Комментарий исторический
3–4. кнꙗⷥ ‧ іван миха[и]ловиⷱ҇ ‧ кꙋбⷬско̏. Князь Иван Михайлович Курбский, сын Михаила Михайловича Курбского († 25 мая 1546 г.) [День смерти устанавливается по дню кормового поминовения в Спасо-Ярославском монастыре. См.: Вахрамеев И. А. Исторические акты Ярославского Спасского монастыря. Дополнение: Книга кормовая. М., 1896. С. 31] и Марии Михайловны, урождённой Тучковой. Младший брат Андрея Михайловича Курбского, известного оппонента Ивана Грозного. Сестра Елена Михайловна вышла замуж за князя Михаила Фёдоровича Прозоровского. И. М. Курбский был женат на дочери Семёна Константиновича Епанчина Беззубцева [Памятники истории русского служилого сословия / Сост. А. В. Антонов. М., 2011. С. 114]. Брак был бездетен. В Тысячной книге 1550 г. Иван Михайлович — сын боярский, тысячник 2-й статьи из ярославских служилых князей [Тысячная книга 1550 г. и дворовая тетрадь 50-х гг. XVI в. / Подг. к печати А. А. Зимин. М.; Л., 1950. С. 57]. В 1552 г. — участник Казанского похода, осады и взятия Казани. По словам Андрея Курбского, во время штурма Казани «первый брат мой родный на стену града взыде по лѣствице, и другии воини храбрые с ним», затем в конной стычке с татарами «в самое чело их зело быстро, всѣми уздами розпустя коня, вразишась в них. Так мужественно, так храбро, иже вѣре неподобно. Яко всѣм свидѣтельствовати, аки двакрот проѣхал посреде их, секуще их и обращающе конем по средѣ их. <…> И так его уранили, иже по пяти стрѣл в ногах ему было, кромѣ иных ран. Но живот сохранен был Божиею благодатию, понеже зброю на собѣ зело крепку имѣл. И такого был мужественного сердца, егда же уже тот конь под ним ураниша так, иже с мѣста не могл двигнутися, другого коня обрѣл <…> паче же не радяще о прелютых своих ранах, угонив полк бусурманский, секуще их со другими воины, аж до самого блата. <…> Умре потом на другое лѣто, подобно от тѣх лютых ран» [Андрей Курбский. История о делах великого князя Московского / Изд. подг. К. Ю. Ерусалимский / Пер. А. А. Алексеев. М., 2015. С. 52, 60, 62]. Таким образом, по данным А. М. Курбского, годом смерти его брата является 1553 г. На этом основании в комментарии к цитируемому месту сочинения Андрея Курбского Ю. Д. Рыков прибегает к достаточно шатким построениям, пытаясь доказать, что «год “преставления” кн. И. М. Курбского мастером-резчиком на плите указан неверно. <…> Ошибочный год смерти И. М. Курбского — 1552 г. — был, по-видимому, навеян безымянному мастеру-резчику недавней памятной датой завоевания Казани, которое в то время у многих было просто на слуху» [Андрей Курбский. История о делах великого князя Московского / Изд. подг. К. Ю. Ерусалимский / Пер. А. А. Алексеев. М., 2015. С. 550]. Столь сложные построения, призванные обосновать расхождение даты смерти в эпитафии и в сочинении А. М. Курбского ошибкой резчика, не выглядят убедительными. Резчик вряд ли мог перепутать в обозначении года букву А с Г, имеющие различные начертания. Единственное упоминание И. М. Курбского в Разрядном списке Казанского похода относится к 17 сентября 1552 г., когда он в чине стольника (упомянут на втором месте после стольника князя Никиты Ивановича Шемякина-Пронского) назван среди царских посланников, отправленных вместе с мурзой Камаем на переговоры с казанцами о добровольной сдаче города [Жуков А. Е. Разрядные записи из сборника БАН, 16.17.34 как источник по истории Казанского похода 1552 г. // Slovĕne = Словене. International Journal of Slavic Studies. 2019. Т. 8. № 1. С. 422]. Обозначенная в эпитафии дата смерти И. М. Курбского — 20 сентября 1552 г. — относится ко времени, когда активных боевых действий не велось, а подготовка к штурму Казани началась только 22 сентября [Жуков А. Е. Разрядные записи из сборника БАН, 16.17.34 как источник по истории Казанского похода 1552 г. // Slovĕne = Словене. International Journal of Slavic Studies. 2019. Т. 8. № 1. С. 422–423]. Это же подтверждает и факт благой кончины, указанный в эпитафии, — «преста́[ви]ⷭ҇», тогда как в случае гибели в бою ожидаема формула «убиен бысть» с возможным дополнением «на государевой службе». Труд же А. М. Курбского писался на рубеже 70-х — 80-х гг. XVI в., когда многие детали событий изгладились из памяти его автора. При этом необходимо учитывать и тенденциозность сочинения А. М. Курбского, противопоставляющего зверствам Ивана Грозного достоинства московского боярства. Характерно, что в его сочинении названы многие детали взятия Казани — но, в отличие от Разрядных записей, не приведено ни одной точной даты похода. При этом в опубликованных синодиках убиенных под Казанью, в Синодике Успенского собора Московского Кремля назван князь Михаил Фёдорович Курбский, но имени Ивана Михайловича Курбского ни в одном списке нет [Памятники истории русского служилого сословия / Сост. А. В. Антонов. М., 2011. С. 171–213]. Надо полагать, что смерть И. М. Курбского (что подтверждают Разрядные записи и эпитафия) была связана с иными (возможно, вызванными тяготами осады) причинами, нежели названные его братом ранения, полученные при штурме города 1 октября. В Кормовой книге Спасо-Ярославского монастыря за вклад — деревню Гридино с деревнями в Пажецкой волости Ярославского уезда — по И. М. Курбскому была установлено кормовое поминовение — «колачи, рыба, квасъ сыченъ» — на день смерти 20 сентября [Вахрамеев И. А. Исторические акты Ярославского Спасского монастыря. Дополнение: Книга кормовая. М., 1896. С. 18]. Имена Михаила Михайловича и его сына Ивана Михайловича Курбских внесены в Синодик Ярославского Толгского монастыря [РГБ ОР. Ф. 205 (Собрание Императорского общества истории и древностей Российских). № 234. Л. 69 об. О Синодике см.: Кузьмин А. В. Древнейший список синодика Ярославского Толгского монастыря с позднейшими дополнениями (предварительные наблюдения) // Книжная культура Ярославского края (Материалы научной конференции, 12–13 октября 2010 г.) / Под ред. Д. Ф. Полознева. Ярославль, 2011. С. 44–57].
Комментарий палеографический
Вязь высокого качества. Буквенная цифирь и слова разделены точками. Диакритика нерегулярная. Окончание надписи отмечено тремя вертикально поставленными точками. Буква А имеет троякое написание: с прямой мачтой и петлей с перехватом (стк. 1), с изогнутой мачтой, заканчивающейся крючком, и овальной петлей с перехватом (стк. 2), с прямой мачтой и квадратной петлей (стк. 4). Буква О (стк. 4) имеет каплевидное начертание. Мачты буквы Ѧ (стк. 1) изогнуты, верхнее окончание заканчивается крючком, нижние — утолщением в виде листа плюща. Центр перекладины буквы Ꙗ (стк. 3) украшен точкой. Буква З в обозначении тысячи (стк. 1) имеет форму цифры 3. Навершие верхней дуги горизонтальное с засечкой на конце, окончание дуги изогнуто. Нижняя дуга округлая с вертикальной мачтой на конце. Внутреннее пространство и окончание петли украшены растительными завитками. Изогнутый знак тысячи является продолжением верхней дуги и достигает нижнего края строки. Левонаклонные насечки параллельны друг другу. Лигатуры: стк. 1 — лѣ в слове «лѣт҇»; стк. 2 — предлог «въ», дн в слове «кⷣн», пр в слове «преста́(вись)»; стк. 3 — вѣ и ны в слове «б[лаго]вѣ́рны̏»; стк. 4 — ан, ми и ви в словосочетании «іван миха[и]ловиⷱ҇». Суспенсия: лѣт҇‧ ҂з҃ ‧ ѯ҃ ‧ а ‧ сентѧⷠ҇ (стк. 1). Контрактуры: кⷣн (стк. 2). Оформление окончаний слов с помощью буквенных титл и выносных букв: (преста)[ви]ⷭ҇ б[лаго]вѣ́рны̏ (стк. 3), миха[и]ловиⷱ҇ (стк. 4). Оформление окончаний строк с помощью выносных букв: кнꙗⷥ (стк. 3), кꙋбⷬско̏ (стк. 4).