Эпитафия девице Неониле Ильиничне Чириковой; 1696 г.; Церковь Живоначальной Троицы в Хохлах

Категории

Кириллическая эпиграфика Нового времени

Идентификатор
Эпитафия девице Неониле Ильиничне Чириковой; 1696 г.; Церковь Живоначальной Троицы в Хохлах
Название
Эпитафия девице Неониле Ильиничне Чириковой с дополнительным сообщением о строительстве каменного храма Живоначальной Троицы в Хохлах
OG-код
OG0825
CIR-код
CIR0947
Разновидность (характер)
Намогильная плита
Тип/Жанр
Памятная надпись
Критический аппарат
1. кто́ етⷭ҇ь чл҃вѣк и́же поживе и не уⷥрит] у А. А. Мартынова и М. Токаревой нет. мтⷭ҇о сие чл҃вѣⷦ ꙗ́же […]чи́ […] у҆ѕри́ — А. Г. Авдеев. смѣⷬти] мѣстѣ — А. А. Мартынов. месте — М. Токарева. сиеⷨ] семъ — А. А. Мартынов. сем — М. Токарева. во] въ — А. А. Мартынов. в — М. Токарева. 2. стѣны ꙋготова̀] у А. А. Мартынова и М. Токаревой нет. погребеⷩнꙋ] погребена — А. А. Мартынов, М. Токарева. погреб́нꙋ — А. Г. Авдеев. быти тѣ́лꙋ] у А. А. Мартынова и М. Токаревой нет. воⷥлюⷠле̋наго] возлюбленного — М. Токарева. воⷥлюбле̋наго — А. Г. Авдеев. і҆бⷥра̋наⷢѡ] избранного — М. Токарева. живу́ща<<го>>] живущего — М. Токарева. 3. мире] мiрѣ — А. А. Мартынов. стра́се] страсѣ — А. А. Мартынов. страсе — А. Г. Авдеев. претворшаꙗ в дарова́ниꙗⷯ в] житiя — А. А. Мартынов. жития — М. Токарева. преждебывшиⷯ да[ро]ва́ниꙗⷯ — А. Г. Авдеев. дѣсⷡтве̋но̏] дѣвстве̋но̏ — А. Г. Авдеев. девицы] дѣвицы — А. А. Мартынов. 3–4. неоⷩилы] неоⷩілы — А. Г. Авдеев. 4. дщери] дщери — А. Г. Авдеев. окоⷧни́чеⷢѡ] окольничьяго — А. А. Мартынов. окольничего — М. Токарева. околⷩи́чеⷢѡ — А. Г. Авдеев. и҆ль̏] иль̏ — А. Г. Авдеев. бж҃ствен̋ыꙗ бо ѕарѝ] Божественнаго — А. А. Мартынов. Божественного — М. Токарева. преоⷣчищена] приобщенiя — А. А. Мартынов. приобщения — М. Токарева. преоⷣчищена — А. Г. Авдеев. 5. неꙋⷦ҇ло́но] неуклонное — А. А. Мартынов, М. Токарева. неꙋкло́но — А. Г. Авдеев. сво̏ у҆́мъ] возыме — А. А. Мартынов, М. Токарева. воⷥводи́ла] у А. А. Мартынова и М. Токаревой нет. вⷥводи́ла — А. Г. Авдеев. к] у А. Г. Авдеева нет. жела́ꙗ] желаꙗ — А. Г. Авдеев. читⷭ҇о] чистое — А. А. Мартынов, М. Токарева. 5–6. ж<<и>>тиѐ] у А. А. Мартынова добавлено «и вѣнецъ». у М. Токаревой добавлено «и венец». житіѐ — А. Г. Авдеев. совеⷬша́ꙗ] совеⷬшаꙗ — А. Г. Авдеев. бж҃естве̋ное] бж҃стве̋ное — А. Г. Авдеев. писа́ние] писанiе — А. А. Мартынов. во́] бо — А. А. Мартынов, М. Токарева. бо́ — А. Г. Авдеев. 7. і҆] у А. А. Мартынова и М. Токаревой нет. и҆ — А. Г. Авдеев. реⷡноваⷯ] ревноваⷯ — А. Г. Авдеев. пожиᲄи] пожи́ти — А. Г. Авдеев. желаⷯ] желая — А. А. Мартынов, М. Токарева. и҆̀] и҆́ — А. Г. Авдеев. жила̀] жила — А. Г. Авдеев. сиⷨ] имъ же — А. А. Мартынов. им же — М. Токарева. им[же] — А. Г. Авдеев. 8. пиᲄа́ꙗсꙗ] питаꙗсꙗ — А. Г. Авдеев. себѐ] себѣ — А. А. Мартынов. пома́за] помази — А. А. Мартынов, М. Токарева. читⷭ҇ы̏] чистымъ — А. А. Мартынов. чистым — М. Токарева. 9. претⷭ҇ы̏] пресвятымъ — А. А. Мартынов. пресвятым — М. Токарева. дарованиеⷨ] дарованiемъ — А. А. Мартынов. 9–10. у҆добрение] одобренiе — А. А. Мартынов. одобрение — М. Токарева. 10. поⷯвала̀] побѣда — А. А. Мартынов. победа — М. Токарева. е҆ѧ́же] ее же — А. А. Мартынов. ее же — М. Токарева. пресели] преселилъ — А. А. Мартынов. преселил — М. Токарева. преⷭ҇ели — А. Г. Авдеев. миⷬскаⷢѡ] мiрскаго — А. А. Мартынов. мирского — М. Токарева. мир<<а>>] мiра — А. А. Мартынов. 11. ҂з҃сг] 7203 — Путеводитель (а и б), Л. М. Максимович, Географический, И. Г. Гурьянов. 7203 году — А. А. Мартынов, М. Токарева. аⷣе] « » день — Путеводитель… (а и б). 1 день — А. А. Мартынов, М. Токарева. в̾ аіⷨ часꙋ̀ дни ~ ді҃ лѣᲄ з҃ мцⷭ҇ъ] в Путеводителе (а и б) нет. аіⷨ] у А. А. Мартынова и М. Токаревой нет. аі҃ — А. Г. Авдеев. жиᲄиѧ] жити́ѧ — А. Г. Авдеев. ма́ло времꙗ́нⷩо] маловременномъ — Л. М. Максимович, А. А. Мартынов. маловременном — М. Токарева. ді҃] 14 — Путеводитель (а и б), Географический, И. Г. Гурьянов, А. А. Мартынов, М. Токарева. з҃ мцⷭ҇ъ] 7 мѣсяцевъ — Путеводитель (а), Географический, И. Г. Гурьянов, А. А. Мартынов. 7 месяцев — Путеводитель... (б), М. Токарева. 12. ѳⷣни] в Путеводителе (а и б), у В. И. Саитова и Б. Л. Модзалевского нет. 4 дня — Географический, И. Г. Гурьянов, А. А. Мартынов, М. Токарева. д҃ днꙗ — А. Г. Авдеев. ма́ти же е҆ꙗ̀] а мать же ея — Путеводитель (а и б), В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский. ма́ти] а мать — А. А. Мартынов, М. Токарева. болꙗ́рынѧ] бояриня — Путеводитель (а и б). еⷡдокѣꙗ] Евдокiя — Путеводитель (а), Географический, А. А. Мартынов, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский. Евдокия — Путеводитель (б), М. Токарева. дщеⷬ] дочь — Путеводитель (а и б). дщерь — А. А. Мартынов, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский, М. Токарева. дꙋнⷨоⷢѡ дворꙗни́на] Думн. Двор. — Путеводитель (а и б). дꙋнⷨоⷢѡ] думнаго — Географический, И. Г. Гурьянов, А. А. Мартынов, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский. аⷡра́ма] а҆вра́ма — А. Г. Авдеев. никиᲄича] Микитича — А. А. Мартынов, М. Токарева. 13. и҆́же бы́сть во и́ноцеⷯ] который во иноцѣхъ былъ — Путеводитель (а). который во иноцех был — Путеводитель (б). бы́сть] былъ — А. А. Мартынов, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский. был — М. Токарева. и́ноцеⷯ] иноцѣхъ — А. А. Мартынов, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский. схимона́ ⷯ] у А. Токаревой нет. схимонаⷯ — А. Г. Авдеев. ꙗ́ко] ꙗ҆́ко— А. Г. Авдеев. лиши́сѧ] лишилася — Путеводитель (а и б). е҆динороднаⷢ҇] в Путеводителе (а и б), у А. А. Мартынова, В. И. Саитова и Б. Л. Модзалевского, М. Токаревой нет. е҆динⷪроднаго — А. Г. Авдеев. своеⷢ҇] своего — Путеводитель (а и б), А. А. Мартынов, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский, М. Токарева. с велиеⷨ ꙋсеⷬдиеⷨ] в Путеводителе (а и б) нет. велiемъ усердiемъ — Путеводитель (а), А. А. Мартынов, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский. 14. и любо́вию ~ в ню̀ дх҃а ст҃аⷢѡ] в Путеводителе (а и б) нет. любо́вию] любовiю — А. А. Мартынов, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский. от] ото — А. А. Мартынов, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский, М. Токарева. се́рдца] се́рцⷣа — А. Г. Авдеев. вдꙋноⷯве́ниеⷨ] вдохновенiямъ — А. А. Мартынов. вдохновенiемъ — В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский. вдохновениям — М. Токарева. і҆ вдꙋноⷯве́ниеⷨ — А. Г. Авдеев. в ню̀] вня — А. А. Мартынов, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский, М. Токарева. бл҃говоли] благоволила — Путеводитель (а и б), А. А. Мартынов, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский, М. Токарева. сию] сiю — А. А. Мартынов, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский. сᲄꙋю] Св. — Путеводитель (а и б), А. А. Мартынов, М. Токарева. ст҃ꙋю — А. Г. Авдеев. цр҃коⷡ҇] церковь — Путеводитель (а и б), А. А. Мартынов, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский, М. Токарева. цр҃коⷡ — А. Г. Авдеев. немалое] нещадное — Путеводитель (а и б). 14–15. подание] подаянiе — Путеводитель (а), А. А. Мартынов, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский. подаяние — Путеводитель (б), М. Токарева. 15. атⷣи] дати — А. Г. Авдеев. сокро́вища своеⷢѡ] сокровищъ своихъ — А. А. Мартынов, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский. сокровищ своих — М. Токарева. угоᲄован̋о] уготовлено — Путеводитель (а и б). уготовано — А. А. Мартынов, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский, М. Токарева. бы́ло] было — А. Г. Авдеев. положѝ] и положа — Путеводитель (а и б). и положи — А. А. Мартынов, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский, М. Токарева. ѕдан̏а] сданнаго — Путеводитель (а и б). зданiя — А. А. Мартынов, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский. здания — М. Токарева. сᲄаго] святого — В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский, М. Токарева. во м̏ѧ ст҃ые] в Путеводителе (а и б) нет. ст҃ые] у А. А. Мартынова и М. Токаревой нет. 16. живоначаⷧные тро̋цы ~ на хоⷯлоⷡке і҆] в Путеводителе (а и б) нет. живоначаⷧные] Живоначальныя — А. А. Мартынов, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский. Живоначальной — М. Токарева. живоначалные — А. Г. Авдеев. тро̋цы] троицы — А. Г. Авдеев. и҆́же] яже — А. А. Мартынов, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский, М. Токарева. иже — А. Г. Авдеев. ѕово́ма] ѕово́мые — А. Г. Авдеев. хоⷯлоⷡке] Хохловкѣ — А. А. Мартынов, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский. предѣ́ле] придѣлѣ — Путеводитель (а), А. А. Мартынов, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский. приделе — Путеводитель (б), М. Токарева. прест҃ыѧ] Пресв. — Путеводитель (а и б). чс҃тнаⷢѡ е҆ꙗ оⷠраѕа] в Путеводителе (а и б) нет. честныя иконы — А. А. Мартынов, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский, М. Токарева. чс҃тнаⷢѡ] честнаⷢѡ — А. Г. Авдеев. е҆ꙗ] еꙗ — А. Г. Авдеев. 17. влади́мерьск̋е] Владимирскiя — Путеводитель (а), А. А. Мартынов, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский. Владимирския — Путеводитель (б), М. Токарева. владимирские — А. Г. Авдеев. бы́сть] бысть — А. Г. Авдеев. строена] строитися — Путеводитель (а и б). строити — А. А. Мартынов, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский, М. Токарева. лѣᲄо] лѣта — А. А. Мартынов, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский. лета — М. Токарева. ҂зс҃д] 7204 (1696) — Путеводитель (а и б). 7204 — А. А. Мартынов, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский, М. Токарева. а҆прѣ́лꙗ] апрѣ́лꙗ — А. Г. Авдеев. съ аⷢѡ] 1 — Путеводитель (а и б). съ 1 — А. А. Мартынов, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский. с 1 — М. Токарева. чиⷭ҇ла̀] числа̀ — А. Г. Авдеев. тоѧ̀] тая — В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский. сщ҃е́нике] священникѣ — Путеводитель (а), А. А. Мартынов, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский. священнике — Путеводитель (б), М. Токарева. сщ҃е́ннике — А. Г. Авдеев. і҆оанне ѳеодорове] Iоаннѣ Ѳедоровичѣ — Путеводитель (а). ѳеодорове] Федоровиче — Путеводитель (б). 18–19. <<чи>>тавыи] у В. И. Саитова и Б. Л. Модзалевского нет. [чи]тавы̏ же — А. Г. Авдеев. <<чи>>тавыи бг҃ꙋ ивⷥол̏ всꙗⷦ да ~ во цр҃стви̏ [нб҃снѣⷨ]] положила ея честно — Путеводитель (а и б). 19. у В. И. Саитова и Б. Л. Модзалевского нет. бг҃ꙋ ивⷥол̏] же сiе боголюбивый — А. А. Мартынов. сие боголюбивый — М. Токарева. да] тако — А. Г. Авдеев. глаголеⷮ] глаго́лати — А. Г. Авдеев. с҇ию] Господи — А. А. Мартынов, М. Токарева. ѕа — А. Г. Авдеев. девицꙋ] дѣвицу — А. А. Мартынов. дѣвицꙋ — А. Г. Авдеев. цр҃стви̏] цр҃ствии — А. Г. Авдеев. <<нб҃снѣⷨ>>] небеснѣмъ — А. А. Мартынов. небеснем — М. Токарева. слово утрачено; размер лакуны даёт единственно возможное чтение при написании данного слова через титло и с выносной буквой «М» на конце.
Подлинность
Оригинал
Алфавит
Кириллица
Стиль / тип письма
Эпиграфический полуустав
Материал
Полевое документирование
Документировано 16.02.2018 г.
Авторы полевого документирования
Александр Авдеев, Ольга Радеева
Памятник археологии
Церковь Живоначальной Троицы в Хохлах. Южная стена придела иконы Божией Матери Владимирской (ныне — ризница) слева от входа в трапезную. Надпись находится in situ.
Издание / публикация
Путеводитель к древностям и достопамятностям Московским, руководствующий любопытствующаго по четырем частям сея столицы к дее-место-описательному познанию всех заслуживающих примечание мест и сданий, как-то: соборов, монастырей, церквей, государственных и частных заведений, как старых, так и новых, с надписей и из других достоверных источников собранный, и для удобнейшаго оных приискиванию азбучной росписью умноженной. Ч. III. М., 1794. С. 93–94 (гражданским шрифтом, в изложении со стк. 11) (а); Путеводитель к древностям и достопамятностям Московским / Сост., статья С. С. Илизарова. М., 2009. С. 267–268 (гражданским шрифтов, в современной орфографии, в изложении со стк. 11) (б); [Максимович Л. М.]. Историческое известие о всех церквах столичного города Москвы, собранное из показаний духовенства и начальства, при оных обретающегося, також с надписей и из летописей Российских, с означением месяцов и числ тем Господским, Богородичным и Святых праздникам, во имя которых оныя построены, и для удобнейшего оных приискивания словарем расположенное. М., 1796. С. 68–69 (гражданским шрифтом, в кратком изложении); Географический словарь Российского государства, сочиненный в настоящем онаго виде / [Сост. Л. М. Максимович, А. Щекатов]. Ч. I. А — В. М., 1801. Стб. 675 (гражданским шрифтом, в кратком изложении); Гурьянов И. Г. Москва, или Исторический путеводитель по знаменитой столице государства Российского. Ч. 3. М., 1831. С. 232 (гражданским шрифтом, в кратком изложении); Мартынов А. А. Надгробная летопись Москвы // Русский архив. 1895. Кн. 1. С. 413. № 10 (по собственной копии, гражданским шрифтом); [Саитов В. И., Модазелевский Б. Л.] Московский некрополь. Т. III: Р — Ѳ. СПб., 1908. С. 319–320 (гражданским шрифтом, в сокращении, со стк. 12, со ссылкой на публикацию А. А. Мартынова и сообщение А. А. Титова); Токарева М. Время и место // Храм Живоначальной Троицы в Хохлах. Четыре столетия. М., 2010. С. 74–75 (гражданским шрифтом в современной орфографии, по публикации А. А. Мартынова); Авдеев А. Г. Человек рубежа XVII–XVIII вв. в зеркале эпиграфики // Palaeoslavica. 2015. Vol. XXIII. № 2. С. 188–191 (транскрипция в соответствии с камнем, без приложения фото).
Состояние надписи
Надпись в 18 строк, выполненная по графье в технике прямой резьбы. Надпись сильно потёрта и имеет повреждения
Текст на языке оригинала
іс (верхняя мачта креста) хс (перекладина) ни (нижняя мачта креста) ка кто́ етⷭ҇ь чл҃вѣк и́же поживе и не уⷥрит смѣⷬти (крест) в сиеⷨ мѣтⷭ҇е во о҆снова́ни̏ сеꙗ̀ цр҃коⷡны<<я>> стѣны ꙋготова̀ бг҃ъ погребеⷩнꙋ быти тѣ́лꙋ воⷥлюⷠле̋наго своеⷢѡ и і҆бⷥра̋наⷢѡ сосꙋ́да живу́ща<<го>> в мире сеⷨ и стра́се бж҃и̏ претворшаꙗ в дарова́ниꙗⷯ в дѣсⷡтве̋но̏ читⷭ҇отѣ́ девицы неоⷩи лы дщери окоⷧни́чеⷢѡ и҆ль̏ и҆вановича чирикова бж҃ствен̋ыꙗ бо ѕарѝ насыща́ꙗсѧ преоⷣчищена дх҃оⷨ ст҃ыⷨ неꙋⷦ҇ло́но сво̏ у҆́мъ всеⷢда̀ воⷥводи́ла к нетле̋ныⷨ у҆лꙋчи́ти жела́ꙗ вѣ́чнꙋю жиⷥнь читⷭ҇о ж<<и>> тиѐ і҆мѣ́ꙗ є҆́же па́че ꙋма̀ дѣ́лы совеⷬша́ꙗ непреста̋но чита́ꙗ бж҃естве̋ное писа́ние і҆ не во́ пло ти і҆ кро́ви реⷡноваⷯ пожиᲄи но желаⷯ хр҃стова цр҃ствиꙗ и҆̀ не жила̀ е҆́сть пло́ти но бг҃ꙋ і҆ дх҃ꙋ сиⷨ пиᲄа́ꙗсꙗ і҆ ко̋чи́нꙋ свою̀ ма́тери і҆ сꙋ́щиⷨ о҆́кⷭ҇реᲄъ себѐ провоⷥвѣща́ꙗ и҆ пома́за е҆ꙗ̀ дх҃ъ читⷭ҇ы̏ і҆ претⷭ҇ы̏ е҆лееⷨ ра́дости прелⷭ҇анⷡо дарованиеⷨ множесᲄва̀ ꙋкрасѝ дѣ́ва нео̑ни́ла дѣ́ваⷨ у҆до брение і҆ поⷯвала̀ е҆ѧ́же пресели бг҃ъ от миⷬскаⷢѡ сеⷢѡ мѧте́жа в̾ вѣчны̏ поко̏ оᲄ соᲄворе́ниꙗ мир<<а>> в лѣ́то ҂з҃сг мцⷭ҇а і҆ю́нꙗ в̾ аⷣе в̾ аіⷨ часꙋ̀ дни жиᲄиѧ е҆ꙗ̀ было в ма́ло времꙗ́нⷩо ⷨ сеⷨ вѣ́цѣ ді҃ лѣᲄ з҃ мцⷭ҇ъ ѳⷣни ма́ти же е҆ꙗ̀ болꙗ́рынѧ вдова̀ еⷡдокѣꙗ аⷡрамоⷡна дщеⷬ дꙋнⷨоⷢѡ дворꙗни́на аⷡра́ма никиᲄича лопꙋхина̀ и҆́же бы́сть во и́ноцеⷯ схимона́ ⷯ а҆леѯаⷩдръ ви́дꙗ ꙗ́ко лиши́сѧ е҆динороднаⷢ҇ своеⷢ҇ ча́да с велиеⷨ ꙋсеⷬдиеⷨ и любо́вию от всеⷢѡ се́рдца своеⷢѡ вдꙋноⷯве́ниеⷨ в ню̀ дх҃а ст҃аⷢѡ бл҃говоли в сию сᲄꙋю цр҃коⷡ҇ немалое пода ние атⷣи от сокро́вища своеⷢѡ коᲄо́рое угоᲄован̋о бы́ло еи положѝ нача́ло ѕдан̏а хра́ма сеⷢѡ сᲄаго во м̏ѧ ст҃ые живоначаⷧные тро̋цы и҆́же ѕово́ма в старыⷯ садѣⷯ на хоⷯлоⷡке і҆ ⷡ предѣ́ле прест҃ыѧ бцⷣы чс҃тнаⷢѡ е҆ꙗ оⷠраѕа влади́мерьск̋е ꙗ҆́же начата̀ бы́сть строена в̾ лѣᲄо ҂зс҃д а҆прѣ́лꙗ съ аⷢѡ чиⷭ҇ла̀ тоѧ̀ цр҃кви при сщ҃е́нике і҆оанне ѳеодорове <<чи>> тавыи бг҃ꙋ ивⷥол̏ всꙗⷦ да глаголеⷮ с҇ию девицꙋ неонилꙋ у҆поко̏ со ст҃ыми твоими во цр҃стви̏ <<нб҃снѣⷨ>>
Перевод на русский
«Кто есть человек, иже поживе и узрит смерти». В сием месте во основании сея церковныя стены уготова Б(о)г погребенну быти телу возлюбленнаго своего и избраннаго сосуда живущаго в мире сем и страсе Б(о)жии претворшая в дарованиях в девственной чистоте девицы Неонилы, дщери окол(ь)ничего Ильи Ивановича Чирикова. Божественныя бо зари насыщаяся, предочищена Д(у)хом С(вя)тым, неуклоно свой ум всегда возводила к нетленным, улучити желая вечную жизнь, чисто ж<<и>>тие имея, еже паче ума делы совершая, непрестанно читая Б(о)жественное Писание и не во плоти и крови ревновах пожити, но желах Хр(и)стова Ц(а)рствия. И не жила есть плоти, но Б(о)гу и Д(у)ху, сим питаяся и кончину свою матери и сущим окрест себе провозвещая. И помаза ея Д(у)х Чистый и Прес(вя)тый елеем радости, преславно дарованием множества украси. Дева Неонила, девам удобрение и похвала, еяже пресели Б(о)г от мирскаго сего мятежа в вечный покой от сотворения Мир<<а>> в лето 7203 [1695] м(е)с(я)ца июня в 1 де(нь) в 11м часу дни. Жития ея было в мало времянном сем веце 14 лет, 7 м(е)с(я)ц, 9 дни. Мати же ея, болярыня вдова Евдокея Аврамовна, дщерь думного дворянина Аврама Никитича Лопухина, иже быть во иноцех схимонах Александр, видя, яко лишися единороднаг(о) своег(о) чада, с велием усердием и любовию от всего сердца своего вдухновением в ню Д(у)ха С(вя)таго благоволи в сию с(вя)тую церков(ь) немалое подание дати от сокровища своего, которое уготованно было ей, положи начало зданиа храма сего с(вя)таго во имя С(вя)тые Живоначал(ь)ные Троицы, иже зовома в Старых Садех на Хохловке и в пределе Прес(вя)тыя Б(огоро)д(и)цы Владимерьские, яже начата бысть строена в лето 7204 [1696] апреля с 1го числа тоя церкви при с(вя)щенике Иоанне Феодорове. <<Чи>>тавый Б(о)гу изволи всяк да глаголет: сию девицу Неонилу упокой со с(вя)тыми Твоими во Ц(а)рствии <<Н(е)б(е)снем>>.
Комментарий линвистический
Пропуск Ъ или Ь: чл҃вѣк (стк. 1), уⷥрит (стк. 1), сиеⷨ мѣтⷭ҇е (стк. 1), цр҃коⷡны<<я>> (стк. 1), воⷥлюⷠле̋наго (стк. 2), сеⷨ (стк. 3), дарова́ниꙗⷯ (стк. 3), читⷭ҇отѣ́ (стк. 3), окоⷧни́чеⷢѡ (стк. 4), дх҃оⷨ ст҃ыⷨ (стк. 5), неꙋⷦ҇ло́но (стк. 5), всеⷢда̀ вⷥводи́ла (стк. 5) нетле̋ныⷨ (стк. 5), жиⷥнь (стк. 5), читⷭ҇о (стк. 5), непреста̋но (стк. 6), бж҃стве̋ное (стк. 6), реⷡноваⷯ (стк. 7), желаⷯ (стк. 7), сиⷨ (стк. 7), сꙋ́щиⷨ провоⷥвѣща́ꙗ (стк. 8), читⷭ҇ы̏ (стк. 8), претⷭ҇ы̏ (стк. 9), прелⷭ҇анⷡо (стк. 9), дарованиеⷨ (стк. 9), дѣ́ваⷨ (стк. 9), поⷯвала̀ (стк. 10), от (стк. 10, дважды, стк. 14, 15), аіⷨ (стк. 11), времꙗ́нⷩо ⷨ сеⷨ (стк. 11), лѣᲄ (стк. 11), еⷡдокѣꙗ аⷡрамоⷡна (стк. 12), дщеⷬ (стк. 12), дꙋнⷨоⷢѡ (стк. 12), аⷡра́ма (стк. 12), и́ноцеⷯ схимона́ ⷯ а҆леѯаⷩдръ (стк. 13), велиеⷨ ꙋсеⷬдиеⷨ (стк. 13), вдꙋноⷯве́ниеⷨ (стк. 14), цр҃коⷡ҇ (стк. 14), живоначаⷧные (стк. 15), старыⷯ садѣⷯ (стк. 16), хоⷯлоⷡке (стк. 16), ⷡ (стк. 16), оⷠраѕа (стк. 16), чиⷭ҇ла̀ (стк. 17), всꙗⷦ (стк. 18), глаголеⷮ (стк. 18). Употребление паерка: в̾ (стк. 10, 11 — дважды, 17). Лексический сербизм: ѕдан̏а (стк. 15) Личные имена. 4. и҆ль̏. Обыденная форма календарного имени «Илiя». и҆вановича. Отчество образовано от обыденной формы календарного имени «Iоаннъ». 12. еⷡдокѣꙗ. Обыденная форма календарного имени «Евдокiя». аⷡрамоⷡна. Отчество образовано от обыденной формы календарного имени «Авраамъ». аⷡра́ма. Обыденная форма календарного имени «Авраамъ» или «Авраамiй».
Шрифт
Техническая дата
1696-04-01
Дата создания (точная)
1696-04-01
Век
XVII в.
Комментарий палеографический
Эпиграфический полуустав высокого качества. Разделение на слова отсутствует, диакритика нерегулярная. Выносная буква Р в слове «смѣⷬти» имеет зеркальное начертание. В слове «сᲄꙋю» (стк. 14) левая перекладина буквы Т в лигатуре СТ выполняет роль титла. В слове «сᲄаго» (стк. 15) левая перекладина буквы Т играет роль титла. «Вензельные» написания букв: в слове «преоⷣчищена» (стк. 4) буква Е вписана между мачтами буквы Щ; в слове «аⷡрамоⷡна» (стк. 12) буква О вписана между мачтами буквы М в лигатуре АМН; в слове «схимона́ ⷯ» (стк. 13) буква О вписана между мачтами буквы М в лигатуре ИМН. Лигатуры: А) Крестные имена: ни в слове «ника»; Б) Надпись: стк. 1 — лв в слове «чл҃вѣк», ри в слове «уⷥрит», мѣ и ти в слове «смѣⷬти», мѣ в слове «мѣтⷭ҇е», ан в слове «о҆снова́ни̏», цр и ны в слове «цр҃коⷡны[я]»; стк. 2 — ны в слове «стѣны», ти в слове «быти», лю и аг в слове «воⷥлюⷠле̋наго», гѡ в словах «своеⷢѡ», ан и гѡ в слове «і҆бⷥра̋наⷢѡ», ив в слове «живу́ща»; стк. 3 — ст в слове «стра́се», пр и аꙗ в слове «претворшаꙗ», ар и аниꙗ в слове «дарова́ниꙗⷯ», тв в слове «дѣсⷡтве̋но̏», чи в слове «читⷭ҇отѣ́», иц в слове «девицы»; стк. 4 — ни, чи и гѡ в слове «окоⷧни́чеⷢѡ», чи и ри в слове «чирикова», тв и ны в слове «бж҃ствен̋ыꙗ», ари в слове «ѕарѝ», щаꙗ в слове «насыща́ꙗсѧ», пр, дчи и щна в слове «преоⷣчищена»; стк. 5 — ты в слове «ст҃ыⷨ», ди в слове «воⷥводи́ла», ны в слове «нетле̋ныⷨ», чи и ти в слове «у҆лꙋчи́ти», аꙗ в слове «жела́ꙗ», чн в слове «вѣ́чнꙋю», жи и нь в слове «жиⷥнь», чи в слове «читⷭ҇о»; стк. 6 — ти в слове «(жи)тиѐ», мѣ в слове «і҆мѣ́ꙗ», лы в слове «дѣ́лы», шаꙗ в слове «совеⷬша́ꙗ», пр и ан в слове «непреста̋но», чи и аꙗ в слове «чита́ꙗ», тв в слове «бж҃стве̋ное», пи и ан в слове «писа́ние»; стк. 7 — ти в словах «(пло)ти», «пожиᲄи» и «пло́ти», ви в слове «кро́ви», цр, тв и иꙗи в словосочетании «цр҃ствиꙗ и҆̀», ть в слове «е҆́сть», си в слове «сиⷨ»; стк. 8 — аꙗ в слове «пиᲄа́ꙗсꙗ», ин в слове «ко̋чи́нꙋ», ри в слове «ма́тери», щи в слове «сꙋ́щиⷨ», пр и щаꙗ в слове «провоⷥвѣща́ꙗ», ип в словосочетании «и҆ пома́за», чи в слове «читⷭ҇ы̏»; стк. 9 — пр и ты в слове «претⷭ҇ы̏», ти в слове «ра́дости», пр и ан в слове «прелⷭ҇анⷡо», ар в слове «дарование», мн и тв в слове «множесᲄва̀»; стк. 10 — пр и ли в слове «пресели» гѡ в словах «миⷬскаⷢѡ» и «сеⷢѡ», чны в слове «вѣчны̏», тв и иꙗ в слове «соᲄворе́ниꙗ», ми в слове «мир<<а>>»; стк. 11 — лѣ в слове «лѣ́то», ца в слове «мцⷭ҇а», нꙗ в слове «і҆ю́нꙗ», де в слове «аⷣе», жи и ти в слове «жиᲄиѧ», мꙗн в слове «времꙗ́нⷩо», лѣ в слове «лѣᲄ»; стк. 12 — ни в слове «ѳⷣни», ти в слове «ма́ти», лꙗр в слове «болꙗ́рынѧ» амн в слове «аⷡрамоⷡна», гѡ в слове «дꙋнⷨоⷢѡ», дв и рꙗн в слове «дворꙗни́на», ама в слове «аⷡра́ма», ник и ти в слове «никиᲄича»; стк. 13 — ин в словах «лопꙋхина̀» и «и́ноцеⷯ», сть в слове «бы́сть», имн в слове «схимона́ ⷯ», адр в слове «а҆леѯаⷩдръ», идꙗ в слове «ви́дꙗ», ꙗк в слове «ꙗ́ко», иши в слове «лиши́сѧ», дин и дн в слове «е҆динороднаⷢ҇», ча в слове «ча́да», ли в слове «велиеⷨ», ди в слове «ꙋсеⷬдиеⷨ»; стк. 14 — лю и ию в слове «любо́вию», гѡ в словах «всеⷢѡ», «своеⷢѡ» и «ст҃аⷢѡ», дца в слове «се́рдца», вн в словосочетании «в ню̀», лг и ли в слове «бл҃говоли», ию в слове «сию», цр в слове «цр҃коⷡ҇», ма в слове «немалое»; стк. 15 — ти в слове «атⷣи», ища в слове «сокро́вища», гѡ в словах «своеⷢѡ» и «сеⷢѡ», жи в слове «положѝ», ан в слове «ѕдан̏а», ама в слове «хра́ма», аг в слове «сᲄаго», ты в слове «ст҃ые»; стк. 16 — жи в слове «живоначаⷧные», тр и цы в слове «тро̋цы», ма в слове «ѕово́ма», ар в слове «старыⷯ», пр в слове «предѣ́ле», пр и ты в слове «прест҃ыѧ», цы в слове «бцⷣы», стна и гѡ в слове «чс҃тнаⷢѡ»; стк. 17 — ла, им и рь в слове «влади́мерьск̋е», ча в слове «начата̀», ть в слове «бы́сть», тр и на в слове «строена», лѣ в слове «лѣᲄо», апр и лꙗ в слове «а҆прѣ́лꙗ», гѡ в слове «аⷢѡ», чи в слове «чиⷭ҇ла̀», цр и ви в слове «цр҃кви», пр в слове «при», ник в слове «сщ҃е́нике», анн в слове «і҆оанне»; стк. 18 — тав в слове «(чи)тавы̏», ив в слове «ивⷥол̏», даг в словосочетании «да глаголеⷮ», ию в слове «с҇ию», ви в слове «девицꙋ», ты и ми в слове «ст҃ыми», тв и ми в слове «твоими», цр и ви в слове «цр҃стви̏». Суспенсия: аⷣе (стк. 11), е҆динороднаⷢ҇ своеⷢ҇ (стк. 14). Контрактуры: А) Крестные имена: іс хс; Б) Надпись: чл҃вѣк (стк. 1), цр҃коⷡны<<я>> (стк. 1), бг҃ъ (стк. 2, 10), бж҃и̏ (стк. 3), бж҃ствен̋ыꙗ (стк. 4), дх҃оⷨ ст҃ыⷨ (стк. 5), бж҃стве̋ное (стк. 6), хр҃стова цр҃ствиꙗ (стк. 7), бг҃ꙋ (стк. 7, 18), дх҃ꙋ (стк. 7), дх҃ъ (стк. 8), претⷭ҇ы̏ (стк. 9), мцⷭ҇а (стк. 11), мцⷭ҇ъ (стк. 11), дх҃а ст҃аⷢѡ (стк. 14), бл҃говоли (стк. 14), сᲄꙋю цр҃коⷡ҇ (стк. 14), сᲄаго (стк. 15), ст҃ые (стк. 15), прест҃ыѧ бцⷣы (стк. 16), «чс҃тнаⷢѡ» (стк. 16), цр҃кви (стк. 17), сщ҃е́нике (стк. 17), ст҃ыми (стк. 18), цр҃стви̏ (стк. 18). Оформление начала слов с помощью выносных букв и буквенных титл: атⷣи (стк. 15), м̏ѧ (стк. 15), с҇ию (стк. 18). Оформление окончаний слов с помощью буквенных титл и выносных букв: чл҃вѣк (стк. 1), уⷥрит смѣⷬти (стк. 1), сиеⷨ (стк. 1), о҆снова́ни̏ (стк. 1), своеⷢѡ (стк. 2, в лигатуре; стк. 14, в лигатуре; стк. 15, в лигатуре), і҆бⷥра̋наⷢѡ (стк. 2, в лигатуре), сеⷨ (стк. 3), бж҃и̏ (стк. 3), дарова́ниꙗⷯ (стк. 3), дѣвстве̋но̏ читⷭ҇отѣ́ (стк. 3), окоⷧни́чеⷢѡ (стк. 4, в лигатуре), и҆ль̏ (стк. 4), дх҃оⷨ ст҃ыⷨ (стк. 5), сво̏ (стк. 5), нетле̋ныⷨ (стк. 5), реⷡноваⷯ (стк. 7), желаⷯ (стк. 7), сꙋ́щиⷨ (стк. 8), дарованиеⷨ (стк. 9), дѣ́ваⷨ (стк. 9), от (стк. 10, дважды, стк. 14, 15), миⷬскаⷢѡ сеⷢѡ (стк. 10, в двух случаях в лигатуре), вѣчны̏ поко̏ (стк. 10), аіⷨ (стк. 11), времꙗ́нⷩо ⷨ сеⷨ (стк. 11), лѣᲄ (стк. 11), дщеⷬ (стк. 12), дꙋнⷨоⷢѡ (стк. 12, в лигатуре), и́ноцеⷯ (стк. 13), схимона́ ⷯ (стк. 13), велиеⷨ (стк. 13), всеⷢѡ (стк. 14, в лигатуре), вдꙋноⷯве́ниеⷨ (стк. 14), угоᲄован̋о (стк. 15), сеⷢѡ (стк. 15, в лигатуре), старыⷯ садѣⷯ (стк. 16), ⷡ (стк. 16), чс҃тнаⷢѡ (стк. 16, в лигатуре), аⷢѡ (стк. 17, в лигатуре), (чи)тавы̏ (стк. 18), ивⷥол̏ всꙗⷦ (стк. 18), глаголеⷮ (стк. 18), у҆поко̏ (стк. 18), цр҃стви̏ (стк. 18). Оформление окончаний строк с помощью выносных букв: сиⷨ (стк. 7), читⷭ҇ы̏ (стк. 8), ꙋсеⷬдиеⷨ (стк. 13).
Комментарий исторический
4. окоⷧни́чеⷢѡ и҆ль̏ и҆вановича чирикова. Илья Иванович Чириков. Сын Ивана Петровича Чирикова. В 1648 г. пожалован из стряпчих в стольники. В 1660 г. в чине стольника участвовал в отпуске грузинского царевича Николая Дмитриевича. В декабре 1671 г. был послан в Симбирск и Казань «спросить о здоровье и сказать государскую милость» воеводам, служилым и городовым людям, «за нужную службу и осадное сидение» во время восстания Степана Разина. В 1674 г. — второй воевода в Киеве. В конце этого года родной брат И. И. Чирикова Андрей подал челобитную, что Илья Иванович не может исполнять служебные обязанности по состоянию здоровья и возрасту. Он был отозван из Киева, но фаворит Алексея Михайловича, боярин Артамон Сергеевич Матвеев, счёл доводы неубедительными, и И. И. Чириков попал в опалу — ему было запрещено съезжать со двора. В 1676 г. — комнатный стольник царевны Феодосии Алексеевны. После падения А. С. Матвеева 6 января 1677 г. как человек из окружения боярина Ивана Михайловича Милославского пожалован окольничеством и думным чином. С 9 января 1677 г. по 22 мая 1680 г. — окольничий при боярине И. М. Милославском в приказе Большой казны, Владимирской и Галичской четвертей. 17 января 1677 г. был назначен окольничим при боярине И. М. Милославском в приказ Большого прихода. С 7 марта того же года по 15 апреля 1680 г. — окольничий при боярине И. М. Милославском в Новгородской чети. Фактически в этих приказах было сосредоточено финансовое управление страной, и И. М. Чириков стал весьма влиятельной фигурой. 19 июня 1677 г. «по приказу» И. М. Милославского выдал монахам Знаменского монастыря в Китай-городе 100 руб. на церковное строительство. 28 июня 1678 г. в чине окольничего ездил в Новодевичий монастырь за святыми иконами. 10 ноября того же года вместе с князем Яковом Никитичем Одоевским выехал в Речь Посполитую в связи с подготовкой военных действий. В ноябре 1680 г. И. И. Чириков был введён в состав новосозданной Расправной палаты, осуществлявшей контроль за деятельностью приказных судей. В 1689 г. был направлен великим послом в Стамбул и «на пути на Дону умре» 23 апреля 1689 г. [Родословные росписи, поданные в Палату родословных дел в конце XVII в.: провинциальное служилое дворянство (Переславль-Залесский, Ржева Володимерова, Ржева Пустая, Романов, Ростов Великий, Руза, Серпейск, Серпухов, Смоленск, Суздаль, Таруса, Торопец, Тула, Углич, Ярославль) / Публ. Е. А. Шибаева // Российская генеалогия. Научный альманах / Отв. ред. А. В. Матисон. Вып. 8. М., 2020. С. 244; Дворцовые разряды, по Высочайшему повелению изданные II-м отделением Собственной Его Императорского величества Канцелярии. Т. III (с 1645 по 1676 г.). СПб., 1852. Стб. 525, 1248–1249; Дворцовые разряды, изданные IIм Отделением Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Т. IV. СПб., 1855. Стб. 56; Иванов П. И. Алфавитный список фамилий и лиц, упоминаемых в боярских книгах, хранящихся в 1-м отделении Московского архива Министерства Юстиции, с обозначением служебной деятельности каждого лица и годов состояния в занимаемой должности. М., 1853. С. 458; Лисейцев Д. В., Рогожкин Н. М., Эскин Ю. М. Приказы Московского государства XVI – XVII вв. Словарь-справочник. М.; СПб., 2015. С. 144, 264, 277, 279, 300, 415; Седов П. В. Закат Московского царства. Царский двор конца XVII века. СПб., 2006. С. 50, 53, 228, 235; Краевский Б. П. Лопухины в истории Отечества. К 1000-летию рода. М., 2001. С. 46–50]. 12–13. вдова̀ еⷡдокѣꙗ аⷡрамоⷡна дщеⷬ дꙋнⷨоⷢѡ дворꙗни́на аⷡра́ма никиᲄича лопꙋхина̀. Вторая жена Ильи Ивановича Чирикова, на которой он женился в 1677 г. [Краевский Б. П. Лопухины в истории Отечества. К 1000-летию рода. М., 2001. С. 46–50]. Первая (не названная по имени) была похоронена у церкви Троицы в Хохлах 4 марта 1673 г.; на отпевании присутствовал патриарх [Забелин И. Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. Ч. 1. М., 1884. Стб. 489]. Возможно, сыном И. И. Чирикова от первого брака является Михаил, во второй половине 80-х гг. XVII в. бывший комнатным стольником царя Ивана Алексеевича [Родословные росписи, поданные в Палату родословных дел в конце XVII в.: провинциальное служилое дворянство (Переславль-Залесский, Ржева Володимерова, Ржева Пустая, Романов, Ростов Великий, Руза, Серпейск, Серпухов, Смоленск, Суздаль, Таруса, Торопец, Тула, Углич, Ярославль) / Публ. Е. А. Шибаева // Российская генеалогия. Научный альманах / Отв. ред. А. В. Матисон. Вып. 8. М., 2020. С. 244]. 12–13. дщеⷬ дꙋнⷨоⷢѡ дворꙗни́на аⷡра́ма никиᲄича лопꙋхина̀ и҆́же бы́сть во и́ноцеⷯ схимона́ ⷯ а҆леѯаⷩдръ. В сентябре 1658 г. стрелецкий полковник и голова, отправлен с полком к Севску для военных действий против гетмана Ивана Выговского. За участие в походе был награждён ковшом, 40 соболями и денежной наддачей в 20 руб. С 17 апреля 1670 по 26 сентября 1676 г. возглавлял Царицыну мастерскую палату. 30 мая 1672 г. пожалован в думные дворяне [Дополнения к тому III-му Дворцовых разрядов, издаваемых по Высочайшему повелению изданные II-м отделением Собственной Его Императорского величества Канцелярии. СПб., 1854. Стб. 146, 217–219; Дворцовые разряды, по Высочайшему повелению изданные II-м отделением Собственной Его Императорского величества Канцелярии. Т. III (с 1645 по 1676 г.). СПб., 1852. Стб. 879, 889, 892, 894, 903, 956, 983, 987, 989, 1013, 1026–1027, 1039–1040 и др.; Лисейцев Д. В., Рогожкин Н. М., Эскин Ю. М. Приказы Московского государства XVI – XVII вв. Словарь-справочник. М.; СПб., 2015. С. 221]. Неоднократно сидел у поставца во время столов, устраиваемых царицей Натальей Кирилловной, наряду с другими дворянами сопровождал Алексея Михайловича в походах в монастыри и храмы и исполнял другие придворные службы, а также в отсутствие царя оставался ведать Москву вместе с боярином А. С. Матвеевым. Принял постриг в Троице-Сергиевом монастыре. Умер 2 августа 1685 г. и похоронен в этой обители. Сыновья: Пётр Большой, Пётр Меньшой, Илларион-Фёдор, Кузьма, Василий и Сергей [Долгоруков П. В. Российская родословная книга. Ч. 2. СПб., 1855. С. 57]. Илларион-Фёдор был отцом первой жены Петра I Евдокии. Имена дочери Аврама Никитича Евдокии и её мужа известны только из данной надписи. 3–4. неоⷩилы дщери окоⷧни́чеⷢѡ и҆ль̏ и҆вановича чирикова. Дочь И. И. Чирикова от второго брака. Родилась в марте 1681 г., умерла 1 июня 1695 г. По матери Неонила приходилась двоюродной сестрой первой жене Петра I Евдокии Лопухиной. 17. при сщ҃е́нике і҆оанне ѳеодорове. Священник церкви Троицы в Хохлах Иоанн Фёдоров упоминается в 1686/87–1698/99 гг. [Забелин И. Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. Ч. 1. М., 1884. Стб. 489]. Источники агиотипов духовной биографии Неонилы 1. кто́ етⷭ҇ь чл҃вѣк и́же поживе и не уⷥрит смѣⷬти. Зачин, открывающий надпись, является цитатой из Псалтири, напоминающим об участи смертной [Пс. 88: 49]. Основным источником духовной биографии Неонилы стала Служба прп. Тихону Амафунтскому, кипрскому святому IV–V вв. [Минея служебная. Октябрь. М.: Печатный двор. V.1690. Зёрнова, 425. Л. 135–140. Источник установлен: Иванова-Дятлова Т. Ю. Элементы агиографии в старорусской монументальной эпиграфике / Выпускная квалификационная работа магистра / ПСТГУ. М., 2011. С. 58–60]: Служба прп. Тихону Амафунтскому Надпись Л. 135. Стихира, глас 8: И҆мѣ́ꙗ житїѐ равноа́гг҃ лное, * ѿложе́нїеⷨ страсте́й, сосꙋ́дъ показа́лсꙗ є҆сѝ бж҃їй |2 ꙋготова̀ бг҃ъ погребеⷩнꙋ быти тѣ́лꙋ воⷥлюⷠле̋наго своеⷢѡ и і҆бⷥра̋наⷢѡ сосꙋ́да живу́ща<<го>> |3 в мире сеⷨ Л. 136. Канон, глас 8, песнь 1: Видѣ́нїи па́че ўма̀ и҆сполнѧ́емь, тѵ́хѡне блаже́нне, и҆ ѿтꙋ́ду бжⷭ҇твенныѧ зарѝ насыща́ѧсѧ |4 бж҃ствен̋ыꙗ бо ѕарѝ насыща́ꙗсѧ Л. 136 об. Канон, глас 8, песнь 1: и҆ срцⷣе твоѐ добродѣ́телей до́мъ ѡ҆брѣ́тъ всели́сѧ, и҆ въ тебѣ̀ оу҆поко́исѧ, со̀ ѻ҆ц҃е́мъ бо ꙗ҆́коже речѐ ѻ҆би́тель в̾ тебѣ̀ сотворѝ, пред̾ѡдчище́нꙋ́ дх҃омъ |4 преоⷣчищена |5 дх҃оⷨ ст҃ыⷨ Л. 136 об. Канон, глас 8, песнь 3: неꙋкло́ннѡ бо тво́й оу҆́мъ возв́елъ е҆сѝ къ нетле́ннымъ |5 неꙋⷦ҇ло́но сво̏ у҆́мъ всеⷢда̀ воⷥводи́ла к нетле̋ныⷨ Л. 137. Седален, глас 4: Оу҆лꙋ́чити жела́ѧ вѣ́чную жи́знь, ѿ страсте́й ѻ҆чи́стилъ є҆сѝ твою̀ дꙋ́шу вои́стиннꙋ |5 у҆лꙋчи́ти жела́ꙗ вѣ́чнꙋю жиⷥнь Л. 138. Канон, глас 8, песнь 5: Чи́сто житїѐ имѣ́ѧ, є҆́же па́че оу҆ма̀ дѣ́лы соверша́ѧ, всеѡсщ҃е́нныⷨ ѻ҆бразомъ трапе́зѣ бжтⷭ҇веннѣй преⷣста̀ хрⷭ҇то́ве |5 читⷭ҇о ж<<и>>|6тиѐ и҆мѣ́ꙗ є҆́же па́че ꙋма̀ дѣ́лы совеⷬша́ꙗ Л. 138. Канон, глас 8, песнь 5: н̀е жи́лъ є҆сѝ пло́ти, но̀ бг҃ꙋ и҆ дх҃ꙋ, бг҃оно́сне тѵ́хѡне, тѣ́мже оу҆лꙋчи́лъ и҆́хже жела́лъ є҆сѝ <...> нѐ бо̀ пло́ти и҆ кро́ви ѻ҆бѣ́щалсꙗ е҆сѝ пожи́ть |6 і҆ не во́ пло|7ти і҆ кро́ви реⷡноваⷯ пожиᲄи но желаⷯ хр҃стова цр҃ствиꙗ Л. 139. Канон, глас 8, песнь 9: тѣ́мже и҆ ꙗ҆вле́нїе ꙗ҆́коже ѿ благово́нїѧ сказꙋ́ѧ твою̀ кончи́нꙋ, сꙋ́щыⷨ ѡ҆́крестъ тебѐ провозвѣща́ѧ |8 і҆ ко̋чи́нꙋ свою̀ ма́тери і҆ сꙋ́щиⷨ о҆́кⷭ҇реᲄъ себѐ провоⷥвѣща́ꙗ Л. 139 об. Канон, глас 8, песнь 9: Пома́за тѧ̀ дх҃ъ чи́стый и҆ прест҃ы́й, є҆ле́емъ ра́дости пресла́вне, дарова́нїй мно́жествомъ оу҆красѝ, и҆ црⷭ҇твовати съ ни́мъ сла́внѡ сподо́бисѧ, тѵ́хѡне всеѡсвѧще́нне, сщ҃е́нникѡвъ оу҆добре́нїе и҆ похвала̀ |8 и҆ пома́за е҆ꙗ̀ дх҃ъ читⷭ҇ы̏ |9 і҆ претⷭ҇ы̏ е҆лееⷨ ра́дости прелⷭ҇анⷡо дарованиеⷨ множества̀ ꙋкрасѝ дѣ́ва нео̑ни́ла дѣ́ваⷨ у҆до|10брение і҆ поⷯвала̀ Таблица показывает, что составитель надписи строго следовал последовательности Службы прп. Тихону Амафунтскому, отбирая именно те топосы, которые составляли «честь, чин и образец» для Неонилы и служили основой для создания образа праведной девы. При этом гимнографические отрывки, взятые вне контекста, получают в надписи иной смысл. Например, слова Канона прп. Тихону Амафунтскому «и҆ срцⷣе твоѐ добродѣ́телей до́мъ ѡ҆брѣ́тъ всели́сѧ, и҆ въ тебѣ̀ оу҆поко́исѧ, со̀ ѻ҆ц҃е́мъ бо ꙗ҆́коже речѐ ѻ҆би́тель в̾ тебѣ̀ сотворѝ, пред̾ѡдчище́нꙋ́ дх҃омъ», сокращённые автором надписи до относящегося к Неониле выражения «|4 преоⷣчищена |5 дх҃оⷨ ст҃ыⷨ», перестают быть гимнографической аллюзией и становятся агиотипом. Превращение слов канона «тѣ́мже и҆ ꙗ҆вле́нїе ꙗ҆́коже ѿ благово́нїѧ сказꙋ́ѧ твою̀ кончи́нꙋ, сꙋ́щыⷨ ѡ҆́крестъ тебѐ провозвѣща́ѧ» во фразу «|8 і҆ ко̋чи́нꙋ свою̀ ма́тери і҆ сꙋ́щиⷨ о҆́кⷭ҇реᲄъ себѐ провоⷥвѣща́ꙗ» приблизило богослужебный текст к событиям, связанным с кончиной девушки. 2. і҆бⷥра̋наⷢѡ сосꙋ́да. в Деяниях охарактеризован апостол Павел [Деян. 9: 15], что является устойчивым агиотипом в службах святым. Избранность девушки подчёркивается серией топосов с аллюзиями на стихиры на подобен на Малой вечере [См. напр.: Серёгина Н. С. Стихиры Сергию Радонежскому как памятник отечественного песнотворчества // Труды отдела древнерусской литературы ИРЛИ РАН (Пушкинский дом). 1985. Т. XXXVIII. С. 338–355; Смирнова А. Е. Службы Макарию Калязинскому: рукописная традиция, проблемы источников, датировки и атрибуции // Русская агиография. Исследования. Публикации. Полемика. СПб., 2005. С. 375–383]: — |5 неꙋⷦ҇ло́но сво̏ у҆́мъ всеⷢда̀ воⷥводи́ла к нетле̋ныⷨ; — |5 у҆лꙋчи́ти жела́ꙗ вѣ́чнꙋю жиⷥнь; — |5 читⷭ҇о ж<<и>>|6 тиѐ і҆мѣ́ꙗ є҆́же па́че ꙋма̀ дѣ́лы совеⷬша́ꙗ непреста̋но чита́ꙗ бж҃естве̋ное писа́ние; — |6 і҆ не во́ пло|7ти і҆ кро́ви реⷡноваⷯ пожиᲄи но желаⷯ хр҃стова цр҃ствиꙗ; — |7 и҆̀ не жила̀ е҆́сть пло́ти но бг҃ꙋ і҆ дх҃ꙋ им[же] |8 питаꙗсꙗ. 8. і҆ ко̋чи́нꙋ свою̀ ма́тери і҆ сꙋ́щиⷨ о҆́кⷭ҇реᲄъ себѐ провоⷥвѣща́ꙗ. Данный агиотип, распространённый в житиях и службах святым, указывает на духовную зрелость Неонилы. 10. пресели бг҃ъ оⷮ миⷬскаⷢѡ сеⷢѡ мѧте́жа. Данная фраза находит параллели в тропаре прп. Сергию Радонежскому: «па́че всегѡ̀ воⷥжделѣ́лъ є҆сѝ мїрска́гѡ мѧте́жа оу҆клони́тисѧ» [Минея служебная. Июль. М.: Печатный двор. IX. 1691. Зёрнова, 434. Л. 61 об.], или прп. Антонию Печерскому: «ѿ мїрска́го мѧте́жа и҆зше́дъ» [Там же. Л. 129]. Важно, что аналогичные аллюзии в равной степени характеризует и преподобных жён: «житїѧ̀ треволне́нїй ’ и҆ мѧте́жа мїрска́гѡ страстны́хъ помышле́нїй и҆збѣ́гши ’ ко приста́нищꙋ житїѧ̀ дости́гла є҆сѝ» (Служба прп. Параскеве Пятнице [Минея служебная. Октябрь. М.: Печатный двор. V.1690. Зёрнова, 425. Л. 152 об.], чья память в октябре отмечается дважды — 14 и 28 (совпадая во втором случае с днём памяти мц. Неонилы). 9–10. дѣ́ваⷨ у҆добрение і҆ поⷯвала̀. Ключевой агиотип, восходящий к гимнографии Богоматери, уподобляет Неонилу святым жёнам (характеристика «дв҃ъ оу҆добре́нїе» есть в Каноне прп. Параскеве Пятнице [Минея служебная. Октябрь. М.: Печатный двор. V.1690. Зёрнова, 425. Л. 152 об.]). 17–18. <<чи>>тавыи бг҃ꙋ ивⷥол̏ всꙗⷦ да глаголеⷮ с҇ию девицꙋ неонилꙋ у҆поко̏ со ст҃ыми твоими во цр҃стви̏ <<нб҃снѣⷨ>>. Завершающий надпись призыв к читателю помолиться о душе умершей, дабы она упокоилась со святыми в Царствии Небесном (стк. 18), организует насыщенный агиотипами текст как поминовение усопшей и роднит его со стихотворными эпитафиями.
Комментарий дипломатический
Надпись соединяет информативные единицы, характерные для эпитафий, элогиарных и строительных надписей. В стк. 1, перед Константиновым крестом, помещён зачин — «кто́ етⷭ҇ь чл҃вѣк и́же поживе и не уⷥрит смѣⷬти», цитата из Пс. 88: 49. Следующие далее дата смерти и указание на место погребения Неонилы Чириковой (стк. 1–2) свойственны эпитафиям этого времени. Стк. 2–9 содержит похвалу усопшей девушке, что характерно для надписей элогиарного стиля. К агиографическим элементам относятся стк. 9–10, описывающие обстоятельства кончины Неонилы. Наконец, элементы храмозданной надписи содержатся в сообщении о строительстве матерью Неонилы придела в память о похороненной у его стены дочери (стк. 15–17). Завершается надпись (стк. 18) просьбой к читателю помолиться о душе усопшей Неонилы, что более характерно для стихотворных эпитафий.

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти