Верхняя половина белокаменной плиты трапециевидной формы, окаймленная по периметру рамкой из двух рядов равнобоких треугольников, обращенных вершинами друг у другу. Плита в верхней части сверху и справа ограничена орнаментом в виде дополнительного ряда равнобоких треугольников, обращенных вершинами наружу. Сохранился фрагмент левой боковой тяги, составленной из двух рядов мелких треугольников, обращенных вершинами друг к другу. В верхней части плиты декоративный узор составлен из трёх рядов мелких остроугольных треугольников В верхней части эпиграфического поля вырезана 7-ми лучевая полурозетка, составленная из 7 остроугольных треугольников, обращённых вершинами к центру. В центре полурозетки вырезана точка, окружённая двумя рядами остроугольных треугольников, обращённых вершинами к центру. В нижней части плиты сохранились фрагменты округлых боковых тяг, составленных из двух рядов мелких треугольников, обращённых вершинами друг к другу. Боковые грани плиты узора не имеют. Эпиграфическое поле ограничено двумя полосами графьи и имеет форму щита. Надпись сделана в технике прямой резьбы по графье. Сохранились 5 строк надписи. Первая строка разделена полурозеткой.
Лет(а) 7039 [1530] преставися инока схимница Марфа Ивановская жена Кузьминишна на памят(ь) с(вя)таг(о) Климе[нта папы Римского?]
Комментарий линвистический
Пропуск Ъ или Ь: ивановкⷭ҇аꙗ (стк. 3), кꙋзминїшⷩа (стк. 4), памꙗⷮ (стк. 4–5). Личные имена. 3. ивановкⷭ҇аꙗ. Притяжательное прилагательное образовано от обыденной формы календарного имени «Iоаннъ». 4. кꙋзминїшⷩа. Отчество образовано от обыденной формы календарного имени «Косма» с характерным для московского говора переходом сочетания чн в шн.
В старорусских эпитафиях встречаются два дня памяти св. Климента — св. Климента папы Римского, приходящийся на 25 ноября, и Климента епископа Анкирского (23 января) (Авдеев А. Г. Древнерусские святцы по лапидарным надгробным надписям конца XV — начала XVIII века // Вопросы эпиграфики. Вып. III. М., 2009. С. 346, 359). Оба святых приняли мученическую кончину (что в эпитафии не указано). По размеру лакуны (сохранившиеся фрагменты боковых тяг указывают на сужение утраченной части эпиграфического поля в направлении к нижней розетке) вероятнее всего указание на день памяти св. Климента папы Римского. Предположительно утраченные слова могли быть разделены на две или три строки, а прилагательное «Римского», как и контрактура «стⷢ҇а» в стк. 5, могло быть суспендировано (римскаⷢ҇). Исходя их этого день и месяц схимницы Марфы, скорее всего, восстанавливается как 25 ноября, а год в эре от Рождества Христова соответственно определяется как 1530.
Век
XVI в.
Комментарий исторический
Эпитафия является ранним свидетельством существования монастырского некрополя, существовавшим до строительства каменного Благовещенского собора, который был возведён, по мнению А. В. Яганова, в 40-е — 50-е гг. XVI в. (Яганов А. В. К вопросу о датировке собора Благовещенского Киржачского монастыря // Древнерусское искусство. Русское искусство позднего Средневековья: XVI век / Отв. ред. А. Л. Баталов. СПб., 2003. С. 130–145). Место находки надгробия позволяет заключить, что могила схимницы Марфы располагалась в «зоне святости» к югу от могилы основателя монастыря, прп. Романа Киржачского, похороненного в южном нефе деревянного Благовещенского собора.
Комментарий палеографический
Бытовой полуустав. Диакритика нерегулярная. Разделение на слова выполнено двумя способами: интерпунктационными знаками, расположенными в следующей последовательности: троеточие (стк. 2), двоеточие (стк. 3), точка (стк. 4) и увеличенными промежутками в стк. 5. Буква З в обозначении тысячи (стк. 1) сильно повреждена. Суспенсия: лѣⷮ (стк. 1), стⷢ҇а (стк. 5). Контрактуры: стⷢ҇а (стк. 5). Оформление окончаний слов с помощью выносных букв: (па)мꙗⷮ (стк. 5).
Комментарий дипломатический
День памяти святого, на который пришлась смерть, помещён в заключительной части надписи.