Категории
Средневековая кириллическая и глаголическая эпиграфика
Идентификатор
Надпись членов дружины князя Ярополка; 2-ая пол. XI в.; новгородский Софийский собор
Название
Коллективная надпись-граффито членов дружины князя Ярополка
Разновидность (характер)
Граффито на стене
Размеры
ш. 61 см; в. 9 см
Состояние носителя
Сколы-насечки 1894–1895 гг., утраты участков обмазки, трещины, поздние граффити.
Способ линовки
Линии/Графья отсутствуют
Полевое документирование
Июль 2014 г., сентябрь 2014 г.
Авторы полевого документирования
А. А. Гиппиус, С. М. Михеев
Памятник архитектуры
Новгород, Софийский собор XI в.
Обстоятельства находки (подробно)
Реставрация В. В. Суслова, 1893–1894 гг.; вторичное раскрытие – работы И. А. Шляпкина, 1895 г. Новгород, Софийский собор XI в., лестничная башня, столб, над 11-ой ступенью после 2-ой площадки, 117 см над ступенью.
Издание / публикация
А. А. Медынцева. Древнерусские надписи новгородского Софийского собора: XI–XIV века. М., 1978. С. 140–142, 254 (рис. 79), № 197; С. М. Михеев. «Яропльчя дружина 7 псали»: Автографы воинов Ярополка Изяславича на стене Софии Новгородской // Древняя Русь. 2016. 2 (64). С. 23–27.
Библиография
В. Л. Васильев. Архаическая топонимия Новгородской земли (Древнеславянские деантропонимные образования). Великий Новгород, 2005. С. 162; В. Л. Васильев. Славянские топонимические древности Новгородской земли. М., 2012. С. 169, 193; А. В. Кузьмин. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Северо-Восточной Руси в XIII – середине XV в. Т. 1. М., 2014. С. 198.
Состояние надписи
Из-за сколов три буквы утрачены полностью, 24 – частично. Более всего пострадала левая часть надписи.
Дата составления описания
2022-11-07
Текст на языке оригинала
Ѧропльчѧ дроужина з псали Радочь[к]ъ Аньдрѣи Пе[т]рꙋ Радигост -
Перевод на русский
‘Семеро из дружины Ярополка писали: Радочек, Андрей, за Петра, Радигость …’
Комментарий линвистический
Буква з между словами дроужина и псали следует интерпретировать как цифру (‘7’), несмотря на отсутствие титла и точек. Кроме начальной фразы надписи и имени Аньдрѣи основному писцу надписи принадлежит имя Пе[т]рꙋ, отличающееся от остальных имен тем, что стоит в дат. падеже. Вероятно, Андрей подразумевал, что записал имя своего сотоварища Петра для него. В таком случае надпись должна восприниматься как коллективная молитва. В словах Ѧропльчѧ <Яроплъчя> и Аньдрѣи <Анъдрѣи> в основном почерке предположительно выступает нетипичная на Руси «одноеревая» орфография, однако оба еря находятся в неоднозначных позициях: в составе группы < ъл > в слове Ѧропльчѧ и на месте вставного редуцированного в слове Аньдрѣи (ср. форму Аньдрѣѧ в новгородской берестяной грамоте № 724 второй половины XII в.). В надписи нет никаких признаков новгородского диалекта.
Техническая дата
1051-01-01
Обоснование датировки
По методике А. А. Зализняка надпись палеографически датируется по палеографии условным отрезком до 1140 г. (см. датирующие признаки в графе Коммент. палеографический). В надписи, вероятно, используется архаичная «одноеревая» орфография (см. Коммент. лингвистический). Расположение граффито также свидетельствует в пользу его ранней датировки: огромная надпись сделана на хорошо освещенном участке столба лестничной башни, напротив окна; это удобное место в момент ее создания еще не было повреждено и / или занято другими надписями. Исходя из ранней датировки надписи С. М. Михеев предложил идентифицировать Ярополка надписи с сыном Изяслава Ярославича (Михеев 2016). Terminus post quem определяется предполагаемым временем возмужания Ярополка Изяславича (свадьба его родителей состоялась не ранее 1038 г.) и временем вокняжения его отца, Изяслава Ярославича, в Новгороде, а terminus ante quem – временем смерти Ярополка Изяславича в 1086 г.
Комментарий исторический
По предположению С. М. Михеева, Радочек надписи может быть идентичен Радку, который, согласно Повести временных лет, провожал тело Ярополка Изяславича из-под Звенигорода Галицкого во Владимир Волынский после его убийства (Михеев 2016).
Комментарий палеографический
Имена Радочь[к]ъ и Радигост написаны почерками, отличными от основного почерка надписи: ср. сильно различающиеся начертания букв а, д и р во всех трех почерках (ср. также отличия в начертании о). Все три почерка не имеют ни выраженного наклона, ни явных различий в размере букв (не считая естественным образом уменьшенных букв о в двух первых почерках), элементы букв з, р и у выступают в подстрочное пространство. Лигатуры: ин, ст. Палеографически значимые начертания по типологии А. А. Зализняка представлены только в первом почерке: а типа 7 «удлиненная спинка», ь I «округлая петля», ѣ I «округлая петля». По предположению С. М. Михеева, последняя буква надписи, нижняя и верхняя части которой повреждены двумя сколами, – это начальная буква еще одного имени, оставшегося недописанным.