Перечень имён костромских иконописцев, расписывавших Троицкий собор; 1684 г.; Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь

Категории

Средневековая кириллическая и глаголическая эпиграфика

Идентификатор
Перечень имён костромских иконописцев, расписывавших Троицкий собор; 1684 г.; Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь
Название
Перечень имён костромских иконописцев, расписывавших Троицкий собор Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря
OG-код
OG0105
CIR-код
СIR0077
Подлинность
Оригинал
Алфавит
Кириллица
Стиль / тип письма
Эпиграфический полуустав
Полевое документирование
Документировано 16.08.2016 г.
Авторы полевого документирования
Александр Авдеев, Ольга Радеева, Ирина Маркелова, Глеб Донской, Лидия Шимко.
Памятник археологии
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Северная стена внутреннего четверика, ниже последних строк надписи CIR0112.
Издание / публикация
Островский П., прот. Историко-статистическое описание костромского первоклассного Ипатьевского монастыря. Кострома, 1870. С. 38 (по собственной копии, гражданским шрифтом); Успенский А. И. Царские иконописцы и живописцы XVII века. Т. 4 // Записки Московского археологического института. Т. 39. М., 1916. С. 167 (по собственной копии, гражданским шрифтом); Брюсова В. Г. Ипатьевский монастырь. Ярославль. 1968. С. 54 (фото), 55–57 (по собственной копии, гражданским шрифтом в современной орфографии); Брюсова В. Г. Гурий Никитин. М., 1982. С. 174 (по собственной копии, гражданским шрифтом в современной орфографии, с дополнением утраченных букв в стк. 11–12). С. 171. Ил. 96; Брюсова В. Г. Ипатьевский монастырь. М., 1982. С 45 (по собственной копи, гражданским шрифтом, в современной орфографии), альбом. Ил. 43; Куколевская О. С. Стенопись Троицкого собора Ипатьевского монастыря. Т. 2. М., 2008. С. 186 (фото и текст гражданским шрифтом в современной орфографии); Никитина Т. Л. Русские церковные стенные росписи 1670–1680-х годов. М., 2015. С. 202 (гражданским шрифтом в современной орфографии, по публикации В. Г. Брюсовой). В полном соответствии с надписью издаётся впервые.
Библиография
История правок описания: Анисимова Д. Ю. 11/3/17 Шимко Л. Ю. 28/5/17 Авдеев А. Г. 28/5/17 Маркелова И. В. 12/6/17 Авдеев А. Г. 12/6/17 Радеева О. Н. 13/6/17 Авдеев А. Г. 21/6/17 Анисимова Д. Ю. 27/7/17 Анисимова Д. Ю. 5/8/17 Анисимова Д. Ю. 7/9/17 Донской Г. Г. 1/12/17 Авдеев А. Г. 8/1/18 Авдеев А. Г. 11/5/20 Авдеев А. Г. 28/12/22
Состояние надписи
Надпись, сделанная в технике el fresco, в 12 строк сделана по графье. Эпиграфическое поле оформлено в виде картуша овальной формы с щипковыми завершениями в верхней и нижней частях и окружено декоративной рамкой с растительным узором.
Текст на языке оригинала
крест ,̑ бг҃омъ трꙋдѝвшїйсѧ сию̀ ст҃ꙋ̀ю црк҃вь и҆зогра́ѳы гра́да косторомы̀ с́їи сꙋ̀ть и҆мена́ ; гꙋ̀рїи ники́тиⷩ . си́ла са́виⷩ , васи́лей ѡ҆́сїпоⷡ҇ васи́лей коⷥм̀иⷩ . а҆́р̾те́мей тимоѳѣ̀еⷡ҇ . пе́тръ а҆́вѐркїеⷡ҇ грїго́рей грїѓоⷬеⷡ҇ . ма́рко наз́аⷬе҆въ . васи́лей мїро́нѡⷡ҇ ѳѡма́ е҆рмилоⷡ҇ фили́пъ а҆н̾дреꙗ҆́ноⷡ҇ еѳреⷨ ќаⷬпоⷡ҇ мака́рей і҆ва́ноⷡ҇ . васи́лей васїлье҆ ⷡ҇ лꙋка ма̀ркоⷡ҇ гаврїиⷧ семе́ноⷡ васи́лей никїт́иⷩ фе́доⷬ ли[пин Фе]доръ [Ло]гиноⷡ҇
Перевод на русский
Богом трудившиися сию святую церковь изографы града Костромы сии суть имена: Гурий Никитин, Сила Савин, Василей Осипов, Василей Коз(ь)мин, Артемей Тимофеев, Петр Аверкиев, Григорей Григор(ь)ев, Марко Назар(ь)ев, Василей Миронов, Фома Ермилов, Филип Андреянов, Ефрем Карпов, Макарей Иванов, Василей Васильев, Лука Марков, Гавриил Семенов, Василий Никитин, Федор Ли[пин, Фе]дор [Ло]гинов.
Комментарий линвистический
Пропуск Ъ или Ь: ники́тиⷩ (стк. 4), са́виⷩ (стк. 4), ѡ҆́сїпоⷡ҇ (стк. 4), коⷥм̀иⷩ (стк. 6), тимоѳѣ̀еⷡ҇ (стк. 6), а҆́вѐркїеⷡ҇ (стк. 6), грїѓоⷬеⷡ҇ (стк. 7) наз́аⷬе҆въ, (стк. 7), мїро́нѡⷡ҇ (стк. 7), е҆рмилоⷡ҇ (стк. 8), а҆н̾дреꙗ҆́ноⷡ҇ (стк. 8), еѳреⷨ ќаⷬпоⷡ҇ (стк. 8), і҆ва́ноⷡ҇ (стк. 9), васїлье҆ ⷡ҇ (стк. 9), ма̀ркоⷡ҇ (стк. 9), гаврїиⷧ семе́ноⷡ (стк. 10), никїт́иⷩ (стк. 10), фе́доⷬ (стк. 11), [Ло]гиноⷡ҇҃ (стк. 12). Употребление паерка: а҆́р̾те́мей (стк. 6), а҆н̾дреꙗ҆́ноⷡ҇ (стк. 8). Личные имена. 5. са́виⷩ. Отчество образовано от обыденной формы календарного имени «Савва». 5, 6, 7, 9, 10. васи́лей. Обыденная форма календарного имени «Василiй». 5. ѡ҆́сїпоⷡ҇. Отчество образовано от обыденной формы календарного имени «Iосифъ». 6. коⷥм̀иⷩ. Отчество образовано от обыденной формы календарного имени «Косма». а҆́р̾те́мей. Обыденная форма календарного имени «Артемiй». 7. грїго́рей. Обыденная форма календарного имени «Григорiй». наз́аⷬе҆въ. Отчество образовано от обыденной формы календарного имени «Назарiй» (через «Назарей»). ма́рко. Обыденная форма календарного имени «Маркъ». 8. а҆н̾дреꙗ҆́ноⷡ҇. Отчество образовано от обыденной формы календарного имени «Адрiанъ». еѳреⷨ. Гиперкорректное написание имени семитского происхождения с меной этимологического Ф на Ѳ. 9. мака́рей. Обыденная форма календарного имени «Макарiй». і҆ва́ноⷡ҇. Отчество образовано от обыденной формы календарного имени «Макарiй». 10. семе́ноⷡ. Отчество образовано от обыденной формы календарного имени «Симеонъ». 11. фе́доⷬ. Обыденная форма календарного имени «Ѳеодоръ». 12. [Ло]гиноⷡ҇. Отчество образовано от обыденной формы календарного имени «Лонгинъ».
Шрифт
Комментарий палеографический
Диакритика регулярная. Текст разделён на слова. Имена изографов разделены интерпунктационными знаками в виде точек, запятых и точек с запятой; со стк. 8 разделители между именами отсутствуют. Стк. 1 выделена красной краской, остальные строки написаны чёрной краской. Лигатуры отсутствуют. Контрактуры: бг҃омъ (стк. 1), ст҃ꙋ̀ю црк҃вь (стк. 3). Оформление окончаний слов с помощью выносных букв и буквенных тител: ники́тиⷩ (стк. 4), са́виⷩ (стк. 4), васи́лей (стк. 4), васи́лей коⷥм̀иⷩ (стк. 6), а҆́р̾те́мей тимоѳѣ̀еⷡ҇ (стк. 6), грїго́рей грїѓоⷬеⷡ҇ (стк. 7), васи́лей (стк. 7), е҆рмилоⷡ҇ (стк. 8), а҆н̾дреꙗ҆́ноⷡ҇ (стк. 8), еѳреⷨ (стк. 8), мака́рей і҆ва́нов҃ (стк. 9), васи́лей васїлье҆ ⷡ҇ (стк. 9), гаврїиⷧ семе́ноⷡ (стк. 10), васи́лей (стк. 10), фе́доⷬ (стк. 11). Оформление окончаний строк с помощью выносных букв и буквенных титл: ѡ҆́сїпоⷡ҇ (стк. 4), а҆́вѐркїеⷡ҇ (стк. 6), мїро́нѡⷡ҇ (стк. 7), ќаⷬпоⷡ҇ (стк. 8), ма̀ркоⷡ҇ (стк. 9), никїт́иⷩ (стк. 10), [Ло]гиноⷡ҇ (стк. 12). Ошибки резчика. В слове «и҆зогра́ѳы» (стк. 3) первая буква была пропущена и написана позднее над строкой. Текстологический комментарий: 1. ,̑ бг҃омъ] у прот. П. Островского, А. И. Успенского и Т. Л. Никитиной нет. (О бозе) — В. Г. Брюсова. С Богом — О. С. Куколевская. 3. и҆зогра́ѳы] изогрофы — А. И. Успенский. зографы — В. Г. Брюсова, Т. Л. Никитина. 5. васи́лей] Василiй — А. И. Успенский. 6. васи́лей] Василiй — А. И. Успенский. Василий — В. Г. Брюсова (а). а҆́р̾те́мей] Артемiй — А. И. Успенский. Артемий — В. Г. Брюсова (а и б), О. С. Куколевская. 7. грїго́рей] Григорiй — А. И. Успенский. Григорий — О. С. Куколевская. наз́аⷬе҆въ] Назаровъ — А. И. Успенский. васи́лей] Василiй — А. И. Успенский. 8. фили́пъ] Филиппъ — А. И. Успенский. Филипп — В. Г. Брюсова, Т. Л. Никитина. 9. мака́рей] Макарiй — А. И. Успенский. васи́лей] Василiй — А. И. Успенский. 11–12. ли[пин Фе]доръ [Ло]гиноⷡ҇] «следует его отчество т ещё имена с отчеством — стёртые» — прот. П. Островский. 12. [Ло]гиноⷡ҇] (Фокин) — О. С. Куколевская.
Комментарий исторический
Просопографический комментарий: В надписи перечислены 19 костромских иконописцев, входившие в артель Гурия Никитина. Порядок перечисления имён, видимо, определяется степенью участия в росписи Троицкого собора. По мнению О. С. Куколевской, эта артель складывалась постепенно, и входившие в неё иконописцы к началу росписи собора уже имели опыт совместной работы в нескольких храмах. Совместно с Силой Савиным (Савельевым), Григорием Григорьевым (Поповым) и Петром Аверкиевым (Дунаевым) Гурий Никитин в 1662 и в 1668 г расписывал Троицкий собор в Даниловом монастыре (Переславль Залесский), в 1668 г. — храм Григория Неокесарийского в Московском Кремле. Во время работы в Успенском соборе Ростовского кремля (1671–1672) в артель вошли Василий Осипов (Колпашников), Василий Козьмин, Артемий Тимофеев, Марко Назарьев (Назаров), травных дел мастер Василий Миронов и Филипп Андреянов, составившие основное ядро артели. Все они происходили из Костромы и были аттестованными иконописцами Оружейной палаты: Гурий Никитин и Сила Савин — по первой статье, Филипп Андреянов — по третьей статье, а остальные — по второй статье. Во время работ в храме Спаса Нерукотворного в Московском Кремле (1676) артель пополнилась Фомой Ермиловым. В 1679 г. Сила Савин, Василий Козьмин, Артемий Тимофеев, Марко Назарьев и Филипп Андреянов писали иконы для Покровской церкви в селе Измайлове. Для работы в Троицком соборе Ипатьевского монастыря к ним присоединились: первостатейный мастер Василий Осипов, мастер второй статьи Фома Ермилов и Василий Васильев — серебряник и золотник второй статьи из Костромы, а также не аттестованные иконописцы — москвич Макарий Иванов, ярославец Василий Никитин и костромичи Лука Марков, Гавриил Семенов, Федор Липин и Федор Логинов (Куколевская О. С. Стенопись Троицкого собора Ипатьевского монастыря. Т. 1. М., 2008. С. 33–34). 5. гꙋ̀рїи ники́тиⷩ (Кинешемцев Гурий Никитин) — один из самых прославленных костромских мастеров-иконописцев XVII в. Руководитель иконописной артели, расписывавшей Троицкий собор Ипатьевского монастыря в 1684 г. Иконописец Оружейной палаты первой статьи. Выполнял различные заказы по написанию икон, стенописей и миниатюр (Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2009. С. 323–329). Родился в 1620-е гг., умер бездетным в 1690/91 г. Отец Гурия Никитина — Никита Григорьев сын Кинешемец проживал по Брагиной улице Костромы близ Анастасиино-Богоявленского монастыря и, по сведениям Писцовой книги Костромы 1628 г., был «прожитком добре худ». Мать иконописца, Соломонида, после смерти мужа в эпидемию сибирской язвы 1654–1655 гг. владела двором на Мшанской улице. Брат Гурия — Лука — был сапожным кропачом, занимавшимся пошивом и ремонтом обуви. В 1664 г. Гурий Никитин владел торговыми лавками «на два лица» в соляном ряду Костромы и тремя лавками в рыбном ряду, а также отошедшими к нему по наследству от двоюродных братьев лавками в рыбном, шубном и суконном рядах (Брюсова В. Г. Русская живопись XVII века. М., 1984. С. 315–317). Первое зафиксированное упоминание о нём как об иконописце относится к 1659 г. Аттестован на иконописца первой статьи в 1660 г. (Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2009. С. 323). Достоверно известно его участие в росписи: Архангельского собора, Московского Кремля (1660–1668), Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском (1662–1668), Успенского собора в Ростовском кремле (1670), храма Спаса Нерукотворного в Московском Кремле (1676), храма Ильи Пророка в Ярославле (1680–1681) и в Спасском соборе Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале (1689). Характерная манера письма и определённая тематика сюжетов, отличающая творческий почерк Гурия Никитина, склоняет исследователей приписывать ему ряд «анонимных» произведений, в которых он мог принимать участие. Среди них росписи: Крестовоздвиженского собора в Романове-Борисоглебске (1650), Богоявленского собора в Костроме (1667–1672), Софийского собора в Тобольске (1686) и др. (Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2009. С. 328). Творчеству Гурия Никитина посвящена монография В. Г. Брюсовой (Брюсова В. Г. Гурий Никитин. М., 1982). 5. си́ла са́виⷩ (Савельев, Савинов) — царский первостатейный иконописец. Родом из Костромы. Упоминается в 1657–1689 гг. (Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2009. С. 57). В артели Гурия Никитина работал вторым знаменщиком и травщиком. В текстах «летописей» его имя обычно приводится следующим после главы артели (Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2009. С. 576), что указывает на особое значение его как мастера и роль среди других иконописцев. Расписывал среди прочих мастеров следующие храмы: Троицкий собор Данилова монастыря в Переславле-Залесском (1662-1668), Успенский собор Московского Кремля (1662), Успенский собор Ростовского кремля (1670), Ильи Пророка в Ярославле (1680–1681) (Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2009. С. 576). 5. васи́лей ѡ҆́сїпоⷡ҇ (Колпашников Василий Осипов) — костромской иконописец 1-й статьи. Ряд авторов ошибочно отождествляет его с другим Василием Осиповым Кондаковым Усольцем (Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2009. С. 345). В Переписной книге Костромы зафиксировано первое письменное упоминание о нём, которое относится к 1646 г. (Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2009. С. 345). Участвовал в росписи Успенского собора Ростовского кремля (1671–1672), Спаса Нерукотворного в Московском Кремле (1676), Успенского собора Московского Кремля (1680), Спаса Преображения в Новоспасском монастыре в Москве (1689?) и Введенского собора Толгского монастыря в Ярославле (1691) (Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2009. С. 346). В 1676 г. пожалован царем и освобождён от тягла. В 1691 г. вместе с Василием Козьминым возглавил руководство над артелью костромских иконописцев. В 1702 году его имя значится первым в строительной летописи артели, расписавшей Знаменский собор в Великом Новгороде (Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2009. С. 346). 6. васи́лей коⷥм̀иⷩ. Иконописец Оружейной палаты второй статьи из Костромы. Упоминается в документах с 1670–1689 гг. (Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2009. С. 340). В 1676 г. среди прочих костромских мастеров пожалован царём и освобождён от тягла (Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2009. С. 340). В 1691 г. вместе с Василием Осиповым Колпашниковым возглавил руководство артелью костромских иконописцев. Его имя значится в храмозданных летописях следующих храмов: Ильи Пророка в Ярославле (1680–1681), Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме (1684) и в качестве одного из руководителей артели, расписавшей собор Новоспасского монастыря в Москве (1689) (Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2009. С. 340). 6. а҆́р̾те́мей тимоѳѣ̀еⷡ҇ (Крылов Артемий Тимофеев) — иконописец второй статьи. В письменных документах упоминается с 1671–1718 гг. В 1676 г. в числе остальных костромских мастеров пожалован царём и освобождён от тягла (Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2009. С. 367). Участвовал в росписи храма Ильи Пророка в Ярославле (1680–1681) и Знаменского собора в Новгороде Великом (1702) (Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2009. С. 368). 6. пе́тръ а҆́вѐркїеⷡ҇ (Дунаев Петр Аверкиев) — костромской иконописец второй статьи. Упоминается в 1661–1697 гг. В 1676 г. в числе прочих костромских мастеров пожалован царём и освобождён от тягла. Принимал участие в росписи Архангельского собора Московского Кремля (1660–668), Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском (1668), церкви Григория Неокесарийского в Москве (1668), Успенского собора Московского Кремля (1671 и 1680 наружная стенопись), церкви Спаса Нерукотворного в Московском Кремле (1676), храма Ильи Пророка в Ярославле (1680–1681, 1697 Покровский придел) и Введенского собора Толгского монастыря в Ярославле (1691) (Словарь русских иконописцев XI– XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2009. С. 198). 7. грїго́рей грїѓоⷬеⷡ҇ (Попов Григорий Григорьев) — костромской иконописец второй статьи. Впервые упоминается в документах с 1660 г. (Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2009. С. 498). Работал в артели Гурия Никитина. В 1676 г. в числе большой группы костромских мастеров пожалован царём и освобождён от тягла. Участвовал в росписи Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле Залесском (1662, 1668), Архангельского собора Московского Кремля (1666), Спаса Нерукотворного в Московском Кремле (1668), Григория Неокесарийского в Москве (1668), Успенского собора в Ростовском кремле (1671) (Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2009. С. 499). 7. ма́рко наз́аⷬе҆въ (Назарьев Марк Назаров) (1647 — после 1722) — костромской иконописец третьей статьи. В 1676 г. среди прочих костромских иконописцев был пожалован царем и освобождён от тягла. В 1700 году был вызван в Москву, но возвращён по непригодности, скорее всего ввиду старости. Имел семью. Принимал участие в росписи Успенского собора в Ростовском кремле (1670), Спаса Нерукотворного в Московском Кремле (1676), храма Ильи Пророка в Ярославле (1680–1681) (Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2009. С. 434–435). 7. васи́лей мїро́нѡⷡ҇ (Буйголова Василий Миронов / Буйголовин) — костромской иконописец второй статьи. Упоминается в 1671–1684 гг. Работал в артели Гурия Никитина. В 1676 г. среди прочих костромских иконописцев был пожалован царём и освобождён от тягла. Участвовал в росписи Успенского собора в Ростовском кремле (1671), Спаса Нерукотворного в Московском Кремле (1676), Успенского собора Московского Кремля (1680 над алтарями), храма Ильи Пророка в Ярославле (1680–1681) (Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2009. С. 106–107). 8. ѳѡма́ е҆рмилоⷡ҇. Костромской иконописец второй статьи. Упоминается в 1676 г. В 1676 г. среди прочих костромских иконописцев был пожалован царём и освобождён от тягла (Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2009. С. 217). Участвовал в росписи храма Спаса Нерукотворного в Московском Кремле (1676), Успенского собора Московского Кремля (1680 над алтарями), храма Ильи Пророка в Ярославле (1680–1681) (Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2009. С. 106–107). 8. фили́пъ а҆н̾дреꙗ҆́ноⷡ҇ (уп. 1667–1716 г.). Костромской кормовой иконописец третьей статьи. В 1667 г. участвовал в росписи и иконном письме «около Грановитой палаты», в 1676 г. участвовал в росписи и иконном письме в церкви Спаса Нерукотворного в Кремлёвском дворце, в 1678 г. писал иконы для церкви прп.-мчнцы Евдокии, что у великого государя в Верху, в 1679 г. писал иконы для Покровского собора в с. Измайлове, в 1680 г. участвовал в росписи церкви Ильи Пророка в Ярославле, в 1702 г. участвовал в росписи Знаменского собора в Новгороде. До 1716 г. принял постриг (Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2009. С. 55). 8. еѳреⷨ ќаⷬпоⷡ҇ (уп. 1658–1684 г.). Московский кормовой иконописец. В 1660 г. был затребован к росписи Архангельского собора Московского Кремля (Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2009. С. 316). 9. мака́рей і҆ва́ноⷡ҇. Известен только по участию в росписи Троицкого собора Ипатьевского монастыря (Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2009. С. 280). 9. васи́лей васїлье҆ ⷡ҇. Василий Васильев сын Попов (уп. 1670–1702 г.). Кормовой иконописец. В сентябре 1679 г. серебрил столбы в тябла иконостаса Покровского собора в с. Измайлове. В 1702 г. возглавил дружину, расписывавшую Знаменский собор в Великом Новгороде (Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2009. С. 497–498). 9. лꙋка ма̀ркоⷡ҇ (1669 — после 1709 г.). Известен только по участию в росписи Троицкого собора Ипатьевского монастыря (Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2009. С. 407). 10. гаврїиⷧ семе́ноⷡ. В 1705–1707 гг. в составе дружины ярославских иконописцев расписывал церковь Николы в Меленках в Ярославле (Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2009. С. 596). 10. васи́лей никїт́иⷩ. Василий Никитин Духовской (уп. 1684–1707). Ярославский иконописец, сын дьякона церкви Сошествия Святого Духа в Ярославле Никиты Иванова. В 1694–1695 гг. расписывал церковь Иоанна Предтечи в Толчкове; в списке иконописцев значится на четвёртом месте. В 1705–1707 гг. в составе дружины ярославских иконописцев расписывал церковь Николы в Меленках в Ярославле. Известны 4 иконы, написанные Василием Никитиным (Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2009. С. 200). 11. фе́доⷬ ли[пинъ]. Известен только по участию в росписи Троицкого собора Ипатьевского монастыря (Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2009. С. 380). 11–12. [Фе]доръ [Ло]гиноⷡ҇ (1660 — после 1735). Священник костромской церкви Стефана Сурожского. Отец иконописцев Матвея и Ивана Фёдоровых. В 1735 г. возглавлял дружину иконописцев, расписывавших церковь Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе (Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2009. С. 384).
Комментарий терминологический
3. и҆зогра́ѳы. В Древней Руси термин «изограф» (живописец) бытовал в двух формах: «зограф» и «изограф» (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 6. М., 1979. С. 54–55. s.v. зографъ (зуграфъ); С. 195. s.v. изографъ (изуграфъ)), чем объясняются сомнения автора надписи при его написании в стк. 3: сначала он написал слово «зограф», а потом исправил его на «изограф» с помощью выносной буквы И҆.

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти