Эпитафия Ивану Капустину, в иночестве Ионе; 1545 г.; Спасо-Преображенский Воротынский монастырь

Категории

Средневековая кириллическая и глаголическая эпиграфика

Идентификатор
Эпитафия Ивану Капустину, в иночестве Ионе; 1545 г.; Спасо-Преображенский Воротынский монастырь
Название
Эпитафия Ивану Капустину, в иночестве Ионе
OG-код
OG0166
CIR-код
СIR0628
Разновидность (характер)
Намогильная плита
Тип/Жанр
Эпитафия
Критический аппарат
2. капѹсти] капꙋстин — Л. А. Беляев.
Подлинность
Оригинал
Алфавит
Кириллица
Состояние носителя
Белокаменная плита трапециевидной формы, окаймлённая по периметру узором из двух рядов мелких треугольников, обращённых вершинами друг к другу («волчий зуб»). В верхней части плиты находится 6-лучевая полурозетка очерченная графьёй, состоящая из двух рядов мелких треугольников, обращённых вершиной к центру. В центре полурозетки точка. Нижняя часть плиты составлена композицией из центральной тяги, отходящей от нижнего края плиты, и двух боковых тяг, отходящих от центра плиты. Тяги составлены из мелких треугольников, обращённых вершинами друг к другу («волчий зуб»), и сходятся к розетке. Розетка 10-лучевая, окружена орнаментом из мелких треугольников. Композиция очерчена графьёй. На боковых гранях орнамент отсутствует. Плита разбита на три части, поверхность имеет повреждения.
Стиль / тип письма
Эпиграфический полуустав
Материал
Способ линовки
Линии/Графья присутствуют
Полевое документирование
Документировано 04.09.2016 г.
Авторы полевого документирования
Александр Авдеев, Ольга Радеева, Анастасия Пичугина
Памятник археологии
Спасо-Преображенский Воротынский монастырь
Обстоятельства находки (подробно)
Обнаружена во время работ по реставрации Спасо-Преображенского собора в конце 70-х — 80-е гг. ХХ в. Хранится в лапидарии.
Издание / публикация
Беляев Л. А. Русское средневековое надгробие. Белокаменные плиты Москвы и Северо-Восточной Руси XIII–XVII вв. М., 1996. С. 771. № СУМ 2. Фото 139 (по собственной копии, с приложением транскрипции и фото, только верхняя часть плиты, без описания декоративного оформления).
Состояние надписи
Надпись в 2 строки, вырезанная в технике прямой резьбы. Графья. Эпиграфическое поле справа, слева и сверху ограничено внутренней рамкой, состоящей из двух рядов крупных треугольников, направленных вершинами к краям плиты. В нижней части эпиграфическое поле ограничено боковыми тягами. Эпиграфическое поле имеет форму щита с полукруглым вырезом в изголовье и с внутренней стороны очерчено графьёй.
Текст на языке оригинала
лⷮ . ҂ꙁ ҃‧ н҇г . июн҃ѧ . ѕ҃ ‧ престави ива инѡⷦ҇ їѡна капѹсти
Перевод на русский
Лет(a) 7053 [1545] июня 6 преставис(ь) Иван, инок Иона Капоустин.
Комментарий линвистический
Сокращённое написание сочетаний «согласный + Ъ» или «согласный + Ь»: престави (стк. 1), ива инѡⷦ҇ (стк. 2), капѹсти (стк. 2). Личные имена. ива (стк. 2) — обыденная форма календарного имени «Iоаннъ».
Шрифт
Техническая дата
1545-06-05
Дата создания (точная)
1545-06-05
Век
XVI в.
Персона (Упомянутое лицо)
Комментарий палеографический
Эпиграфический полуустав хорошего качества. Разделение на слова отсутствует. Диакритика нерегулярная. Номера тысячелетия, десятилетия и года, месяц и день смерти отделены интерпунктационными знаками в виде точек. Буквы О и У в слове «капѹсти» (стк. 2) не соединены. «Вензельные» начертания букв: буква Н в слове «инѡⷦ҇» (стк. 2) вписана в середину буквы Ѡ. Буква З в обозначении тысячи (стк. 1) двухсоставная. Верхняя петля имеет горизонтальное покрытие, заканчивающийся треугольной засечкой, и перелом. Нижняя петля с округлым изгибом соединяется с верхней петлей в месте перелома. Знак тысячи продолжает линию перелома верхней петли буквы З и имеет две параллельные перекладины. Лигатуры: стк. 1 — пр в слове «престави»; стк. 2 — ап и ти в слове «капѹсти». Суспенсия: лѣⷮ (стк. 1). Оформление окончаний слов с помощью выносных букв и буквенных тител: ива инѡⷦ҇ (стк. 2). Оформление окончаний строк с помощью выносных букв: престави (стк. 1), капѹсти (стк. 2). Ошибки резчика: в слове «июн҃ѧ» (стк. 1) титло не функционально.
Комментарий исторический
2. капѹсти. Род служилых людей Капустиных известен с середины 40-х гг. XV в. Семён Капустин упоминается среди «избиенных в Суздале от безобожнаго Мамутека за православную веру» (7 июля 1445) [Памятники истории русского служилого сословия / Сост. А. В. Антонов. М., 2011. С. 172, 194]. По крайней мере, с середины XVI в. Капустины служили по Воротынску. В 1550 г. Танай и Утеш Андреевы дети Капустины были детьми боярскими III статьи по Воротынску, позднее оба вошли в состав Государева двора [Тысячная книга 1550 г. и Дворовая тетрадь 50-х годов XVI в. / Подг. к печати А. А. Зимин. М.; Л., 1950. С. 73, 172]. Танай умер в начале 50-х гг. XVI в., Утеш был казнён по делу о заговоре в земщине (6 июля — 11 сентября 1558) [Тысячная книга 1550 г. и Дворовая тетрадь 50-х годов XVI в. / Подг. к печати А. А. Зимин. М.; Л., 1950. С. 172; Памятники истории русского служилого сословия / Сост. А. В. Антонов. М., 2011. С. 216]. В 30-е гг. XVII в. Капустины продолжали служить по Воротынску [Ср.: Козляков В. Н. Московское и уездное дворянство: поколение Смуты // Российская история. 2012. № 5. С. 74]. Род Капустиных был включен в Синодик Спасо-Воротынского монастыря, составление которого началось в 1693 г. [Леонид, иером. Церковно-историческое описание упразднённых монастырей, находящихся в пределах Калужской епархии // Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских. 1863. № 1. Отд. I. С. 106 (отд. паг.)].
Комментарий дипломатический
Отсутствует формула «раб Божий».

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти