Надпись о строительстве храма Благовещения в селе Серединском; 1531-1532 гг.; Благовещенская церковь в с. Серединское

Категории

Средневековая кириллическая и глаголическая эпиграфика

Идентификатор
Надпись о строительстве храма Благовещения в селе Серединском; 1531-1532 гг.; Благовещенская церковь в с. Серединское
Название
Надпись о строительстве храма Благовещения с приделом во имя Василия Великого в селе Серединском
OG-код
OG0777
CIR-код
СIR0598
Разновидность (характер)
Плита.
Тип/Жанр
Строительная надпись
Критический аппарат
1. ҂ꙁ҃ ‧ м҃а] ҂ꙁ҃ ‧ м҃а — А. Г. Авдеев и А. В. Яганов. бл҃говѣрноⷨъ] бл҃говѣрноⷨ — А. Г. Авдеев и А. В. Яганов. великоⷨъ] великоⷨ — А. Г. Авдеев и А. В. Яганов. ⷢрьⷣства] гд҃рьства — А. Г. Авдеев и А. В. Яганов. бл҃говѣ[рн]оⷨ] бл҃говѣ[рно] ⷨ — А. Г. Авдеев и А. В. Яганов. 2. и҆ванѣ] иванѣ — А. Г. Авдеев и А. В. Яганов. данилѣ] даниле — А. Г. Авдеев и А. В. Яганов. всеа] всеꙗ — А. Г. Авдеев и А. В. Яганов. цр҃[к]ви] цр҃[кв]и — А. Г. Авдеев и А. В. Яганов. ӗѧ] еꙗ — А. Г. Авдеев и А. В. Яганов. ѡц҃а] ѡ҆т҇ца — А. Г. Авдеев и А. В. Яганов. 3. вели́каго] великаго — А. Г. Авдеев и А. В. Яганов. б̾ж҃їіиⷨъ] бж҃їіиеⷨ — А. Г. Авдеев и А. В. Яганов. 4. миха́ила] михаила — А. Г. Авдеев и А. В. Яганов. и҆] и — А. Г. Авдеев и А. В. Яганов. е҆гѡ] егѡ — А. Г. Авдеев и А. В. Яганов. михаила да старецъ] [e.g. никан]дра старецъ — А. Г. Авдеев и А. В. Яганов. ѡ҆въсеи] у А. Г. Авдеева и А. В. Яганова нет.
Подлинность
Оригинал
Алфавит
Кириллица
Состояние носителя
Белокаменная плита прямоугольной формы расколота на две неравные части геодезическим знаком, вбитым между стк. 2 и 3; правый край срублен при пробивке проёма на месте двух восточных окон трапезной; левый нижний угол отбит, вероятно ещё при переносе надписи из древней церкви.
Материал
Полевое документирование
Документировано 23.07.2017 г.
Авторы полевого документирования
Александр Авдеев, Андрей Яганов, Ольга Радеева
Памятник археологии
Благовещенская церковь в селе Серединское. Плита установлена в простенке между оконными проёмами ниже подоконников на южном фасаде трапезной каменной, построенной в 1767 г. [де Рошефор Н. И. Опись памятников Калужской губернии // Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского Российского археологического общества. Т. III. СПб., 1882. С. 332].
Обстоятельства находки (подробно)
Древняя церковь, к которой относилась надпись, разобрана при постройке новой; в кладке нижних частей стен существующего здания использован оставшийся от нее вторичный большемерный кирпич формата 29–29,5×14,5–15×8 см. Во время строительства нового храма плита вставлена в стену южного фасада. При позднейших ремонтах надпись была заштукатурена и в 1986 г. выявлена и расчищена В. В. Кавельмахером.
Издание / публикация
Леваков И. А. Клейма на строительных материалах XVI–ХХ веков. М., 1993. С. 6. Рис. 4 (фото круглого клейма в стк. 4 в перевёрнутом виде); Авдеев А. Г., Яганов А. В. Храмозданная надпись 1532 года в селе Серединском Боровского района Калужской области // Археология Подмосковья. Материалы научного семинара. Вып. 7. М., 2011. С. 271–277 (в соответствии с камнем, с датировкой между 1 сентября и 30 октября 1532 г.).
Состояние надписи
Надпись в 4 строки, выполненная в технике обронной резьбы. Эпиграфическое поле отделено прямоугольной рамкой и несколько заглублено в поверхность плиты. Окончание стк. 4 оформлено в виде круглого клейма с именами знаменщика и резчика. Некоторые буквы текста имеют повреждения, глубоким сколом уничтожена часть надписи в круглом клейме.
Текст на языке оригинала
в̾ лѣⷮ ‧ ҂ꙁ҃ ‧ м҃а ‧ при бл҃говѣрноⷨъ великоⷨъ кн҃ѕи василїи ивановиYи всеꙗ рꙋсїи въ ‧ ки҃ лѣⷮѡ ⷢрьⷣ҇ства его ‧ и҆ при е҆го сн҃е бл҃говѣ[рн]о ⷨ кн҃ѕи и҆ванѣ и҆ при митрѡполиⷮе данилѣ всеа рꙋсїи ‧ съвершена быⷭ҇ сїа цр҃[к]ви прчстⷪ҇и бц҃и Yтⷭ҇наго ӗѧ бл҃говѣщенїа ‧ и҆ храⷨъ и҆́же въ стыⷯ ѡц҃а нш҃его ‧ васи́лиа вели́каго ‧ а҆рхїе҆пⷭ҇кѡпа кесариа каппаⷣокїи́скиа б̾ж҃їіиⷨъ поспѣшенїеⷨъ ‧ и҆ стрѡениеⷨъ кир мѣстꙋ семꙋ раба бж҃ї много грѣшнаго ‧ миха́ила семеновиYѧ . воронцова . и҆ е҆гѡ дѣтеи василиа . и҆ геѡргиа . и҆ і҆ѡанна . а҆ пѡⷣписаⷧ . (круглое клеймо: по краю михаила да старецъ в центре: ѡ҆въсеи
Перевод на русский
В лет(о) 7040[1531/32]а при бл(а)говерном великом кн(я)зи Василии Ивановичи всея Русии в 28 лето г(оспо)д(а)рьства его и при его с(ы)не бл(а)говерном кн(я)зи Иване и при митрополите Даниле все Русии съвершена быст(ь) сиа ц(е)ркви Пр(е)ч(и)стой Б(огороди)ци, Ч(е)стнаго Ея Б(л)аговещения и храм иже во св(вя)тых о(т)ца н(а)шего Василиа Великаго, архип(и)скопа Кесариа Каппадокийскиа Б(о)жиим поспешением и строением кир месту сему раба Б(о)жи(я) многогрешнаго Михаила Семеновича Воронцова и его детей Василиа и Георгиа и Иоанна, а подписал Михайла да старец Овъсей.
Комментарий линвистический
Сокращённое написание сочетаний «согласный + Ъ» или «согласный + Ь»: бл҃говѣ[рн]оⷨ (стк. 1). Употребление паерка: в̾ (стк. 1), б̾ж҃їіиⷨъ (стк. 3). Написание количественных числительных. Обозначение года ҂ꙁ҃ ‧ м҃а (стк. 1), учитывая выносную букву А, очевидно, следует читать как седмь тысящ четыредесята. Личные имена. 3. данилѣ. Обыденная форма календарного имени «Данiилъ». 4. геѡргиа. Грецизированная форма написания календарного имени «Георгiй». михаила. Обыденная форма календарного имени «Михаилъ». ѡ҆въсеи. Обыденная форма календарного имени «Евсевiй» через сокращённую форму «Евсей». Разновариатность в написании имён: василїи (стк. 1, имя великого князя в календарном написании) и васи́лиа (стк. 3, имя святого в грецизированном написании; стк. 4, имя сына храмоздателя в грецизированном написании); ивановиYи. (отчество великого князя, образованное от обыденной формы календарного имени «Iоаннъ»), и҆ванѣ (стк. 2, имя сына великого князя, обыденная форма календарного имени «Iоаннъ») и і҆ѡанна (стк. 4, имя сына владельца вотчины в календарной форме). Грецизированное написание топонимов: кесариа каппаⷣокїи́скиа (стк. 3).
Шрифт
Дата создания, от
1531
Дата создания, до
1532
Обоснование датировки
В надписи отсутствует указание на день и месяц завершения строительства Благовещенской церкви. Нижней хронологической границей создания надписи является 1 сентября 1531 г. (начало 7030 г. от Сотворения мира). 28 год правления Василия III, упомянутый в надписи (стк. 1) и дающий верхнюю хронологическую границу надписи, в таком случае отсчитывался от 14 апреля 7010/1502 г., когда он как соправитель отца был объявлен великим князем Московским и Владимирским и всея Руси самодержцем [Львовская летопись // Полное собрание русских летописей. Т. ХХ. М., 2005. С. 373]. Таким образом, наиболее вероятной датой освящения церкви может быть праздник Благовещения (25 марта), являющийся престольным праздником новопостроенной церкви. Предложенную датировку подтверждают упоминание в стк. 1–2 царевича Ивана (будущего Ивана Грозного), который родился 25 августа 7038/1530 г., и отсутствие в тексте надписи имени второго сына Василия III — Юрия, родившегося 30 октября 7041/1532 г. [Никоновская летопись // Полное собрание русских летописей. Т. XIII. М., 2000. С. 66]. Впрочем, отсутствие указания на день и месяц освящения храма свидетельствует о том, что надпись была изготовлена до этого времени.
Комментарий хронологический
3. и҆́же въ стыⷯ ѡц҃а нш҃его ‧ васи́лиа вели́каго ‧ а҆рхїепⷭ҇кѡпа кесариа каппаⷣокїи́скиа. Посвящение придела свт. Василию Великому (день памяти 1 января) не связано с именем патронального святого великого князя Василия III, который был крещён во имя преп. Василия Парийского [Вологодско-Пермская летопись // Полное собрание русских летописей. Т. XXVI. М., 2006. С. 257].
Комментарий палеографический
Вязь, стилизованная под шрифт рукописей XVI в. В ряде случаев буквы напоминают рукописные заставки, характерные для полууставного письма XVI в. Разделение на слова отсутствует, диакритика нерегулярная. Датирующие элементы и смысловые блоки разделены интерпунктационными знаками в виде ромба. В надписи преобладает чашевидное начертание буквы Ч, за исключением слова «прчстⷪ҇и» (стк. 2), где данная буква дана в асимметричном начертании, что в целом характерно для русских эпиграфических памятников XV — первой трети XVI в. [Николаева Т. В. Произведения русского прикладного искусства с надписями XV — первой четверти XVI в. // Археология СССР. Свод археологических источников. Вып. Е1–49. М., 1971. С. 192–193. Табл. 81]. «Вензельные» написания букв: в цифровом обозначении года (стк. 1) буква А вписана между вертикальными мачтами буквы М, при этом правая вертикальная мачта последней в верхней части имеет горизонтальную планку, обращённую влево и играющую роль титла над выносной буквой А; в слове «митрѡполиⷮе» (стк. 2) лигатура ТР вписана в центр буквы Ѡ; в слове «въ» (стк. 2) буква Ъ вписана в верхнюю петлю буквы В; в слове «ѡц҃а» (стк. 2) хвост буквы Ц вписан в центр буквы Ѡ; в слове «семꙋ» (стк. 3) буква ꙋ вписана между вертикальными мачтами буквы М; в словах «семеновиYѧ» (стк. 4) и «ѡвсеи» (стк. 4) буква Е вписана в корпус буквы С. Необычно начертание буквы ы в слове «быⷭ҇» (стк. 2), напоминающее лигатуру букв О и З. Буква Ꙁ в обозначении тысячи (стк. 1) по форме напоминает цифру 3. Верхняя петля имеет горизонтальное покрытие с изломом, переходящим в слегка изогнутую линию. Нижняя петля округлая, украшенная растительными завитками и листьями. Знак тысячи является продолжением верхней петли, засечка одинарная. Лигатуры: стк. 1 — слово «лѣⷮ», пр, иб, лг, ѣр и мъ в словосочетании «при бл҃говѣрноⷨ», ли и мъ в слове «великоⷨ», ив в слове «ивановиYи», лѣⷮ в слове «лѣⷮѡ», гд в слове «ⷢрьⷣства», пр в слове «при», лг в слове «бл҃говѣ[рн]оⷨ»; стк. 2 — ив в слове «и҆ванѣ», пр, ими и трѡ в словосочетании «митрѡполиⷮе», лѣ в слове «данилѣ», цр в слове «цр҃[к]ви», пр в слове «прчстⷪ҇и», ци в слове «бц҃и», аг в слове «Yтⷭ҇наго», лг и вѣ в слове «бл҃говѣщенїа», мъ в слове «храⷨъ»; стк. 3 — ик в слове «вели́каго», арх в слове «а҆рхїепⷭ҇кѡпа», ри в слове «кесариа», до и ак в слове «каппаⷣокїи́скиа», мъ в словах «б̾ж҃їіиⷨъ» и «поспѣшенїеⷨъ», стрѡ, ни и мъ в слове «стрѡениеⷨъ», рмѣ в словосочетании «кир мѣстꙋ», аб в слове «раба»; стк. 3–4 — мн и гр в слове «многогрѣшнаго»; стк. 4 — ми в слове «миха́ила», ие в словосочетании «и҆ е҆гѡ», дѣ в слове «дѣтеи», иг и ѡр в словосочетании «и҆ геѡргиа», нн в слове «і҆ѡанна», ап и пи в словосочетании «а҆ пѡⷣписаⷧ». Суспенсия: лѣⷮ (стк. 1), быⷭ҇ (стк. 2). Контрактуры: бл҃говѣрноⷨъ (стк. 1), кн҃ѕи (стк. 1, 2), ⷢрьⷣ҇ства (стк. 1), сн҃е (стк. 1), бл҃говѣ[рн]оⷨ (стк. 1), цр҃[к]ви прчстⷪ҇и бц҃и (стк. 2), Yтⷭ҇наго (стк. 2), бл҃говѣщенїа (стк. 2), стыⷯ (стк. 2), ѡц҃а (стк. 2), нш҃его (стк. 3), а҆рхїепⷭ҇кѡпа (стк. 3), б̾ж҃їіиⷨъ (стк. 3). Оформление начала слов с помощью выносных букв: ⷢрьⷣ҇ства (стк. 1). Оформление окончаний слов с помощью выносных букв и буквенных титл: бл҃говѣрноⷨъ великоⷨъ (стк. 1), ӗѧ (стк. 2), храⷨъ (стк. 2), стыⷯ (стк. 2), васи́лиа (стк. 3), кесариа (стк. 3), б̾ж҃їіиⷨъ (стк. 3), поспѣшенїеⷨъ (стк. 3), стрѡениеⷨъ (стк. 3), василиа (стк. 4), геѡргиа (стк. 4), пѡⷣписаⷧ (стк. 4). Оформление окончаний строк с помощью выносных букв: бл҃говѣ[рн]оⷨ (стк. 1). Ошибки резчика: пропуск конечной буквы в слове «бж҃ї» (стк. 3). В клейме, вырезанном в конце стк. 4, слово «рѣзал» идёт от центра к краю клейма; лигатура ла на конце слова разделяет на две части фразу «никандръ старець».
Комментарий исторический
Данная строительная надпись представляет пока первый по времени эпиграфический памятник Московской Руси, документирующий строительство каменных храмов в боярских вотчинах. В актах каменная Благовещенская церковь в селе Серединском впервые упоминается в писцовых книгах Вышегородского стана Верейского уезда 1627/28 г. Половина села в это время находилась в вотчине за Несмеяном Ивановичем Чаплиным и была пожалована ему из его же поместья «за московское осадное сиденье» 1610 г. Ранее в двух половинах села Серединского были испомещены князья В. П. Туренин († 1605 г.), после чего его часть была отдана Н. И. Чаплину и Ф. П. Барятинскому [Холмогоровы В. И. и Г. И. Исторические материалы о церквах и селах XVI–XVIII столетий (Верейская, Дмитровская и Троицких вотчин десятины). М., 1911. С. 78]. В 1626/27 г. церковь, находившаяся на половине Н. И. Чаплина, содержалась «приходными людьми», которых после разорения в Смутное время оставалось всего пять дворов. Причта при церкви не было; священник для отправления богослужений приглашался из соседнего прихода. Церковная земля отмежеванная для содержания причта, вероятно, ещё строителем храма, числилась за Патриаршим Казенным приказом и сдавалась им внаём [Холмогоровы В. И. и Г. И. Исторические материалы о церквах и селах XVI–XVIII столетий (Верейская, Дмитровская и Троицких вотчин десятины). М., 1911. С. 78]. У Н. И. Чаплина, небогатого вотчинника, которому случайно досталось село с каменной церковью, не было ни необходимых средств, ни, наверное, желания для поддержания чужого (выморочного) богомолья и привлечения причта, для чего требовалось восстановление уничтоженных в Смуту священно- и церковнослужительских дворов. Поэтому на протяжении почти всего XVII в. мы не наблюдаем какой-либо заинтересованности в вопросе восстановления полноценного прихода со стороны двух поколений Чаплиных. После смерти бездетного Н. И. Чаплина в 1641 г. его вотчина по разделу досталась родственникам. Половина села Серединского перешла дальнему родичу из ржевской ветви Никите Григорьевичу, а после смерти последнего — к его сыновьям Ивану, Григорию и Иову [О роде Чаплиных см.: Руммель В. И., Голубцов В. В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. Т. 2. СПб., 1887. С. 644–657]. В 1649 г. серединская вотчина Н. И. Чаплина была увеличена за счет присоединения половины села, принадлежавшей князю Ф. П. Барятинскому [Холмогоровы В. И. и Г. И. Исторические материалы о церквах и селах XVI–XVIII столетий (Верейская, Дмитровская и Троицких вотчин десятины). М., 1911. С. 79]. В 1687 г. стольник Иван Никитич Чаплин возобновил Благовещенскую церковь, учредил причт, а в 1708 г. при ней был устроен придел прп. Сергия Радонежского. В документах Патриаршего приказа церковь числится «новопостроенной» [Холмогоровы В. И. и Г. И. Исторические материалы о церквах и селах XVI–XVIII столетий (Верейская, Дмитровская и Троицких вотчин десятины). М., 1911. С. 79]. Мы не можем определенно сказать, было ли здание возведено заново, или «строение» Н. И. Чаплина заключалось в реконструкции старой церкви, возобновлении Благовещенского престола и организации прихода — с наибольшей долей вероятности следует предположить второе. Существующий ныне храм построен в 1767 г. [де Рошефор Н. И. Опись памятников Калужской губернии // Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского Российского археологического общества. Т. III. СПб., 1882. С. 332]. Просопографический комментарий 1–2. при е҆го сн҃е бл҃говѣ[рн]о ⷨ кн҃ѕи и҆ванѣ. Очевидно, первое в старорусской эпиграфике упоминание Ивана IV Грозного. 2. при митрѡполиⷮе данилѣ всеа рꙋсїи. Митрополит Даниил (по прозвищу Рязанец), , поставлен на Московскую митрополию из игуменов Иосифо-Волоколамского монастыря 27 февраля 1522 г., сведён с неё боярским правительством Шуйских и Бельских 2 февраля 1539 г. и сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь [Подробнее см.: Макарий (Веретенников), архим., Флоря Б. Н. Даниил, митрополит Московский и всея Руси // Православная энциклопедия. Т. XIV. М., 2007. С. 66–67]. 4. миха́ила семеновиYѧ . воронцова. Род Воронцовых, восходящий к Протасию, тысяцкому Ивана Калиты, являлся одним из самых заметных среди старомосковской знати [Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. С. 212]. Михаил Семёнович впервые упоминается среди лиц, участвовавших в смоленском походе 1512 г.; впоследствии он находился на воеводских должностях, выполнял различные поручения великого князя Василия III [Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV — первой трети XVI в. М., 1988. С. 158–160]. М. С. Воронцов получил боярство в 1514 г. [Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. С. 224]. В конце правления Василия III он — один из влиятельнейших людей в государстве [Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. С. 224]. В 1534–1535 гг. М. С. Воронцов — новгородский наместник и в качестве такового участвует в войне с Великим княжеством Литовским, а в 1536 г. выбывает из Боярской думы [Летописец начала царства // Полное собрание русских летописей. Т. XXIX. М., 2009. С. 18; Александро-Невская летопись // Полное собрание русских летописей. Т. XXIX. М., 2009. С. 133; Зимин А. А. Состав Боярской думы в XV–XVI вв. // Археографический ежегодник за 1957 год. М., 1958. С. 52, 54; Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV — первой трети XVI в. М., 1988. С. 159–160]. По данным С. Б. Веселовского, он умер в 1539 г. [Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. С. 224]. Судя по всему, церковь в вотчинном селе Серединском была построена в то время, когда М. С. Воронцов находился на вершине славы, и надпись, установленная на построенном им храме, носила прежде всего престижные функции. В то время институт строительных надписей в Московской Руси ещё только складывался, и она выделяла храмоздателя среди остальных вотчинников, занимавшихся храмовым строительством: с конца XV в. строительные надписи, как правило, украшали сооружения, воздвигнутые великими князьями и монастырскими властями. 4. е҆гѡ дѣтеи василиа . и҆ геѡргиа . и҆ і҆ѡанна. Сыновья М. С. Воронцова Василий, Юрий и Иван, занимали заметные должности при дворе царя Ивана IV. Василий, ставший боярином в 1544 г., казнён вместе с дядей Ф. С. Воронцовым в июле 1546 г. в Коломне, а его младшего брата великий князь «велел поимати же» [Никоновская летопись // Полное собрание русских летописей. Т. XIII. СПб., 1904. С. 149; Зимин А. А. Состав Боярской думы в XV–XVI вв. // Археографический ежегодник за 1957 год. М., 1958. С. 58; Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV — первой трети XVI в. М., 1988. С. 52, 54]. Несмотря на кратковременную опалу, Иван Воронцов и его брат Юрий в 1554 и 1555 г. становятся боярами [Зимин А. А. Состав Боярской думы в XV–XVI вв. // Археографический ежегодник за 1957 год. М., 1958. С. 64, 67]. Юрий Михайлович умер в 1558 г., а его брат — в 1569 г. [Зимин А. А. Состав Боярской думы в XV–XVI вв. // Археографический ежегодник за 1957 год. М., 1958. С. 68, 74. Об Иване Михайловиче Воронцове подробнее см.: Правящая элита Ивана Грозного // https://russian-court.spbu.ru/component/fabrik/details/1/487.html?Itemid=108. О Юрии Михайловиче Воронцове: Правящая элита Ивана Грозного // https://russian-court.spbu.ru/component/fabrik/details/1/491.html?Itemid=108]. Жена последнего, Ульяна, умерла 20 апреля 1533 г. и похоронена в Троице-Сергиевом монастыре [Вишневский В. И. Некрополь Троице-Сергиевой лавры. Открытия последних десятилетий ХХ в. // Руское средневековое надгробие. Материалы к своду. Вып. 1. / Отв. ред. и сост. Л. А. Беляев. М., 2006. С. 161. № 81]. По всей вероятности, на Иване Михайловиче данная ветвь рода Воронцовых пресеклась, а принадлежавшие ему вотчины завещаны им или отошли как выморочные государю и впоследствии поступили в поместную раздачу. 4. а҆ пѡⷣписаⷧ . михаила да старецъ ѡ҆въсеи. Довольно редкий случай указания имён знаменщика и резчика, создавших надпись. Михаил видимо был мирянином. Старец Овсей, вероятно, подвизался в неизвестном, предположительно, в ближайшем к селу Серединскому Пафнутьево-Боровском монастыре. В качестве аналогии можно назвать подпись на эпитафии 7089/1581 г. на надгробии Е. В. Бибикова из Левкиевой пустыни: «а подписывалъ Возменскаго монастыря чернец Никандра» [Леонид, архим. Волоколамская Левкиева пустынь и ее основатель преподобный Левкий. М., 1870. С. 7].
Комментарий терминологический
2–3. цр҃[к]ви прчстⷪ҇и бц҃и Yтⷭ҇наго ӗѧ бл҃говѣщенїа ‧ и҆ храⷨъ и҆́же въ стыⷯ ѡц҃а нш҃его ‧ васи́лиа вели́каго ‧ а҆рхїепⷭ҇кѡпа кесариа каппаⷣокїи́скиа. Необычное противопоставление слова «церковь» слову «храм»: церковью именуется основной престол, а храмом — придел. 3. кир мѣстꙋ семꙋ. Весьма необычное словоупотребление термина, восходящего к греческому слову «κύρος» (господин). В летописях он обычно применялся либо к византийскому императору либо к великим князьям [Ипатьевская летопись // Полное собрание русских летописей. Т. II. М., 1998. Стб. 524, 711; Новгородская Первая летопись // Полное собрание русских летописей. Т. III. М., 2000. С. 50, 248], а также по отношению к высшим церковным иерархам [Словарь русского языка XI–XVII вв. Т. 7. М., 1980. С. 133. s.v.]. В данном случае данный термин употреблен по отношению к боярину-вотчиннику, который является господином по отношению к находящемуся в его собственности селу. В Словаре русского языка XI–XVII вв. данное словоупотребление не отражено.
Комментарий дипломатический
Datatio |1 в̾ лѣⷮ ‧ ҂ꙁ҃ ‧ м҃а при бл҃говѣрноⷨъ великоⷨъ кн҃ѕи василїи ивановиYи всеꙗ рꙋсїи въ ‧ ки҃ лѣⷮѡ ⷢрьⷣ҇ства его ‧ и҆ при е҆го сн҃е бл҃говѣ[рн]о ⷨ |2 кн҃ѕи и҆ванѣ и҆ при митрѡполиⷮе данилѣ всеа рꙋсїи ‧ Foundatio |2 съвершена быⷭ҇ сїа цр҃[к]ви прчстⷪ҇и бц҃и Yтⷭ҇наго ӗѧ бл҃говѣщенїа ‧ и҆ храⷨъ и҆́же въ стыⷯ ѡц҃а |3 нш҃его ‧ васи́лиа вели́каго ‧ а҆рхїепⷭ҇кѡпа кесариа каппаⷣокїи́скиа Invocatio |3 б̾ж҃їіиⷨъ поспѣшенїеⷨъ ‧ Intitulatio |3 поспѣшенїеⷨъ ‧ и҆ стрѡениеⷨъ кир мѣстꙋ семꙋ раба бж҃ї много|4грѣшнаго ‧ миха́ила семеновиYѧ . воронцова . и҆ е҆гѡ дѣтеи василиа . и҆ геѡргиа . и҆ і҆ѡанна . Колофон |4 а҆ пѡⷣписаⷧ . (круглое клеймо: по краю михаила да старецъ в центре: ѡ҆въсеи
Место создания
Место текущего хранения

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти