Эпитафия князю Михаилу Никитичу Одоевскому; 1653 г.; Собор Троицы Живоначальной в Троице-Сергиевой Лавре

Категории

Кириллическая эпиграфика Нового времени

Идентификатор
Эпитафия князю Михаилу Никитичу Одоевскому; 1653 г.; Собор Троицы Живоначальной в Троице-Сергиевой Лавре
Название
Эпитафия князю Михаилу Никитичу Одоевскому, умершему 19 ноября 1652 г. и похороненному в Троице-Сергиевом монастыре 17 декабря 1653 г.
OG-код
OG1080
CIR-код
CIR0879
Разновидность (характер)
Плита-вставка в надгробницу
Тип/Жанр
Эпитафия
Критический аппарат
1. ҂з҃ ‧ р҃ ѯ҃ {ѕ҃} а гоⷣу] 7161 (1652) — архим. Леонид. 7161 (1552) АГО — Т. В. Николаева. ѳіⷣнь] 19 день — архим. Леонид. памѧⷮ] память — архим. Леонид. 2–3. адⷡѣꙗ] Авдiя — архим. Леонид. 3. Преставиⷭ҇] преставися — архим. Леонид. 3. мч҃ка] МЧНКА — Т. В. Николаева. 4. божі] Божiй — архим. Леонид. михаило] Михайла — архим. Леонид. 5. а] и — архим. Леонид. домꙋ] обители — архим. Леонид. 5–6. живоначаⷧые] Живоначальные — архим. Леонид. ЖИВОНАЧАЛНЫЕ — Т. В. Николаева. 6. прпⷣобныⷯ] ПРПДБНЫХ — Т. В. Николаева. нкона] Никона — архим. Леонид, Т. В. Николаева. 7. в ныноⷲнеⷨ] у архим. Леонида нет. ЫНЫМ — Т. В. Николаева. рѯ҃в] 162 — архим. Леонид. 7162 (1654) — Т. Н. Николаева. гоⷣе] ГОДУ — Т. В. Николаева. 7–9. гоⷣе ~ миса̏ла] архим. Леонид отметил: «далее сколота надпись». 8. зіⷣнь] 17 — Т. В. Николаева. па{м}ѧⷮ] ПАМЯТ — Т. В. Николаева. 9. анан̏а] АНАНИИ — Т. В. Николаева.
Подлинность
Оригинал
Алфавит
Кириллица
Состояние носителя
Белокаменная намогильная плита-вставка прямоугольной формы со слегка закруглённым навершием.
Стиль / тип письма
Эпиграфический полуустав
Материал
Полевое документирование
Документировано 20.01.2019 г.
Авторы полевого документирования
Александр Авдеев, Ольга Радеева при участии Л. А. Авдеевой
Памятник археологии
Семейная усыпальница князей Одоевских в подклете под западным притвором собора Троицы Живоначальной в Троице-Сергиевой Лавре. Плита находится in situ.
Издание / публикация
Надписи, имеющиеся в Свято-Троицкой Сергиевой лавре внутри и вне церквей на стенах и на гробницах царских и прочих знатных фамилий и других разных званий и чинов // Древняя Российская вивлиофика. Т. XVI. М., 1791. С. 320. № 15 (в кратком изложении); Леонид (Кавелин), архим. Надписи Троице-Сергиевой лавры. СПб., 1881. С. 37–38 (по собственной копии, гражданским шрифтом); [Саитов В. И., Модзалевский Б. Л.] Московский некрополь. Т. 2. СПб., 1908. С. 364 (в кратком изложении, по публикации архим. Леонида); Николаева Т. В. Надгробные плиты под западным притвором Троицкого собора // Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Вып. 2. Загорск, 1958. С. 96. № 6 (по собственной копии, в транскрипции гражданским шрифтом в современной орфографии, без приложения фото).
Состояние надписи
Надпись в 9 строк, выполненная в технике обронной резьбы. Буквы углублены в поверхность плиты. Эпиграфическое поле ограничено прямоугольной в сечении рамкой. Отдельные буквы повреждены, что не влияет на чтение надписи.
Текст на языке оригинала
лѣта ҂з҃ ‧ р҃ ѯ҃ {ѕ҃} а гоⷣу ноѧбрѧ в ѳіⷣнь на памѧⷮ ст҃аго пророка адⷡѣ ꙗ і́ ст҃аго мч҃ка ваⷬлама Преставиⷭ҇ раⷠ божі Кн҃ѕь михаило никитичь о́доеⷡско̏ а поГребеⷩ̾ в домꙋ живо начаⷧые Тро̏цы і҆́ прпⷣобныⷯ ѡⷮц҃ъ сеⷬ гиѧ {і} нкона в ныноⷲнеⷨ во рѯ҃в гоⷣе декаⷠрꙗ в̾ зіⷣнь на па{м}ѧⷮ стаго Пророка дани ла і ст҃ыⷯ Треⷯ ѡⷮроⷦ анан̏а азариⷽ миса̏ла
Перевод на русский
Лета 716{6}1 [1652] году ноября в 19 д(е)нь на памят(ь) с(вя)таго пророка Авдея и св(я)таго м(у)ч(ени)ка Варлама преставис(ь) раб Божи{й} кн(я)зь Михаило Никитичь Одоевской, а погребен в дому Живоначал(ь){н}ые Троиц и пр(е)подобных от(е)ц Сергия {и} Н{и}кона в ныношнем во 162 [1653] годе декабря в 17 д(е)нь на па{м}ят(ь) с(вя)таго пророка Данила и трех отрок Ананиа, Азария, Мисаила.
Комментарий линвистический
Пропуск Ъ или Ь: памѧⷮ (стк. 2), адⷡѣꙗ (стк. 2–3), ваⷬлама (стк. 3), Преставиⷭ҇ (стк. 3), раⷠ (стк. 4), живоначаⷧые (стк. 5–6), прпⷣобныⷯ (стк. 6), сеⷬгиѧ (стк. 6–7), ныноⷲнеⷨ (стк. 7), декаⷠрꙗ (стк. 8), па{м}ѧⷮ (стк. 8), ст҃ыⷯ (стк. 9), Треⷯ ѡⷮроⷦ (стк. 9). Употребление паерка: поГребеⷩ̾ (стк. 5), в̾ (стк. 8). Прилагательные на –ой: о́доеⷡско̏ (стк. 5). Прилагательные на –ей: ныноⷲнеⷨ (стк. 7). Лексический сербизм: анан̏а (стк. 9). Личные имена. 2–3. адⷡѣꙗ. Обыденная форма календарного имени «Авдiй». 3. ваⷬлама. Обыденная форма календарного имени «Варлаамъ». 4. михаило. Обыденная форма календарного имени «Михаилъ». 8–9. данила. Обыденная форма календарного имени «Данiилъ».
Шрифт
Техническая дата
1653-12-17
Дата создания (точная)
1653-12-17
Комментарий хронологический
1–3. ҂з҃ ‧ р҃ ѯ҃ {ѕ҃} а гоⷣу ноѧбрѧ в ѳіⷣнь на памѧⷮ ст҃аго пророка адⷡѣꙗ і́ ст҃аго мч҃ка ваⷬлама. Точное время кончины князя Михаила Никитича Одоевского известно из письма Алексея Михайловича к Никите Ивановичу Одоевскому: «ноября въ 19 день въ пятокъ, в пятомъ часу дни вполы» [Солдатенков К. Т. Собрание писем Алексея Михайловича. М., 1857. С. 227]. Половина пятого часа дня 19 ноября примерно соответствовала 11 часам местного времени [Расчёт произведён по: Черепнин Л. В. Русская хронология. М., 1944. С. 50. Табл. XI].
Век
XVII в.
Персона (Упомянутое лицо)
Комментарий палеографический
Эпиграфический полуустав. Разделение на слова отсутствует, диакритика нерегулярная. Буквенная цифирь в обозначении даты смерти (стк. 1) разделена пробелами, а после знака 7-го тысячелетия вырезан интерпунктационный знак в виде ромба. В слове «адⷡѣꙗ» (стк. 2–3) выносная буква В имеет вид дуги с двумя окружностями на концах (стк. 2, 5). Буква І (стк. 3, 7, 8), средняя мачта буквы М (стк. 2, 3, 4, 5, 9) имеют шаровидное расширение в центре. Лигатура СТ в слове «Преставиⷭ҇» (стк. 3) изображена в виде зеркально развёрнутой буквы Ъ. Буква З в обозначении тысячи (стк. 1), напоминает цифру 3, крупные равновеликие дуги соединены под острым углом. Верхняя дуга заканчивается острием, нижняя (практически утраченная) — завитком, выходящим за границы строки. Наклонный знак тысячи прикреплён к месту соединения дуг, не выходит за границы буквы и заканчивается завитком. Левонаклонные насечки параллельны друг другу. Близкой аналогией, несмотря на утраты, является знак седьмой тысячи в надписи CIR0883. Лигатуры: стк. 1 — лѣ в слове «лѣта», ду в слове «гоⷣу»; стк. 2 — днь в слове «ѳіⷣнь», нап и ам в словосочетании «на памѧⷮ», ст и аг в слове «ст҃аго», прр в слове «пророка»; стк. 3 — ст и аг в слове «ст҃аго», чм, ав и ам в словосочетании «мч҃ка ваⷬлама», пр, ст и ав в слове «Преставиⷭ҇»; стк. 4 — аб в словосочетании «раⷠ божі», ми в слове «михаило», ик и чь в слове «никитичь», ап и гр в словосочетании «а поГребеⷩ̾»; стк. 6 — чаы в слове «(Живо)начаⷧые», тр в слове «Тро̏цы», ны в слове «прпⷣобныⷯ»; стк. 7 — ав и ны в слово сочетании «нкона в ныноⷲнеⷨ», де в слове «гоⷣе»; стк. 8 — ꙗв в словосочетании «декаⷠрꙗ в̾», днь в слове «зіⷣнь», ап в словосочетании «на па{м}ѧⷮ», ст и аг в слове «стаго», пр в слове «Пророка», дани в слове «дани(ла); стк. 9 — тр в слове «Треⷯ», ан в слове «анан̏а», ар в слове «азариⷽ». Контрактуры: ѳіⷣнь (стк. 2), ст҃аго (стк. 2, 3), мч҃ка (стк. 3), Кн҃ѕь (стк. 5), прпⷣобныⷯ ѡⷮц҃ъ (стк. 6), зіⷣнь (стк. 8), стаго (стк. 8), ст҃ыⷯ (стк. 9). Оформление окончаний строк с помощью выносных букв и буквенных титл: Преставиⷭ҇ (стк. 3), сеⷬ(гия) (стк. 6), гоⷣе (стк. 7, в лигатуре). Оформление окончаний слов с помощью выносных букв: гоⷣу (стк. 1, в лигатуре), памѧⷮ (стк. 2), раⷠ (стк. 4), о́доеⷡско̏ (стк. 5), поГребеⷩ̾ (стк. 5), прпⷣобныⷯ (стк. 6), ныноⷲнеⷨ (стк. 7), па{м}ѧⷮ (стк. 8), ст҃ыⷯ (стк. 9), Треⷯ ѡⷮроⷦ (стк. 9), азариⷽ (стк. 9). Ошибки резчика. Начиная со стк. 4 высота строк уменьшается, возрастает число выносных букв и лигатур, что свидетельствует о том, что резчик плохо соотнёс объём текста и площадь эпиграфического поля. В обозначении года смерти (стк. 1) резчик ошибочно вырезал в качестве единицы года букву ѕ, но затем частично удалил её. В слове «божі» (стк. 4) недописано окончание. В слове «живоначаⷧые» (стк. 5–6) пропущена буква Н. В стк. 7 буква І пропущена и вырезана позже в середине строки. В слове «нкона» (стк. 7) пропущена буква И. В слове «па{м}ѧⷮ» (стк. 8) резчик ошибочно вырезал букву І и затем весьма неуклюже попытался исправить её на М. В слове «стаго» пропущено титло.
Комментарий исторический
5–8. а поГребеⷩ̾ в домꙋ живоначаⷧые Тро̏цы і҆́ прпⷣобныⷯ ѡⷮц҃ъ сеⷬгиѧ {і} нкона в ныноⷲнеⷨ во рѯ҃в гоⷣе декаⷠрꙗ в̾ зіⷣнь. Во время смерти сына князь Н. И. Одоевский был воеводой в Казани [Барсуков А. П. Списки городовых воевод и других лиц воеводского управления в Московском государстве XVII столетия. СПб., 1902. С. 88]. В его отсутствие Алексей Михайлович «повелел погресть до тебя у Троицы, у его приходу, у старово твоего двора» [Солдатенков К. Т. Собрание писем Алексея Михайловича. М., 1857. С. 227–232]. Двор И. Н. Одоевского находился в Китай-городе в квартале между Введенской и Посольской улицами [Щенкова О. П., Щенков А. С. Московский центр в Китай-городе XVI–XVII веков. М., 2016. С. 186–187]. Судя по тому, что в июне 1637 г. сноху Н. И. Одоевского отпевали в церкви Живоначальные Троицы в Старых Полях [Забелин И. Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. Ч. 1. М., 1884. Стб. 387], Одоевские были прихожанами этого храма. Здесь и было совершено первоначальное погребение М. Н. Одоевского. Его отец был сменён на воеводстве 2 февраля 1653 г., вернулся в Москву [Барсуков А. П. Списки городовых воевод и других лиц воеводского управления Московского государства XVII столетия по напечатанным правительственным спискам. СПб., 1902. С. 88] и в декабре того же года перевёз останки сына в семейную усыпальницу. Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря сообщает, что князь Н. И. Одоевский «погребал <…> тело сына» 17 декабря 1653 г., «и дал по нему вкладу: ризы отлас золотной по серебреной земле, оплечье шито золотом и серебром по червчатому бархату, подложены дорогами зелеными, круживо отласец золотной, мелкотравной; патрахель шита золотом и серебром по червчатому отласу, а у ней 12 пугвиц серебреные резные золочены да 9 кистей шелковые з золотом, пояс шелковой; поручи шиты золотом и серебром по червчатому отласу, а у них 14 пугвиц; стихарь подризной камчат, червчат, оплечье отласец цветной» [Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря / Изд. подг. Е. Н. Клитина, Т. Н. Манушина, Т. В. Николаева. М., 1987. С. 109]. Случай вторичного перезахоронения останков в семейную усыпальницу достаточно характерен для XVII в. 28 августа 1632 г. умер Алексей, единственный сын боярина Фёдора Ивановича Шереметева (деда М. Н. Одоевского по матери). Боярин известил игумена Кирилло-Белозерского монастыря: «а погребенъ на Москвѣ у васъ в Оѳонасьевском монастырѣ [Афанасьевский монастырь, располагавшийся в Кремле у Спасских (Фроловских) ворот, в то время являлся подворьем Кирилло-Белозерского монастыря]; а по первому зимнему пути привезу ево къ вамъ въ Кириловъ монастырь». Отправив в обитель две белокаменные «цки» «над сына своего Алексѣя», 14 октября в новом послании боярин распорядился «приготовить мѣсто, гдѣ мнѣ погресть тѣло сына своево Олексѣя, велѣть выкопать и выкласть кирпичом тутъ же, гдѣ лежатъ родители мои, подлѣ отца моево Ивана Васильевича <…> къ моему пріѣзду» [Барсуков А. П. Род Шереметевых. Кн. 3. СПб., 1883. С. 138–147]. Характерно, что эксгумация останков, их перевоз и перезахоронение на новом месте совершались в холодное время года, что замедляло процесс разложения тел.
Комментарий дипломатический
Помимо даты смерти указаны год, месяц и день погребения в семейной усыпальнице. 7. в ныноⷲнеⷨ во рѯ҃в гоⷣе. Редчайшее для эпитафий обозначение года погребения, близкое по формуле деловой письменности.
Место обнаружения
Место текущего хранения

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти