реке] вверх, и по Лихтовой реке, да по Лихтовой реке вверх и до верховья, а сверх Лихтовые реки через Селмеской мох на Ко[не]вец остров, а с Коневца острова [через Семелской мох] на Лежбок остров, да с тово острова на Пенежское озеро, а с Пенежского озера на Майсогру, а с Майсогры на Холобров бор, а с Хоброва (прим. 5) бору на верх Глубоково ручья, а з Глубоково ручья на верх Старово Городишново ручья, и по ручью вниз до Ваги реки правая сторона, и в[н]из по Ваге реке лесы и до усть (прим. 6) Мусорина ручья, а с устья и до верховья Мусорина ручья правая сторона, а сверх Мусорина ручья на верх Волчья ручья и вниз по Волчью ручью правая ж сторона и до устья, а с устья Волчья ручья до Ваги реки прямо, и вверх по Ваге реке до Лятушкинского ручья, и по ручью вверх правая ж сторона и до Росох, а с Росох и под Высокую гору, а от-под Высокия горы на [верх] ручья Кривого Калица, а по Кривому ручью вниз правая ж сторона и до Ваги реки, и те лесы и угодья Пустынского монастыря Ивана Богослова игумена Аврамья з братьею, или хто по нем в том монастыре иныи игумен будет. И в те угодья, и в лесы за межи княжшинским крестьяном не вступатись, и лесных пашен не пахати, и Пустынского монастыря не обижати. А Ивана Богослова Пустынского монастыря игумену з братьею и крестьяном за межи по левой стороне в лесы и в угодья не вступатися ж, и пашни у князщинских крестьян силно не пахати ж. Да к ним ж в Богословской монастырь митрополита ноугородцково десятилники не въезжают ни по что, и поборов своих у них не емлют, и не судят их ни в чем, опричь духовново дела, а в духовном деле игумена судить митрополит ноугородцкой. А наместники [ва]жские и ш[е]н[курс]кие и их тиуны (прим. 7) богословского игумена з братьею, и их людей, и крестьян, которые живут в их монастырских деревнях, не судят ни в чем, опричь душегубства и розбоя с поличным, ни кормов своих у них не [е]млют, ни всылают к ним ни по что, а ведает и судит игумен Аврамей своих людей сам во всем, или кому прикажет. А случитца суд смесной, тем его монастырским людем и крестьяном, и наши наместники важские, и их тиуны судят, а игумен Аврамей с ними ж судит. А прав ли будет, виноват ли монастырской человек, и он в правде и в вине игумену Аврамью з братьею (прим. 8), а наместники важские и их тиуны в монастырского в правого и в виноватого не вступаютца, а прав ли будет, виноват ли волостной человек важенин, и он в правде и в вине наместником и их тиуном, а игумен Аврамей з братьею в правого и в виноватого человека в волостново по тому ж не вступаетца. А чево будет игумену Аврамью искати на ком или кому чево искать на игумене з братьею, и им дадут пристава ис чети, у ково Вага в приказе будет. А велят ему от них и по них ездити с приставною грамотою, по ково ни буди, да учинит один срок в году, зборное воскресенье, перед нашими приказными людьми, у ково Вага в приказе, а опричь тех приставов, иным приставом по ним и от них ездити не велено. А хто по них приедет иной пристав, опричь тово пристава, и им тем приставом на поруку даватися не велено. А хто на них срок накинет силно, и им к тому сроку не ездити. А хто на них и безсудную даст, опричь нашего пр[иста]ва, [и т]а безсудная не в безсудную. А учинитца у них в монастырских деревнях душегубство, а не доищутца душегубца, и они дают наместником нашим важским и их тиуном за [голову веры] четыре рубли московскую. А хто у них в монастырских деревнях от своих рук утеряетца, или ково зверь съест, или хто з дерева убьетца, или хто в воде утонет, или хто с студена умрет, или ково возом сотрет, а обыщут тово вправду, хто умрет без хитрости, и монастырским крестьяном в том веры и продажи нет. А наместники, и их тиуны, и десятилники, и боярские люди на пиры и на братчины к их крестьяном не ездят. А хто к ним на пир и на братчину приедет не званы, и им тово выслать вон безпенно. А хто у них учнет пить силно, а учинитца у них тут какая гибель, и тому гибель платить без суда и без правды, и скоморохом у их крестьян силно не пить и не играть. А платить им с своих деревень со всее монастырские вотчины оброчные, и данные, и всякие наши подати по писцовым книгам по прежнему в Шенкурском стану. А за служилые люди и в подъемные денги имати у них по четыре рубли на год. А к Летцкому (прим. 9) стану и к Ямской горе ничем им не тянути. Да Богословского ж монастыря ходит к новому Колмогорскому городку суденко с товаром для монастырского обиходу, и с тово их монастырского суденка, как придет к новому Колмогорскому город и к посадом, с их монастырских товаров пирожные и побережные пошлины приказным людем и таможником имати не велено, то им дано на ц[ер]ковной обиход на вино церковное, и на ладан, и на свечи. А как поедет с Москвы на Вагу, или с Ваги к Москве, игумен Аврамей или старцы два или три, а с ними людей их человека два или три без товару, и по городом нашим приказные люди, и по волостям волостели и их тиуны, и на мытех мытчики, и на реках перевозщики, и мостовщики, и всякие пошлинники с ыгумена, и с старцов, и с их людей мыта, и перевозу, и мостовщины, и иных ни которых пошлин не емлют по сей жаловалной грамоте. И яз, царь и великий князь Дмитрей Иванович всеа Русии самодержец, выслушав тех жаловалных грамот Важского Богословского монастыря игумена Аврамья, или хто по нем в том монастыре иныи игумен и братья будут, пожаловать, велел им с тех грамот дати жаловалную грамоту на наше царское имя, и вотчинами и всякими угодьи велел им владети, и митрополичим десятилником, и наместником, и их тиуном к ним въезжати, и пошлин, и кормов у них имати, и у Колмогорского городка с суденка их пирожные и побережные пошлины, и проезжих всяких пошлин с них имати не велел. И о всем велел у них ходити по тому, как в сей нашей царской жаловалной грамоте написано. А хто у них что возмет через сю нашу жаловалную грамоту, и тому от нас быти в великой опале. А прочитая сю нашу грамоту, отдают ее назад игумену Аврамьи з братьею. Дана ся наша царская жаловалная грамота на Москве лета 7114-го октября в 1 день. А подписал великого государя царя и великого князя Дмитрея Ивановича всеа Русии печатник и думной диак Богдан Иванович Сутупов. //
(л. 1 об.) [Царь] и великий князь Дмитрей Иванович всеа Русии [самодержец].
По сей жаловалной грамоте взято подписных и печатных пошлин семь рублев с полтиною.