Надпись о строительстве Святых врат и монастырской стены; 1586 г.; Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь

Категории

Средневековая кириллическая и глаголическая эпиграфика

Идентификатор
Надпись о строительстве Святых врат и монастырской стены; 1586 г.; Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь
Название
Надпись о строительстве Святых врат и монастырской стены в Ипатьевском монастыре
OG-код
OG0104
CIR-код
СIR0076
Разновидность (характер)
Плита.
Тип/Жанр
Строительная надпись
Критический аппарат
1. ҂з҃ч҃дⷢ҇] 7094 — архим. Амвросий (Орнатский), В. Г. Брюсова (а), А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов. ҂зчд (1586) — еп. Павел (Подлипский). 1586 — прот. П. Островский. 7094-го — В. Г. Брюсова (б), О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, В. Н. Козляков. зчд (1586) — Костромской... 7094 (1586) — В. Н. Иванов, С. А. Кабатов. 7094 (1594 г.) — прот. Д. И. Сазонов. повелѣниеⷨ] позволением — прот. Д. И. Сазонов. бл҃говѣнⷬаго] Благочестивѣйшаго — архим. Амвросий (Орнатский). благовѣрного — еп. Павел (Подлипский), Костромской... благоверного — В. Г. Брюсова (а и б), В. Н. Иванов, А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов, С. А. Кабатов, В. Н. Козляков, прот. Д. И. Сазонов. и҆ хⷬс̋толюбиваⷢ҇] у прот. Д. И. Сазонова нет. христолюбиваⷢ҇] Боголюбивого — архим. Амвроский (Орнатский), еп. Павел (Подлипский). Боголюбиваго и — прот. П. Островский. Боголюбиваго — Костромской... боголюбивого и — В. Г. Брюсова (а и б), В. Н. Иванов, А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов, С. А. Кабатов. христолюбиваго и — О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, В. Н. Козляков. великаго гдⷭ҇рꙗ цр҃ꙗ ̋ великаⷢ҇] у еп. Павла (Подлипского), С. А. Кабатова и прот. Д. И. Сазонова нет. великаго] великого — В. Г. Брюсова (а и б), В. Н. Иванов, А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов, С. А. Кабатов. ̋] у прот. П. Островского и В. Н. Козлякова нет. великаⷢ҇] великаго — прот. П. Островский, Костромской..., В. Н. Козляков. великого — В. Г. Брюсова (а и б), В. Н. Иванов, А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов, С. А. Кабатов, прот. Д. И. Сазонов. великаго и — О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин. 2. ѳеⷣора] Ѳеодора — архим. Амвросий (Орнатский). ̋вановича] Iоанновича — архим. Амвросий (Орнатский). Івановича — еп. Павел (Подлипский), Костромской... всеа̑] всея — архим. Амвросий (Орнатский), еп. Павел (Подлипский), прот. П. Островский, Костромской..., В. Г. Брюсова (а и б), В. Н. Иванов, О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов, С. А. Кабатов, В. Н. Козляков, прот. Д. И. Сазонов. рꙋси] Россiи — архим. Амвросий (Орнатский). Русіи — прот. П. Островский. бл҃гочстивыа̑] благочестивыя — архим. Амвросий (Орнатский), прот. П. Островский, Костромской..., В. Г. Брюсова (а и б), В. Н. Иванов, О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов, С. А. Кабатов, В. Н. Козляков, прот. Д. И. Сазонов. Благочестивыа — еп. Павел (Подлипский). хⷬс̋олⷮюбивыа̑] христолюбивыя — архим. Амвросий (Орнатский), прот. П. Островский, Костромской..., В. Г. Брюсова (а и б), В. Н. Иванов, О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, С. А. Кабатов, В. Н. Козляков. христолюбивые — А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов. 2–3. ца[р]ицы] царица — В. Н. Иванов. 3. великиа̑] великія — архим. Амвросий (Орнатский), Костромской... В. — прот. П. Островский. великия — В. Г. Брюсова (а и б), В. Н. Иванов, О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, С. А. Кабатов, В. Н. Козляков, прот. Д. И. Сазонов. у А. В. Бугаевского и прот. М. Ходанова нет. кнꙗг[<и>]ни] кнꙗгии — надпись. княгини — архим. Амвросий (Орнатский), еп. Павел (Подлипский), прот. П. Островский, Костромской..., В. Г. Брюсова (а и б), О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов, С. А. Кабатов, В. Н. Козляков, прот. Д. И. Сазонов. в третие̑] въ 3-е благочестивыя — архим. Амвросий (Орнатский). въ третіе — еп. Павел (Подлипский), прот. П. Островский, Костромской… в третье — В. Н. Иванов, С. А. Кабатов, прот. Д. И. Сазонов. гдⷭ҇рьства] царствiя — архим. Амвросий (Орнатский). государства — еп. Павел (Подлипский), прот. П. Островский, Костромской..., В. Г. Брюсова (а и б), В. Н. Иванов, О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов, С. А. Кабатов, В. Н. Козляков. государева — прот. Д. И. Сазонов. еⷢ҇] его — еп. Павел (Подлипский), прот. П. Островский, Костромской..., В. Г. Брюсова (а и б), В. Н. Иванов, О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, С. А. Кабатов, В. Н. Козляков, прот. Д. И. Сазонов. бысⷮь] быти — прот. П. Островский. быть — В. Н. Иванов. были — О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин. си̋] сiи — архим. Амвросий (Орнатский), еп. Павел (Подлипский), прот. П. Островский, Костромской... ст҃ые] святыя — архим. Амвросий (Орнатский. 4. ѡ҆́граⷣ камена] ограда — архим. Амвросий (Орнатский), В. Н. Иванов. оградка — еп. Павел (Подлипский), прот. П. Островский. оградка камена — В. Г. Брюсова (а и б), С. А. Кабатов, прот. Д. И. Сазонов. оградки — Костромской…, В. Н. Козляков. огрядка сема — О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин. А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов. сеа̑] сея — архим. Амвросий (Орнатский), Костромской…, В. Г. Брюсова (а и б), В. Н. Иванов, О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов, С. А. Кабатов, В. Н. Козляков, прот. Д. И. Сазонов. сіа — еп. Павел (Подлипский), прот. П. Островский. ена — Костромской… сеиа — О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин. превелики{и}а̑] превеликииа̑ ― надпись. превеликiа — еп. Павел (Подлипский), Костромской… превеликiя — прот. П. Островский. превеликия — В. Г. Брюсова (а и б), В. Н. Иванов, О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов, С. А. Кабатов, В. Н. Козляков, прот. Д. И. Сазонов. ст҃ыа̑] святыя — архим. Амвросий (Орнатский), еп. Павел (Подлипский), прот. П. Островский, Костромской…, В. Г. Брюсова (а), А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов, С. А. Кабатов, В. Н. Козляков, прот. Д. И. Сазонов. святые — В. Г. Брюсова (б), В. Н. Иванов, О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин. ̋] у архим. Амвросия (Орнатского), еп. Павла (Подлипского), прот. П. Островского, Костромской…, В. Г. Брюсовой (а и б), В. Н. Иванова, О. С. Куколевской, И. В. Рогова и С. А. Уткина, В. Н. Козлякова нет. пребеⷥначаⷧныа̑] Живоначальныя — архим. Амвросий (Орнатский). Пребезначальныя — прот. П. Островский. пребезначальныя — В. Г. Брюсова, О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, С. А. Кабатов, В. Н. Козляков, прот. Д. И. Сазонов. пребезначалные — В. Н. Иванов. пребезначалныя — А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов. тро[<и>]ца] троца — надпись. Троицы — архим. Амвросий (Орнатский). Троица — еп. Павел (Подлипский), Костромской…, С. А. Кабатов, прот. Д. И. Сазонов. Троици — прот. П. Островский. Троицы — В. Г. Брюсова (а и б), О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов. ̋пацкаⷢ҇ⷢ҇] Ипатiевскаго — архим. Амвросий (Орнатский). Ипацкаго — еп. Павел (Подлипский), прот. П. Островский, Костромской…, В. Г. Брюсова (б). Ипацкого — В. Г. Брюсова (а), В. Н. Иванов, О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов, С. А. Кабатов, В. Н. Козляков, прот. Д. И. Сазонов. манастырꙗ] монастыря — архим. Амвросий (Орнатский), еп. Павел (Подлипский), прот. П. Островский, В. Г. Брюсова (а и б), В. Н. Иванов, О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов, С. А. Кабатов, В. Н. Козляков, прот. Д. И. Сазонов. монастыра — Костромской… 5. тщаниеⷨ] тизанием — С. А. Кабатов. бо[<я>]рина] борина ― надпись. Болярина — архим. Амвросий (Орнатский). боярина — еп. Павел (Подлипский), прот. П. Островский, Костромской…, В. Г. Брюсова (а и б), О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, В. Н. Козляков. дмиⷮреа̑] Димитрія — архим. Амвросий (Орнатский), прот. П. Островский. Димитрiа — еп. Павел (Подлипский), Костромской… Дмитрия — В. Г. Брюсова (а и б), В. Н. Иванов, О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов, С. А. Кабатов. Димитриа — В. Н. Козляков. Димирия — прот. Д. И. Сазонов ̋вановича] Івановича — еп. Павел (Подлипский), прот. П. Островский, Костромской… 5–6. да бо[<я>]рина ̋ конюшево бориса ѳеⷣоровича ⷢодꙋнова] у архим. Амвросия (Орнатского) нет. 5. ̋] у еп. Павла (Подлипского), прот. П. Островского, Костромской…, В. Г. Брюсовой (а), О. С. Куколевской, И. В. Рогова и С. А. Уткина нет. конюшево] конюшего — еп. Павел (Подлипский), прот. П. Островский, В. Г. Брюсова (а и б), О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, В. Н. Козляков. конюшева — прот. Д. И. Сазонов 6. памѧⷮ] память — архим. Амвросий (Орнатский), еп. Павел (Подлипский), прот. П. Островский, Костромской…, В. Г. Брюсова (а и б), О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов, С. А. Кабатов, В. Н. Козляков, прот. Д. И. Сазонов. памяти — В. Н. Иванов. ⷬода̑] род — В. Г. Брюсова (а и б), О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов. в] и — прот. Д. И. Сазонов роⷣ а̑] рода — В. Н. Иванов, прот. Д. И. Сазонов. а̑] и— архим. Амвросий (Орнатский) , прот. Д. И. Сазонов. А. В. Бугаевского и прот. М. Ходанова нет. по дшаⷯ] и на душахъ — прот. П. Островский. у В. Г. Брюсовой (а) нет. а по душах — О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин. по душех — прот. Д. И. Сазонов по своиⷯ] посвоихъ — прот. П. Островский. родиⷮелеⷯ] родителяхъ — архим. Амвросий (Орнатский). родителях — В. Н. Иванов. родителей — прот. Д. И. Сазонов в вѣнⷱы̋] ввѣчной — прот. П. Островский. вѣнⷱы̋] вѣчной — архим. Амвросий (Орнатский), еп. Павел (Подлипский), Костромской… вечной — В. Н. Козляков.
Подлинность
Оригинал
Алфавит
Кириллица
Состояние носителя
Поверхность плиты отполирована. Правый край плиты оббит. По центру плиты проходит трещина, возможно, полученная во время работ по её выемке и перемещению на новое место.
Стиль / тип письма
Эпиграфический полуустав
Полевое документирование
Документировано 16.08.2016 г.
Авторы полевого документирования
Александр Авдеев, Ольга Радеева, Глеб Донской, Станислав Компанец
Памятник археологии
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Троицкий собор. Северная внутренняя стена галереи справа от северных входных дверей в четверик.
Обстоятельства находки (подробно)
Первоначально плита с надписью была установлена на стене надвратной церкви свв. на Святых (северных) вратах Ипатьевского монастыря. Точное её название даёт Приходно-расходная книга Ипатьевского монастыря 1600 г. — двухпрестольный храм «стг҃о мчⷩ҇ка ѳеоⷣора стратілата и хв҃ы мчⷩ҇цы иріны агапі̏ и хео᷶не̏» (Государственный архив Костромской области. Ф. 712 (Костромской Ипатьевский монастырь). Оп. 2. № 12. Л. 31 об.). Храм за ветхостью был разобран — по данным прот. М. Диева в 1767 г., по данным еп. Павла (Подлипского) — в 1775 г. (Диев М., прот. Историческое описание Костромского Ипатского монастыря. М., 1858. С. 19; [Павел (Подлипский), еп.]. Описание Костромского Ипатиевского монастыря, в коем юный Михаил Феодорович Романов умолен знаменитым посольством московским на царство русское. М., 1832. С. 27–28). В конце XVIII в. плита с надписью находилась на стене келий над погребами («экономических» палат), построенных в 1732 г. к югу от западных ворот монастыря на месте снесённых палат, возведённых на вклад Д. И. Годунова (См.: [Павел (Подлипский), еп.]. Описание Костромского Ипатиевского монастыря, в коем юный Михаил Феодорович Романов умолен знаменитым посольством московским на царство русское. М., 1832. С. 23), но время, когда надпись оказалась на этом месте, пока установить невозможно. В 1798 г. по распоряжению архиепископа Костромского и Галичского Павла (Зернова) плита была перенесена в Троицкий собор и вмонтирована в северную стену галереи (Островский П., прот. Историко-статистическое описание костромского первоклассного Ипатьевского монастыря. Кострома, 1870. С. 10).
Издание / публикация
Амвросий (Орнатский), архим. История российской иерархии. Ч. II. М., 1810. С. 639 (по собственной копии, гражданским шрифтом); [Павел (Подлипский), еп.]. Описание Костромского Ипатиевского монастыря, в коем юный Михаил Феодорович Романов умолен знаменитым посольством московским на царство русское. М., 1832. С. 24–25 (по собственной копии, гражданским шрифтом); Островский П., прот. Историко-статистическое описание... С. 10–11 (по собственной копии, гражданским шрифтом); Костромской Ипатиевский монастырь / Изд. редакции Костромских Епархиальных Ведомостей. Кострома, 1913. С. 32 (гражданским шрифтом); Брюсова В. Г. Ипатьевский монастырь. Ярославль, 1968. С. 19 (гражданским шрифтом в современной орфографии), 20 (фото) (а); Брюсова В. Г. Ипатьевский монастырь. М., 1982. С. 16 (гражданским шрифтом в современной орфографии), илл. 23 (фото) (б); Иванов В. Н. Кострома. М., 1970. С. 46–47 (по собственной копии, гражданским шрифтом, в современной орфографии); Куколевская О. С. Ипатьевский монастырь. Путеводитель. М., 2003. С. 60 (гражданским шрифтом в современной орфографии), 61 (фото); Рогов И. В., Уткин С. А. Ипатьевский монастырь. Исторический очерк. М., 2003. С. 21 (гражданским шрифтом в современной орфографии, по чтению О. С. Куколевской); Бугаевский А. В., Ходанов М., прот. Колыбель дома Романовых. М., 2008. С. 96 (гражданским шрифтом, в современной орфографии, по публикации В. Г. Брюсовой); Кабатов С. А. Захаб Святых ворот Ипатьевского монастыря // Романовские чтения. История Российской государственности и династия Романовых: Актуальные проблемы изучения. Материалы конференции. Кострома, 29–30 мая 2008 года / Сост. и научный редактор А. М. Белов. Кострома, 2008. С. 226–227 (гражданским шрифтом, в современной орфографии); Козляков В. Н. Борис Годунов. Трагедия о добром царе. М., 2011. С. 101 (по собственной копии, гражданским шрифтом, в современной орфографии); Сазонов Д. И., прот. История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря. Кострома, 2012. С. 56 (гражданским шрифтом, в современной орфографии); Авдеев А. Г. Строительная надпись 1586 г. из Троицкого Ипатьевского монастыря и ансамбль Святых ворот конца XVI в. // Ипатьевский вестник. Научно-богословский журнал. 2022. № 3 (19). С. 64–65. Ил. 1 (в соответствии с камнем, с приложением фото).
Библиография
История правок описания: Анисимова Д. Ю. 11/3/17 Авдеев А. Г. 30/4/17 Радеева О. Н. 12/5/17 Авдеев А. Г. 12/5/17 Авдеев А. Г. 13/5/17 Романенко Е. В. 9/7/17 Авдеев А. Г. 10/7/17 Романенко Е. В. 21/7/17 Анисимова Д. Ю. 5/8/17 Анисимова Д. Ю. 7/9/17 Донской Г. Г. 1/12/17 Авдеев А. Г. 6/1/18 Авдеев А. Г. 8/8/19 Авдеев А. Г. 29/4/20 Авдеев А. Г. 11/5/20 Авдеев А. Г. 23/9/21 Авдеев А. Г. 27/12/22
Состояние надписи
Врезная надпись в 7 строк, выполненная в технике трёхгранно-выемчатой резьбы. Буквы прокрашены черной краской. Эпиграфическое поле ограничено прямоугольным картушем, по периметру которого пущен орнамент. Тип орнамента — бордюр. Орнаментная композиция — орнамент бесконечный. Мотив — растительный орнамент смешанный классицистический стиль и стиль ампир. В орнаментальной композиции вычленяются широкие плоские пояса, обрамляющие линию орнамента, и эклектичные элементы, характерные для классицизма и стиля ампир. Ритмика орнамента представлена раппортом пальметт, выполненных в низком рельефе. Орнамент относится к концу XVIII в. и характерен для русских мастеров указанного периода.
Текст на языке оригинала
лѣта ҂з҃ч҃дⷢ҇ повелѣниеⷨ бл҃говѣⷬнаго и҆ хⷬс̋толюбиваⷢ҇ великаго гдⷭ҇рꙗ цр҃ꙗ ̋ великаⷢ҇ кнꙗⷥ ѳеⷣора ̋вановича всеа̑ рꙋси самодержца и҆ его бл҃гочстивыа̑ и̑ хⷬс̋олⷮюбивыа̑ ца[р]и цы великиа̑ кнꙗг[<и>]ни и҆рины в третие̑ лѣто гдⷭ҇рьства еⷢ҇ начаты бысⷮь дѣлати си̋ ст҃ые врата и҆ ѡ҆́граⷣ камена ѡ҆́коло сеа̑ превелики{и}а̑ лаⷡ҇ры ст҃ыа̑ ̋ пребеⷥначаⷧныа̑ тро[<и>]ца ̋пацкаⷢ҇ манастырꙗ тщаниеⷨ и вѣрою боѧрина дмиⷮреа̑ ̋вановича годꙋнова да бо[<я>]рина ̋ конюшево бо риса ѳеⷣоровича ⷢодꙋнова на памѧⷮ Ѿ ⷬода̑ в роⷣ а̑ по дшаⷯ своиⷯ ̋ по своиⷯ родиⷮелеⷯ в вѣнⷱы̋ поми (vacat) нокъ (vacat)
Перевод на русский
Лета 7094г(о) [1586] повелением бл(а)говернаго и христолюбиваг(о) великаго г(оспо)д(а)ря царя ц(а)ря и великаг(о) княз[я] Федора Ивановича всеа Руси самодерж[<ц>]а и его бл(а)гоч(е)стивыя и христолюбивыя царицы великия княг[<и>]ни Ирины в третие лето г(о)с(по)д(а)рьства ег(о) начаты бысть делати сии с(вя)тые врата и оград(ь) камена около сеа превелики{и}а лавры С(вя)тыа и Пребезначал(ь)ныа Тро[<и>]ца Ипацког(о) манастыря тщанием и верою боярина Дмитрея Ивановича Годунова да боярина и конюшево Бориса Федоровича Годунова на памят(ь) от рода в род по д(у)шах своих и по своих родителех в вечный поминок.
Комментарий линвистический
Пропуск Ъ или Ь: повелѣниеⷨ бл҃говѣⷬнаго (стк. 1), лаⷡ҇ры (стк. 4), пребеⷥначаⷧныа̑ (стк. 4), тщаниеⷨ (стк. 5), дмиⷮреа̑ (стк. 5), памѧⷮ (стк. 6), роⷣ (стк. 6), дшаⷯ своиⷯ (стк. 6), своиⷯ родиⷮелеⷯⷯ (стк. 6), вѣнⷱы̋ (стк. 6). Переход О в А в первом безударном слоге: манастырꙗ (стк. 4). Лексические сербизмы: всеа̑ (стк. 2), бл҃гочстивыа̑ (стк. 2), хⷬс̋олⷮюбивыа̑ (стк. 2), великиа̑ (стк. 3), сеа̑ превелики{и}а̑ (стк. 4), ст҃ыа̑ (стк. 4), пребеⷥначаⷧныа̑ (стк. 4), дмиⷮреа̑ (стк. 4). Личные имена. 2. ѳеⷣора — обыденная форма календарного имени «Ѳеодоръ». 5. дмиⷮреа̑ — обыденная форма календарного имени «Димитрiй». 2, 5. ̋вановича — отчество образовано от обыденной формы календарного имени «Iоаннъ». 5. дмиⷮреа̑. Обыденная форма календарного имени «Димитрiй». 7. ѳеⷣоровича — отчество образовано от обыденной формы календарного имени «Ѳеодоръ».
Шрифт
Техническая дата
1586-01-01
Дата создания, от
1586
Дата создания, до
1586
Обоснование датировки
Надпись отмечает дату начала строительства монастырской стены и свидетельствует, что оно началось с возведения Святых врат. Тем не менее, надпись не сообщает о возведении надвратного храма во имя св. великомученика Феодора Стратилата с приделом во имя св. мчч. Ирины, Агапии и Хионии — святых покровителей царя Фёдора Иоанновича и его жены Ирины Фёдоровны (родной сестры Бориса Годунова). По-видимому, его строительство началось позднее, в процессе сооружения монастырской стены (завершилось в 1590 г.) и продолжалось до 1597 г. (храм расписан и освящён в 1600 г.) [Баталов А. Л. Московское каменное зодчество конца XVI в. Проблемы художественного мышления эпохи. М., 1996. С. 50]. Дата, указанная в надписи, лежит в промежутке между 31 мая (начало третьего года царствования Фёдора Ивановича) и 31 августа 1586 г. (окончание 5094 г. от сотворения мира). Возможно, расплывчатость даты свидетельствует о том, что надпись была выполнена заранее. В этом случае наиболее вероятным днём начала строительных работ, связанным с чином освящения Святых ворот, можно считать 31 мая (день рождения и день венчания Фёдора Ивановича на царство) или, что предпочтительнее, 8 июня (память тезоименитого святого царя Феодора Стратилата).
Век
XVI в.
Комментарий исторический
Просопографический комментарий 5. боѧрина дмиⷮреа̑ ̋вановича годꙋнова. Дмитрий Иванович Годунов начал службу при дворе удельного князя Юрия Васильевича Угличского. В середине XVI в. числился в Дворовой тетради по Вязьме. После смерти Юрия Васильевича в 1563 г. перешёл на царскую службу. В опричных разрядах впервые упоминается в сентябре 1567 г., когда был постельничим в Литовском походе Ивана Грозного. В 1574 г. пожалован в окольничие, в 1577 г. получил чин боярина. В Особом Дворе Ивана Грозного в 1574–1584 гг. В апреле 1574 г. окольничий за постелею в царском полку в Серпухове. В 1575/76 г. окольничий на свадьбе Ивана Грозного с Анной Васильчиковой. В 1576 г. дворовый окольничий во время «великого княжения» Симеона Бекбулатовича. В апреле 1577 г. боярин в царском полку в Ливонии. В 1578 г. пожалован в кравчие. В июне 1579 г. боярин в царском полку в походе Ивана Грозного в Ливонию. В 1586 г. — назначен наместником в Великом Новгороде, в 1596 г. стал главой Конюшенного приказа. В 1605 г. отправлен Лжедмитрием I в ссылку и в следующем году умер (Кобрин В. Б. Опричнина. Генеалогия. Антропонимика. Избранные труды. М., 2008. С. 36; Правящая элита Русского государства в правление Ивана Грозного // https://russian-court.spbu.ru/component/fabrik/details/1/2261.html?Itemid=108). Похоронен в родовой усыпальнице Годуновых в Ипатьевском монастыре. Могила не сохранилась. 5–6. конюшево бориса ѳеⷣоровича ⷢодꙋнова. Борис Фёдорович Годунов, племянник Дмитрия Ивановича Годунова, шурин царя Фёдора Ивановича. Родился в 1552 г. В Опричном дворе с 1567 г. Стряпчий в Литовском походе Ивана Грозного в 1567 г. В 1573–1584 гг. в Особом Дворе Ивана Грозного. В 1571 г. рында у царевича Ивана Ивановича. В марте 1573 г. получил оклад в 50 руб. Государев дружка на свадьбе Ивана Грозного с Анной Васильчиковой. Дворовый в мае 1576 г. во время «великого княжения» Симеона Бекбулатовича. В апреле 1577 г. кравчий в царском полку в Ливонии. В июне 1579 г. кравчий в разряде в царском полку во время похода Ивана Грозного в Ливонию. В сентябре 1580 г. дружка царя на свадьбе Ивана Грозного и Марии Нагой. В день коронации Фёдора Ивановича как царский шурин был пожалован в конюшие, получил чин ближнего великого боярина, наместника Казанского и Астраханского царств (В XVII в. должность наместника была формальной и обычно давалась перед назначением на дипломатическую службу. См.: Талина Г. В. Наместники и наместничества в конце XVI — начале XVIII в. М., 2012). После смерти царя Фёдора Ивановича и пресечения династии московских Рюриковичей был избран царём на Земском соборе. Умер 13 апреля 1605 г. (Кобрин В. Б. Опричнина. Генеалогия. Антропонимика. Избранные труды. М., 2008. С. 36; Правящая элита Русского государства в правление Ивана Грозного // https://russian-court.spbu.ru/component/fabrik/details/1/2259.html?Itemid=108). Указанные в надписи чины Д. И. и Б. Ф. Годуновых полностью отражают их служебное положениюе на 1586 г. Тем не менее, в данном эпиграфическом памятнике соблюдён принцип родового старшинства: на первом месте назван старший в роду Д. И. Годунов, а на втором — его племянник Борис Фёдорович, хотя по местническо-служебному счёту на момент создания надписи последний стоял выше В день коронации Фёдора Ивановича Б. Ф. Годунов как царский шурин получил чин ближнего великого боярина, наместника Казанского и Астраханского царств и в чине конюшего (одна из главных должностей по дворцовому управлению) возглавил Конюшенный приказ. Д. И. Годунов получил чин конюшего позднее, когда 4 сентября 1598 г. возглавил Конюшенный приказ, сменив на этом посту племянника, ведавшего тем же приказом в 1584–1598 гг. (Лисейцев Д. В., Рогожкин Н. М., Эскин Ю. М. Приказы Московского государства XVI – XVII вв. Словарь-справочник. М.; СПб., 2015. С. 91). Историко-архитектурный комментарий: (Более подробный анализ архитектурной истории ансамбля Святых врат см.: Авдеев А. Г. Строительная надпись 1586 г. из Троицкого Ипатьевского монастыря и ансамбль Святых ворот конца XVI в. // Ипатьевский вестник. Научно-богословский журнал. 2022. № 3 (19). С. 71–83) В. Н. Козляков полагает, что надпись свидетельствует о «внутренних, глубоко личных мотивах» каменного строительства, которыми руководствовались Годуновы (Козляков В. Н. Борис Годунов. Трагедия о добром царе. М., 2011. С. 101). Однако для понимания содержания надписи и её взаимосвязи с хронологией строительства и поминальными традициями в роде Годуновых основными источниками являются Вкладная книга Ипатьевского монастыря, сохранившаяся в списке 20-х гг. XVIII в. (Последняя запись во Вкладной книге датируется 15 апреля 1719 г.), и Приходно-расходная книга этой обители за май-август 1600 г. (Государственный архив Костромской области. Ф. 712 (Костромской Ипатьевский монастырь). Оп. 2. № 12). Вкладная книга скрупулёзно перечисляет денежные вклады Д. И. Годунова на строительство монастырских стен, возводимых после пожара 1581 г., уничтожившего древние деревянные укрепления. Данный источник показывает, что работы по возведению монастырской стены начались в 1583/84 г., когда Д. И. Годунов сделал первый вклад на «каменное дело», что совпадает с датой, названной в надписи CIR0076. Условие же о совершении за сделанный вклад двух кормовых поминовений — заздравного в день св. Димитрия Селунского (27 октября), тезоименитого вкладчику, и поминального 9 ноября — на день кончины его жены Стефаниды — появилось в декабре 1591 г. вместе с последним вкладом «на каменное дело». Всего строитель обители старец Гурий получил от Д. И. Годунова «на каменное дело» в 815 руб. (Костромской музей-заповедник. КОК № 24010. Л. 9 об., 10 об.). Борис Годунов не выделял денег на строительство монастырских стен, его вклады были менее щедрыми, но «предметными», и делались после начала «каменного дела» в обители — в 1685/86 г. он дал вкладом в обитель коня-иноходца, в 1591/92 г. — деревню Яхнево в Костромском уезде, паникадило и двор в Китай-городе «с пола́тою с ка́менное : и҆ с погребоⷨ и҆ с хоро́мы», в 1592/93 г. — ткани на богослужебные одеяния, также с условием кормового поминовения умерших родственников (Костромской музей-заповедник. КОК 24010. Л. 15–15 об.). Надпись сообщает о начале возведения монастырских стен в 1583/84 г. (совпадающем по времени с первым вкладом Д. И. Годунова на «каменное дело»), но в ней не названы день и месяц, когда было начато строительство: видимо, текст был вырезан заранее — скорее всего, в Москве. Работы по украшению надвратной церкви были проведены позднее. В 1590/91 г. Д. И. Годунов внёс вклад на покрытие куполов надвратной церкви немецким листовым железом (Церковный историко-археологический музей Костромской епархии Русской Православной Церкви. БВП 250. КМЗ КОК 24010. Л. 14). В июле 1600 г. «поⷣписываны святые ворота стѣнⷩ҇ыⷨ піⷭ҇моⷨ И около цр҃кве <…> в̾ кіотаⷯ праⷥникі и святые пісаны стѣнⷩ҇ыⷨ же піⷭ҇моⷨ И кио᷶ты обіваны немеⷰкиⷨ желѣѕоⷨ а денеⷢ҇ Иѕоⷲ҇ло мнⷭ҇трьскіⷯ на стѣнⷩ҇ое піⷭ҇мо ‧ ЛА҃ ‧ рꙋлⷠь ‧ и҆ ‧ Г҃ ‧ атⷧн҃а ‧ гⷣе» (Государственный архив Костромской области. Ф. 712 (Костромской Ипатьевский монастырь). Оп. 2. № 12. Л. 31 об.). Над фресками трудились костромской жалованный иконописец Бажен Савин и троицкий вдовый поп, имя которого в рукописи утрачено (Государственный архив Костромской области. Ф. 712 (Костромской Ипатьевский монастырь). Оп. 2. № 12. Л. 36 об.). Расположение фресок «около» надвратного храма, скорее всего, имело аналогии в росписи папертей Троицкого собора — «и҆́ ѡ҆́коло цр҃кьви наⷣ папертми с четыре стороны в̾ двꙋнаⷮцаⷮи киѡтеⷯ написано бж҃ие млрⷭ҇дие ѡ҆́браѕы стѣⷩ҇ныⷨ҇ писмоⷨ҇» (Государственный архив Костромской области. Ф. 712 (Костромской Ипатьевский монастырь). Оп. 2. № 17. Л. 3). Сведения о завершении строительства и освящении надвратного храма в надписи отсутствуют. Это позволяет выдвинуть гипотезу о существовании второй, утраченной, надписи, которая фиксировала время окончания строительных работ и, возможно, освящения надвратной церкви, а также поставить вопрос о первоначальном местоположении плит. Возможно, утраченная строительная надпись могла содержать известия о завершении крепостного строительства в монастыре и освящении надвратной церкви с упоминанием имён храмоздателей — Дмитрия Ивановича и Бориса Фёдоровича Годуновых. Наиболее предпочтительной датой этого события представляется 8 июня 1592 г. — день тезоименитства царя Фёдора Иоанновича и престольного праздника новопостроенного храма (Авторы каталога памятников архитектуры Костромской области полагают, что храм был освящён в 1600 г., очевидно опираясь на сообщение о его росписи (Выголов В. П., Смирнов Г. К., Щеболева Е. Г. Памятники архитектуры Костромской области. Каталог. Вып. 1: Г. Кострома. Ч. 3. / Под общ. ред. В. Б. Корозина. Кострома, 1998. С. 6). Маловероятно, однако, чтобы церковь, строительство которой завершилось к началу 90-х гг. XVI в., ещё несколько лет стояла неосвящённой). Скорее всего, после падения регентства царевны Софьи в 1689 г. надвратный храм получил новое посвящение престолов — в честь тезоименитых святых царей Иоанна и Петра Алексеевичей — Усекновения главы Иоанна Предтечи и святых апостолов Петра и Павла, но кардинальной перестройке подвергнут не был (Российский государственный архив древних актов. Ф. 237 (Монастырский приказ). Оп. 1. Д. 34. Л. 221 об., 223. Мнение авторов каталога «Памятники архитектуры Костромской области», будто шатровые завершения надвратной церкви Ипатьевского монастыря были «в петровское время <…> заменены ярусными, типа “восьмерик на четверике”, характерными для нарышкинского барокко» (Выголов В. П., Смирнов Г. К., Щеболева Е. Г. Памятники архитектуры Костромской области. Каталог. Вып. 1: Г. Кострома. Ч. 3. / Под общ. ред. В. Б. Корозина. Кострома, 1998. С. 6–7) опровергается Описью 1702 г. (Российский государственный архив древних актов. Ф. 237 (Монастырский приказ). Оп. 1. Д. 34. Л. 220–221)). Эти посвящения престолов существовали и в 1764 г. (Российский государственный архив древних актов. Ф. 280 (Коллегия Экономии). Оп. 3. Д. 637. Л. 73). Судьба исследуемых надписей не прослеживается вплоть до конца XVIII в. Опись 1702 г. не называет «летописей» на стене храма, хотя сообщает о тропарях, написанных при фресках над захабом и Святыми вратами, а также о «летописи резной по белому камню» на Зелёной башне Нового города (CIR0104) (Российский государственный архив древних актов. Ф. 237 (Монастырский приказ). Оп. 1. Д. 34. Л. 224 об.).
Комментарий палеографический
Эпиграфический полуустав высокого качества. Буквы надписи распределены по плите неравномерно. В левой её части буквы шире и меньше, чем в правой, и чаще соединены в лигатуры. «Вензельное» написание букв: в слове «самодержца» (стк. 2) буква О вписана между вертикальными мачтами буквы М. Буква З в обозначении тысячи (стк. 1) составлена из двух несоединяющихся дуг. Верхняя дуга имеет полукруглый изгиб с утолщением на верхнем конце. Изогнутый знак тысячи является продолжением верхней дуги. Левонаклонные насечки параллельны друг другу. Нижняя дуга имеет форму округлого серпа с прямой ручкой. Аналогии: CIR0557 (1684 г.), CIR0661 (1584 г.). Лигатуры: стк. 1 — наг в слове «бл҃говѣⷬнаго», лю и ив в слове «хⷬс̋толюбиваⷢ҇», ли и аг в слове «великаго», рꙗ в слове «гдⷭ҇рꙗ», слово «цр҃ꙗ», ли в слове «великаⷢ҇», нꙗ в слове «кнꙗⷥ»; стк. 2 — до в слове «ѳеⷣора», ан и ча в слове «̋вановича», ца в слове «самодержца», ив в слове «бл҃гочстивыа̑», лю и ив в слове «хⷬс̋олⷮюбивыа̑», цари в слове «ца[р]и(цы)»; стк. 3 — ли в слове «великиа̑», нꙗ и ни в слове «кнꙗг[<и>]ни», ри и ны в слове «и҆рины», тр и ти в слове «третие̑», лѣ в слове «лѣто», др в слове «гдⷭ҇рьства», на и ча в слове «начаты», ла и ти в слове «дѣлати»; стк. 4 — гр в слове «ѡ҆́граⷣ», пр и ли в слове «превелики{и}а̑», ла в слове «лаⷡ҇ры», пр, на, ча и ны в слове «пребеⷥначаⷧныа̑», тр и ца в слове «тро[<и>]ца», па и цк в слове «̋пацкаⷢ҇ⷢ҇», ма, на и рꙗ в слове «манастырꙗ»; стк. 5 — ив в словосочетании «и вѣрою», ри и на в слове «боѧрина», ми в слове «дмиⷮреа̑», ан и ча в слове «̋вановича», ри и на в слове «бо[<я>]рина»; стк. 6 — ри в слове «(Бо)риса», ча в слове «ѳеⷣоровича», ан, ап и ам в словосочетании «ⷢодꙋнова на памѧⷮ», ир и ди в словосочетании «своиⷯ родиⷮелеⷯ», ны в слове «вѣнⷱы̋», ми в слове «поми(нок)». Суспенсия: ҂з҃ч҃дⷢ҇ (стк. 1), хⷬс̋толюбиваⷢ҇ (стк. 1), великаⷢ҇҃ (стк. 1), еⷢ҇ (стк. 3), ѡ҆́граⷣ (стк. 4), ̋пацкаⷢ҇ (стк. 4). Контрактуры: бл҃говѣⷬнаго (стк. 1), гдⷭ҇рꙗ цр҃ꙗ (стк. 1), кнꙗⷥ (стк. 1), бл҃гочстивыа̑ (стк. 2), хⷬс̋олⷮюбивыа̑ (стк. 2), гдⷭ҇рьства (стк. 3), ст҃ые (стк. 3), ст҃ыа̑ (стк. 4), дшаⷯ (стк. 6). Оформление начала слов с помощью выносных букв и буквенных титл: ̋вановича (стк. 2, 5), пацкаⷢ҇ (стк. 4), ⷢодꙋнова (стк. 6), ⷬода̑ (стк. 6). Оформление окончаний слов с помощью выносных букв и буквенных титл: си̋ (стк. 3), ѡ҆́граⷣ (стк. 4), тщаниеⷨ (стк. 5), памѧⷮ (стк. 6), роⷣ (стк. 6), дшаⷯ своиⷯ (стк. 6), своиⷯ родиⷮелеⷯ (стк. 6), вѣнⷱы̋ (стк. 6). Написание слов в виде выносных букв: ̋ (стк. 1, 4, 6). Ошибки резчика: пропуск второго титла в слове «бл҃гочстивыа̑» (стк. 2), пропуск титла в слове «дшаⷯ» (стк. 6), пропуск буквы И в словах «кнꙗг[<и>]ни» (стк. 3) и «тро[<и>]ца» (стк. 4), пропуск буквы Я (ꙗ или ѧ) в слове «бо[<я>]рина» (стк. 5), лишнее выносное И в слове «превелики{и}а̑» (стк. 4). Текстологический комментарий: 1. ҂з҃ч҃дⷢ҇] 7094 — архим. Амвросий (Орнатский), В. Г. Брюсова (а), А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов. ҂зчд (1586) — еп. Павел (Подлипский). 1586 — прот. П. Островский. 7094-го — В. Г. Брюсова (б), О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, В. Н. Козляков. зчд (1586) — Костромской... 7094 (1586) — В. Н. Иванов, С. А. Кабатов. 7094 (1594 г.) — прот. Д. И. Сазонов. повелѣниеⷨ] позволением — прот. Д. И. Сазонов. бл҃говѣнⷬаго] Благочестивѣйшаго — архим. Амвросий (Орнатский). благовѣрного — еп. Павел (Подлипский), Костромской... благоверного — В. Г. Брюсова (а и б), В. Н. Иванов, А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов, С. А. Кабатов, В. Н. Козляков, прот. Д. И. Сазонов. и҆ хⷬс̋толюбиваⷢ҇] у прот. Д. И. Сазонова нет. христолюбиваⷢ҇] Боголюбивого — архим. Амвроский (Орнатский), еп. Павел (Подлипский). Боголюбиваго и — прот. П. Островский. Боголюбиваго — Костромской... боголюбивого и — В. Г. Брюсова (а и б), В. Н. Иванов, А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов, С. А. Кабатов. христолюбиваго и — О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, В. Н. Козляков. великаго гдⷭ҇рꙗ цр҃ꙗ ̋ великаⷢ҇] у еп. Павла (Подлипского), С. А. Кабатова и прот. Д. И. Сазонова нет. великаго] великого — В. Г. Брюсова (а и б), В. Н. Иванов, А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов, С. А. Кабатов. ̋] у прот. П. Островского и В. Н. Козлякова нет. великаⷢ҇] великаго — прот. П. Островский, Костромской..., В. Н. Козляков. великого — В. Г. Брюсова (а и б), В. Н. Иванов, А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов, С. А. Кабатов, прот. Д. И. Сазонов. великаго и — О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин. 2. ѳеⷣора] Ѳеодора — архим. Амвросий (Орнатский). ̋вановича] Iоанновича — архим. Амвросий (Орнатский). Івановича — еп. Павел (Подлипский), Костромской... всеа̑] всея — архим. Амвросий (Орнатский), еп. Павел (Подлипский), прот. П. Островский, Костромской..., В. Г. Брюсова (а и б), В. Н. Иванов, О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов, С. А. Кабатов, В. Н. Козляков, прот. Д. И. Сазонов. рꙋси] Россiи — архим. Амвросий (Орнатский). Русіи — прот. П. Островский. бл҃гочстивыа̑] благочестивыя — архим. Амвросий (Орнатский), прот. П. Островский, Костромской..., В. Г. Брюсова (а и б), В. Н. Иванов, О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов, С. А. Кабатов, В. Н. Козляков, прот. Д. И. Сазонов. Благочестивыа — еп. Павел (Подлипский). хⷬс̋олⷮюбивыа̑] христолюбивыя — архим. Амвросий (Орнатский), прот. П. Островский, Костромской..., В. Г. Брюсова (а и б), В. Н. Иванов, О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, С. А. Кабатов, В. Н. Козляков. христолюбивые — А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов. 2–3. ца[р]ицы] царица — В. Н. Иванов. 3. великиа̑] великія — архим. Амвросий (Орнатский), Костромской... В. — прот. П. Островский. великия — В. Г. Брюсова (а и б), В. Н. Иванов, О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, С. А. Кабатов, В. Н. Козляков, прот. Д. И. Сазонов. у А. В. Бугаевского и прот. М. Ходанова нет. кнꙗг[<и>]ни] кнꙗгии — надпись. княгини — архим. Амвросий (Орнатский), еп. Павел (Подлипский), прот. П. Островский, Костромской..., В. Г. Брюсова (а и б), О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов, С. А. Кабатов, В. Н. Козляков, прот. Д. И. Сазонов. в третие̑] въ 3-е благочестивыя — архим. Амвросий (Орнатский). въ третіе — еп. Павел (Подлипский), прот. П. Островский, Костромской… в третье — В. Н. Иванов, С. А. Кабатов, прот. Д. И. Сазонов. гдⷭ҇рьства] царствiя — архим. Амвросий (Орнатский). государства — еп. Павел (Подлипский), прот. П. Островский, Костромской..., В. Г. Брюсова (а и б), В. Н. Иванов, О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов, С. А. Кабатов, В. Н. Козляков. государева — прот. Д. И. Сазонов. еⷢ҇] его — еп. Павел (Подлипский), прот. П. Островский, Костромской..., В. Г. Брюсова (а и б), В. Н. Иванов, О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, С. А. Кабатов, В. Н. Козляков, прот. Д. И. Сазонов. бысⷮь] быти — прот. П. Островский. быть — В. Н. Иванов. были — О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин. си̋] сiи — архим. Амвросий (Орнатский), еп. Павел (Подлипский), прот. П. Островский, Костромской... ст҃ые] святыя — архим. Амвросий (Орнатский. 4. ѡ҆́граⷣ камена] ограда — архим. Амвросий (Орнатский), В. Н. Иванов. оградка — еп. Павел (Подлипский), прот. П. Островский. оградка камена — В. Г. Брюсова (а и б), С. А. Кабатов, прот. Д. И. Сазонов. оградки — Костромской…, В. Н. Козляков. огрядка сема — О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин. А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов. сеа̑] сея — архим. Амвросий (Орнатский), Костромской…, В. Г. Брюсова (а и б), В. Н. Иванов, О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов, С. А. Кабатов, В. Н. Козляков, прот. Д. И. Сазонов. сіа — еп. Павел (Подлипский), прот. П. Островский. ена — Костромской… сеиа — О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин. превелики{и}а̑] превеликииа̑ ― надпись. превеликiа — еп. Павел (Подлипский), Костромской… превеликiя — прот. П. Островский. превеликия — В. Г. Брюсова (а и б), В. Н. Иванов, О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов, С. А. Кабатов, В. Н. Козляков, прот. Д. И. Сазонов. ст҃ыа̑] святыя — архим. Амвросий (Орнатский), еп. Павел (Подлипский), прот. П. Островский, Костромской…, В. Г. Брюсова (а), А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов, С. А. Кабатов, В. Н. Козляков, прот. Д. И. Сазонов. святые — В. Г. Брюсова (б), В. Н. Иванов, О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин. ̋] у архим. Амвросия (Орнатского), еп. Павла (Подлипского), прот. П. Островского, Костромской…, В. Г. Брюсовой (а и б), В. Н. Иванова, О. С. Куколевской, И. В. Рогова и С. А. Уткина, В. Н. Козлякова нет. пребеⷥначаⷧныа̑] Живоначальныя — архим. Амвросий (Орнатский). Пребезначальныя — прот. П. Островский. пребезначальныя — В. Г. Брюсова, О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, С. А. Кабатов, В. Н. Козляков, прот. Д. И. Сазонов. пребезначалные — В. Н. Иванов. пребезначалныя — А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов. тро[<и>]ца] троца — надпись. Троицы — архим. Амвросий (Орнатский). Троица — еп. Павел (Подлипский), Костромской…, С. А. Кабатов, прот. Д. И. Сазонов. Троици — прот. П. Островский. Троицы — В. Г. Брюсова (а и б), О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов. ̋пацкаⷢ҇ⷢ҇] Ипатiевскаго — архим. Амвросий (Орнатский). Ипацкаго — еп. Павел (Подлипский), прот. П. Островский, Костромской…, В. Г. Брюсова (б). Ипацкого — В. Г. Брюсова (а), В. Н. Иванов, О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов, С. А. Кабатов, В. Н. Козляков, прот. Д. И. Сазонов. манастырꙗ] монастыря — архим. Амвросий (Орнатский), еп. Павел (Подлипский), прот. П. Островский, В. Г. Брюсова (а и б), В. Н. Иванов, О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов, С. А. Кабатов, В. Н. Козляков, прот. Д. И. Сазонов. монастыра — Костромской… 5. тщаниеⷨ] тизанием — С. А. Кабатов. бо[<я>]рина] борина ― надпись. Болярина — архим. Амвросий (Орнатский). боярина — еп. Павел (Подлипский), прот. П. Островский, Костромской…, В. Г. Брюсова (а и б), О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, В. Н. Козляков. дмиⷮреа̑] Димитрія — архим. Амвросий (Орнатский), прот. П. Островский. Димитрiа — еп. Павел (Подлипский), Костромской… Дмитрия — В. Г. Брюсова (а и б), В. Н. Иванов, О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов, С. А. Кабатов. Димитриа — В. Н. Козляков. Димирия — прот. Д. И. Сазонов ̋вановича] Івановича — еп. Павел (Подлипский), прот. П. Островский, Костромской… 5–6. да бо[<я>]рина ̋ конюшево бориса ѳеⷣоровича ⷢодꙋнова] у архим. Амвросия (Орнатского) нет. 5. ̋] у еп. Павла (Подлипского), прот. П. Островского, Костромской…, В. Г. Брюсовой (а), О. С. Куколевской, И. В. Рогова и С. А. Уткина нет. конюшево] конюшего — еп. Павел (Подлипский), прот. П. Островский, В. Г. Брюсова (а и б), О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, В. Н. Козляков. конюшева — прот. Д. И. Сазонов 6. памѧⷮ] память — архим. Амвросий (Орнатский), еп. Павел (Подлипский), прот. П. Островский, Костромской…, В. Г. Брюсова (а и б), О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов, С. А. Кабатов, В. Н. Козляков, прот. Д. И. Сазонов. памяти — В. Н. Иванов. ⷬода̑] род — В. Г. Брюсова (а и б), О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, А. В. Бугаевский и прот. М. Ходанов. в] и — прот. Д. И. Сазонов роⷣ а̑] рода — В. Н. Иванов, прот. Д. И. Сазонов. а̑] и— архим. Амвросий (Орнатский) , прот. Д. И. Сазонов. А. В. Бугаевского и прот. М. Ходанова нет. по дшаⷯ] и на душахъ — прот. П. Островский. у В. Г. Брюсовой (а) нет. а по душах — О. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин. по душех — прот. Д. И. Сазонов по своиⷯ] посвоихъ — прот. П. Островский. родиⷮелеⷯ] родителяхъ — архим. Амвросий (Орнатский). родителях — В. Н. Иванов. родителей — прот. Д. И. Сазонов в вѣнⷱы̋] ввѣчной — прот. П. Островский. вѣнⷱы̋] вѣчной — архим. Амвросий (Орнатский), еп. Павел (Подлипский), Костромской… вечной — В. Н. Козляков.
Комментарий терминологический
1. гдⷭ҇рꙗ. Со времени правления Фёдора Ивановича элементы «гдⷭ҇рь и самодержец» составляют обязательный элемент титулатуры главы Русского государства. На больших и малых государственных печатях Фёдора Иоанновича титул «господарь» встречается как в полном ([Бюлер Ф.] Снимки древних русских печатей государственных, царских, областных, городских, присутственных мест и частных лиц / Reproduction d'anciens cachets russes: sceaux d'état, des tsars, de provinces, villes, institutions gouvernementales, personnages ecclésiastiques et séculiers. Вып. 1. М., 1880. С. 22 (1584), 23 (1585), 25), так и в подтительном написании ([Бюлер Ф.] Снимки древних русских печатей государственных, царских, областных, городских, присутственных мест и частных лиц / Reproduction d'anciens cachets russes: sceaux d'état, des tsars, de provinces, villes, institutions gouvernementales, personnages ecclésiastiques et séculiers. Вып. 1. М., 1880. С. 24 (1589)). Соответственно, титул «гдⷭ҇рꙗ» в данной надписи должен быть раскрыт как «господарь». 4. гдⷭ҇рьства. В соответствии с особенностями царской титулатуры термин должен быть раскрыт как «господарьство» в значении «время правления», «время царствования» (Ср.: Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 4. М., 1977. С. 100. s.v. господарство. 2. В Словаре обыденного языка XVI–XVII вв. данное словоупотребление не отражено. См.: Словарь обыденного языка Московской Руси XVI–XVII вв. Вып. 4. СПб., 2011. С. 207. s.v. господарство). Аналогичное написание этого термина — «гд҃рьства» — в титуле Фёдора Иоанновича находится в Годуновской Псалтири 1594 г. (Российская государственная библиотека. Отдел рукописей. Ф. 218 (Собрание Отдела рукописей). № 78. Л. 5). 5. конюшево. Чин боярина, ведавшего Конюшим приказом (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 7. М., 1980. С. 291. s.v. конюший 2). Во второй половине XVI в. наряду с дворецким, ведавшим приказом Большого дворца, одна из главных должностей по дворцовому управлению (Павлов-Сильванский Н. П. Государевы служилые люди. Люди кабальные. М., 2001. С. 155). Борис Годунов ведал приказом в 1584–1598 гг. (Лисейцев Д. В., Рогожин Н. М., Эскин Ю. М. Приказы Московского государства XVI – XVII вв. Словарь-справочник. М.; СПб., 2015. С. 91), и надпись отражает время пребывания его на этом посту. 3–4. лаⷡ҇ры ст҃ыа̑ ̋ пребеⷥначаⷧныа̑ тро[<и>]ца ̋пацкаⷢ҇ манастырꙗ. Обычно считается, что данный термин подчёркивает особую значимость Ипатьевского монастыря для рода Годуновых (Ср.: Козляков В. Н. Борис Годунов. Трагедия о добром царе. М., 2011. С. 101), чей предок — мурза Чет — основал эту обитель. В ней находилась родовая усыпальница Годуновых, которые покровительствовали монастырю и делали в него многочисленные вклады. Процветанием обитель обязана возвышению этого рода, появившегося в опричнине не ранее 1571 г. (Подробнее см.: Кобрин В. Б. Опричнина. Генеалогия. Антропонимика. Избранные труды. М., 2008. С. 36–37). Однако «лавра» не являлась официальным наименованием Ипатьевского монастыря, управлявшегося в конце XVI в. игуменами, и не соответствовала его официальному статусу, который зафиксирован в актах, выданных от имени царя Фёдора Иоанновича. В указной грамоте, данной 25 декабря 1585 г., обитель именуется «наше богомолье Ипатцкий монастырь» ([Холмогоровы В. И. и Г. И.] Материалы для истории сёл, церквей и владельцев Костромской губернии. Вып. 5. Отд. 3: Для Костромской и Плёсской десятин. М., 1912. С. 48), а в трёх жалованных грамотах, выданных в июле 1595 г., — «Живоначальной Троицы Ипацкий монастырь, что в Костроме» ([Холмогоровы В. И. и Г. И.] Материалы для истории сёл, церквей и владельцев Костромской губернии. Вып. 5. Отд. 3: Для Костромской и Плёсской десятин. М., 1912. С. 29; Садиков П. А. Очерки по истории опричнины. М.; Л., 1950. С. 500. № 34; С. 503. № 40). Архимандрию Ипатьевский монастырь получил, вероятно, при переводе в 1597 г. неё настоятелем игумена Соловецкого монастыря Иакова (Строев П. М. Список иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. СПб., 1877. Стб. 816, 853). На 1598 г. в иерархии русских обителей Ипатьевский монастырь занимал 14-е место (Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Императорской Академии наук. Т. II. СПб., 1836. С. 46. № 7). Немаловажно, что вкладная надпись на колоколе, пожалованном в 1603 г. Иваном Ивановичем Годуновым, именует монастырь «дом Живоначальной Троицы и Великаго Чудотворца Ипатия» (Островский П., прот. Историко-статистическое описание Костромского первоклассного Ипатьевского монастыря. Кострома, 1870. С. 11). Скорее всего, фраза «превеликая лавра» подчёркивала степень уважения Д. И. Годунова и значимость сделанного им вклада вне зависимости от статуса обители, в которую делался вклад. Полностью аналогичные вкладные записи на рукописных Псалтирях, данных им в 1591 г. в Ипатьевский и в 1594 г. в Новодевичий монастыри, именуют обе обители «превеликими лаврами» (Покровский Н. В. Ипатьевская лицевая псалтирь 1591 г. // Христианское чтение. 1893. № 11–12. С. 604; Российская государственная библиотека. Отдел рукописей. Ф. 218 (Собрание Отдела рукописей). № 78. Л. 7).
Комментарий дипломатический
Datatio1 |1 лѣта ҂з҃ч҃дⷢ҇ Intitulatio |1 повелѣниеⷨ бл҃говѣⷬнаго и҆ хⷬс̋толюбиваⷢ҇ великаго гдⷭ҇рꙗ цр҃ꙗ ̋ великаⷢ҇ кнꙗⷥ |2 ѳеⷣора ̋вановича всеа̑ рꙋси самодержца и҆ его бл҃гочстивыа̑ и̑ хⷬс̋олⷮюбивыа̑ ца[р]и|3цы великиа̑ кнꙗг[<и>]ни и҆рины Datatio2 |3 в третие̑ лѣто гдⷭ҇рьства еⷢ҇ Fundatio |3 начаты бысⷮь дѣлати си̋ ст҃ые врата |4 и҆ ѡ҆́граⷣ камена ѡ҆́коло сеа̑ лаⷡ҇ры ст҃ыа̑ ̋ пребеⷥначаⷧныа̑ тро[<и>]ца ̋пацкаⷢ҇ манастырꙗ Subscriptio |5 тщаниеⷨ и вѣрою боѧрина дмиⷮреа̑ ̋вановича годꙋнова да бо[<я>]рина ̋ конюшево бо|6риса ѳеⷣоровича ⷢодꙋнова Dispositio |6 на памѧⷮ Ѿ ⷬода̑ в роⷣ а̑ по дшаⷯ своиⷯ ̋ по своиⷯ родиⷮелеⷯ в вѣнⷱы̋ поми|7нокъ Intitulatio и subscriptio характеризуют надпись как разновидность частноправового акта строительных работ, при этом распоряжение («повеление») главы государства не сопровождено благословением священноначалия или не требует (?) его, так как в формуляр не включены имена главы Русской Церкви и / или епархиального архиерея, хотя в это время они, как правило, отмечались в строительных надписях. Dispositio надписи отражает типичный для XVI–XVII вв. порядок, связанный с распространением синодиков и отношением к монастырскому и церковному строительству как к богоугодному делу, обеспечивающему храмоздателю и его роду вечное поминовение. В завершающей части надписи («|6 на памѧⷮ Ѿ ⷬода̑ в ро») угадывается парафраз 44 псалма: «помѧноу̀ и҆́мѧ твоѐ во всѧ́комъ ро́дѣ и҆ ро́дѣ», что говорит о том, что данный эпиграфический памятник имел также поминальные функции (Пс. 44: 18. Текст псалма цитируется по Годуновской Псалтири 1594 г., вложенной Д. И. Годуновым в Московский Новодевичий монастырь [Российская государственная библиотека. Отдел рукописей. Ф. 218 (Собрание Отдела рукописей). № 78. Л. 173 об.]).
Место создания

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти