Эпитафия Исаю Исидорову; 1595 г.; Покровский погост, с. Лобаново

Категории

Средневековая кириллическая и глаголическая эпиграфика

Идентификатор
Эпитафия Исаю Исидорову; 1595 г.; Покровский погост, с. Лобаново
Название
Эпитафия Исаю Исидорову, дьяку Покровской церкви
OG-код
OG0893
CIR-код
СIR0728
Разновидность (характер)
Намогильная плита
Тип/Жанр
Эпитафия
Подлинность
Оригинал
Алфавит
Кириллица
Состояние носителя
Белокаменная плита трапециевидной формы, окаймлённая по периметру плетёным орнаментом, с внутренней стороны очерченным графьёй. В верхней части плиты находится полурозетка, окружённая жгутовым узором в 5 перевивов, в заполнении которой многолучевое «сегнерово колесо». Нижняя часть плиты украшена композицией из плетеного орнамента, очерченного графьёй: центральная тяга, отходящая от нижнего края плиты, и две боковые тяги, отходящие от боковых лент орнамента. Боковые тяги составлены из плетёного орнамента в 7 перевивов, центральная в 6 перевивов. Тяги смыкаются у нижней розетки, окружённой плетёным узором в 8 перевивов. Розетка — 13-лучевое «сегнерово колесо», закрученное против часовой стрелки. В центре розетки рельефная бусина с точкой. Узор тяг и розетки не переплетаются. Под левой боковой тягой граффито в виде 7-конечного креста на П-образной Голгофе. Боковые грани плиты украшены узором из трёх лент орнамента: первая (верхняя) — из параллельных друг другу парных косых насечек с четырьмя перемычками, расположенными сверху вниз влево; вторая — из пояса каннелюр, разделённых «столбиками» с треугольными капителями. Третья — пояс из косых насечек, аналогичный верхнему, но насечки расположены сверху вниз вправо.
Стиль / тип письма
Эпиграфический полуустав
Материал
Способ линовки
Линии/Графья присутствуют
Полевое документирование
Документировано 27.05.2018 г.
Авторы полевого документирования
Александр Авдеев, Кирилл Низамутдинов, Ольга Радеева, Арсений Козуля
Обстоятельства находки (подробно)
Выкопано в 2000-е гг. работниками кладбища при выравнивании площадки бывшего Покровского погоста. Находится в южной части территории некрополя Покровского погоста.
Издание / публикация
Шлёнсков В. М., Низамутдинов К. Ю. Новые памятники некрополистики в г.о. Домодедово и Ступинском районе Московской области // Оки связующая нить: археология Среднего Поочья. Сборник материалов XI региональной научно-практической конференции / Отв. ред. Фемченко Э. Э., 2018. С. 127 (краткое описание, датировка, имя погребённого).
Библиография
История правок описания: Козуля А. С. 26/3/19 Низамутдинов К. Ю. 19/7/19 Авдеев А. Г. 22/7/19 Радеева О. Н. 30/7/19 Авдеев А. Г. 30/7/19
Состояние надписи
Надпись в 6 строк, выполненная в технике прямой резьбы. Эпиграфическое поле слева, в верхней части и справа ограничено жгутовым узором («плетёнка»), в нижней — боковыми тягами и имеет форму щита с полукруглым вырезом в верхней части.
Текст на языке оригинала
лѣт҃а ҂зр҃г мц҃а ⁝ генъво ра ⁝ въ кд҃н на памꙗть пре пбⷣнаго ѿц҃а ншего ‧ еꙋѳї ꙗⷨ ‧ преставїсꙗ ‧ раб҃ бжиꙵ їса ї сꙵидоровъ {синъ} покроскої дꙗкъ {ді к}
Перевод на русский
Лета 7103 [1595] м(еся)ца генворя в 20 д(е)н(ь) на память преп(о)д(о)бного отца н(а)шего Еуфим(ь)я преставися раб Б(о)жи(й) Исай Исидоров сын, Покровский д(ь)як {ди к}.
Комментарий линвистический
Сокращённое написание сочетаний «согласный + Ъ» или «согласный + Ь»: раб҃ (стк. 4), покроскої (стк. 5). В словах «бжиї» (стк. 4) и «їсаї» (стк. 4–5) конечное И-десятичное играет роль И-краткого. Личные имена. еꙋѳїꙗⷨ (стк. 3-4) — обыденное написание календарного имени «Евфимiй»; їсаї (стк. 4-5) — обыденное написание календарного имени «Исаiя»
Шрифт
Техническая дата
1595-01-20
Дата создания (точная)
1595-01-20
Век
XVI в.
Персона (Упомянутое лицо)
Комментарий исторический
5. покроскої дꙗкъ. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Покровском погосте. Погост Покровский впервые упоминается как «погост царя и великого князя на речке Северке усть Песочни» в писцовой книге Коломенского уезда 1577/78 г. в Скульневском стане (Калачов Н. В. Писцовые книги XVI века. Отделение I. Местности губерний Московской, Владимирской и Костромской. СПб. 1872. С. 449, 453). В дальнейшем погост с деревянной Покровской церковью и дворами священно- и церковнослужителей просуществовал по крайней мере до середины XIX в.
Комментарий палеографический
Эпиграфический полуустав. Разделение на слова и диакритика отсутствуют. Обозначение месяца отделено пунктуационными знаками в виде вертикальных трёх точек. Буква Ъ в слове «генъво(ря)» (стк. 1) повёрнута на 360º. Хвостик буквы Ц в слове «мц҃а» (стк. 1) Ѕ-образный. Язычок буквы Е в слове «еꙋѳї(ма)» (стк. 3) выполнен в виде точки, усики буквы «ꙋ» загнуты вниз. Буква З в обозначении тысячи (стк. 1) напоминает цифру 3. Знак тысячи продолжает линию нижнего окончания верхней петли буквы З, насечки параллельны. Нижнее окончание верхней петли имеет излом вверх под острым углом. Титло в слове «ѿц҃а» (стк. 3) и «раб҃» (стк. 4) не функционально. К особенностям дукта резчика относится изображение выносной буквы И в виде двух точек (стк. 4, 5). Лигатуры: стк. 1 — лѣ в слове «лѣт҃а»; стк. 2 — дн в слове «кд҃н»; стк. 5 — ин в слове «синъ», дꙗ в слове «дꙗкъ». Ложная лигатура: в слове «памꙗть» (стк. 2) перекладина буквы Т соединена с мачтой Ь. Контрактуры: мц҃а (стк. 1), кд҃н (стк. 2), (пре)пбⷣнаго (стк. 3), ншего (стк. 3), бжиї (стк. 3). Оформление окончаний слов с помощью выносных букв и буквенных тител: раб҃ (стк. 4). Ошибки резчика: в слове «ѿц҃а» (стк. 3) титло нефункционально; в слове «ншего» (стк. 3) пропущено титло; в стк. 5 резчик пропустил слово «сынъ» и вырезал его над строкой; буква И вместо Ы в слове ««синъ»» (стк. 5). В стк. 6 буквы ді к вырезаны не на одном уровне и затёрты резчиком. Вероятно, резчик начал вырезать слово «дьяк». Ниже эпитафии под левой боковой тягой орнамента вырезано граффито в виде 7-конечного Голгофского креста, которое имеет позднее происхождение.
Комментарий терминологический
5. дꙗкъ. Дьяк — Церковнослужитель, причётник, церковный чтец или певец, дьячок (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 4. М., 1977. С. 398. s.v. дьяк, 2).

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти