Эпитафия митрополиту Новгородскому Евфимию (III); 1696 г.; Софийский собор

Категории

Кириллическая эпиграфика Нового времени

Идентификатор
Эпитафия митрополиту Новгородскому Евфимию (III); 1696 г.; Софийский собор
Название
Эпитафия митрополиту Новгородскому Евфимию (III)
OG-код
OG0768
CIR-код
СIR0504
Разновидность (характер)
Плита-вставка в надгробницу
Тип/Жанр
Эпитафия
Критический аппарат
1. мироⷥда́ніѧ ⸴ ҂з҃сгⷢ҇] ҂з҃сг мiрозданія — прот. П. Соловьёв. 7203 (собств. 7205 — 1696 г.) мiрозданія — В. В. Шереметевский. мирозданья 7203 — В. Л. Янин. декеⷨврі҆ѧ] декабря — прот. П. Соловьёв, В. В. Шереметевский, В. Л. Янин. в̾ ‧ ѕⷣе ‧] въ 6-й день — прот. П. Соловьёв, В. В. Шереметевский. в 6-й день — В. Л. Янин. 2. памѧⷮ] память — прот. П. Соловьёв, В. В. Шереметевский, В. Л. Янин. 3. преⷭ҇тавиⷭ҇] преставися — прот. П. Соловьёв, В. В. Шереметевский, В. Л. Янин. 4. еѵѳи́міи] Евѳимій — прот. П. Соловьёв, В. В. Шереметевский. Евфимий — В. Л. Янин. 5. собоⷬнѣи] соборной — прот. П. Соловьёв, В. В. Шереметевский, В. Л. Янин. софѣ́йскоіі] Софiйской — прот. П. Соловьёв, В. В. Шереметевский. Софийской — В. Л. Янин. 6. мѣⷭ҇те] мѣстѣ — прот. П. Соловьёв, В. В. Шереметевский. месте — В. Л. Янин. іларіо́ноⷨ] Иларiономъ — прот. П. Соловьёв, В. В. Шереметевский. Иларионом — В. Л. Янин. 8. ноⷡгоро́цкⷣой] Новгородской — прот. П. Соловьёв, В. В. Шереметевский. у В. Л. Янина нет. 9. митро́поліи] у В. Л. Янина нет. семⷣъ] седмь — прот. П. Соловьёв, В. В. Шереметевский. семь — В. Л. Янин. 10. повⷣиза́ѧсь] подвизаяся — прот. П. Соловьёв, В. Л. Янин. подвизася — В. В. Шереметевский. црк҃ве] церкви — прот. П. Соловьёв, В. В. Шереметевский. хр҃стове] Христовѣ — прот. П. Соловьёв, В. В. Шереметевский. 11. д҃шаⷯ] о душахъ — прот. П. Соловьёв, В. В. Шереметевский. дщиⷱца] дщица — прот. П. Соловьёв, В. В. Шереметевский, В. Л. Янин. 12. тша́ніеⷨ] тщанiемъ — прот. П. Соловьёв, В. В. Шереметевский. тщанием — В. Л. Янин. ідⷤивеніеⷨ] и иждивенiемъ — прот. П. Соловьёв, В. В. Шереметевский. и иждивением — В. Л. Янин. ѳе҆о́фаноⷡ] Ѳеофанова — прот. П. Соловьёв, В. В. Шереметевский. Феофанова — В. Л. Янин.
Подлинность
Оригинал
Алфавит
Кириллица
Состояние носителя
Белокаменная плита-вставка квадратной формы, окаймлённая по периметру рамкой. Эпиграфическое поле прямоугольной формы заглублено в надпись.
Стиль / тип письма
Эпиграфический полуустав
Материал
Полевое документирование
Документировано 2.07.2017 г.
Авторы полевого документирования
Александр Авдеев, Ольга Радеева, Артём Фотеев
Памятник археологии
Софийский собор. Западная стена Мартирьевской паперти. In situ.
Издание / публикация
Соловьёв П., прот. Описание Новгородского Софийского собора. СПб., 1858. С. 109–110 (гражданским шрифтом, с сохранением буквенной цифири в обозначении года); [Шереметевский В. В.]. Русский провинциальный некрополь. Т. 1: Губернии Архангельская, Владимирская, Вологодская, Костромская, Московская, Новгородская, Олонецкая, Псковская, Санкт-Петербурская, Тверская, Ярославская и Выборгской губернии монастыри Валаамский и Коневский. М., 1914. С. 278–279 (по публикации прот. П. Соловьёва, гражданским шрифтом); Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора. Церковная традиция и историческая критика. М., 1988. С. 15. Прим. 17 (по публикации прот. П. Соловьёва, гражданским шрифтом, в современной орфографии), 16 (фото).
Состояние надписи
Надпись в 12 строк, выполненная в технике обронной резьбы.
Текст на языке оригинала
лѣ́та мироⷥда́ніѧ ⸴ ҂з҃сгⷢ҇ декеⷨврі҆ѧ ⸴ в̾ ‧ ѕⷣе ‧ на памѧⷮ вели́каго стл҃ѧ ні҆кола́ѧ чꙋдоⷮвоⷬца преⷭ҇тавиⷭ҇ раⷠ бж҃ій вели́каго нова̀ гра́да преосщ҃енⷩыи еѵѳи́міи мі҆роⷮполиⷮ и҆ погребеⷩ в̾ вели́кои собоⷬнѣи софѣ́йскоіі црк҃ви на̀ сеⷨ мѣⷭ҇те преосщ҃енⷩыⷨ іларіо́ноⷨ митрополи́тоⷨ пск<о>сⷡкиⷨ і иⷥбоⷬскиⷨⷨ и҆ всѣⷨ сщ҃еныⷨ собо́роⷨ пра́ вив̾шꙋ е҆мꙋ̀ хрс҃то́во ста́до ноⷡгоро́цкⷣой митро́поліи еди́но лѣ́то и҆ семⷣъ мⷭ҇цъ ѕѣло до́брѣ повⷣиза́ѧсь црк҃ве хр҃стове д҃шаⷯ хрст҃іаⷩскиⷯ и҆зобразн́сѧ сіѧ̀ дщиⷱца тша́ніеⷨ ідⷤивеніеⷨ келеиника его тереⷩтіѧ ѳе҆о́фаноⷡ
Перевод на русский
Лета мироздания 7203 [1694]г(о) декемврия в 6 д(е)н(ь) на памят(ь) великаго с(вя)т(ите)ля Николая Чудотворца преставис(ь) раб Божий Великаго Нова града преос(вя)щенный Еуфимий митрополит и погребен в великой соборней Софейской ц(е)ркви на сем месте преос(вя)щенным Иларионом митрополитом Псковским и Изборским и всем с(вя)щеным собором; правившу ему Хр(и)стово стадо Новгородцкой митрополии едино лето и седм м(е)с(я)ц, зело добре подвизаясь о ц(е)ркве Хр(и)стове, д(у)шах хр(и)стианских. Изобразися сия дщчица тшанием иждивением келеиника его Терентия Феофанов(а).
Комментарий линвистический
Сокращённое написание сочетаний «согласный + Ъ» или «согласный + Ь»: мироⷥда́ніѧ (стк. 1), декеⷨврі҆ѧ (стк. 1), памѧⷮ (стк. 2), чꙋдоⷮвоⷬца (стк. 2), преⷭ҇тавиⷭ҇ раⷠ (стк. 3), преосщ҃енⷩыи (стк. 4), мі҆роⷮполиⷮ (стк. 4), погребеⷩ (стк. 4), собоⷬнѣи (стк. 5), сем мѣⷭ҇те преосщ҃енным іларіо́ном митрополи́том (стк. 6), пск<о>сⷡкиⷨ (стк. 7), иⷥбоⷬскіⷨ (стк. 7), всѣⷨ сщ҃еныⷨ собо́роⷨ (стк. 7), ноⷡгоро́цкⷣой (стк. 8), семⷣъ (стк. 9), д҃шаⷯ хрст҃іаⷩскиⷯ (стк. 11), дщиⷱца (стк. 11), тша́ніеⷨ ідⷤивеніеⷨ (стк. 12), тереⷩтіѧ (стк. 12). Употребление паерка: в̾ (стк. 1, 4), пра́вив̾шꙋ (стк. 7–8). Дательный самостоятельный: пра́вив̾шꙋ е҆мꙋ̀ хрс҃то́во ста́до (стк. 7–8).
Шрифт
Техническая дата
1696-12-06
Дата создания (точная)
1696-12-06
Обоснование датировки
1. лѣ́та мироⷥда́ніѧ ⸴ ҂з҃сгⷢ҇ декеⷨврі҆ѧ ⸴ в̾ ‧ ѕⷣе ‧. Эпитафия относит кончину митрополита Евфимия к 7203/1694 г., что не соответствует реальному году его смерти. Владыка, как отмечено в памятниках позднего новгородского летописания, скончался в 7205/1696 г. [Новгородская III летопись // Полное собрание русских летописей. Т. III. Ч. IV. СПб., 1841. С. 275; Летописец Новгородский церквам Божиим // Новгородские летописи / Изд. Археографической комиссии. СПб., 1879. С. 379; Отрывки из летописного сборника Николаевского Дворищенского собора // Новгородские летописи / Изд. Археографической комиссии. СПб., 1879. С. 460]. Вероятнее всего, в эпитафии год интронизации митрополита Евфимия (7203/1695) спутан с годом его кончины, на что указал первый издатель памятника, прот. П. Соловьёв, с чем согласись В. В. Шереметевский и В. Л. Янин [Соловьёв П., прот. Описание Новгородского Софийского собора. СПб., 1858. С. 109. Прим. 265; [Шереметевский В. В.]. Русский провинциальный некрополь. Т. 1: Губернии Архангельская, Владимирская, Вологодская, Костромская, Московская, Новгородская, Олонецкая, Псковская, Санкт-Петербурская, Тверская, Ярославская и Выборгской губернии монастыри Валаамский и Коневский. М., 1914. С. 278; Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора. Церковная традиция и историческая критика. М., 1988. С. 15. Прим. 17]. Вероятнее всего, данный хронологический алогизм можно отнести к lapsus memoriae составителя надписи. Что же до дня кончины владыки, то III Новгородская летопись и Летопись Новгородская о церквах Божиих, в отличие от эпитафии, относят его к ночи с 5 на 6 декабря, сообщая, митрополит Евфимий «заскорбѣлъ и декабря въ 4 день, передъ обѣдней, собрався власти врхимандриты и iгумены маслом светели, и после литургиi причастился Христовыхъ таинъ; и съ пятаго числа, к воскресению в нощь к Николаеву дни, въ 7 часу нощи преставися» [Новгородская III летопись // Полное собрание русских летописей. Т. III. Ч. IV. СПб., 1841. С. 274–275; Летописец Новгородский церквам Божиим // Новгородские летописи (так названные Новгородская вторая и Новгородская третья Летописи). СПб., 1879. С. 379]. К 6 декабря кончина митрополита Евфимия привязана в эпитафии и в отрывках из летописного сборника Николаевского Дворищенского собора [Отрывки из летописного сборника Николаевского Дворищенского собора // Новгородские летописи / Изд. Археографической комиссии. СПб., 1879. С. 460]. Противоречия между источниками нет — владыка, по древнерусскому счёту лет умер 5 декабря в 7 часу ночи (что соответствует 21 часу 30 минутам местного времени) [Черепнин Л. В. Русская хронология. М., 1944. С. 50. Табл. XI], фактически в ночь с 5 на 6 декабря, накануне дня памяти святителя Николая (так называемый «Никола зимний»), который приходится на 6 декабря.
Век
XVII в.
Комментарий палеографический
Эпиграфический полуустав высокого качества. Датирующие элементы надписи отделены интерпунктационными знаками в виде точек и запятых. Разделение на слова отсутствует. Диакритика нерегулярная. Буква З в обозначении тысячи (стк. 1) напоминает цифру 3. Верхняя дуга округлая, изгиб нижней дуги пологий и заканчивается шаровидным утолщением, выходящим за границы строки. Знак тысячи прикреплён к месту соединения дуг, конец знака изогнут. Насечки параллельны друг другу. Лигатуры: стк. 1 — лѣ в слове «лѣ́та», ир в слове «мироⷥда́ніѧ»; стк. 2 — ап в словосочетании «на памѧⷮ», ли и аг в слове «вели́каго»; стк. 3 — пр и ави в слове «преⷭ҇тавиⷭ҇», ли и аг в слове «вели́каго»; стк. 4 — пр в слове «преосщ҃енⷩыи», ли в слове «мі҆роⷮполиⷮ»; стк. 5 — ли в слове «вели́кои», стк. 6 — пр в слове «преосщ҃енⷩыⷨ», ар в слове «іларіо́ноⷨ», ли в слове «митрополи́тоⷨ»; стк. 7 — ки в слове «иⷥбоⷬскиⷨ»; стк. 7–8 — пр и ив в слове «пра́вив̾шꙋ»; стк. 8 — цр и ве в слове «црк҃ве»; стк. 9 — лѣ в слове «лѣ́то», стк. 10 — ѧс в слове «подвиза́ѧс», оц и ве в словосочетнии «о црк҃ве», стк. 11 — ша в слове «дш҃аⷯ», ки в слове «хрст҃іаⷩскиⷯⷯ», стк. 12 — ив в слове «ідⷤивеніеⷨ», ан в слове «ѳе҆о́фаноⷡ». Суспенсия: ҂з҃сгⷢ҇ (стк. 1), ѕⷣе (стк. 1). Контрактуры: стл҃ѧ (стк. 2), бж҃ій (стк. 3), преосщ҃енⷩыи (стк. 4), црк҃ви (стк. 5), сщ҃еныⷨ (стк. 7), хрс҃то́во (стк. 8), мⷭ҇цъ (стк. 9), црк҃ве хр҃стове, (стк. 10), д҃шаⷯ хрст҃іаⷩскиⷯ (стк. 11). Оформление окончаний строк с помощью суспенсии: ѳе҆о́фаноⷡ (стк. 12). Оформление окончаний слов с помощью выносных букв и буквенных титл: памѧⷮ (стк. 2), преⷭ҇тавиⷭ҇ раⷠ (стк. 3), преосщ҃енⷩыи еѵѳи́міи мі҆роⷮполиⷮ (стк. 4), вели́кои собоⷬнѣи софѣ́йскоіі (стк. 5), сеⷨ (стк. 6), преосщ҃енⷩыⷨ іларіо́ноⷨ (стк. 6), пск<о>сⷡкиⷨ (стк. 7), иⷥбоⷬскіⷨ (стк. 7), всѣⷨ сщ҃еныⷨ собо́роⷨ (стк. 7), митро́поліи (стк. 8), д҃шаⷯ хрст҃іаⷩскиⷯ (стк. 11), тша́ніеⷨ ідⷤивеніеⷨ (стк. 12). Оформление окончаний строк с помощью выносных букв: погребеⷩ (стк. 4), митрополи́тоⷨ (стк. 6). Ошибки резчика: пропуск буквы О в слове «пск<о>сⷡкиⷨ», которую он пытался устранить, но безуспешно.
Комментарий исторический
Просопографический комментарий. 3–4. вели́каго нова̀ гра́да преосщ҃енⷩыи еѵѳи́міи мі҆роⷮполиⷮ. Евфимий (Рылков), вероятно, сын Исаака Сергеевича Рылкова, на поминовение души которого дал 5 рублей в Ниловой Столобенской пустыни [Описание Троицкого Селижарова монастыря Тверской епархии. Тверь, 1915. С. 57. Прим. 2]. В этой обители Евфимий принял постриг. В 1674 г. определён из иеромонахов и ризничих этой пустыни в игумены Троицкого Селижарова монастыря. Во время его игуменства в 1681 г. начато строительство каменного Троицкого собора (завершено в 1686 г.) [Описание Троицкого Селижарова монастыря Тверской епархии. Тверь, 1915. С. 57]. С 1681 по 1686 г. архимандрит Троицкого Калязина монастыря. С 28 марта 1686 г. архимандрит Чудова монастыря. 12 августа 1688 г. рукоположен в митрополиты Сарские и Подонские [Соловьев Н. А., свящ. Сарайская и Крутицкая епархии // Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских. 1894. № 3. Отд. I. С. 95–98]. 14 апреля 2103/1695 г. «волею Божiю, избранiемъ и повелѣнiемъ великихъ государей царей и великихъ князей Iоанна Алексѣевича Петра Алексѣвича, всея Великiя и Малыя и Бѣлыя Россiи самодержцовъ, и благословенiемъ великаго господина кир Адрiана, архiепископа Московскаго и всея Россiи и всѣхъ Сѣверныхъ странъ патрiарха переведенъ бысть въ Великiй Новградъ» [Новгородская III летопись // Полное собрание русских летописей. Т. III. Ч. IV. СПб., 1841. С. 274–275; Летописец Новгородский церквам Божиим // Новгородские летописи (так названные Новгородская вторая и Новгородская третья Летописи). СПб., 1879. С. 379]. Прибыл в Новгород 17 июня того же года и 11 дней простоял под Юрьевым монастырём «в полаткахъ», не въезжая в город [Летописец Новгородский церквам Божиим // Новгородские летописи (так названные Новгородская вторая и Новгородская третья Летописи). СПб., 1879. С. 379]. По краткости пребывания на епархии эпитафия почтила память служения митрополита Евфимия общими словами: «ѕѣло до́брѣ повⷣиза́ѧс о црк҃ве хр҃стове д҃шаⷯ хрст҃іаⷩскиⷯ» (стк. 10–11). Справедливость этих слов подтверждают окружные послания владыки с жёсткими требованиями к повседневному поведению и моральному облику мирян и духовенства [Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. V. СПб., 1842. С. 446–454. № 244]. 6–7. преосщ҃енⷩыⷨ іларіо́ноⷨ митрополи́тоⷨ пск<о>сⷡкиⷨ і иⷥбоⷬскіⷨ. Иларион (Смирной или Смирнов) — в 1680–1687 гг. архимандрит Соловецкого монастыря. 9 января 1687 г. переведён в архимандриты Спасо-Преображенского Ярославского монастыря. 1 февраля 1681 г. рукоположен патриархом Адрианом в митрополиты Псковские и Изборские. Умер 22 июня 1698 г. и похоронен в крипте Троицкого кафедрального собора [Иларион (Смирнов или Сминой) // Русский биографический словарь / Под набл. А. А. Половцова. [Т. 8]. Ибак — Ключарев. СПб., 1897. С. 84]. Реально-исторический комментарий 5–7. погребеⷩ в̾ вели́кои собоⷬнѣи софѣ́йскоіі црк҃ви на̀ сеⷨ мѣⷭ҇те преосщ҃енⷩыⷨ іларіо́ноⷨ митрополи́тоⷨ пск<о>сⷡкиⷨ і иⷥбоⷬскіⷨ и҆ всѣⷨ сщ҃еныⷨ собо́роⷨ. Эпитафия сообщает краткие сведения о церемонии похорон и месте погребения митрополита Евфимия. Более подробно об этом событии сообщают Новгородская III летопись и Летопись Новгородская церквам Божиим. Сразу после смерти владыка был «вынесенъ ис келиi по записки, и поставленъ на сеняхъ в церкви Петра митрополита, и читали надъ нимъ Еѵангелье Соѳейской протопопъ зъ братьею и девятипрестолiя священницы; и по указу погребалъ Псковской митрополитъ Иларионъ, генваря в 13 день; а погребѣнъ в соборной церькви в Мартирьевской паперти, подлѣ Авѳония митрополита» [Новгородская III летопись // ПСРЛ. Т. III. Ч. IV. СПб., 1841. С. 274; Летописец Новгородский церквам Божиим // Новгородские летописи (так названные Новгородская вторая и Новгородская третья Летописи). СПб., 1879. С. 379]. Захоронение митрополита Евфимия, совершённое в кирпичном склепе у западной стены, было исследовано в 1955 г. М. К. Каргером [Извлечение из Отчёта М. К. Каргера об археологических раскопках в Новгородском Софийском соборе в 1955 г. // Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора. Церковная традиция и историческая критика. М., 1988. С. 196–197].
Комментарий дипломатический
Традиционный формуляр эпитафии расширен за счет указаний на место и обстоятельства погребения митрополита Евфимия, а также указания лица, позаботившегося об изготовлении надгробной плиты.
Место создания
Место обнаружения
Место текущего хранения

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти