Категории
Кириллическая эпиграфика Нового времени
Идентификатор
Стихотворная эпитафия Домнике, жене обжигальщика Михаила Андреева сына; 1700 г.;
Название
Стихотворная эпитафия Домнике, жене обжигальщика Михаила Андреева сына
Разновидность (характер)
Плита-вставка в надгробницу
Критический аппарат
2. вѣⷬней] вѣрнѣй — А. А. Мартынов. 3. положе́нъна] положенна — А. А. Мартынов, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский. 4. смерьтию] смертiю — А. А. Мартынов, В. И. Саитов, Б. Л. Модзалевский. раⷥлꙋче́на] разлученна — А. А. Мартынов, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский. раⷭ҇лꙋчена — А. Г. Авдеев. 5. миха̏лова] миха̀лова — А. Г. Авдеев. а҆ндрѣ́ева] Андреева — А. А. Мартынов, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский. 7. семьсотого] семьсотаго — А. А. Мартынов и В. И. Саитов, Б. Л. Модзалевский. 8. а҆приⷧиа] апрѣлiя — А. А. Мартынов, В. И. Саитов, Б. Л. Модзалевский. седма́го] седьмаго — А. А. Мартынов, В. И. Саитов, Б. Л. Модзалевский. 10. в] въ — А. А. Мартынов, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский. в̾ — А. Г. Авдеев. бл҃жеⷩствѣ] бл҃жествѣ — А. Г. Авдеев. ᲄо́] той — А. А. Мартынов, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский. то̏ — А. Г. Авдеев.
Состояние носителя
Белокаменная намогильная плита-вставка прямоугольной формы. По периметру плиты идёт полоса барочного орнамента, отделённая от эпиграфического поля прямоугольной рельефной рамкой, овальной в сечении. Тип орнамента — бордюр. Орнаментальная композиция — бесконечная. Мотив — растительный орнамент. Ритмика растительного орнамента представлена раппортом листьев аканта, с встречными широкими спирально завивающимися усиками плюща, соединенными парными перемычками. Углы акцентированы встречными листьями аканфа со спирально завивающимися усиками плюща, соединёнными одинарной перемычкой Композиция углов представляет стилизованный образ бутона.
Стиль / тип письма
Эпиграфический полуустав
Полевое документирование
Документировано 09.11.2018 г.
Авторы полевого документирования
Александр Авдеев, Ольга Радеева, Станислав Компанец
Памятник археологии
Церковь Николая Мирликийского в Хамовниках. Плита находится in situ на западной стене храма справа от паперти.
Издание / публикация
Мартынов А. А. Надгробная летопись Москвы // Русский архив.1895. № 3. С. 521. № 2 (гражданским шрифтом); с него: [Саитов В. И., Модзалевский Б. Л.] Московский некрополь. Т. I. СПб., 1907. С. 399 (гражданским шрифтом); Авдеев А. Г. Русская стихотворная эпитафия последней четверти XVII — начала XVIII в. как фактор культуры восточнославянского барокко // Истоки и традиции славянской письменности и культуры. Материалы областной научно-практической конференции, посвящённой Дню славянской письменности и культуры (МГОГИ, 23 мая 2012). Орехово-Зуево, 2012. С. 86–87 (по собственной копии, в соответствии с камнем, с приложением фото); Авдеев А. Г. Русская силлабическая эпитафия последней четверти XVII— начала второй четверти XVIII в. // Palaeoslavica. 2017. Vol. XXV. № 1. С. 147–148 (по собственной копии, в соответствии с камнем, с приложением фото); Авдеев А. Г. Эпиграфика в открытой графосфере русского города конца XV — начала XVIII в. // Вопросы эпиграфики. Вып. XI. М., 2023. С. 119. Ил. 19 (фото).
Состояние надписи
Надпись в 10 строк, выполненная в технике обронной резьбы.
Текст на языке оригинала
человѣ́че всѧ́къ гро́бу присмотрисѧ о҆ дш҃ѣ̀ вѣⷬней бг҃ꙋ помоли́сѧ здѣ̀ бо̀ доⷨни́ка ᲄѣ́лоⷨ положе́нъна смерьᲄию ѿ на́съ жена̀ раⷥлꙋче́на миха̏лова бы́сть а҆ндрѣ́ева сн҃а ѡ҆б̾жига́льщикова чи́на лѣ́та гдⷭ҇нѧ ты́сѧща семьсотого а҆приⷧиа дни двадесѧⷮ седма́го е҆ꙗ̀ же дш҃ꙋ гдⷭ҇ь да поко́итъ в вѣ́чноⷨ бл҃жеⷩствѣ тѣ́ло ᲄо́ приⷭвоиⷮ
Перевод на русский
Человече всяк, гробу присмотрися, О душе верней Б(о)гу помолися. Зде бо Домника телом положенъна, Смерьтию от нас жена разлучен{н}а Михайлова бысть Андреева с(ы)на, Обжигальщикова чина. Лета Г(о)с(по)дня тысяща семьсотого, Априллиа дни двадесят седмаго. Ея же д(у)шу Г(оспо)дь да покоит, В вечном бл(а)женстве тело то присвоит.
Комментарий линвистический
Пропуск Ъ или Ь: доⷨни́ка (стк. 3), ᲄѣ́лоⷨ (стк. 3), двадесѧⷮ (стк. 8), вѣ́чноⷨ бл҃жеⷩствѣ (стк. 10), приⷭвоиⷮ (стк. 10. Употребление паерка: ѡ҆б̾жига́льщикова (стк. 6). Прилагательный на –ой: семьсотого (окончание стк. 7), ср.: седма́го (окончание стк. 8). Грецизмы: доⷨни́ка (стк. 3, по ударению). Лексический сербизм: а҆приⷧиа (стк. 8).
Комментарий исторический
6. ѡ҆б̾жига́льщикова чи́на. Обжигальщик — мастер, обычно приписанный к Приказу каменных дел и выполнявший все работы по выделке кирпича на казённых кирпичных заводах. Обжигальщики обычно делились на подмастерьев большой, средней и меньшей статей и в качестве льготы были освобождены от уплаты поземельного налога. В конце 80-х гг. XVII в. обжигальщики были переведены на сдельную оплату труда и получали за работу от 1 руб. 10 алт. за тысячу кирпичей. Одним из мест компактного расселения обжигальщиков в Москве была Хамовная слобода; здесь же, во дворах лиц, принадлежавших к этой профессии, находились и сараи, в которых обжигальщики складировали готовую продукцию [Сперанский А. Н. Очерки по истории Приказа каменных дел Московского государства. М., 1930. С. 149–152; ср.: Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 12. М., 1987. С. 47. s.v. обжигальщикъ].
Комментарий палеографический
Эпиграфический полуустав высокого качества. Разделение на слова отсутствует, диакритика нерегулярная. Буква Т имеет двоякое начертание: с симметричным покрытием (стк. 1, 5, 7, 8, 10) и левосторонним покрытием, заканчивающимся петлей (стк. 3, 4, 8, 9, 10). Буква Ѣ имеет троякое начертание: с горизонтальной перекладиной и треугольными зарубками (стк. 1), с горизонтальной перекладиной и удлинённой левой зарубкой (стк. 2, 3) и в виде свастики (стк. 5, 10). Диграф «ѿ» (стк. 4) изображена в виде двух зеркально отражённых С-образных дуг, соединяющихся у короткой вертикальной мачты и вписанной между ними букв Т. «Вензельные» написания букв: в слове «присмотрисѧ» (стк. 1) буква О вписана между вертикальными мачтами буквы М. Лигатуры: стк. 1 — при и ри в слове «присмотрисѧ»; стк. 3 — ни в слове «доⷨни́ка», нъ в слове «положе́нъна»; стк. 4 — ᲄи в слове «смерьᲄию»; стк. 5 — ан и др в слове «а҆ндрѣ́ева»; стк. 7 — лѣ в слове «лѣ́та»; стк. 8 — апр и или в слове «а҆приⷧиа» (вторая лигатура, включающая выносную букву, редкая); стк. 10 — пр в слове «присвоит». Контрактуры: дш҃ѣ̀ (стк. 2), бг҃ꙋ (стк. 2), сн҃а (стк. 5), гдⷭ҇нѧ (стк. 6), дш҃ꙋ гдⷭ҇ь (стк. 9), бл҃жеⷩствѣ (стк. 10). Оформление окончаний слов с помощью выносных букв: ᲄѣ́лоⷨ (стк. 3), двадесѧⷮ (стк. 8), вѣ́чноⷨ (стк. 10). Оформление окончаний строк с помощью выносных букв: приⷭвоиⷮ (стк. 10). Ошибки резчика: пропуск буквы Н в слове «раⷥлꙋче́на» (стк. 4), что нарушает точность рифмы.
Комментарий дипломатический
А) Структура стихотворения: Строка Ритмический рисунок Количество слогов Тип строки Цезура 1 ‿ ‿ —‿ ‿ ‖ —‿ ‿ ‿ —‿ 11 5+6 ГД 2 ‿ ‿ — ‿— ‖ — ‿ ‿ ‿ — ‿ 11 5+6 М 3 — — ‿ —‿ ‖ — ‿ ‿ ‿ —‿ 11 5+6 Ж 4 —‿ ‿ ‿ — ‖ — ‿ ‿ ‿ —‿ 11 5+6 М 5 ‿ —‿ ‿— ‖ ‿ —‿ ‿—‿ 11 5+6 М 6 ‿ ‿— ‿ ‿ ‿ —‿ 8 — — 7 —‿ ‿ —‿ ‖ —‿ ‿ ‿—‿ ‿ 12 5+7 Ж 8 ‿— ‿ ‿— ‖ ‿—‿ ‿—‿ 11 5+6 Ж 9 ‿— ‿ —‿ ‖ ‿ —‿ ‿ ‿ —‿ 12 5+7 Ж 10 —‿ ‿ —‿ ‖ — ‿ — ‿ —‿ 11 5+6 Ж Условные знаки: — — ударный слог, ‿ — безударный слог; ‖ — цезура. Тип цезуры: ГД — гипердактилическая, Д — дактилическая, Ж — женская, М — мужская. 5 + 6 — количество слогов до цезуры и после. Б) Рифмическая структура стихотворения: Строки Тип рифмы Грамматичность рифмы Точность рифмы грамматичность рифмуемые части речи 1–2 Ж Г ГГ Т 3–4 Ж Г ПрПР Т 5–6 Ж Г СС Т 7–8 Р Г ЧЧ Т 9–10 Ж Г ГГ Н Условные знаки Д — дактилическая рифма Ж — женская рифма М — мужская рифма Р — разноударная рифма Г — грамматическая рифма Р — разнородная рифма Г — глагол Д — деепричастие М — местоимение Н — наречие П — прилагательное ПК — краткое прилагательное Пр — причастие С — существительное Ч — числительное Н — неточная рифма П — приблизительная рифма Т — точная рифма Та — тавтологическая рифма В) Ритмическая организация частей речи: Строка Порядковое слово в строке 1 2 3 4 5 6 1 С (4+3) М (1+1) С (2+1) Г (4+3) 2 Пд (1+0) С (2+2) П (2+1) С (2+1) Г (4+3) 3 Н (1+1) Со (1+1) С (3+2) С (2+1) Пр (4+3) 4 С (3+1) Со (1+0) М (1+1) С (2+2) Пр (4+3) 5 П (4+2) Г (1+1) П (4+2) С (2+1) 6 С (6+4) С (2+1) 7 С (2+1) П (3+2) Ч (3+1) Ч (4+2) 8 С (2+1) С (1+1) Ч (3+2) Ч (3+2) 9 М (2+2) Ча (1+0) С (2+1) С (2+2) Ча (1+0) Г (3+2) 10 Пд (0+0) П (2+1) С (4+2) С (2+1) М (1+1) Г (3+2) Условные знаки: Г — глагол, Д — деепричастие, М — местоимение, Н — наречие, П — прилагательное, ПК — краткое прилагательное, Пр — причастие, Пд — предлог, С — существительное, Со — союз, Ч — числительное, Ча — частица. (3+1) — первая цифра в скобках означает количество слогов в слове, вторая — место ударного слога.