Заготовка эпитафии Парфению Семёновичу Языкову; XVI в.; Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь

Категории

Средневековая кириллическая и глаголическая эпиграфика

Идентификатор
Заготовка эпитафии Парфению Семёновичу Языкову; XVI в.; Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь
Название
Заготовка эпитафии Парфению Семёновичу Языкову, во иночестве Протасию.
OG-код
OG0802
CIR-код
СIR0746
Разновидность (характер)
Намогильная плита
Тип/Жанр
Эпитафия
Алфавит
Кириллица
Состояние носителя
Белокаменная надгробная плита трапециевидной формы. Надгробие не орнаментировано. На поверхности плиты имеются многочисленные сколы, царапины, глубокие выбоины.
Стиль / тип письма
Бытовой полуустав
Материал
Полевое документирование
Документировано 28.10.2017 г.
Авторы полевого документирования
Александр Авдеев, Ольга Радеева, Мария Андреева
Памятник археологии
Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь
Обстоятельства находки (подробно)
Плита найдена в 1975 г. при раскопках близ северной стены Успенского собора (Чернов С. З. Некрополь Иосифо-Волоколамского монастыря в свете археологических исследований 2001 года. Старый и новый приделы. // Преподобный Иосиф Волоцкий и его обитель. Материалы научно-практической конференции, посвященной пятилетию обретения Святых мощей Преподобного Иосифа, 520-летию освящения первого монастырского каменного храма — Успенского собора — и 80-летию со дня рождения митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима. М., 2008. С. 271.). Хранится в лапидарии монастыря.
Издание / публикация
Авдеев А. Г. Образ смерти в христианской культуре XIV–XV вв. и рождение поминальной практики в Московской Руси // Антропология времени. Сборник научных статей в 2-х частях / Гл. ред. Т. Е. Автюхович. Ч. 1. Гродно, 2017. С. 10. Илл. 5 (фото); Авдеев А. Г. Образ смерти в христианской культуре XIV–XV вв. и рождение поминальной практики в Московской Руси // Преподобный Иосиф Волоцкий и его обитель. Вып. IV. Материалы научно-практической конференции, посвящённой 500-летию преставления преподобного Иосифа Волоцкого. М., 2017. (фото); Авдеев А. Г. Образ смерти в христианской культуре XIV–XV вв. и рождение поминальной практики в Московской Руси // Ползуновский альманах. 2017. № 4. Т. 1. Вып. 1. С. 140. Илл. 6 (фото) (все публикации с датой между 1 сентября 1492 и 31 августа 1500 г.); Авдеев А. Г. Заготовка эпитафии иноку Протасию Языкову из Иосифо-Волоколамского монастыря (CIR0746): методы датировки старорусских надписей с неполными датами // Поволжский вестник науки. Научный журнал Поволжского православного института имени Святителя Алексия Московского. 2020. № 1 (15). С. 14, 16. Ил. 1 – 2 (в соответствии с камнем).
Состояние надписи
Надпись в 7 строк в верхней части плиты, выполнена в технике прямой резьбы. В эпиграфическом поле оставлены пустыми места для написания даты смерти, оставшиеся не заполненными. Последние 3 строки надписи располагаются в правой части эпиграфического поля.
Текст на языке оригинала
в л ⷮ ҂ꙁ҃ (vacat) мцⷭ҇а (vacat) де пр҃е[став]иⷭ҇ порѳенеї сем̂ено (vacat) въ сн҃ъ ꙗ҆зы (vacat) ковъ (vacat) а҆ во и҆наце ⷯ (vacat) протасеї
Перевод на русский
В лет(о) 7000 (vacat) м(еся)ца (vacat) дне пре[став]ис(ь) Порфеней Семенов сын Языков а во инацех Протасей.
Комментарий линвистический
Сокращённое написание сочетаний «согласный + Ъ» или «согласный + Ь»: де пр҃е[став]иⷭ҇ (стк. 2), и҆наце ⷯ (стк. 6). Личные имена. порѳенеї (стк. 3) — обыденная форма календарного имени «Парѳенiй» с меной А на О в первом предударном слоге. сем̂еновъ (стк. 3–4) — отчество образовано от обыденной формы календарного имени «Симеонъ». протасеї (стк. 7) — обыденная форма календарного имени «Протасiй».
Шрифт
Техническая дата
1501-01-01
Дата создания, от
1555
Дата создания, до
1560
Обоснование датировки
В эпитафии указан 7000 г. от Сотворения мира, однако искомая дата, учитывая факт изготовления надгробия при жизни Парфения Языкова, может быть датирована более поздним временем. Сurriculum vitae последнего и его ближайших родственников хорошо известна по историческим источникам. Дети Парфения — Пелагея, Иван и Богдан известны по документам конца 40-х — конца 60-х гг. XVI в. Наконец, родной брат Парфения, Фёдор Семёнович Языков, ещё здравствовал в октябре 1591 г. [Акты служилых землевладельцев. Т. IV. М., 2008. № 500. С. 385.]. Сам Парфений Языков принял монашеский постриг не позднее 1553/54 г, а умер не позднее 1568/69 г., что позволяет связать время изготовления надгробия со временем монашеского пострига. Намогильная плита Парфения Языкова найдена на участке некрополя Иосифо-Волоколамского монастыря близ северной стены Успенского собора вместе с надгробиями, датируемыми 1502–1575 гг. [Некрополь Иосифо-Волоколамского монастыря в свете археологических исследований 2001 года. Старый и новый приделы. // Преподобный Иосиф Волоцкий и его обитель. Материалы научно-практической конференции, посвященной пятилетию обретения Святых мощей Преподобного Иосифа, 520-летию освящения первого монастырского каменного храма — Успенского собора — и 80-летию со дня рождения митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима. М., 2008. С. 271.], что даёт косвенное указание на возможное время погребения «владельца» плиты. Знак тысячелетия, вырезанный на изучаемом надгробии, имеет прямые палеографические аналогии в надписях CIR0691 (1537 г.), CIR0480 (1542 г.), СIR0628 (1545 г.) и CIR0692 (1559 г.), хотя необычным для этого времени является отсутствие декоративного оформления надгробия Парфения Языкова. Учитывая, что он принял постриг не позднее 1553/54 г., а умер не позднее 1568/69 г., мы можем датировать создание заготовки его эпитафии второй половиной 50-х гг. XVI в., хотя необычным для этого времени является отсутствие декоративного оформления надгробия. Предложенная дата подтверждается и тем, что Языковы не внесены в древнейший Синодик Иосифо-Волоколамского монастыря, который пополнялся до 1515 г. [Синодик Иосифо-Волоколамского монастыря (1479 — 1510-е гг.) / Подг. текстов и исслед. Т. И. Шабловой. СПб., 1994.].
Век
XVI в.
Комментарий исторический
3–7. порѳенеї сем̂еновъ сн҃ъ ꙗ҆зыковъа҆ во и҆наце ⷯпротасеї. Языковы — в конце XV в. род служилых землевладельцев Волоцкого уезда. В духовной грамоте князя Ивана Борисовича Волоцкого, составленной не ранее ноября 1503 г., упоминается Есип Языков, возможно предок Парфения [Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. / Подг. к печати Л. В. Черепнин. М.; Л., 1950. С. 351. № 88. Князь Иван Борисович Волоцкий (Рузский) был крестником прп. Иосифа Волоцкого. Во время болезни в 20-летнем возрасте князь Иван просил перевести его в Волоколамский монастырь, куда из Москвы после известия о болезни крестника возвратился Иосиф Волоцкий. Иван III разрешил перевести Ивана Борисовича в монастырь, однако без пострижения. На духовной грамоте князя была подпись только Иосифа Волоцкого.]. Парфений Семёнов сын Языков в 1539/40 г. за 40 руб. и вороного мерина купил деревню Кузнецово в Издетемском стане Волоцкого уезда на реке Лби «себе и своим детям без выкупа впрок <…> с луги, и с лесы, и з пожнеми, и со всеми угодьи» [Акты феодального землевладения и хозяйства. Ч. 2 / Подг. к печати А. А. Зимин. М., 1956. С. 145. № 150.]. Дочь Парфения Полагея (так в документе) в конце 40-х гг. XVI в. вышла замуж за Кураку Семёнова сына Марина, который взял за нею приданое «образов и кузни, и платья, и денег на сорок рублев, да девку Устиньицу». Брак «по грехом жены» был бездетен, и после её смерти в 1549/50 г. Курака уступил тестю и его сыновьям в счёт приданого вотчинную деревню Крошину в Волняникове стане Рузского уезда за 30 руб. «впрок без выкупа и отъимки» [Акты феодального землевладения и хозяйства. Ч. 2 / Подг. к печати А. А. Зимин. М., 1956. С. 488–489. № 433.]. Не позднее 1553/54 г. Парфений принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре под именем Протасия, очевидно, сделав какой-то вклад в обитель: этим годом датируется продажа деревни Крошино иноком Протасием Рюме Семёнову сыну Марина за 35 руб. [Акты феодального землевладения и хозяйства. Ч. 2 / Подг. к печати А. А. Зимин. М., 1956. С. 489. № 433; ср.: Акты феодального землевладения и хозяйства. Ч. 2 / Подг. к печати А. А. Зимин. М., 1956. С. 342. № 324.]. Не позднее 1568/69 г. инок Протасий, умер: в этом году сыновья Парфения Иван и Богдан вложили эту деревню в Иосифо-Волоколамский монастырь с условием «написати в сенаник повсядневной в вечной матерь нашу иноку Огафью, доколе и монастырь стоит, а из сенаника им не выгладить; да и родителей наших в сенаник в книгу вечную написати же; да отца же нашего написати в тот же сенаник инока Протасья на урочные лета по монастырскому уложению и по прежнему вкладу» [Акты феодального землевладения и хозяйства. Ч. 2 / Подг. к печати А. А. Зимин. М., 1956. С. 341–342. № 324.]. В актовых грамотах под 1568/69 г. упоминается старец Корнилий Языков, подвизавшийся в Иосифо-Волоколамском монастыре [Акты феодального землевладения и хозяйства. Ч. 2 / Подг. к печати А. А. Зимин. М., 1956. С. 358. № 340.]. В XVI в. Языковы (возможно, не принадлежавшие к одному роду) служили по разным уездам Московской Руси [Родословной дворянского рода Языковых занимался Иван Петрович Сахаров. См. его «Материалы к родословной русских дворян Языковых». [1850-е гг.]. ОР РГБ. Ф. 268 (Архив И. П. Сахарова). Карт. 2. Ед. хр. 11. См. также: Акты Русского государства 1505–1526 гг. / Сост. С. Б. Веселовский. М., 1975. С. 331. Памятники истории русского служилого сословия / Сост. А. В. Антонов. М., 2011. С. 216. Тысячная книга 1550 г. и Дворовая тетрадь 50-х годов XVI в. / Подг. к печати А. А. Зимин. М.; Л., 1950. С. 217, 243].
Комментарий палеографический
Бытовой полуустав. Разделение на слова отсутствует. Диакритика нерегулярная. Буква З в обозначении тысячи имеет горизонтальное покрытие с засечкой в виде крупного треугольника и изломом, к нижней части которого прикреплён знак тысячи с двумя наклонными засечками, параллельными друг другу. Нижняя часть буквы З в форме скобки прикреплена к знаку тысячи. Лигатура: стк. 1 — л в слове «л ⷮ». Суспенсия: л ⷮ (стк. 1). Контрактуры: мцⷭ҇а (стк. 2), сн҃ъ (стк. 4). Оформление окончаний слов с помощью выносных букв и буквенных тител: де (стк. 2). Оформление окончаний строк с помощью выносных букв и буквенных тител: пр҃е[став]иⷭ҇ (стк. 2), и҆наце ⷯ (стк. 6).
Комментарий дипломатический
В эпитафии не указаны десятилетие, год, месяц и день кончины, что позволяет отнести её к прижизненным заготовкам надгробий.

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти