Надпись о завершении росписи Троицкого собора; 1684 г.; Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь

Категории

Кириллическая эпиграфика Нового времени

Идентификатор
Надпись о завершении росписи Троицкого собора; 1684 г.; Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь
Название
Надпись о завершении росписи Троицкого собора
OG-код
OG0140, OG0141, OG0142, OG0143
CIR-код
СIR0112
Разновидность (характер)
Надпись на стене
Тип/Жанр
Надпись о завершении росписи
Критический аппарат
Выявленные искажения текста вызваны небрежным поновлением надписи во время реставрационных работ, проводившихся в 60-е — 80-е гг. ХХ в. 10. ст҃аго] Св. — Н. В. Покровский. 15. и҆лиⷥꙗ҆́сꙗ] излиянная — архим. Амвросий (Орнатский), еп. Павел (Подлипский), Н. В. Покровский, А. И. Успенский, Т. Л. Никитина. излиянноя — О. С. Куколевская. 16–18. тог̀о ꙋ҆́бо бл҃гиⷨ] тою же благости — А. И. Успенский. 23. тезои҆мен̾наꙗ̆] тезоименная — еп. Павел (Подлипский), Н. В. Покровский. 24. и҆зогр́аⷴ{ст}воⷨ] и҆зогр́аⷴвоⷨ — надпись; очевидно, пропуск лигатуры ст. изографствомъ — архим. Амвросий (Орнатский), еп. Павел (Подлипский), Н. В. Покровский. изогравствомъ — А. И. Успенский. 25. поⷣписа́нна] подписанная — архим. Амвросий (Орнатский), еп. Павел (Подлипский), А. И. Успенский, Т. Л. Никитина. подписана — Н. В. Покровский. подписания — О. С. Куколевская. 30. мр҃а́] мiра — архим. Амвросий (Орнатский), еп. Павел (Подлипский), А. И. Успенский. мира — О. С. Куколевская. 31. {҂}з̆рч҃ггѡ] 7193 — архим. Амвросий (Орнатский), Н. В. Покровский. ҂зрчг — еп. Павел (Подлипский). 7193-го (1684) — А. И. Успенский. з рчг — О. С. Куколевская, Т. Л. Никитина. 33. еже] аще — А. И. Успенский. 38. ҂ах҃п{д}гѡ] ҂ах҃пагѡ — надпись; очевидная путаница в обозначении буквенной цифири. 1684 — архим. Амвросий (Орнатский), А. И. Успенский. 1685 — еп. Павел (Подлипский), Н. В. Покровский, Т. Л. Никитина. ахпд — О. С. Куколевская. 39. сеп̾те́мⷡ{р}ꙗ] септе́мⷡꙗ — надпись; очевидно, вместо лигатуры рꙗ. сентября — архим. Амвросий (Орнатский), еп. Павел (Подлипский). Сентемврiя — А. И. Успенский. д] пропуск титла. у архим. Амвросия (Орнатского), еп. Павла (Подлипского), Н. В. Покровского, О. С. Куколевской и Т. Л. Никитиной нет. 4-й — А. И. Успенский. 44. держа́{ве}] держа́кіое — надпись. державѣ — архим. Амвросий (Орнатский), еп. Павел (Подлипский), Н. В. Покровский, А. И. Успенский. 45. блг҃очести́вѣйшиⷯ] благоверных — Т. Л. Никитина. 46. вели́киⷯ] у архим. Амвросия (Орнатского) нет. 47. гⷭ҇дре{и}] гⷭ҇дре̃ — надпись. 51. кн҃зе{и}] кн҃зе̃ — надпись. 52. и҆ѡа҆́нна] Іоанна — архим. Амвросий (Орнатский), еп. Павел (Подлипский), Н. В. Покровский, А. И. Успенский. 53. а҆леѯе́ѣвича] Алексiевича — еп. Павел (Подлипский), Н. В. Покровский (в обоих случаях). 54. петра̀] и Петра — архим. Амвросий (Орнатский). 54–55. петра̀ а҆леѯе́ѣвича] у А. И. Успенского нет. 56. в̾сеа̀] всея — архим. Амвросий (Орнатский), А. И. Успенский, О. С. Куколевская. 62. роси́ї] Россiи — архим. Амвросий (Орнатский), еп. Павел (Подлипский), Н. В. Покровский, А. И. Успенский. России — О. С. Куколевская, Т. Л. Никитина. 67. гⷭ҇дрнь] Государенъ — А. И. Успенский. 67–71. гⷭ҇дрнь цр҃цъ и҆ вели́киⷯ кнг҃нь] Государыняхъ Царицахъ и Великихъ Княгиняхъ — архим. Амвросий (Орнатский), еп. Павел (Подлипский), Н. В. Покровский. Государынях Царицах и Великих княгинях — Т. Л. Никитина. 76. а҆рхипа́стырствꙋющꙋ] архiпастырствующему — архим. Амвросий (Орнатский). архипастырствующему — Т. Л. Никитина. 78. і] пропуск звательца. 79. ꙋ҆краша́ющꙋ] укращающу — архим. Амвросий (Орнатский). укрошающу — еп. Павел (Подлипский), Т. Л. Никитина. 82. цр҃к̾ве] Церкви — архим. Амвросий (Орнатский), А. И. Успенский. 85. ч{с҇}тнаго] чтнаго — надпись. 92. и҆ѡ҆а҆ки́мꙋ] Іоакиму — еп. Павел (Подлипский), Н. В. Покровский. 101. всеа̀] всея — О. С. Куколевская. 101–102. всеа̀ рꙋси] всея Русiи — архим. Амвросий (Орнатский). всея Росiи — А. И. Успенский. 107. црковное] пропуск титла. 108. ꙋпраⷡлꙗ́ющи] управляющу — архим. Амвросий (Орнатский). управляюще — А. И. Успенский. 110. и] пропуск звательца. 113. к̾] въ — еп. Павел (Подлипский), Н. В. Покровский. 114. десꙗти́це] десятицѣ — архим. Амвросий (Орнатский), А. И. Успенский. десятнице — О. С. Куколевская. 120. ѡби́тели] пропуск звательца. 121. же] у архим. Амвросия (Орнатского) и еп. Павла (Подлипского) нет. 124. а҆рхи́маⷩдрите] архимандрiте — еп. Павел (Подлипский). архимандритѣ — А. И. Успенский. 125. пахо́мие] Пахомiи — архим. Амвросий (Орнатский), А. И. Успенский. 126. з̾] съ — архим. Амвросий (Орнатский). 127. бра́тьею҆] братiею — архим. Амвросий (Орнатский). 139. идⷤи́нⷡоꙴе] иждивенiе — архим. Амвросий (Орнатский). иждивенное — еп. Павел (Подлипский), Т. Л. Никитина. иждивенiемъ (?) — Н. В. Покровский. иждивеное — О. С. Куколевская. 142. мст҃р́ьскиꙗ] монастырскiя — архим. Амвросий (Орнатский). монастырския — еп. Павел (Подлипский), Н. В. Покровский, А. И. Успенский, О. С. Куколевская. 147. ст҃ыꙗ] Св. — архим. Амвросий (Орнатский), Н. В. Покровский. 153. ст҃аго] Св. — Н. В. Покровский. 157. и҆зогра́ѳ̾ное] изографское — Н. В. Покровский. 157–158. и҆зогра́ѳ̾ное воѡ҆браже́ние] изографное изображенiе — архим. Амвросий (Орнатский), еп. Павел (Подлипский), А. И. Успенский. 159. в̾] у Т. Л. Никитиной нет. 163. вѣ́чныꙗ҆] вѣчные — А. И. Успенский.
Подлинность
Оригинал
Алфавит
Кириллица
Состояние носителя
Надпись краской внутри основного четверика храма. Надпись начинается на южной, продолжается на западной и завершается на северной стене.
Стиль / тип письма
Вязь
Полевое документирование
Документировано 19.08.2016 г.
Авторы полевого документирования
Александр Авдеев, Ольга Радеева, Глеб Донской
Памятник археологии
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Троицкий собор. Внутренняя стена основного четверика.
Издание / публикация
Амвросий (Орнатский), архим. История российской иерархии. Ч. II. М., 1810. С. 637–638 (по собственной копии, гражданским шрифтом); [Павел (Подлипский) еп.] Описание Костромского Ипатиевского монастыря, в коем юный Михаил Феодорович Романов умолен знаменитым посольством московским на царство русское. М., 1832. С. 6–7 (по собственной копии, гражданским шрифтом, с частичным сохранением буквенной цифири); Покровский Н. В. Памятники церковной старины в Костроме. СПб., 1909. С. 4–5 (по собственной копии, гражданским шрифтом); Успенский А. И. Царские иконописцы и живописцы XVII века. М., 1916. С. 167 (по собственной копии, гражданским шрифтом); Брюсова В. Г. Ипатьевский монастырь. Ярославль, 1968. Фото 44–46; Куколевская О. С. Стенопись Троицкого собора Ипатьевского монастыря. Т. 2. М., 2008. С. 185–186 (фото фрагмента надписи и текст гражданским шрифтом в современной орфографии); Никитина Т. Л. Русские церковные стенные росписи 1670–1680-х годов. М., 2015. С. 202 (гражданским шрифтом в современной орфографии, по публикации еп. Павла (Подлипского). В полном соответствии с надписью публикуется впервые.
Состояние надписи
Надпись, сделанная в технике el fresco. Эпиграфическое поле выделено двумя полосами ̀красной краски сверху и снизу надписи. Фон эпиграфического поля выкрашен белой краской. Надпись сделана между двумя линиями горизонтальной графьи, процарапанной по фреске. Внутренняя поверхность эпиграфического поля прочерчена графьёй в виде вертикальных линий.
Текст на языке оригинала
бг҃а вс̀еблага́го в трⷪ҇це (5) сла́вимаго ѿц҃а и҆ сн҃а и҆ (10) ст҃аго дх҃а всю́дꙋ блгоⷣ҇ть е҆г̀о (15) и҆лиⷥꙗ҆́сꙗ тог̀о ꙋ҆́бо бл҃гиⷨ хотѣ́ниеⷨⷨ (20) и҆ цр҃ковь сиꙗ̀ тезои҆меⷩ̾наꙗ̆ и҆зогр́аⷴ{ст}воⷨ (25) поⷣписа́нна в лѣ́то ѿ соⷮворе́ниꙗ̆ (30) мр҃а́ {҂}з̆рч҃ггѡ а҆ еже по (35) лⷫо́ти бг҃а сло́ва ҂ах҃п{д}гѡ сеп̾те́мⷡ{р}ꙗ (40) въ д де́нь при держа́{ве} (45) блг҃очести́вѣйшиⷯ вели́киⷯ гⷭ҇дре{и} цр҃ей и (50) вели́киⷯ кн҃зе{и} и҆ѡа҆́нна а҆леѯе́ѣвича петра̀ (55) а҆леѯе́ѣвича в̾сеа̀ вели́киꙗ и ма́лыя҆ (60) и҆ бѣ́лыꙗ роси́ї самоде́р̾ж̾цевъ при (65) бл҃говѣ̀рныⷯ вели́киⷯ гⷭ҇дрнь цр҃цъ и҆ (70) вели́киⷯ кнг҃нь и҆ при бл҃горо́дныⷯ (75) цр҃внахъ а҆рхипа́стырствꙋющꙋ же і ꙋ҆краша́ющꙋ (80) прⷭ҇тлъ росиі҆́кⷭ҇иꙗ цр҃к̾ве прчⷭ҇тыꙗ бг҃омтре (85) ч{с҇}тнаго е҆ꙗ ꙋ҆спе́ниꙗ ∙ великомꙋ гⷭ҇днꙋ (90) ст҃ѣйшемꙋ ки́р и҆ѡ҆а҆ки́мꙋ патриа҆́р̾хꙋ моⷭ҇ко́скⷡомꙋ (100) и҆ всеа̀ рꙋси ꙋ҆́же бо (105) е҆мꙋ̀ коⷬми́ло црко́нⷡое ꙋпраⷡлꙗ́ющи боⷣростию (110) и кротостию свое҆́ю к̾ десꙗти́це (115) вто́рое лѣ́то в то́ в̾ре́мꙗ (120) ѡби́тели же сеꙗ̀ при а҆рхи́маⷩдрите (125) пахо́мие з̾ бра́тьею҆ а҆ за (130) рⷮꙋды̀ масте́роⷨ и всꙗ́кое и҆пⷭ҇онⷧе́ние (135) црко́нⷡ҇ое к томꙋ̀ дѣлꙋ идⷤи́нⷡоꙴе (140) всѐ и҆ ⷥ мст҃р́ьскиꙗ канⷥы̀ плати́ли (145) во сла́вꙋ ст҃ыꙗ трⷪ҇цы ѿц҃а (150) и҆ сн҃а и҆ ст҃аго дх҃а (155) в̾сѣ́ ⷨ҇ же и҆зогра́ѳ̾ное воѡ҆браже́ние в̾ (160) дх҃о́в̾ное наслаⷤде́ние в̾ вѣ́чныꙗ҆ вѣ́ки (165) а҆ми́нь
Перевод на русский
Б(о)га Всеблагаго, в Тро(и)це славимаго, Отца и С(ы)на и С(вя)таго Д(у)ха. Всюду бл(а)год(а)ть Его излияся, Того убо бл(а)гим хотением и ц(е)рковь сия тезоименная изограф{ст}вом подписанна в лето от сотворения м(и)ра 7193го, а еже по плоти Б(о)га Слова 168{4} септемв{р}я в 4 день при державе бл(а)гочестивейших великих г(о)с(у)д(а)ре{й} ц(а)рей и великих кн(я)зе{й} Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Рос(с)ии самодержцев, при бл(а)говерных великих г(о)с(у)д(а)р(ы)нь ц(а)р(и)ц и великих кн(я)г(и)нь и при бл(а)городных ц(а)р(е)внах, архипастырствующу же и украшающу пр(е)стол российския ц(е)ркве Пр(е)ч(и)стыя Б(о)гом(а)т(е)ре ч(е)стнаго Ея Успения, великому г(о)с(по)дину с(вя)тейшему кир Иоакиму патриарху Московскому и всея Руси, уже бо ему кормило ц(е)рковное управляющи бодростию и кротостию своею к десятице второе лето, в то время обители же сея при архимандрите Пахомие з братьею, а за труды мастером и всякое исполнение ц(е)рковное к тому делу иждивеное все из м(она)ст(ы)рьския казны платили. Во славу С(вя)тыя Тро(и)цы, Отца и С(ы)на и С(вя)таго Д(у)ха всем же изографное воображение в д(у)ховное наслаждение в вечныя веки. Аминь.
Комментарий линвистический
Сокращённое написание сочетаний «согласный + Ъ» или «согласный + Ь»: и҆лиⷥꙗ҆́сꙗ (15), бл҃гиⷨ хотѣ́ниеⷨ (18–19), тезои҆меⷩ̾наꙗ̆ (23), и҆зогр́аⷴ{ст}воⷨ (24), . поⷣписа́н{на} (25), соⷮворе́ниꙗ̆ (29), сеп̾те́мⷡ{р}ꙗ (39), блг҃очести́вѣйшиⷯ (45), вели́киⷯ (46, 50, 66), бл҃говѣ̀рныⷯ (65), бл҃горо́дныⷯ (74), ки́р (92), моⷭ҇ко́скⷡомꙋ (99), коⷬми́ло (106), црко́нⷡое (107, 134), ꙋпраⷡлꙗ́ющи (108), боⷣростию (109), а҆рхи́маⷩдрите (124), рⷮꙋды̀ (130), масте́роⷨ (131), и҆пⷭ҇онⷧе́ние (134), идⷤи́нⷡоꙴе (139), и҆ ⷥ (141), канⷥы̀ (143), в̾сѣ́ ⷨ҇ (155), наслаⷤде́ние (161). Употребление паерка: тезои҆меⷩ̾наꙗ̆ (23), сеп̾те́мⷡ{р}ꙗ (39), самоде́р̾ж̾цевъ (63), цр҃к̾ве (82), патриа҆́р̾хꙋ (97), к̾ (113), в̾ре́мꙗ (129), з̾ (126), в̾сѣ́ ⷨ҇ (155), и҆зогра́ѳ̾ное (157), в̾ (159, 162), дх҃о́в̾ное (160). Грамматика. Несогласованность в падежах множественного числа: при бл҃говѣ̀рныⷯ вели́киⷯ гⷭ҇дрнь цр҃цъ и҆ вели́киⷯ кнг҃нь (64–69). Сложная временнáя конструкция в датирующей формуле: в лѣ́то (…) + при держа́{ве} блг҃очести́вѣйшиⷯ вели́киⷯ гⷭ҇дре{и} цр҃ей и вели́киⷯ кн҃зе{и} (…) + дательный самостоятельный (а҆рхипа́стырствꙋющꙋ же і ꙋ҆краша́ющꙋ прⷭ҇тлъ росиі҆́кⷭ҇иꙗ цр҃к̾ве прчⷭ҇тыꙗ бг҃омтре ч{с҇}тнаго е҆ꙗ ꙋ҆спе́ниꙗ ∙ великомꙋ гⷭ҇днꙋ ст҃ѣйшемꙋ ки́р и҆ѡ҆а҆ки́мꙋ патриа҆́р̾хꙋ моⷭ҇ко́вскомꙋ и҆ всеа̀ рꙋси ꙋ҆́же бо е҆мꙋ̀ коⷬми́ло црко́нⷡое ꙋпраⷡлꙗ́ющи боⷣростию и кротостию свое҆́ю) + винительный падеж времени (характерный для древнегреческого и латинского языков) (к̾ десꙗти́це вто́рое лѣ́то) [Перевод на современный русский язык: (тогда) архипастырствовал же и украшал престол Российския Церкви Пречистыя Богоматере честнаго Ея Успения Великий Господин Святейший кир Иоаким, Патриарх Московский и всея Руси, уже бо он кормило церковное управлял бодростию и кротостию своею, (приближаясь) к десяти (и) второму лету (патриаршества своего)] + в то́ в̾ре́мꙗ ѡби́тели же сеꙗ̀ при а҆рхи́маⷩдрите пахо́мие з̾ бра́тьею҆. Гиперкорректное написание слов иностранного происхождения. Мена этимологического Ф на Ѳ в словах «и҆зогр́аⷴ{ст}воⷨ» (24) и «и҆зогра́ѳ̾ное» (157). Личные имена. 53, 55. а҆леѯе́ѣвича. Отчество образовано от обыденной формы календарного имени «Алексiй».
Шрифт
Техническая дата
1684-09-04
Дата создания (точная)
1684-09-04
Комментарий хронологический
(26–43). в лѣ́то ѿ соⷮворе́ниꙗ҆ мр҃а́ «{҂}з̆рч҃г{г}ѡ а еже по лⷫо́ти бг҃а сло́ва ҂ах҃п{д}{г}ѡ септе́мⷡ{р}ꙗ въ д де́нь. Характерная для второй половины XVII в. двойная шкала датировки — по годам от Сотворения мира и от Рождества Христова.
Век
XVII в.
Комментарий исторический
Надпись дополняет надпись CIR0077 с именами костромских иконописцев, участвовавших в росписи Троицкого собора. Просопографический комментарий (66–71). при бл҃говѣ̀рныⷯ вели́киⷯ гⷭ҇дрнь цр҃цъ и҆ вели́киⷯ кнг҃нь. Очевидно, имеются в виду вдовствующая царица Наталья Кирилловна и жена царя Ивана Алексеевича Прасковья Фёдоровна (Салтыкова) (венчание 9 января 1684). (74–75). при бл҃горо́дныⷯ цр҃внахъ. Хотя надпись создавалась в регентство царевны Софьи, показательно отсутствие её имени, обязательного в царской титулатуре того времени, что, при цветистых эпитетах в адрес патриарха Иоакима, вряд ли объясняется ограниченностью эпиграфического поля. Среди остальных царевен к моменту завершения росписи Троицкого собора были живы Анна Михайловна, Татьяна Михайловна, Евдокия Алексеевна, Марфа Алексеевна, Екатерина Алексеевна, Мария Алексеевна, Феодосия Алексеевна, Наталья Алексеевна и Феодора Алексеевна. (89–102). великомꙋ гⷭ҇днꙋ ст҃ѣйшемꙋ ки́р и҆ѡ҆а҆ки́мꙋ патриа҆́р̾хꙋ моⷭ҇ко́вскомꙋ и҆ всеа̀ рꙋси. Патриарх Иоаким (в миру Иван Петрович Савёлов). Рукоположен в патриархи Московские и всея Руси 24 июля 1674 г. В надписи ошибка в хронологии: в сентябре 1684 г. шёл уже тринадцатый год его патриаршего служения — вероятно, дата справедлива для начала росписи Троицкого собора. (123–125). при архи́мандрите пахо́мие. Пахомий был архимандритом Троицкого Ипатьевского монастыря в 1683–1685 гг. [Диев М., прот. Историческое описание Костромского Ипатского монастыря. М., 1858. С.39. № 17 ; ср.: Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви. СПб., 1877. Стб. 853 (репр.: М., 2004)]. Топографический комментарий (80–87). прⷭ҇тлъ росиі҆́кⷭ҇иꙗ цр҃к̾ве прчⷭ҇тыꙗ бг҃омтре ч{с҇}тнаго е҆ꙗ ꙋ҆спе́ниꙗ. Имеется в виду Успенский собор Московского Кремля, являвшийся патриаршим собором и главным храмом Московского государства. Культурологический комментарий (159–164). в̾ дх҃о́в̾ное наслаⷤде́ние в̾ вѣ́чныꙗ҆ вѣ́ки. Характерное изложение цели росписи храма
Комментарий палеографический
Простая вязь с характерными вычурными написаниями букв. Начальные буквы слов выкрашены красной краской, остальные — чёрной. «Вензельные» написания букв: в слове «всѐ» (141) буква Е вписана в корпус буквы С. В словах «{҂}з̆рч҃ггѡ» (31) и «҂ах҃п{д}гѡ» (38) надстрочная лигатура гѡ по очертаниям напоминает диграф ѿ. Буква З в обозначнии тысячи (32) составлена из двух изогнутых дуг, оканчивающихся шаровидными наростами. Знак тысячи утрачен. Верхняя петля буквы А в обозначении тысячи (39) выполнена в форме дуги, заканчивающейся цветком, выходящим за границы статьи. Нижняя петля прямая с изломом, соединяющимся с вертикальной мачты. Знак тысячи прикреплён к краю нижней петли, наклонён и выходит за границы строки. Насечки имею форму буквы S и параллельны друг другу. Лигатуры: ст в слове «ст҃аго» (11), лги в слове «бл҃гиⷨ» (18), цр в слове «цр҃ковь» (21), иꙗ в слове «сиꙗ̀» (22), аꙗ в слове «тезои҆меⷩ̾наꙗ̆» (23), ст в слове «и҆зогр́аⷴ{ст}воⷨ» (25), пи и нна в слове «поⷣписа́нна» (25), ниꙗ в слове «соⷮворе́ниꙗ̆» (29), гѡ в слове «{҂}з̆рч҃ггѡ» (32), пт в слове «сеп̾те́мⷡ{р}ꙗ» (39), днь в слове «де́нь» (42), ид в словосочетании «при держа́{ве}» (43–44), лг ст в слове «блг҃очести́вѣйшиⷯ» (45), ив в словосочетании «и вели́киⷯ» (49–50), иꙗ в слове «вели́киꙗ» (57), си в слове «роси́ї» (62), ри в слове «при» (64), ны в слове «бл҃говѣ̀рныⷯ» (65), ст (дважды) в слове «а҆рхипа́стырствꙋющꙋ» (76), сп в слове «ꙋ҆спе́ниꙗ» (86), ки в слове «ки́р» (91), ск в слове «моⷭ҇ко́скⷡомꙋ» (99), ꙗщ в слове «ꙋпраⷡлꙗ́ющи» (108), ст в слове «боⷣростию» (109), кр в слове «кротостию» (111), ми в слове «пахо́мие» (125), ст в слове «масте́роⷨ» (131), ст в слове «мст҃р́ьскиꙗ» (142), ки в слове «вѣ́ки» (164), ми в слове «а҆ми́нь» (165). Контрактуры: бг҃а (1, 36), трⷪ҇це (4), сн҃а (8), ст҃аго дх҃а (10–11), блгⷣ҇оть (13), бл҃гиⷨ (18), цр҃ковь (21), мр҃а́ (30), блг҃очести́вѣйшиⷯ (45), гⷭ҇дре{и} цр҃ей (47–48), кн҃зе{и} (51), бл҃говѣ̀рныⷯ (65), гⷭ҇дрнь цр҃цъ (67–68), кнг҃нь (71), бл҃горо́дныⷯ цр҃внахъ (74–75), прⷭ҇тлъ (80), цр҃к̾ве (82), прчⷭ҇тыꙗ бг҃омтре (83–84), ч{с҇}тнаго (85), гⷭ҇днꙋ ст҃ѣйшемꙋ (89–90), црко́нⷡое (107, 136), мст҃р́ьскиꙗ (143), ст҃ыꙗ трⷪ҇цы (148–149), сн҃а (151), ст҃аго дх҃а (123–124), дх҃о́в̾ное (160) . Оформление начала слов с помощью выносных букв: лⷫо́ти (35), рⷮꙋды̀ (129). Оформление окончаний слов с помощью выносных букв: бл҃гиⷨ хотѣ́ниеⷨ (18–19), и҆зогр́аⷴ{ст}воⷨ (24), {҂}з꙼рч҃ггѡ (31, в лигатуре), ҂ах҃п{д}гѡ (38, в лигатуре), блг҃очести́вѣйшиⷯ (45), вели́киⷯ (50, 66, 70), кн҃зе{и} (51), бл҃говѣ̀рныⷯ (65), бл҃горо́дныⷯ (74), ки́р (91), масте́роⷨ (131), и҆ ⷥ (141), в̾сѣ́ ⷨ҇ (155). Ошибки изографа. Титла в слове «ѿц҃а» (6, 149) нефункциональны. Пропуск титла в слове «црко́нⷡое» (107, 135)
Комментарий терминологический
(24). и҆зогр́аⷴ{ст}во. Иконное письмо. В Словаре русского языка XI–XVII вв. термин отсутствует [См.: Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 6. М., 1979. С. 195]. (157–158). и҆зогра́ѳ̾ное воѡ҆браже́ние. Типичный для Древней Руси термин, обозначавший каноническое иконное письмо [Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 3. М., 1976. С. 22] и во второй половине XVII в. противопоставлявшийся новомодному «фряжскому» письму, именуемому «живописанием» или «живоподобием» [См.: Овчинникова Е. С. Иосиф Владимиров. Трактат об искусстве // Древнерусское искусство: XVII век. М., 1964. С. 9–23]. В Словаре русского языка XI–XVII вв. термин отсутствует [См.: Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 3. М., 1976. С. 22; Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 6. М., 1979. С. 195].
Комментарий дипломатический
Элементы формуляра Текст надписи Invocatio1 (1–20) бг҃а вс̀еблага́го в трⷪ҇це сла́вимаго ѿц҃а и҆ сн҃а и҆ ст҃аго дх҃а всю́дꙋ блгоⷣ҇ть е҆г̀о и҆лиⷥꙗ҆́сꙗ тог̀о ꙋ҆́бо бл҃гиⷨ хотѣ́ниеⷨ Fundatio (21–25) и҆ цр҃ковь сиꙗ̀ тезои҆меⷩ̾наꙗ̆ и҆зогр́аⷴ{ст}воⷨ поⷣписа́нна Datatio1 (26–127) в лѣ́то ѿ соⷮворе́ниꙗ̆ мр҃а́ {҂}з̆рч҃ггѡ а҆ еже по лⷫо́ти бг҃а сло́ва ҂ах҃п{д}гѡ сеп̾те́мⷡ{р}ꙗ въ д де́нь при держа́{ве} блг҃очести́вѣйшиⷯ вели́киⷯ гⷭ҇дре{и} цр҃ей и вели́киⷯ кн҃зе{и} и҆ѡа҆́нна а҆леѯе́ѣвича петра̀ а҆леѯе́ѣвича в̾сеа̀ вели́киꙗ и ма́лыя҆ и҆ бѣ́лыꙗ роси́ї самоде́р̾ж̾цевъ при бл҃говѣ̀рныⷯ вели́киⷯ гⷭ҇дрнь цр҃цъ и҆ вели́киⷯ кнг҃нь и҆ при бл҃горо́дныⷯ цр҃внахъ а҆рхипа́стырствꙋющꙋ же і ꙋ҆краша́ющꙋ прⷭ҇тлъ росиі҆́кⷭ҇иꙗ цр҃к̾ве прчⷭ҇тыꙗ бг҃омтре ч{с҇}тнаго е҆ꙗ ꙋ҆спе́ниꙗ ∙ великомꙋ гⷭ҇днꙋ ст҃ѣйшемꙋ ки́р и҆ѡ҆а҆ки́мꙋ патриа҆́р̾хꙋ моⷭ҇ко́скⷡомꙋ и҆ всеа̀ рꙋси ꙋ҆́же бо е҆мꙋ̀ коⷬми́ло црко́нⷡое ꙋпраⷡлꙗ́ющи боⷣростию и кротостию свое҆́ю к̾ десꙗти́це вто́рое лѣ́то в то́ в̾ре́мꙗ ѡби́тели же сеꙗ̀ при а҆рхи́маⷩдрите пахо́мие з̾ бра́тьею҆ Subscriptio (128–144) а҆ за рⷮꙋды̀ масте́роⷨ и всꙗ́кое и҆пⷭ҇онⷧе́ние црко́нⷡ҇ое к томꙋ̀ дѣлꙋ идⷤи́нⷡоꙴе всѐ и҆ ⷥ мст҃р́ьскиꙗ канⷥы̀ плати́ли Invocatio2 (155–165) в̾сѣ́ ⷨ҇ же и҆зогра́ѳ̾ное воѡ҆браже́ние в̾ дх҃о́в̾ное наслаⷤде́ние в̾ вѣ́чныꙗ҆ вѣ́ки а҆ми́нь
Место текущего хранения

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти