Текст на языке оригинала
Се яз, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии, пожаловал есми Пречистые Богородицы Шаровкина монастыря, что в Перемышле в опришнине, [игумена Прохора з братьею или хто иной] игумен в том монастыре будет. Били челом мне, царю великому князю, игумен Прохор з братьею, что их монастырские села и деревни в Перемышл[ь]ском уезде: сельцо Варваренки на речке на Пторе, селцо Нижнее Олопово на речке на Столбне, деревня Башкатово на речке на Столбне, село Сюлемен[евское] Петровское, да за рекою за Жиздрою деревня Ромашово, деревня Зыково на реке на [Жиздре], деревня Выползово на вражке на Выползове, деревня Воротынцово на речке на Лозинке, деревня Яковлевская, деревня Митина на речке на [Пторе], деревня [Саншина] на [Столби]цком колодезе, деревня Далгуша Гриши Малютина на речке на Долгуше, а Гритинская тоже, деревня Крутая на Крутом верху, а Офремов починок таже на речке на Жиздре, починок Долгушин, а был Истомки Черного, деревня Слободка Лобановская на речке на Песочне, деревня Доброе на колодезе на Добренском, починок Иваньев, деревня Момряково на реке Оке старые их земли, да в Перемышльском же уезде деревня Карповская на Суходоли, деревня Озаровская на Гвицком отвершку, деревня Пакрино, да в деревне в Кузменках жеребей, что пожаловал есми их теми деревнями и жеребьем в деревне в Кузменках в прошлом в семдесят в четвертом году в августе, да в Белевском уезде село Рахлеево, село Стромок на речке на Стромку, деревня Починок Головин на Хвощове верху, что приписал и примежовал те монастырские села и деревни старые их земли по старым межам и по сыску старожилцов от земьского города от Одоева к опришнему городу к Белеву князь Василей Иванович Вяземьской да подьячей Сувор Васильев вь прошлом в семдесят четвертом году. А грамоты-де и моей, царевы и великого князя, жаловалные у них на те их на все села и на деревни нет. И мне б, царю и великому князю, игумена Прохора з братьею пожаловати велети им на те их села и на деревни дати своя жаловалная грамота. А по перемышельским по писцовым книгам письма Ивана Яхонтова да Ондрея Безстужево лета 7072-го в Перемышельском уезде селцо Варваренки, селцо Нижнее Олопово, деревня Башкотово, село Сюлеменевское Петровское, да за речкою за Жиздрою деревня Ромашево и иные деревни, которые в сей грамоте имяны писаны, написано Шаровкина монастыря. А мой, царев и великого князя, указ в тех книгах написан: пожаловал есми Шаровкины пустыни вотчину, велел писцом оторханить вперед с тое монастырские вотчины крестьяном монастырским ямских приметных денег, и за емчюжное, и за засечное дело не давать. А деревня Карповская в тех же писцовых книгах написана за [полстроки нрзб.] Онтонова в поместье. А деревня Озаровская да деревня Пакрино написаны в поместье же за Васильевою женою Уварова за Ориною да за сыном ее за Олешкою. А жеребей деревни Кузменки написан в поместье за Бурнашовою женою Волкова за Огафьею з детми. И теми деревнями и жеребьем деревни пожаловал есми Шаровкина монастыря игумена Прохора з братьею в семдесят в четвертом году. А в выписи с книг писма и меры и межеванья князя Василья Ивановича Вяземского да подьячего Сувора Васильева лета 7074-го написано: отписано и отмежевано к Белеву от земского города от Одоева Шаровкина монастыря село Рахлеево село Стромок на речке на Стромку, деревня Починок Головин на Хвощове верху. И яз, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Руси, игумена Прохора з братьею пожаловал на тех их перемышльские и на белевские села и на деревни, дал им свою жаловалную грамоту, ненадобе им с тех сел и з деревень моя царева и великого князя дань, ни ямские, ни приметные денги, ни за ямчюжные, ни за засечное дело. А хто у них в тех селех и в деревнях учнут жити людей, и наместницы наши перемышльские и белевские, и волостели, и их тиуни тех их людей не судят ни в чем, опричь душегубства, и розбоя, и тадьбы с поличным, ни кормов своих на них не емлют, ни всылают к ним ни по что. А праведчики и доводчики поборов своих на них не емлют же, не вьезжают к ним ни по что. А ведают и судят тех своих людей игумен Прохор з братьею сами во всем или кому прикажут. А случитца суд смесной тем их людем з гороцкими людми или с волостными, и наши наместницы, и волостели, и их тиуни тех их людей судят, а игумен Прохор з братьею или их прикащик с ними же судят. А прав или виноват монастырской, и он в правде и в вине игумену з братьею, а городцкой и волостной в правде и в вине наместнику, и волостелю, и их тиуном. А кому будет что искати на монастырских людех, и коих сужу яз, царь и великий князь, или мой боярин введеной в опришнине. Также есми игумена Прохора з братьею пожаловал, не надобе им ни мыт, ни явка, ни вещее, ни коня моего не кормят, ни лугов моих не косят, ни двора моего, ни наместнича не делают, ни прудов моих не прудят, ни поворотного, ни выводные куницы не дают, ни к дворским, ни к соцким, ни к десятцким с тяглыми людми не тянут ни в какие проторы, ни в розметы. А хто у них вь их селех и в деревнях пойдет от своих рук, или хто з дерева убьетца, или кого дерево убьет в лесе, [или в воде утонет, или водою нап]ловет, или их убитым подкинут из-за рубежья, и наши наместницы, и волос[т]ели, и их тиуны в том на них продажи и езду не емлют, а, осмотрив, велят того схоронити беспенно. А наши князи, и бояре, и дети боярские, и ратные воеводы, и ловчие, и псари, и бобровники, и всякие ездоки в тех их селех и в деревнях не ставятца, ни кормов, ни подвод, ни проводников у них не емлют и гонцы мои подвод, ни проводников у них не емлют же, опричь ратных вестей. А хто у них станет силно и что возмет, и тому платить без суда и без ысправы. А мои, царя и великого князя селчане и наместников и волостелей наших люди к тем монастырским людем на пиры и на братчины незваны не ходят, а хто к ним придет на пир и на братчины незван, и они того вышлют вон безпенно. А хто у них учнет пити силно, а учинитца у них в ту пору гибель, и тому платити та гибель вдвое без суда и без ысправы. Также есми пожаловал игумена Прохора з братьею: по тем их по монастырским селом и по деревням попрошатые не ездят и скоморохи не играют. А хто по их по монастырским селом и по деревням попрашатые учнут ездити или скоморохи учнут у них играти с[илно], и монастырской прикащик из тех монастырских сел и из деревень вышлет их вон безпенно. А пятно игумен в тех селех держит свое, а хто [из?] монастырских купит лошадь в городе или в волости, и они те лошади пятнают своим пятном монастырским, а пошлины дают монастырскому прикащику. А хто у их людей купит лошадь или выменит, волостной человек, и он пятнит волостным пятном. Также есми пожаловал игумена Прохора з братьею, дал есми им пристава даного певчего дьяка Якова Потапова, доколе он в нашем жалованье в неделях в опришнине побудет, и пристав мой даной Яков на поруку их и от них дает, а пишет им один срок в году, зиме Рожество Христово. А через тот срок иных сроков на них не наметывает. А хто на них срок накинет силно, а не их пристав даной или не по их грамотному сроку, и яз им к тем сроком ездити не велел. А хоти хто на них и безсудную возмет, и та безсудная не в безсудную. А которого наместника своего перемышльского и белевского пожалую и на грамоты грамоту дам, а на сю мою грамоту иные грамоты нет. А явят сю грамоту перемышльскому и белевскому наместнику, и волостелям, и их тиуном, и они с нее явки не дают ничего. А дана грамота на Москве в опришнине лета 7075-го сентября в 19.