Эпитафия Панфилу; 1579 г.; Церковь Вознесения Господня, с. Воскресенское
Категории
Средневековая кириллическая и глаголическая эпиграфика
Идентификатор
Эпитафия Панфилу; 1579 г.; Церковь Вознесения Господня, с. Воскресенское
Название
Эпитафия Панфилу
OG-код
OG0079
CIR-код
СIR0056
Разновидность (характер)
Намогильная плита
Тип/Жанр
Эпитафия
Подлинность
Оригинал
Алфавит
Кириллица
Состояние носителя
Верхняя часть белокаменного надгробия трапециевидной формы. По периметру плиты идёт двойная полоса узора. С внешней части — в виде узкой плетёной линии («змейка»), с внутренней — в виде глубоко врезанных острых углов, направленных вершинами друг к другу, так что из сторон треугольников образуется зигзаг-«змейка». Обе полосы узора разделены графьёй. В верхней части плиты вырезана полурозетка, составленная из 9 узких остроугольных треугольников, направленных вершинами к центру. В центре находится точка. Полосы треугольников разделяет широкая графья. Полурозетку окаймляет полукруг, составленный из двух рядов мелких остроугольных треугольников, обращённых вершинами к центру. В нижней части плиты сохранились остатки правой боковой тяги. Узор отделён от плиты глубокой графьёй.
Надгробие было сброшено в котолован, вырытый для нового фундамента храма в 1840-е гг., и обнаружено в 2000 г. после подъёма четверика и углубления котлована для нового каменного фундамента. Хранится в лапидарии у западной стены церкви.
Издание / публикация
Вишневский В. И. Средневековые белокаменные надгробия кладбища села Воскресенского дворцовой волости Черноголовль (Ногинского района Московской области) // Археология Подмосковья. Материалы научного семинара. Вып. 14. М., 2018. С. 334 (описание и транскрипция), 335. Рис. 3, 4. (фото).
Библиография
История правок описания: Анисимова Д. Ю. 1/12/17 Авдеев А. Г. 19/8/19 Радеева О. Н. 21/3/20 Авдеев А. Г. 21/3/20 Авдеев А. Г. 22/3/20 Авдеев А. Г. 27/3/22
Состояние надписи
Надпись в 7 строк, выполненная в технике прямой резьбы. Надпись резана по глубокой графье. Эпиграфическое поле имеет форму щита с полукруглым вырезом в верхней части. Нижняя часть эпиграфического поля утрачена. От стк. 6 сохранились отдельные нечитаемые остатки букв. Стк. 7 утрачена.
Просопографический комментарий 4. паⷩѳилъ. Вероятнее всего, крестьянин с. Воскресенского или из окрестных деревень. Обращает на себя внимание отсутствие отчества. Богословский комментарий Ср. Трисвятое «|1 ст҃ы̏ бж҃е ст҃ы̏ креⷫки |2 ст҃ы̏ бесмерⷮны̏ поми|3лꙋ̏ на[с] :», вырезанное на торцевой грани плиты с эпитафией стольнику Игнатию Васильевичу Одинцову († 1703) из некрополя Троице-Сыпанова Пахомиево-Нехетского монастыря (CIR0091). Оба молитвенных текста входят в строго определённый набор чтений православного богослужения, начинающийся с Трисвятого, за которым следует краткое славословие. Употребляются они и в чине погребения.
Комментарий палеографический
Шрифт небрежный, близкий к граффити. Диакритика и разделение на слова отсутствуют. День смерти отделён от следующего слова пробелом. Буква З в обозначении года (стк. 1) правонаклонная, по форме напоминает цифру 3. Верхняя петля со слегка изогнутым навершием и изломом, нижняя петля округлая. Знак тысячи вырезан отдельно, наклонён, насечки параллельны друг другу. Лигатуры: стк. 2 — рꙗ в слове «ѡкбрꙗ», дн в слове «кзⷣ ⷩ»; стк. 3 — ир в словосочетании «(пре)ставиⷭ раⷠ». Суспенсия: лѣт҃ (стк. 1). Контрактуры: кзⷣ ⷩ (стк. 2, в лигатуре), бжиі (стк. 3), сна (стк. 5), стаго (стк. 5). Оформление окончаний слов с помощью выносных букв и буквенных титл: (пре)ставиⷭ раⷠ (стк. 3). Ошибки резчика: в словах «бжиі» (стк. 3), «сна» (стк. 5), и «стаго» (стк. 5) пропущено титло. 1. лѣт҃] лѣ̀т(а) — В. И. Вишневский. ҂з (клеймо) п҃и҃] ҂З (клеймо) ПИ (7088) (1579) — В. И. Вишневский. 2. ѡ҆кбрꙗ] ѡ҆ктбрꙗ — В. И. Вишневский. кзⷣ ⷩ] КЗ д(е)н(ь) — В. И. Вишневский. 2–3. преставиⷭ] престави — В. И. Вишневский. раⷠ бжиі] раб б(о)жи — В. И. Вишневский. 6. строка оставлена В. И. Вишневским без восстановления. 7. наличие строки у В. И. Вишневского не отмечено.
Комментарий дипломатический
Необычным является включение в заключительную часть эпитафии краткого славословия «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа».