Надпись о завершении поновления росписи Спасо-Преображенского собора; 1564 г.; Ярославский Спасо-Преображенский монастырь
Категории
Средневековая кириллическая и глаголическая эпиграфика
Идентификатор
Надпись о завершении поновления росписи Спасо-Преображенского собора; 1564 г.; Ярославский Спасо-Преображенский монастырь
Название
Надпись о завершении поновления росписи Спасо-Преображенского собора
OG-код
OG0740
CIR-код
СIR0563
Разновидность (характер)
Надпись на стене
Тип/Жанр
Надпись о поновлении росписи
Критический аппарат
1. с̾вер̾шена] совершена — иером. Владимир, А. И. Успенский. и свершена — И. А. Кочетков. быⷭ҇] у иером. Владимира и А. И. Успенского нет. бысть — Т. А. Рутман, И. А. Кочетков. 2. ‧ ҂з҃ ‧ овⷢ҇] 7072 — иером. Владимир, А. И. Успенский, Т. А. Рутман. 7072 (1564) — И. А. Кочетков. аѳонасїи҆́] Афанасiи — иером. Владимир. Аѳанасiи — А. И. Успенский. Афонасия — И. А. Кочетков. 3. ст҃лтⷭ҇ва] святительства — иером. Владимир, А. И. Успенский, Т. А. Рутман. ст҃лтⷭ҇ва еⷢ҇] его святительства — И. А. Кочетков. еⷢ҇] его — иером. Владимир, А. И. Успенский, Т. А. Рутман. а поⷣпїсана] у иером. Владимира и А. И. Успенского нет. а подписывали — И. А. Кочетков. ӑрхімаⷩ҇дрѣтѣ] Архимандритѣ — иером. Владимир, А. И. Успенский. 4. ӗѳрѣме] Ефремѣ — иером. Владимир, А. И. Успенский. мастеры] малеры — иером. Владимир, А. И. Успенский. 5. третъѧ̆къ] Третякъ — иером. Владимир. Третьякъ — А. И. Успенский. Третьяк — Т. А. Рутман, И. А. Кочетков. нїкїтїны] Нянины — А. И. Успенский. 5–6. ѧ̆рослаⷡ҇цй] Ярославцы — иером. Владимир, А. И. Успенский, Т. А. Рутман, И. А. Кочетков. дӑ] у иером. Владимира нет. 6. ӑѳонасей] Афанасiй — иером. Владимир, А. И. Успенский. демеⷩ҇теї] Дементiй — иером. Владимир. Дементий — Т. А. Рутман. сіⷣровы] Никифоровы — иером. Владимир, А. И. Успенский. Сидоровы — Т. А. Рутман, И. А. Кочетков.
Подлинность
Оригинал
Алфавит
Кириллица
Язык
Состояние носителя
Слой штукатурки на кирпичном столпе.
Стиль / тип письма
Эпиграфический полуустав
Материал
Полевое документирование
Документировано 21.06.2017 г.
Авторы полевого документирования
Александр Авдеев, Ольга Радеева при участии Анатолия Оксенюка
Памятник археологии
Собор Преображения Господня Ярославского Спасо-Преображенского монастыря. Северо-западный столп, южная сторона. Нижний регистр росписи. Надпись находится in situ.
Обстоятельства находки (подробно)
В 1781 г. надпись была заново прописана церковнославянским шрифтом при поновлении фресок собора [Фото надписи: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева. Отдел научного фотокаталога. Нег. № VII–487]. Надпись расчищена от поздних записей во время реставрационных работ по восстановлению фресковой живописи XVI в. в соборе, завершившейся в 1998 г.
Издание / публикация
Владимир, иером. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне Архиерейский дом. Ярославль, 1913. С. 62 (по списку архим. Антония [Архиепископ Антоний (Знаменский) занимал Ярославскую и Ростовскую кафедру с 1806 по 1820 гг. По его благословению были списаны надписи с уцелевших к тому времени надписей XVI–XVIII вв. Спасо-Преображенского монастыря. С этого списка позднее было сделано несколько копий разной степени полноты передачи текстов эпиграфических памятников, и все публикации надписей из этой обители восходят либо к данному списку, либо — к копиям с него], гражданским шрифтом, как одна надпись с CIR0562) [Та же публикация в современной орфографии повторена: Владимир, иером. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь. К 800-летию основания обители. Ярославль, 2017. С. 56]; Успенский А. И. Царские иконописцы и живописцы XVII века. Т. IV М., 1916. С. 30 (по росписи 1781 г., гражданским шрифтом, как одна надпись с CIR0562); Рутман Т. А. Храмы и святыни Ярославля. Ярославль, 2005. С. 315 (по собственной копии, гражданским шрифтом, в современной орфографии, как одна надпись с CIR0562); Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / редактор-составитель И. А. Кочетков. М., 2009. С. 380 (гражданским шрифтом в современной орфографии). В соответствии с надписью публикуется впервые.
Состояние надписи
Надпись темперной краской в 6 строк, сделанная по графье. Почерк мастера близок почерку надписи CIR0562, однако отличается характером диакритики и начертанием отдельных букв. Надпись заключена в двойной круг, сделанный краской. Ниже последней строки надписи изображён вазон с растущими из него цветами.
Автор(ы) описания