Заготовка надгробия с эпитафией иноку Тарасию; 1590-е гг.; Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь

Категории

Средневековая кириллическая и глаголическая эпиграфика

Идентификатор
Заготовка надгробия с эпитафией иноку Тарасию; 1590-е гг.; Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь
Название
Заготовка надгробия с эпитафией иноку Тарасию
OG-код
OG0112
CIR-код
СIR0084
Разновидность (характер)
Надгробный камень
Тип/Жанр
Эпитафия
Критический аппарат
2. ∙ ҂зр҃(vv) ⷢ҇] ҂зр҃ (vacat) — А. Г. Авдеев. 5. ст҃ (vacat) ‘] ст҃ (vacat) — А. Г. Авдеев.
Подлинность
Оригинал
Алфавит
Кириллица
Состояние носителя
Шокшинский песчаник красноватого оттенка. Поверхность заглажена ледником. Навершие имеет треугольную форму. Правый скос треугольника природный, левый искусственно оббит для придания навершию треугольной формы. В верхней части перед нанесением эпитафии валун был подвергнут грубой шлифовке, скорее всего песком с водой.
Стиль / тип письма
Вязь
Материал
Полевое документирование
Документировано 17.08.2016 г.
Авторы полевого документирования
Александр Авдеев, Ольга Радеева, Глеб Донской, Илья Соколов, Павел Петрухин
Памятник археологии
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь
Обстоятельства находки (подробно)
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Надгробие найдено в первой половине 90-х гг. ХХ в. во время земляных работ на территории монастыря.
Архивный шифр / Библиотечный шифр / Инвентарный номер
Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Фонды отдела Археологии. Инв. № ВХ 1169/6.
Издание / публикация
Авдеев А. Г. Валунные надгробия XVI–XVII вв. из Ярославской и Костромской областей // Вопросы эпиграфики. Вып. IV. М., 2010. С. 341–343. № 2; Авдеев А. Г. Валунные надгробия Верхневолжья (Конец XV — вторая треть XVIII в.): Вопросы генезиса, бытования и источниковедения. М., 2015. C. 331–333 (по собственной копии, в соответствии с камнем, с датой между 1 сентября 1591 и 31 августа 1602 г.).
Состояние надписи
Надпись в 5 строк. Контурная резьба.
Текст на языке оригинала
· лѣ҃та · ∙ ҂зр҃(vv) ⷢ҇ преставї ⷭ҇ раⷠ бо жї̋ иноⷦ҇ тарасе̋ мцⷭ҇а : (vacat) в̾ (vv) ⷣ ⷩⷩна памꙗⷮⷮ ст҃ (vacat) ‘
Перевод на русский
Лета 71(vv)г(о) преставис(ь) раб Божий инок Тарасей м(е)с(я)ца (vacat) в (vv) д(е)н(ь) на памят(ь) с(вя)т(ого) (vacat).
Комментарий линвистический
Графика. Пропуск Ъ или Ь: преставї ⷭ҇ (стк. 2), раⷠ (стк. 2), иноⷦ҇ (стк. 3), памꙗⷮⷮ (стк. 4). Употребление паерка: в̾ (стк. 4). Свободное варьирование и и ї: преставї ⷭ҇ (стк. 2), но: божї̋ (стк. 2–3), тарасеи (стк. 3). ꙗ = ѧ: памꙗт (стк. 4). Имена собственные. тарасе̋ (стк. 3) — обыденная форма календарного имени «Тарасiй».
Шрифт
Техническая дата
1591-01-01
Дата создания, от
1590
Дата создания, до
1595
Обоснование датировки
Надгробие датировано 7100 г. от Сотворения мира. Свободные места, оставленные при датирующих элементах эпитафии (единица или десяток года, месяц, день месяца, имя святого, на память которого должна прийтись кончина), позволяют считать, что надгробие было изготовлено на заказ ещё при жизни инока Тарасия и «бронировало» место его будущего погребения на монастырском некрополе, что было обычной практикой в Московской Руси (ср. CIR0746) [Напр.: Вишневский В. И. Об одном типе надписей на надгробиях Троице-Сергиева монастыря // Русское средневековое надгробие. Материалы к своду. Сост. и отв. редактор Л. А. Беляев. Вып. 1. М., 2006. С. 284. № ТСл–7. Ил. 7], но для Ипатьевского монастыря данный намогильный камень является первым документированным случаем. Так как инок Тарасий в современных его эпитафии актах Костромского Ипатьевского монастыря не упоминается, уточнение даты создания его надгробия возможно по палеографическим аналогиям. Подобное начертание буквенного обозначения тысячи встречается в надписях CIR0523 (1591 г.), CIR0696 (1594 г.) и СIR0728 (1595 г.), что позволяет датировать время создания надгробия первой половиной 90-х гг. XVI в.
Век
XVI в.
Комментарий исторический
В конце XVI — начале XVII в. в Ипатьевском монастыре было переписано напрестольное Евангелие-тетр, по листам которого читается запись писца: «Помози, Господи, рабу Своему Тарасию написати Божественная сия словеса, еже проглаголали святые евангелисты» [Церковно-исторический и археологический музей Костромской епархии. КМЗ КОК. № 25632/3]. Возможно, данный Тарасий идентичен иноку Тарасию, указанному в эпитафии.
Комментарий палеографический
Вязь, выполненная профессиональным резчиком. Разделение на слова и диакритика отсутствуют. Слово «лѣ҃та» (стк. 1) выделено точками. Номер года отделён интерпунктационным знаком в виде точки; датирующий блок отделён интерпунктационным знаком в виде двоеточия. Окончание эпитафии отмечено интерпунктационным знаком, напоминающим запятую. Буква З в обозначении тысячи (стк. 1) напоминает цифру 3. Окончания дуг украшены расширениями на концах. Знак тысячи является продолжением верхней дуги и слегка изогнут. Насечки параллельны друг другу. Лигатуры: стк. 1 — лѣ и та в слове «лѣ҃та»; стк. 2 — пр и тав в слове «преставї ⷭ҇», аб в словосочетании «раⷠ бо(жий)»; стк. 3 — ин в слове «иноⷦ҇», тар в слове «тарасе̋», мц в слове «мцⷭ҇а»; стк. 4 — сокращение слова «день», на и памꙗ в словосочетании «на памꙗⷮⷮ». Суспенсия: ҂зр҃ (vacat) ⷢ҇(стк. 2), ст҃ (стк. 5). «Вензельное» написание букв: буква е в слове «тарасе̋» (стк. 3) вписана в букву с. Контрактуры: мцⷭ҇а (стк. 2), ⷣ ⷩ (стк. 3). Оформление окончаний слов с помощью выносных букв и буквенных тител: преставї ⷭ҇ (стк. 2), раⷠ божї̋ (стк. 2–3), инок҃ (стк. 3). Оформление окончаний строк с помощью выносных букв: памꙗⷮⷮ (стк. 4). Титло в слове «лѣ҃та» (стк. 1) не функционально.
Комментарий дипломатический
Отсутствуют обозначение десятилетия и номера года, дня и месяца смерти, а также дня памяти святого, на который пришлась смерть.
Место текущего хранения

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти