Эпитафии Тимофею Стефановичу и Иосифу Тимофеевичу Владычкиным; 1661 г.; Церковь Трёх Святителей на Кулишках
Категории
Кириллическая эпиграфика Нового времени
Идентификатор
Эпитафии Тимофею Стефановичу и Иосифу Тимофеевичу Владычкиным; 1661 г.; Церковь Трёх Святителей на Кулишках
Название
Эпитафии Тимофею Стефановичу и Иосифу Тимофеевичу Владычкиным
OG-код
OG0203
CIR-код
CIR0650
Разновидность (характер)
Плита-вставка в надгробницу
Тип/Жанр
Эпитафия
Критический аппарат
1. ҂з҃рѯ҃ѳⷢ] 7161 — А. А. Мартынов. вⸯ іⷣьⷩ] въ 10 день — А. А. Мартынов. 2. тимофеꙵ] Тимоѳей — А. А. Мартынов. стефановиⷱ҇] Степановичъ — А. А. Мартынов. 2–3. влады꙽киⷩ] Владыкинъ — А. А. Мартынов. 3. ҂з҃рѯ҃зⷢ] 7167 — А. А. Мартынов. вⸯ з[дн]] въ 7 день — А. А. Мартынов. убиеⷩ] убiенъ бысть — А. А. Мартынов. 4. иосифъ] Iосифъ — А. А. Мартынов. тимофѣеви꙽] Тимоѳеевичъ — А. А. Мартынов. влад[ы꙽]киⷩ] Владыкинъ — А. А. Мартынов.
Подлинность
Оригинал
Алфавит
Кириллица
Состояние носителя
Белокаменная плита-вставка прямоугольной формы. Поверхность плиты повреждена выбоинами.
Александр Авдеев, Ольга Радеева, Валерия Якушина, Арсений Козуля
Памятник археологии
Церковь Трёх Святителей на Кулишках. Северная апсида. Под окном. Памятник находится in situ.
Издание / публикация
Мартынов А. А. Надгробная летопись Москвы // Русский архив. 1895. Кн. 1. С. 411. № 1 (по собственной копии, гражданским шрифтом).
Состояние надписи
Надпись в 4 строки выполнена в технике трёхгранно-выемчатой резьбы. Текст надписи повреждён, читается полностью. Высота последней строки вполовину короче высоты верхних строк.
Лета 7169 [1661]г(о) марта в 10 день преставися раб Божий Тимофей Стефанович Владычкин. Лета 7167 [1659]г(о) февраля в 7 день убиен раб Божий Иосиф Тимофеевич Владычкин.
2–3. тимофеꙵ стефановиⷱ҇ влады꙽киⷩ. В 1600/01–1601/02 гг. дьяк Московского судного приказа [Лисейцев Д. В., Рогожин Н. М., Эскин Ю. М. Приказы Московского государства XVI–XVII вв. Словарь-справочник. М.; СПб., 2015. С. 192]. В 1624/25–1625/26 гг. отмечен как дьячок при церкви Трёх Святителей на Кулишках [Забелин И. Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. Ч. I. М., 1884. Стб. 490]. В 1632–1635 гг. — письменный голова в Тобольске [Барсуков А. П. Списки городовых воевод и других лиц воеводского управления Московского государства XVII столетия. СПб., 1902. С. 237]. При патриархе Никоне — дьяк Патриаршего казённого приказа. В мае 1653 г. наряду с другими дьяками отправлен из Патриаршего казённого приказа для дозора и переписи церквей и церковных приходов [Севастьянова С. К. Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона». СПб., 2003. С. 60]. Дата смерти в иных источниках не отмечена. Отец дьяка Ивана Тимофеевича Владычкина [Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие XV–XVII вв. М., 1975. С. 97–98]. Сын И. Т. Владычкина Иосиф в иных источниках не отмечен. Возможно, был убит в достаточно молодом возрасте, не сделав карьеры.
Комментарий палеографический
Эпиграфический полуустав, тяготеющий к вязи. Диакритика нерегулярная, слова не разделены интервалом. В первой строке датирующий элемент, обозначающий день, отделён от последующего текста эпитафии интерпунктуационным знаком в виде точки. Буква З в обозначении тысячи (стк. 1, 3) напоминает цифру 3. Окончание нижней дуги оформлено в виде овала и заходит за границу строки. Верхняя и нижняя дуги соединены друг с другом. Знак тысячи является продолжением соединения дуг. Насечки параллельны друг другу. Лигатуры: стк. 1 — лѣ в слове «лѣта», днь в слове «іⷣьⷩ», ав в слове «престави(ся)»; стк. 2 — аб в словосочетании «раⷠ бо́жиꙵ», ан в слове «стефанови꙽҇ »; стк. 3 — лѣ в слове «лѣта». Суспенсия: ҂з҃рѯ҃ѳⷢ (стк. 1), з҃рѯ҃зⷢ (стк. 3). Контрактуры: іⷣьⷩ (стк. 1), з[дн] (стк. 3), Оформление окончаний строк с помощью выносных букв: влады꙽(кин) (стк. 2), раⷠ (стк. 3), влад[ы꙽]киⷩ (стк. 4). Оформление окончаний слов с помощью выносных букв и буквенных титл: раⷠ (стк. 2), бо́жиꙵ (стк. 2), тимофеꙵ (стк. 2), стефановиⷱ҇ (стк. 2), влады꙽киⷩ (стк. 2), убиеⷩ (стк. 3), божиⷩ (стк. 4), тимофѣеви꙽ (стк. 4), влад[ы꙽]киⷩⷩ (стк. 4).
Комментарий дипломатический
В эпитафии благая кончина отца («|1престави|2сѧ раⷠ бо́жиꙵ») противопоставляется насильственной смерти сына («|3убиеⷩ раⷠ |4 божиꙵ»), однако в обоих случаях формула «раб Божий» сохраняется.