Жалованная грамота царей Ивана и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны стольнику князю Михаилу Ивановичу Куракину; 1687 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 76. Оп. 2. Д. 26.

Категории

Жалованные грамоты

Идентификатор
Жалованная грамота царей Ивана и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны стольнику князю Михаилу Ивановичу Куракину; 1687 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 76. Оп. 2. Д. 26.
Название
Жалованная грамота царей Ивана и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны стольнику князю Михаилу Ивановичу Куракину на вотчины в Ярославском, Орловском, Новосильском, Кромском и Суздальском уездах за его службу и службу его предков во время Русско-польской войны 1654–1667 гг.
Вид (Тип)
Акт
Разновидность (характер)
Жалованная грамота
Самоназвание
Царская милостивая жалованная грамота
Инципит
Бога в трех присносиятелных ипостасех единасущнаго, пребезначалнаго, благ всех виновнаго, светодавца им же вся быша, человеческому роду мир дарующаго милостию и сие благодеяние повсюду извествующе. Мы, пресветлейшие и державнейшие великие государи цари и великие князи Иоанн Алексиевич, Петр Алексиевич и великая государыня благоверная царевна и великая княжна Софиа Алексиевна всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцы Московские, Киевские, Владимирские, Новгородские, цари Казанские, цари Астараханские, цари Сибирские, государи Псковские, и великие князи Смоленские, Тверские, Югорские, Пермские, Вятские, Болгарские и иных, государи и великие князи Новагорода Низовские земли, Черниговские, Рязанские, Ростовские, Ярославские, Белоезерские, Оудорские, Обдорские, Кондинские и всея Северныя страны повелители, и государи Иверские земли, Карталинских и Грузинских царей и Кабардинские земли, Черкаских и Горских князей и иных многих государств и земель восточн[ых, и западных, и северных отчичи, и дедичи, и наследники], и государи, и облаадатели, по своему царскому милосердому призрению и осмотрению пожаловали…
Эксплицит
Дана печатная ся наша царская милостивая жалованная грамота нашего государства в царствующем велицем граде Москве лета от создания мира 7195-го, а от воплощения Сына Слова Божия 1687-го месяца марта 14-го дня государствования нашего пятого году.
Общее описание
Документ состоит из трех печатных текстовых листов, подклеенных друг к другу, а также охранных листов. Текстовые и охранные листы скреплены друг с другом подвесной печатью. Текст грамоты находится на лицевой стороне трех текстовых листов. Всего в грамоте 177 строк. В печатном бланке оставлено место для имени жалуемого, описания его пожалования и даты. В грамоте 1687 г. текст вписан в пустые строки темно-коричневыми и коричневыми чернилами. Над текстом по верхнему полю грамоты размещена черно-белая заставка. В центре растительного орнамента размещен медальон с изображением двуглавого орла. По верхнему краю в центре и по краям орнамент заставки увенчан царскими коронами. С левой и правой стороны текст грамоты окаймляют узкие полосы орнамента черно-белого цвета. Текст грамоты начинается со слова «Б[о]га», которое передано кириллической вязью и украшено растительным орнаментом, а также увенчано царскими коронами. Заставное слово поднимается над первой строкой грамоты на высоту примерно шести строк и оканчивается напротив 17-й строки грамоты. Орнамент, украшающий слово «Б[о]га», завершается напротив 35-й строки грамоты. Под текстом грамоты расположена тканевая прикрепа фигурной формы темно-бурого цвета. По краям прикрепа обшита серебряной нитью. На прикрепе размещен шелковый витой шнур, сплетенный из красных и серебряных нитей. Он прошит через прикрепу, нижний текстовый лист и охранный лист грамоты в четырех местах (крепление «куриная лапа»). На шнуре размещена государственная вислая воско-мастичная красная печать. С одной стороны печати изображен ездец, с другой — двуглавый орел. Между текстом грамоты и прикрепой помещены две канцелярские пометы о взятии печатной пошлины и записи в вотчинную книгу. На обороте л. 1 помещена запись с титулом и именами царей (3 строки). На обороте л. 3 помещена справа подьячего Викулки Богданчикова (2 строки). Также на обороте текстовых листов на склейках написано имя дьяка (дьяческая скрепа). Однако при реставрации грамоты в местах стыков листов документ был укреплен бумагой. Из-за этого имя дьяка сейчас закрыто и не читается (вероятно, его личное имя «Иван», так как видна буква «н», вынесенная над строкой).
Подлинность
Оригинал
Аргументация подлинности
Водяной знак бумаги, формуляр акта, печатный бланк и манера письма соответствуют бумаге, формуляру, печатному бланку и письму царских жалованных грамот второй половины XVII века.
Количество листов
3+1
Алфавит
Кириллица
Стиль / тип письма
Типографский полуустав с рукописными вставками скорописью
Материал
Форма
Столбец
Цвет чернил
Темно-коричневый
Страна
Россия
Провенанс
Документ хранился в личном архиве члена Государственного совета, шталмейстера двора князя Анатолия Александровича Куракина (1845–1936). После революции 1917 г. А. А. Куракин эмигрировал во Францию. В 1928 г. его архив был передан в Археографическую комиссию. В настоящее время жалованная грамота 1687 г. хранится в Архиве СПбИИ РАН в составе фонда 76 (Куракин Анатолий Александрович). В перечне жалованных грамоты, выданных светским лицам с 1613 по 1696 гг., грамота не учтена [Комочев Н. А. Жалованные грамоты русских царей светским лицам 1613–1696 гг.: опыт реконструкции корпуса источников / Отв. ред. С. М. Каштанов. М., 2022].
Издание / публикация
Публикуется впервые.
Библиография
1. Комочев Н. А. Жалованные грамоты русских царей светским лицам 1613–1696 гг.: опыт реконструкции корпуса источников / Отв. ред. С. М. Каштанов. М., 2022; 2. Кочегаров К. А. Речь Посполитая и Россия в 1680–1686 годах. Заключение договора о Вечном мире. М., 2008.
Состояние памятника
Документ прошел реставрацию. Был укреплен лентами бумаги по краям и местам склеек листов. В настоящее время бумажная основа помята, есть небольшие утраты и сильные заломы. Охранный лист сильно надорван в нижней части.
Состояние надписи
Нет утрат текста. В двух случаях текст не читается из-за заломов бумаги. Документ требует реставрации для распрямления бумаги.
Дата составления описания
03.12.2023
Текст на языке оригинала
Бога (прим. 1) в трех присносиятелных ипостасех единасущнаго, пребезначалнаго, благ всех виновнаго, светодавца им же вся быша, человеческому роду мир дарующаго милостию и сие благодеяние повсюду извествующе. Мы, пресветлейшие и державнейшие великие государи цари и великие князи Иоанн Алексиевич, Петр Алексиевич и великая государыня благоверная царевна и великая княжна Софиа Алексиевна всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцы Московские, Киевские, Владимирские, Новгородские, цари Казанские, цари Астараханские, цари Сибирские, государи Псковские, и великие князи Смоленские, Тверские, Югорские, Пермские, Вятские, Болгарские и иных, государи и великие князи Новагорода Низовские земли, Черниговские, Рязанские, Ростовские, Ярославские, Белоезерские, Оудорские, Обдорские, Кондинские и всея Северныя страны повелители, и государи Иверские земли, Карталинских и Грузинских царей и Кабардинские земли, Черкаских и Горских князей и иных многих государств и земель восточн[ых, и западных, и северных отчичи, и дедичи, и наследники] (прим. 2), и государи, и облаадатели, по своему царскому милосердому призрению и осмотрению пожаловали столника нашего князя Михаила Ивановича Куракина (прим. 3) для нынешняго вечнаго учиненнаго мирнаго с братом нашим, с великим государем с его королевским величеством полским, при дворе нашего царскаго величества постановления и за службы предков, и отца его, и его, которые службы, и ратоборство, и храбрость, и мужественное ополчение, и крови, и смерти предки, и отец его, и он показали в прешедшую войну в коруне Полской и в Великом княжестве Литовском до перемирнаго учиненнаго в Андрусове постановления 175-го году от начала нарушения прежних Поляновских договоров, которые во многих разрушителных писмах тогда вечному миру с стороны королевскаго величества противенством оучинены, за которые досадительства при помощи Божии и надежды христианския Пресвятыя Богородицы молитвою, взяв непобедимое оружие святый и животворящий Крест Господень, отец наш, государев, блаженныя и вечнодостойныя памяти великий государь царь и великий князь Алексий Михайлович всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец своею государскою особою с подданными царевичи, и с боляры, и воеводы, и со многочисленными своими ратми ходил на Польское и Литовское королевство и отмщение оучинил, и Смоленск, и Киев, и всю Малую Россию, и иные многие городы и места войною поимал. А когда в прошлом во 175-м году оу отца нашего, государева, блаженныя памяти оу великаго государя царя и великаго князя Алексия Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца оучинено было с полским Яном Казимером королем перемирье на тринатцать лет и на шесть месяцов, а потом оу брата нашего, государева, блаженныя же памяти оу великаго государя царя и великаго князя Феодора Алексиевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца оучинено было с полским Яном Третиим королем перемирье же на другую на тринатцать лет и на шесть месяцов, и в те перемирные лета постановлено при помощи Божии нам, великим государем, нашему царскому величеству с королевским величеством полским искать вечнаго мира. И в надежду того перемирья отец наш, государев, блаженныя памяти великий государь его, царское величество, во всякой государственной помощи против бусурманов с королевским величеством изволил оучинить тогда союз, и на те перемирныя лета оуступлены с нашей, великих государей, нашего царскаго величества стороны королю полскому и Речи Посполитой городы Полоцк, Витепск, Диноборок, Лютин, Резица, Марнауз со всеми лифлянтами полуденными, Велижь, Невль, Себежь со всеми оуездами и землями, а Смоленск с пригороды и черкаские городы оставлены были в стороне нашего царскаго величества толко на те перемирные лета до выхождения их, так же и город Киев по первому перемирью оудержан был в державе нашего царскаго величества толко на два года, а по выхождению дву лет договоренось // (л. 2) его отдать королю полскому и Речи Посполитой, на чем и обещание пред святым Евангелием было учинено. А что в тое прешедшую войну с королевством Полским и княжеством Литовским нашего царскаго величества, будучие в Полше и в Литве, ратные люди поимали в полон и вывезли с Российские наши государства польскаго и литовскаго народа мужеска и женска пола шляхецкаго и служилаго чина и пашенных крестьян многия милионы, также и костелных всяких оутварей, и украшений, и колоколов, и из городов и на боях пушек и всяких воинских припасов в те времена взяли же, и то все по тем вышепомянутым перемирным договором оставлено было в стороне нашего царскаго величества толко на те перемирныя лета. И прошлого 7194-го году к нам, великим государем царем и великим князем Иоанну Алексиевичу, Петру Алексиевичу всея Великия, и Малыя, и Белыя России самодержцем, присылал королевское величество полской великих и полномочных послов своих Криштофа Гримултовскаго воеводу Познанскаго да князя Марциана Огинскаго канцлера великаго Великаго княжества Литовскаго с товарыщи для постановления между нами, великими государи, нашим царским величеством и ево королевским величеством, вечнаго мира и против общаго всех христан неприятеля для договору о союзе. И по нашему, великих государей царей и великих князей Иоанна Алексиевича, Петра Алексиевича и великия государыни благоверныя царевны и великия княжны Софии Алексиевны всея Великия, и Малыя, и Белыя России самодержцев, оуказу с теми королевскаго величества великими и полномочными послы, будучи во многих ответех, нашего царскаго величества ближния бояре и думныя люди ближний боярин князь Василей Васильевич Голицын царственныя нашея болшия печати и государственных великих посолских дел оберегатель и наместник новгородской, ближний боярин и наместник вятской Борис Петрович Шереметев, ближний боярин и наместник суздалской Иван Васильевич Бутурлин, ближней околничей и наместник шатской Петр Димитриевич Скуратов, ближней околничей и наместник муромской Иван Иванович Чаадаев, думной дьяк Емельян Игнатьевич Оукраинцов, и государственнаго Посольскаго приказу дьяки имели разговоры о постановлении того вечнаго мира пространно, желая того чтоб те королевскаго величества великие и полномочные послы по данной себе полной мочи о вечном миру и о союзе совершенное постановление оучинили. И в том оу них ближних наших бояр с товарыщи заходили великие трудности и многия споры. И по многих разговорах милостию и благоволением Всемогущаго в Троице святей славимаго Бога, и предстателством надежды нашея христианския Пресвятыя Богородицы, и силою честнаго и животворящаго Креста Господня, и молитвами московских, и киевопечерских чудотворцов и всех святых, а нашим, великих государей царей и великих князей Иоанна Алексиевича, Петра Алексиевича и великия государыни благоверныя царевны и великия княжня Софии Алексиевны всея Великия, и Малыя, и Белыя России самодержцев, и всего нашего государскаго дому счастием он, ближней наш боярин князь Василей Васильевич, с товарыщи с теми его королевскаго величества великими и полномочными послы между нами, великими государи, нашим царским величеством и его королевским величеством, и обоими нашими от Господа Бога поверенными нам государствы оучинили вечной мир и христианской покой и против общаго всех христиан неприятеля союз. Которым вечным миром его, ближняго боярина нашего князя Василья Васильевича, с товарыщи верною и раделною службою оучинено нашего царскаго величества преславному имяни многое повышение, а государствам нашего царскаго величества разширение и пространство. И оучинен такой вечной мир Российскому нашему царствию прибылной и хвалной, какова напредь сего при предках наших государских не бывало, и во всем оучинена нашей, великих государей, нашего царскаго величества преименитой державе Российскому нашему царствию великая прибыль и по всему свету вечная слава и хвала. А имянно те польские послы по договору с ближним нашим боярином с товарыщи имянем королевскаго величества и всей Речи Посполитой обоего народу коруны Полския и Великаго княжества Литовскаго оуступили, и в договорных вечнаго мира записях написали, и верою оутвердили нам, великим государем, нашему царскому величеству многие прибылые оу всех христианских государей славные на свете титла. То есть писати нас, великих государей, пресветлейшими и державнейшими, и киевскими, и черниговскими, и смоленскими великими государи вечно. А королевскому величеству киевским, и черниговским, и смоленским, и иных городов титлами, которые нам, великим государем, нашему царскому величеству по тому мирному договору княжества и городы отданы, не писатися вечно же, и на маестатовых печатех, как на корунной, так и на литовской, тех титл ему не изображати и в канцеляриях, в корунной и в литовской, те титла отставить вовсе. А благочистивой нашей христианской греческаго закона вере, которая обретается оу руских народов в державе его королевскаго величества в коруне Полской и в Великом княжестве Литовском пребывающих, быти во всякой волности без всякаго оутеснения. И духовным грекороссийской веры людем приходити к благословению и посвящению в нашу, царскаго величества, отчину в Богоспасаемый град Киев к преосвященному митрополиту Киевскому и Галицкому. Да королевское ж величество Полской и вся Речь Посполитая отдали тем вечным миром в сторону нашего царскаго величества к Российскому нашему царствию вечно городы, которые оставлены были в нашей царскаго величества стороне толко на перемирныя лета, то есть Смоленск, Дорогобуж, Белая, Рословль с уез[дам]и и со всеми к тем городам приналежащими землями и угодьи, как в прешедшыя перемирныя лета те городы и земли в стороне нашего царскаго величества во владении и в державе обреталися. Также и с другия стороны в нашу, царскаго величества, сторону к Российскому же нашему царствию отдал королевское величество и Речь Посполитая городы вечно же Чернигов, Стародуб, Почеп, Новгородок Северской, Глухов, Батурин, Нежин, Переяславль, Гадичь, Полтаву и все черкаския сея стороны Днепра городы и места, которые как имяна и прозвание себе имеют, и всю Малую Россию с войском Запорожским и со всем служилым, и купецким, и пашенным народом. А на той стороне реки Днепра Богоспасаемый град Киев с городами же с Стайками, с Трепольем, с Василковым, с Вышгородом, и с местечком Демидовкою, и с служилыми, и всякаго чина людми, и со всеми к ним приналежащими землями и оугодьи, также и вниз рекою Днепром от Киева до Кадака, и тот город Кадак и запорожский кош, город Сечю, и живущыя в них казаки, служилыя и всякаго чина жители, и даже до чернаго леса со всеми землями, и реками, и речками, и со всякими приналежащими оугодьи, чем владели изстари запорожцы, которые все те вышеименованныя городы, и земли, и войска Запорожское, и весь малороссийской народ, в нашей, царскаго величества, преславной и преименитой державе вечно оставатися и быти имеют неподвижно. А что в прешедшую же войну нашего // (л. 3) царскаго величества всяких чинов ратныя люди польскаго и литовскаго народа шляхты, и войсковых всякаго чина людей, и пашенных крестьян пленом поимали и в Российские наши государства вывезли, и костелных оутварей, и оукрашений, и колоколов, и пушек, и всяких воинских припасов взяли, и тому всему вышепомянутому полону мужеска и женска пола, шляхте, и мещаном, и пашенным крестьяном, которыя ныне оу бояр наших, и оу околничих, и оу думных, и оу ближних людей, и оу всяких чинов людей в поместьях и в вотчинах поселены во крестьяне, и в задворные люди, и во дворех в холопстве сим вечным мирным договором поставлено и оукреплено остатися в наших царскаго величества государствах при тех помянутых чинех вечно же. И впредь тому всему быти забвенну и непамятну. И теми договорными записми они, нашего царскаго величества, ближние бояре и думные люди с теми королевскаго величества и Речи Посполитой великими и полномочными послы розменилися и верою оутвердили. И мы, великие государи цари и великие князи Иоанн Алексиевич, Петр Алексиевич и великая государыня благоверныя царевна и великая княжна София Алексиевна всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцы, для того вечнаго мира и святаго покоя пожаловали ево, князя Михаила Ивановича (прим. 4), за службы предков, и отца его, и за его которые службы ратоборство, и храбрость, и мужественное ополчение, и крови, и смерти предки, и отец его, и сродники, и он показали в прешедшую войну в коруне Польской и в Княжестве Литовском, похваляя милостиво тое их службу, и промыслы, и храбрость в роды и роды с поместнаго его окладу с тысячи (прим. 5) четвертей со 100 четвертей по 20 четвертей и того 200 (прим. 6) четвертей из его поместья в вотчину в Ярославском уезде в Курьевской волости половина деревни Мокуниной на речке на Курвице, четь деревни Нифантьевской, а Дурновская тож, половина деревни Богдановской, а Мудов починок тож на речке на Курбице, половина селца, что была деревня Матюково на речке на Матюковке Зверинога тож, половина деревни Дряхловы, половина пустоши Борисовской, половина пустоши Турыгиной, половина пустоши, что был починок Озябликов, половина пустоши Слипинской, а в них по ярославским книгам писма и меры Ивана Головина да подьячего Никона Федорова 135-го и 136-го и по дачам 151-го, и 153-го, и 163-го, и 182-го, и 188-го, и 189-го, и 193-го, и 194-го году написано, пашни девяносто четыре четверти бес пол-полтретника; да в Орловском и в Новосилском уездех, что у него осталось за вотчинною ж дачею Чигиринского и Троецкого походов, жеребей пустоши Дикого Поля по обе стороны речек Озерны и Неручи по дачам 180-го, и 190-го, и 194-го году пашни тритцеть шесть чети; да в Кромском уезде в Речицком стану, что осталось за вотчинными ж дачами, жеребей деревни, что была пустошь Жирятино, а в ней по дачам 188-го и 194-го году пашни шеснатцеть чети; да в Суздальском уезде в Ополском стану, что жеребей селца Харинова на речке на Хариновке, половина деревни Дедюнкиной на речке Поповке, пустошь, что была деревня Погиблецово, а Новцово тож, пустошь Осовик Болшой, пустошь, что была деревня Озериха, пустошь, что была деревня Березники, жеребей пустоши Медовой, а Харино тож, пустошь Косовица, полтрети пустоши Елдовой, а в них по отказным книгам 193-го году пашни шездесят восмь чети с полуосминою и с пол-полтретником; всего в тех ево, князь Михаила Ивановича, вотчинах в Ярославской, Орловской, Кромской и Новосильской, Суздалской вотчинах написано пашни двести четыренатцеть чети с пол-полтретником в поле, а вдву по тому ж. И перешло у него, князя Михаила Ивановича, сверх помесного ево окладу и вотчинной дачи в Кромском уезде в пустоши Жирятине пашни четырнатцеть четвертей с пол-полтретником, и теми перехожими четвертми владеть ему, князю Михаилу Ивановичю, по прежнему в помесье, опричь двусот чети, что даны ему (прим. 7) в вотчину и на ту вотчину повелели мы, великие государи, дать ему сию нашу, царскаго величества, милостивую свидетелствованную жалованную грамоту за нашею царскою печатию. И по нашему, великих государей царей и великих князей Иоанна Алексиевича, Петра Алексиевича и великия государыни благоверныя царевны и великия княжны Софии Алексиевны всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцев, царскому жалованью та вотчина ему, князю Михаилу Ивановичю (прим. 8), и его детем, и внучатом, и правнучатом в роды их неподвижно, чтоб наше царское жалованье, и их вышепомянутая служба, и храбрость, и мужественное ополчение за благочестивую нашу христианскую веру и за нас, великих государей, и за свое отечество последним родом было на память, и на их бы службы дети его, и внучата, и правнучата, и кто по нем рода его будет взирающе, также за веру христианскую, и за святыя Божия церкви, и за нас, великих государей, и за свое отечество тщалися стояти мужественно со усердием. А в той вотчине он, князь Михайло Иванович (прим. 9), и дети его, и внучата, и правнучата по нашему царскому жалованью по сей нашей царской милостивой жалованной грамоте волны ее продать, и заложить, и в приданые дать. А в монастыри тое вотчины не отдать. А будет продаст в чужой род, а кто будет рода его похочет ту вотчину выкупить, и ему ту вотчину выкупить по Уложению. А будет оу него рода не останется, и та вотчина останется не продана, и не заложена, и в приданые не отдана, и та вотчина взять и приписать к нашим, великих государей, волостям. Дана печатная ся наша царская милостивая жалованная грамота нашего государства в царствующем велицем граде Москве лета от создания мира 7195-го, а от воплощения Сына Слова Божия 1687-го месяца марта 14-го (прим. 10) дня государствования нашего пятого (прим. 11) году. 8 алтын 2 деньги. Взято (прим. 12). В книгу записана (прим. 13). // (л. 1 об.) По указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великие государыни благоверные царевны и великие княжны Софии Алексеевны всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев. // (л. 1 об., 2 об.) […] // (л. 2 об., 3 об.) […] // (л. 3 об.) Справил Викулко Богданчиков.
Комментарий текстологический
(прим. 1) В ркп слово «Б[о]га» передано кириллической вязью и украшено орнаментом. (прим. 2) В ркп бумажная основа повреждена, из-за залома листа текст не читается. Он восстановлен по формуляру и написан в квадратных скобках. (прим. 3) В ркп слова «столника нашего князя Михаила Ивановича Куракина» вписаны от руки темно-коричневыми чернилами. (прим. 4) В ркп слова «ево, князя Михаила Ивановича» вписаны от руки темно-коричневыми чернилами. (прим. 5) В ркп слово «тысячи» вписано от руки темно-коричневыми чернилами. (прим. 6) В ркп цифра «200» вписана от руки темно-коричневыми чернилами. (прим. 7) В ркп текст от слов «в вотчину в Ярославском уезде…» до слов «…опричь двусот четей, что даны ему» вписан от руки коричневыми чернилами. (прим. 8) В ркп слова «князю Михаилу Ивановичю» вписаны от руки темно-коричневыми чернилами. (прим. 9) В ркп слова «князь Михайло Иванович» вписаны от руки темно-коричневыми чернилами. (прим. 10) В ркп цифра «14» вписана от руки темно-коричневыми чернилами. (прим. 11) В ркп слово «пятого» вписано от руки темно-коричневыми чернилами. (прим. 12) Канцелярская помета. (прим. 13) Канцелярская помета.
Техническая дата
1687-03-14
Дата создания (внутренняя датировка)
Лета от создания мира 7195-го, а от воплощения Сына Слова Божия 1687-го месяца марта 14-го дня государствования нашего пятого году.
Дата создания, от
1687
Дата создания, до
1687
Дата создания (точная)
1687-03-14
Обоснование датировки
По дате в тексте.
Век
XVII в.
Комментарий исторический
Публикуемая на портале «История письма европейской цивилизации» грамота была выдана 14 марта 1687 г. стольнику князю Михаилу Ивановичу Куракину за его службу и службу его предков во время русско-польской войны 1654–1667 гг. Новая кампания пожалования вотчинами придворных чинов и служилых людей началась после подписания мирного договора с Речью Посполитой — «Вечного мира» — 26 апреля (6 мая) 1686 г. Подписание договора оказалось возможным из-за общей угрозы России и Польше со стороны Османской империи и ее вассала крымского хана. На мирных переговорах в Москве Речь Посполитую представляли познаньский воевода Кшиштоф Гжимултовский, канцлер Великого княжества Литовского Марциан Огинский, коронный подстолий Александр Пшиемский, конюший великий литовский Михал Франчишек Сапега, каштелянич каменецкий Александр Ян Потоцкий [Кочегаров К. А. Речь Посполитая и Россия в 1680–1686 годах. Заключение договора о Вечном мире. М., 2008. С. 300]. С русской стороны в переговорах участвовали боярин Василий Васильевич Голицын, боярин Борис Петрович Шереметев, боярин Иван Васильевич Бутурлин, окольничий Иван Иванович Чаадаев и окольничий Петр Дмитриевич Скуратов [Там же. С. 316]. По указу 13 февраля 1686 г. бояр и окольничих стали именовать «ближними», а также наместниками различных земель: Б. П. Шереметева — наместником вятским, И. В. Бутурлина — суздальским, П. Д. Скуратова — шацким, И. И. Чаадаева — муромским [Там же]. Двухмесячные переговоры завершились заключением мира — 26 апреля 1686 г. Он закреплял за Россией Смоленскую землю, Левобережную Украину, Киев с городками (Васильков, Стайки, Треполье). Вся власть над Запорожьем передавалась России [Там же. С. 365]. Россия отказалась от иных земель Правобережной Украины и белорусских городов, включая Витебск и Полоцк. Россия и Речь Посполитая заключили союз против Османской империи и Крымского ханства. В рамках союзнических отношений Россия должна была выплатить Речи Посполитой субсидии для ведения военных действий [Там же]. Кроме того, стороны гарантировали свободу отправления религиозных обрядов для православных верующих в Речи Посполитой и католиков в России. 26 апреля 1686 г. думный дьяк Емельян Игнатьевич Украинцев всенародно объявил о заключении договора с Речью Посполитой и пожаловании служилых и торговых людей. Служилые люди жаловались вотчинами, а торговые — льготами в уплате пошлин и денежными окладами [Там же. С. 416]. Вотчинные грамоты, которые стали выдавать в честь подписания мира, отличались новым формуляром и оформлением. В тексте появилась, во-первых, богословская преамбула, во-вторых, полный царский титул, в-третьих, подробное изложение военных и дипломатических отношений между Россией и Речью Посполитой с 1634 по 1686 г. [Комочев Н. А. Жалованные грамоты русских царей светским лицам 1613–1696 гг.: опыт реконструкции корпуса источников / Отв. ред. С. М. Каштанов. М., 2022. С. 36–37]. Грамота 14 марта 1687 г. жаловала князя М. И. Куракина вотчиной в Ярославском, Орловском, Новосильском, Кромском и Суздальском уездах. Согласно царскому указу, из его поместья в 1000 четей в вотчину переводилось 200 четей земли.
Комментарий дипломатический
В публикуемом документе поименованы лица, которые представляли на переговорах Россию и Речь Посполитую, их чины и должности. Формуляр, опубликованный Н. А. Комочев, не содержит этих данных [Комочев Н. А. Жалованные грамоты русских царей светским лицам 1613–1696 гг.: опыт реконструкции корпуса источников / Отв. ред. С. М. Каштанов. М., 2022. С. 37–41].

© 2025 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти