Жалованная грамота царя Ивана IV Васильевича Троицкому Махрищскому монастырю; 1571 г.; ОР РНБ. Ф. 532. Оп. 1. Д. 166.

Категории

Жалованные грамоты

Идентификатор
Жалованная грамота царя Ивана IV Васильевича Троицкому Махрищскому монастырю; 1571 г.; ОР РНБ. Ф. 532. Оп. 1. Д. 166.
Название
Жалованная тарханно-несудимая, двусрочная, заповедная и проезжая грамота царя Ивана IV Васильевича Троицкому Махрищскому монастырю на села и деревни в Переславском уезде 1571 г.
Вид (Тип)
Акт
Разновидность (характер)
Жалованная грамота
Инципит
Се яз, царь и великий князь всеа Русии, пожаловал есмя Троетцкого манастыря, что в Переславском уезде на Махрищах, игумена Гурья з братьею или кто по нем иный игумен в том манастыре будет, по прежней своей жаловалной грамоте, что их села и деревни манастырские в Переславском уезде в Великой слободе...
Эксплицит
А дана ся грамота на Москве лета 7079 июня в 23 день.
Общее описание
Грамота реставрирована В. Г. Гейманом в 1952 г. Печати нет, сохранился малиновый шнурок
Подлинность
Подлинник
Аргументация подлинности
Совокупность признаков: манера письма (скоропись), аутентичный формуляр, бумага XVI в.
Размеры
95х28,2 см
Количество листов
1
Алфавит
Кириллица
Стиль / тип письма
Скоропись
Материал
Форма
Вертикальный лист
Цвет чернил
Светло-коричневый
Способ линовки
Без предварительной разметки.
Комментарий к водяному знаку
Филигрань "Рука", плохо просматривается
Страна
Россия
Учреждение создания
Провенанс
Документ отложился в фонде основного собрания актов и грамот Отдела рукописей Российской национальной библиотеки (ф. 532).
Издание / публикация
Махрищский монастырь. Сообщил действительный член архимандрит Леонид // ЧОИДР. 1878. Ч. 3. С. 32-35 (отд. паг.). № 34
Библиография
1) Историческое описание Махрищского монастыря. М., 1852. С. 30. № 20; 2) Махрищский монастырь. Сообщил действительный член архимандрит Леонид // ЧОИДР. 1878. Ч. 3. С. 28 (отд. паг.). № 34; 3) Обзор грамот Коллегии экономии. Вып. IV. № 1330; 4) Андреев А. И. Краткая опись грамот, хранящихся в Рукописном отделении Российской публичной библиотеки. Выпуск первый. Пг., 1923. № 154; 5) Каштанов С. М. Хронологический перечень иммунитетных грамот XVI века (продолжение) // Археографический ежегодник за 1960 год. М., 1962. С. 175. № 944.
Состояние памятника
Хорошее.
Состояние надписи
Надпись полностью читается.
Дата составления описания
06.12.2023
Текст на языке оригинала
Се яз, царь и великий князь всеа Русии, пожаловали есмя Троетцкого манастыря, что в Переславском уезде на Махрищах, игумена Гурья з братьею или кто по нем иный игумен в том манастыре будет, по прежней своей жаловальной грамоте, что их села и деревни монастырские в Переславском уезде в Великой слободе село Зеленцыно, да деревни Высокое, Запрудное, Площицыно, Лукьянцово, да селцо Юрцово, да деревня Рыкулино, да починок Захаров, да в Кинеле деревня Заполье Панинские земли Дуплевские, да в волости Маринине в Борисоглебском стану селцо Неглово, да деревни Данилково, Заламаево, Онисимово, Красное, Малиново, да к Малинову же пустошь Малетино, да Попово, да пустошь Новинки Лобановские земли, да селцо Полосино, да деревня Глинково, да пустошь Рязаново, селцо Карсаково, деревня Исаково. Да их же селца и деревни монастырские, а прибыли к манастырю после первые нашие жаловалные грамоты по прикупем, а иные даваны по душам в монастырь: селцо Конково, селцо Быково, да деревни Оксентьево, Пенье, Новоселка, Карсаково, Дьяково, Тупицыно, починок Сракино, Мичюрино, Бычкино, Новошино, Татьянино, Новинки, Филиповская. А в нашей жаловалной грамоте те селца и деревни не писаны. И хто у них в тех селцех и деревнях учнет жити, людей и крестьян, и тем их людем и крестьяном ненадобе моя царева и великого князя дань, ни мыт, ни тамга, ни явка, ни перевоз, ни коня моего не кормят, и сен моих не косят, и хором на ямех не ставят, и подвод на ямы не дают, и с подводами на ямех не стоят, ни мостов по дорогам не мостят, и прудов моих царевых и великого князя не делают, и з городцкими людми с переславцы, и становыми, и слободцкими к сотцким и к десятцким с тяглыми людми не тянут ни в какие проторы ни в розметы. А наместницы наши переславские, и волостели марининские, и слобоцкие, и кинелские, и их тиуны игумена з братьею и их людей и крестьян не судят ни в чем, и кормов своих на них не емлют, ни всылают к ним ни по что. А праведчики и доводчики поборов своих на них ни иных никоторых пошлин не емлют, ни въезжают, ни высылают к ним ни по что. А в душегубных делех судит их наместник наш переславской, а волостели марининские, и слободцкие, и кинельские и их тиуны в душегубные дела у них не вступаютца. А оприч душегубных дел тех своих людей и крестьян во всяких делех ведает и судит игумен з братьею или кому прикажет. А лучитца суд сместной тем их людем з городцкими людьми или с волостными людьми, и наместницы наши переславские и их тиуны судят, а игумен з братьею или их прикащик с ними же судит. А прав ли будет или виноват монастырской человек, и он в правде и в вине игумену з братьею, а наместницы наши переславские и их тиуны вь их в манастырского человека ни в правого, ни в виноватого не вступаютца, а прав ли будет, виноват ли городцкой человек или волостной, и он в правде и в вине наместнику или волостелю и их тиуном. А кому будет из иных городов опричным людем искати чего на самом игумене з братьею или на их слугах и на крестьянех, и в том по них и от них ездит с приставными грамотами их даной пристав монастырской, а чинит им два срока в году, срок Филипово заговенье, а другой срок Зборное воскресенье. А сужю их яз, царь и великий князь, или мой боярин введенной у нас в опришнине. А иные наши неделщики дворцовые и площадные по них не ездят, и сроков на них не наметывают. А хто на них накинет срок не по тому их сроку, и яз им к тем сроком ездити не велел. А хто на них по тем сроком и безсудную возмет, и та безсудная не в безсудную. А хто у них меж себя в манастырских селех и в деревнях или у сторонних людей у кого-нибуди купит или продаст лошадь, монастырской слуга или крестьянин, или менит лошадь на лошадь, и игумен и братья слугам своим и крестьяном велит петнити лошади пятном монастырским, а наместницы переславские и волостели слобоцкие, и марининские, и кинелские у них в монастырское пятно не вступаютца ничем. А что у них около монастыря, и в селех, и в деревнях в монастырских их монастырские рощи, и в тех их рощах мои, великого князя, крестьяне, и митрополичи, и княжие, и боярские, и чеи хто-нибуди лесу не секут ни на что. А учинитца у них в монастырских селех или в деревнях душегубство, а не доищутца душегубца, и они дадут нашим наместником переславским и их тиуном за голову четыре рубли, то ему со всеми его пошлинники. А доищутца душегубца, и они его выдадут нашим наместником и их тиуном, а крестьяном монастырским в том веры и продажи нет. А что у них от своих рук утеряетца, или кого в лесе дерево убьет, или з дерева и с хоромины убьетца, или озябнет, или кого зверь съест, или хто в воде утонет, или кого вода принесет, или кого возом сотрет, или хто кого подкинет уловом незнаемым человеком, а обыщут того без хитрости, и крестьяном монастырским в том веры и продажи нет. Также есми игумена з братьею пожаловал, наши князе, и бояры, и воеводы ратные, и служивые татарские, и толмачи, и всякие ездоки у них вь их селех и деревнях в монастырских силно не ставятца и кормов, и проводников, и сторожей у них не емлют, а лучитца у них кому стати, и он у них корм свой и конской купит по цене, как ему продадут. А псари наши у них в монастырских деревнях и в селех с собаками не ездят, и собак у монастырских крестьян не кормят. А коли их монастырские крестьяне поедут к Москве по жалобе, а без товару, и наши наместничи и волостелины мытчики, и перевозщики, и все пошлинники на них мыта, и перевозу, ни иных никаких пошлин не емлют, а гонцы наши у монастырских крестьян на дорозе и на Москве дьяки наши ямские, и подьячие, и дворники подвод и проводников не емлют. Также есми игумена з братьею пожаловал, пожалую которого своего наместника или волостеля, дам ему и над грамотчики свою грамоту, а на сю мою грамоту грамоты нет. А через сю мою грамоту хто чем игумена з братьею изобидит или что не по грамоте учинит, и тому от меня, царя и великого князя, быти в опале и в продаже. А коли явит сю мою грамоту игумен з братьею наместником, и волостелем, и их пошлинником, и они с нее явки не дают ничего. А преж сего в нынешнем же в 79-м году марта 27 день игумену Гурью з братьею на те их села и на деревни наша жаловалная грамота дана была, и та-де у них грамота в царев приход на Москве згорела. А дана ся грамота на Москве лета 7079 июня в 23 день.
Техническая дата
1571-06-23
Дата создания (внутренняя датировка)
...лета 7079 июня в 23 день.
Дата создания, от
1571
Дата создания, до
1571
Дата создания (точная)
1571-06-23
Обоснование датировки
Упоминается в тексте
Век
XVI в.
Комментарий палеографический
Первая буква в тексте исполнена в виде буквицы высотой две строчки, следующие затем буквы, составляющие слова "се яз царь", написаны полууставом с выносной "з". Основной текст написан мелкой аккуратной скорописью.
Место создания
Место (упомянутое)

© 2025 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти