Жалованная грамота царя Дмитрия Ивановича (Лжедмитрия I) игумену Плесского Николаевского монастыря Пимену; 1605 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Колл. 114. Оп. 1. Д. I-9.

Категории

Жалованные грамоты

Идентификатор
Жалованная грамота царя Дмитрия Ивановича (Лжедмитрия I) игумену Плесского Николаевского монастыря Пимену; 1605 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Колл. 114. Оп. 1. Д. I-9.
Название
Жалованная грамота царя Дмитрия Ивановича (Лжедмитрия I) игумену Плесского Николаевского монастыря Пимену на владение сельцом, деревнями, починками и пустошами, и неподсудность игумена, братии, и монастырских людей, и крестьян ржевским воеводам и наместникам, кроме особо тяжких преступлений, а также освобождение от пошлин.
Вид (Тип)
Акт
Разновидность (характер)
Жалованная грамота
Самоназвание
Жаловальная грамота
Инципит
Се яз, царь и великий князь Дмитрей Иванович всеа Русии. Пожаловал есми Николы Чюдотворца Плеского монастыря, что в Пусторжевском уезде в Ошевском стану на Плесах игумену Пимину з братьею или по нем иные игумены в том монастыре у Нико[лы Чюдотвор]ца [на] Пле[сах] будут…
Эксплицит
А дана ся наша жаловальная грамота на Москве лета 7114-го октября в 10 день.
Общее описание
Текст грамоты написан на лицевой стороне четырех листов, ранее склеенных между собой. Лист 1-й: 31 строка; лист 2-й: 40 строк; лист 3-й: 41 строка; лист 4-й: 6 строк. Под текстом грамоты помещена припись печатника и думного дьяка Богдана Ивановича Сутупова. Столбец был скреплен подвесной красной воско-мастичной государственной печатью, помещенной на красном витом шелковом шнуре. Шнур прикреплен к нижней части 4-го листа (крепление “куриная лапа”). В настоящее время печать почти полностью утрачена, сохранились лишь два небольших фрагмента. На оборотной стороне л. 1 помещено имя и титул царя, написанные рукой думного дьяка Б. И. Сутупова. По склейкам между листами помещена его скрепа. На оборотной стороне л. 4 на бумажной плике, образованной путем сложения нижней части (12,2 см), написан текст, в котором дано общее число деревень и починков, входящих в монастырскую вотчину. Сохранились слабо различимые следы линовки методом продавливания (две вертикальные линии, расстояние между ними – 20,2 (до 20,4) см, образующие пространство для написания текста). По левому краю за линию выходят лишь элементы отдельных букв, по правому краю текст в основном выходит за намеченную черту на поля и может достигать размера строки до 21 см. Размер зеркала текста (л. 1 – 31,1 х 20,2 см; л. 2 – 39,6 х 20,3 см; л. 3 – 39,3 х 20,4 см; л. 4 – 11,5 х 20,3 см). Плика бумажная (лист загнут) – 12,2 см. На документе есть несколько архивных помет. Пометы: (л. 1) Три креста коричневыми чернилами на левом поле (строки 14, 27, 30) и один крест карандашом на верхнем поле у заставных букв справа. (л. 2) Крест коричневыми чернилами на правом поле (строчка 5). (л. 1 об.) Архивная помета светло-коричневыми чернилами по верхнему краю в правом углу: по описи № 3; в верхней части листа посередине под записью с титулом и именем царя расположена архивная помета в три строки с противоположной ориентацией текста: [… вотчины // … 3 // по новой описи № 817].
Подлинность
Оригинал
Аргументация подлинности
Водяной знак бумаги, формуляр акта и манера письма соответствуют бумаге, формуляру и письму царских жалованных грамот начала XVII века.
Размеры
Лист 1: 35,0 х 30,4 см. Лист 2: 40,0 х 30,1 см. Лист 3: 39,9 х 30,5 см. Лист 4: 21,9 х 30,1 см. Плика бумажная (лист загнут) – 12,2 см
Количество листов
4
Алфавит
Кириллица
Стиль / тип письма
Скоропись
Материал
Форма
Столбец
Цвет чернил
Светло-коричневый
Способ линовки
Продавливание
Комментарий к водяному знаку
Изображения кувшина с ручкой на подставке с полумесяцем, на всех четырех листах (только в разных направлениях); понтюзо 2,2 и 2,1 и 2,0; вержеры — 11.
Страна
Россия
Провенанс
Документ хранился в архиве Псковской казенной палаты. Поступил в Археографическую комиссию в 1837–1838 гг. Текст грамоты был опубликован в Т. 2 «Актов исторических» (1841). В настоящее время хранится в Архиве СПбИИ РАН в составе фонда 114 (Коллекция Археографической комиссии).
Издание / публикация
Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. СПб., 1841. Т. 2. 1598–1613. С. 412–415.
Библиография
1. Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие XV–XVII вв. М., 1975. С. 503. 2. Постников А. Б. Псковский священник Н. Ф. Милевский и его археографические труды // Псков. 2017. №47. С. 17. 3. Псковские губернские ведомости. 1840. Ноябрь 27. №48. С. 305–308. 4. Тебекин Д. А. Перечень иммунитетных грамот 1534–1610 гг., часть вторая // Археографический ежегодник за 1979 год. М., 1981. С. 231. № 507.
Состояние памятника
Документ прошел реставрацию во второй половине XX в., после которой остались следы от многочисленного сложения документа, втертые загрязнения и пятна различного происхождения, в том числе красные пятна от шнура (у крепления документа и в середине л. 3); в районе прикрепы лист деформирован (л. 4). Наблюдаются многочисленные утраты бумажной основы и текста по краям документа (особенно на л. 1). Текст местами потерт, чернила потеряли свой первоначальный цвет. Столбец, состоящий из 4 листов, был расклеен. Реставрационной бумагой укреплены края и сгибы документа, восполнены утраты бумаги, проведено дублирование лл. 1–3. На л. 4 сохранилось крепление «куриная лапа» (витой шнур из красных шелковых нитей: оба конца потеряли форму, загрязнены, имеются вкрапления соринок) с двумя небольшими фрагментами (1,5 х 1 см; 2,5 х 1,7 см) вислой красной воско-мастичной печати (на одном из них сохранилось несколько букв легенды [… зь Дм…]; на другом — часть изображения всадника и змея.
Состояние надписи
Многочисленные утраты текста на листе 1 и листе 2 по правому и левому полю. Утрачено от 1 до 10 букв.
Дата составления описания
3 декабря 2023 г.
Текст на языке оригинала
Се яз (прим. 1), царь и великий князь Дмитрей Иванович всеа Русии. Пожаловал есми Николы Чюдотворца Плеского монастыря, что в Пусторжевском уезде в Ошевском стану на Плесах игумену Пимину з братьею или по нем иные игумены в том монастыре у Нико[лы Чюдотвор]ца (прим. 2) [на] Пле[сах] будут, что бил нам челом и положил перед нами старую грамоту на Борисово и[м]я Годунова, что нам пожаловати велети тое грамоту переписати на наше царское имя. И яз, царь и великий князь Дмитрей Иванович всеа Русии, тое грамоты слушал и велел им переписати на свое царское имя также, как у них в прежних грамоте [пи]сано, что у них к монастырю черново лесу по реке по Удаи по обе стороны до Клещина [и до] [К]узмина по пяти верст от монастыря, да вверх рекою Цвенкою да Цвени лес и земля к монастырю до ре[ки] до Ошевки лес черной и пашенной к монастырю по пяти ж верст, а в том лесу пустошь Палкино на Болонье, да деревня Левонтьева по Удаи вниз по реке, да нива Застре[менье], да починок Трунев на речке на Цвенке, да Жюковой пожни, и тот деи черной лес, и роспаши, и пустоши, и пожни от монастыря на все четыре стороны по пяти верст. А по выписи ис пусторжевских книг писма и дозору Игнатья Зубова с товарыщи лета 7091-го в Ошевском стану написано, монастырь Николы Чюдотворца на Плесах общей на реке на Удаи да на речке на Цвенке вызжен и вывоеван от литовских людей, церкви розорены, и ограды, и кельи вызжены, а ныне на монастыре церковь Николы Чюдотворца явленской древеная, верх шатром, а в церкве Деисус, и образы, и сосуды церковные, книги, и свечи, и всего того монастыря игумена з братьею и приходных людей волосных крестьян, да другия церковь с трапезою Троица Живоначальная древена, верх шатрова, в приделе Христова Мученица Прасковьгея, нареченная Пятница, стоят пусты, без пенья, и престолы розорены, и образы, и книги, и сосуды церковные, и свечи, и колокола, и часы, и все церковное строенье, и казну, и обиход всякой монастырской, и наши жаловальные грамоты поимали литовские люди, да к тому ж монастырю дано было диково поля лесу на все четыре стороны по пяти верст, да к тому ж монастырю старинные поставлены новые деревни, и починки, и пустоши, и селища, пустошь Княжая Дорога, пустошь Старцова, а в них пашни перелогом худые земли четь обжи, пашут, сеют на монастырь сена под монастырем по реке по Удае да по речке по Цвенке сто пятьдесят копен, да тово ж монастыря деревни, и починки, и пустоши, и селища жеребей в деревне в Кузине, а в ней крестьянин во дворе Фомка Гоголев, да бобыльских дворов во дворе бобыль Никитка Демешкин, да Юря Рашков, // (л. 2) да Пятунка Тимофеев, во дворе Петрушка Михайлов, да Иванко Кондратьев, пашни паханые середние земли полчети обжи да перелогом пашни две обжи без получети обжи в поле, а вдву по тому, сена около полтреть, починок за Удаею рекою Лазок, во дворе Ивашко Кондратов, починок Продолжие созжена, а в нем место дворовое крестьянское Мишки Михайлова, сшел безвестно, деревня Застремянье созжена, а в ней два места дворовых Трушка Ф[е]д[ко]ва да Юшки Ленкова, сошли безвестно, деревня Поженка, а в ней крестьян во дворе Юрка Федков, во дворе Куземка Поженской, двор пуст Филки Иванова, сшел безвестно, деревня Савкина пуста, а в ней двор пуст Лешки Горбова, да двор пуст Нефедки Павлова, да Микитки Гришина, деревня пуста Пешкина на реке на Удаи, жил Гришка Федоров да брат ево Истомка, сошли безвестно, починок Горбачов пуст, а в нем во дворе бобыль Опара Логинов, деревня Рябкин Бор, а в ней крестьянин во дворе Костя Михайлов, починок Жуков пуст, а в нем во дворе бобыль Михалко Микитин, пустошь, что был починок Кошелиха, жил Васка Матвеев да Родка Дехтярь, пустошь, что был починок Грива, жил Тимошка Михайлов, деревня Дулиха пуста, что жил Терешка Олешин, во дворе бобыль Танко, пустошь, что была деревня Луковища, жил Гришка Ванехов, да Игнашко Трунев, да Обакумко Кохонев, пустошь, что был починок Сухлов, жил Васка Федоров да Ларка Савостьянов, пустошь, что была деревня Сухлов, жил Рыбка Микитин, пустошь, что был починок Воронов, жил Филка Иевлев, да Васка Васильев, починок Давыдов Решетков созжен, а в нем двор пуст, жил Кузма Давыдов, деревня Баскакова созжена, а в ней два бобыля Опроско Самсонов, да три места дворовых, жил Жилка Иевлев, да Ондрейко Иванов, да Пронка Васильев, деревня Борок созжена на речке на [Цвенке], а в ней место дворовое, а крестьянина убили л[ито]вские люди, деревня Трушкова созжена, а в ней два места дворовых, что жил Гаврилко да брат ево Трушко Щемелинины, пустошь, что была деревня Загорье, пустошь, что был починок Ванехов, а Вахнов тож, жил Лиска Иевлев, пустошь, что была деревня Слукино, жил Микитка Восков, да Гришка Окулов, деревня Степанино созжена, а в ней место дворовое, жил Иванко Васильев, да брат ево Огафонко, побили литовские люди, деревня Осье созжена, а в ней место дворовое, жил Павлик Матвеев, умер до войны, починок Наумов созжен, а в нем место дворовое, жил Сенка Наумов, убили литовские люди, починок Мамошин пуст, а в нем во дворе бобыль Сенка Гришин, двор пуст Нефедки Микифорова, да брата ево Сергейка, да Прошка Приходца, сошли безвестно до войны, починок Селиванов созжен, а в нем три места дворовых Минки Купрева, да Васки Овдокимова, да Филатка Матвеева, пустошь, что был починок Офонасков, деревня Чюрилова созжена, а в ней два места дворовых, что жил Ивашко Михайлов да Пу[д]ка [Пл]ахов, побили литовские люди, да деревня Палкино пуста, а в ней два двора пустых, жил Беляйко Тимофеев, да Микитка Приходец, сошли безвестно от войны литовских людей, пустошь починок Хиряев, жил Гришка Логинов, вымер в мор до войны, пустошь Переспа созжена, а в ней место дворовое Ондрюшки Гридина, сшел безвестно, пустошь, что был починок Глазов, // (л. 3) починок Свинкин пуст, во дворе бобыль Ивашко Созонов, починок Гришки Миткина пуст, стал ново на лесу, а в нем Ивашко да брат ево Филипко Федоровы, сошли безвестно, да того же Плеского монастыря пустоши, что были в споре со крестьяны Ошевского стану чюрных деревень, пустошь, что была деревня Зарод, да другой Зарод, починок Минкин над ручаем над Межниковым. И яз, царь и великий князь Дмитрей Иванович всеа Русии, игумена Пимина з братьею, или по нем иные игумены у Николы Чюдотворца в монастыре на Плесах будут, пожаловал велел теми деревнями, и починки, и пустошми владети по старине, и лес черной, и роспаши, и пожни ведати и пахати на все четыре стороны по пяти верст, и деревни, и починки ставити. А хто у нево в деревнях, и на починках, и на пустошах учнут жити людей и крестьян, и с тех людей, и со крестьян игумену з братьею наших, и приметных денег, и за городовые, и за засечное, и за емчюжное дело, и посох никаких, ни кормов, ни в ямское строенье и к ямчюжному анбару не давати ничего, ника[ки]х моих царя и великого князя податей не платити, и воеводам, и наместником ржевским, и городовым приказщиком, и губным старостам, и выборным судьям, и архиепискуплю, дворетцкому, и дьяком, и десятилником того игумена з братьею и всего причету церковного и крестьян монастырских не судити ни в чем, опричь душегубства, и розбоя, и татьбы с поличным, а ведает и судит сам игумен весь причет церковный з братьею во всем. А случитца суд смесной монастырским крестьяном з городцкими людьми или с волосными, и воеводам нашим ржевским, наместником, и заволоцкими городовым приказщиком, и губным старостам тех крестьян судити, прав ли, виноват монастырской человек, и он в правде и в вине игумена з братьею, а воеводам и наместником нашим ржевским, и заволотцким губным старостам, и городовым приказщиком, и выборным судьям не вступатися ни в правого, ни в виноватого. А кому будет дело до того игумена з братьею и до монастырских крестьян, ино судят на Москве в чети дьяки наши, у ково будет в чети Ржева Пустая, и приставы по них ездят с Москвы, и срок им чинят в году один на Крещенье Христово. А посланником нашим игумена з братьею, и у монастырских крестьян подвод и проводников не имати, и силы им не чинити ни которые, явки, и пятна, и тамги с монастырских людей и со крестьян в нашу казну не имали ничево. А лучитца ехати тому игумену з братьею и крестьяном, в которой город, на дороге с них в мыта, и перевозу, и в городех явки не имати, и десятилником митрополичьим у игумена не ставитца, и не судят ево ни в чем, ни подвод, ни проводников у них не имати, и силы им не чинити не которые, и пошлин с них десятилничьих по указному списку не имати ничево. А нешто по грехом душегубное дело учинитца, убьют, или поколют, или удавитца, или утонет, или какова смерть станетца веры и явки с тех голов игумену з братьею и крестьяном не давати. А коли явят сю нашу грамоту игумен воеводам и наместником нашим ржевским, и их посланником, или губным старостам, или выборным судьям, или нашим посланником, или архиепискуплим десятильником, или в ыных в которых городех, и игумену з братьею явки не давати ничево. А которые наши торговые люди всякие учнут приезжати // (л. 4) в тот монастырь на празник к Николе Чюдотворцу торговать, и с тех людей явку и тамгу збтирати игумену Пимину з братьею к Николе Чюдотворцу на темьян, да на ладан, и на свечи, а опрично игумена з братьею до того делать нет никому, и сее нашие жаловальные грамоты не руди нихто ни в чем. А дана ся наша жаловальная грамота на Москве лета 7114-го октября в 10 день. А подписал великого государя царя и великого князя Дмитрея Ивановича всеа Русии печатник и думной дьяк Богдан Иванович Сутупов. // (л. 1 об.) Царь и великий князь Дмитрей Иванович всеа Ру[сии]. (л. 1 об., 2 об.) Печатник и думной дьяк // (л. 2 об., 3 об.) Богдан Иванович // (л. 3 об., 4 об.) Сутупов. // (л. 4 об.) По сей жаловальной грамоте взято подписных и печатных пошлин шестнатцать рублев дватцать девять алтын з денгою. Сельцо, 13 деревень, 12 починков, 18 пустошей, 16 рублев 29 алтын з деньгою.
Комментарий текстологический
Примечания: (прим. 1) Заставные слова. (прим. 2) Здесь и далее в квадратных скобках буквы и слова, которые утрачены и восстановлены по тексту публикации грамоты 1841 г.
Техническая дата
1605-10-10
Дата создания (внутренняя датировка)
От сотворения мира: лета 7114-го октября в 10 день.
Дата создания, от
1605
Дата создания, до
1605
Дата создания (точная)
1605-10-10
Обоснование датировки
По дате в тексте (л. 4).
Век
XVII в.

© 2025 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти