Эпитафия Евдокии Рахманиновой жене Болдырева; 1618 г.; Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Категории

Кириллическая эпиграфика Нового времени

Идентификатор
Эпитафия Евдокии Рахманиновой жене Болдырева; 1618 г.; Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Название
Эпитафия Евдокии Рахманиновой жене Болдырева
OG-код
OG0113
CIR-код
СIR0085
Разновидность (характер)
Намогильная плита
Тип/Жанр
Эпитафия
Критический аппарат
1. ҂зркѕⷢ҇] 7 // 126 - го (1618) — В. С. Баранов. 2. кдⷣн] 24 день — В. С. Баранов.
Подлинность
Оригинал
Алфавит
Кириллица
Состояние носителя
Белокаменная плита трапециевидной формы, расколотая на две части, разлом приходится на 4-ю строку. Нижняя часть плиты (примерно в 1/3 длины) утрачена. Плита окаймлена по периметру плетёным узором, отделённым рамкой. В верхней части плиты находится полурозетка, составленная из двух концентрических кругов, которые оформлены в виде лопастей, закрученных по ходу солнца. В центре второй розетки вырезано сегнерово колесо из 11 лопастей, закрученных по ходу солнца. В нижней части плиты сохранились две боковые тяги, отходящие от нижней розетки. Тяги составлены из орнамента «ёлочка». Розетка оформлена в виде круга, составленного из орнамента «ёлочка». В центре розетки находится «сегнерово колесо» из 7 лопастей, закрученных по ходу солнца. На боковых гранях плиты, за исключением изголовья и изножья, сохранились три полосы узора: верхняя из полосы частых левонаклонных насечек, средняя из пояса двойных арочек, разделённых вертикальными столбиками с треугольным навершием, и нижняя из полосы частых левонаклонных насечек. Нижний левый угол верхней грани плиты сколот. На поверхности плиты имеются многочисленные сколы и царапины.
Стиль / тип письма
Эпиграфический полуустав
Материал
Полевое документирование
Документировано 17.08.2016 г.
Авторы полевого документирования
Александр Авдеев, Ольга Радеева, Глеб Донской, Илья Соколов
Памятник археологии
Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Хранится фонде «Археология» Костромского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Учётный номер КМЗ ВХ № 1167.
Обстоятельства находки (подробно)
Плита найдена летом 2001 г. во время ремонтно-реставрационных работ в подклете Троицкого собора Ипатьевского монастыря.
Издание / публикация
Баранов В. С. Намогильная плита XVII века из фондов Костромского музея-заповедника // Музейный хронограф: сборник научных трудов сотрудников Костромского музея-заповедника. Кострома, 2010. С. 157–158 (гражданским шрифтом, в современной орфографии, без приложения фото). В соответствии с камнем публикуется впервые.
Библиография
История правок описания: Анисимова Д. Ю. 11/3/17 Соколов И. В. 21/5/17 Авдеев А. Г. 26/5/17 Авдеев А. Г. 27/5/17 Радеева О. Н. 1/6/17 Авдеев А. Г. 1/6/17 Анисимова Д. Ю. 14/7/17 Анисимова Д. Ю. 5/8/17 Анисимова Д. Ю. 7/9/17 Донской Г. Г. 1/12/17 Авдеев А. Г. 15/1/18
Состояние надписи
Надпись в 6 строк, выполненная в технике трёхгранно-выемчатой резьбы. Эпиграфическое поле в верхней части ограничено плетёным узором, в нижней — боковыми тягами и имеет форму щита с остроугольным завершением.
Текст на языке оригинала
лѣта ҂ꙁ (клеймо) ркѕⷢ҇ іюлꙗ в̾ кдⷣн пре ставиⷭ҇ раба боⷤ ѧ евдокиѧ раⷯ манинова Жена (боковая тяга) боⷧ (боковая тяга) ды (боковые тяги) рева
Перевод на русский
Лета 7126г(о) [1618] июля в 24 д(е)н(ь) преставис(ь) раба Бож(ь)я Евдокия Рахманинова жена Болдырева.
Комментарий линвистический
Пропуск Ъ или Ь: преставиⷭ҇ (стк. 2–3), боⷤѧ (стк. 3–4). Употребление паерка: в̾ (стк. 2). Личные имена. 4–5. раⷯманинова. Рахманин — некалендарное публичное имя дьяка Афанасия Болдырева со значением «скромный человек» [Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 22. М., 1997. С. 119. s.v.]. В Словаре Н. М. Тупикина имя в форме Рахманин / Рохманин фиксируется с 1501 г. [Тупикин Н. М. Словарь древнерусских личных имён. М., 2004. С. 335]. 5–6. боⷧдырева. Дериват от ‘болдырь’ — человек, родители которого принадлежали к разным народностям [Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 1. М., 1975. С. 278. s.v.]. В словаре Н. М. Тупикина имя фиксируется с 1495 г. [Тупикин Н. М. Словарь древнерусских личных имён. М., 2004. С. 58]
Шрифт
Техническая дата
1618-07-24
Дата создания (точная)
1618-07-24
Век
XVII в.
Персона (Упомянутое лицо)
Комментарий исторический
4–6. раⷯманинова жена боⷧдырева. Муж Евдокии — подьячий Рахманин-Афанасий Болдырев сын Торопов. В 1613/14 г. вместе с Деем Чередовым был дозорщиком посадов Костромы и Костромских пригородов, одновременно сделал выписку из составленных им дозорных книг для церкви Похвалы Пресвятой Богородицы в Старом городе Костромы. В 1626 г. вместе с подьячим Осипом Прончищевым был посланником в Крым. За эту службу пожалован чином дьяка и назначен в Великий Новгород, где находился с 1626/27 г. по 16 июля 1631 г. С 31 августа 1631 г. по октябрь 1633 г. дьяк Разбойного приказа. 25 июня 1633 г. вместе с князем Юрием Сулешовым собирал даточных для Смоленского похода. Умер в 1634 г. В конце 20-х гг. XVII в. имел двор в Старом городе Костромы на Большой улице, «идучи к Водяным и Волским воротам из города на правой стороне», размеры двора: длина «шесть сажен с четью, поперег полтретьи сажени». В 90-е гг. XVI в. владел селом Бяконтовым-Кизляковым под Нерехтой, которое не позднее 1594 г. перешло Савину Григорьевичу Плещееву. Род Рахманина-Афанасия Болдырева записан в Синодике Троицкого Ипатьевского монастыря: «инока Геннадия, иноку схимницу Ефросинию, схимонаха Петра, Василия, Митрофана, Соломонью, Симеона, Петра младенца, Федора младенца, Ирину младенца, Никиту, Евдокию, Анастасию младенца, Ивана младенца, Дарию младенца» [Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие XV–XVI вв. М., 1975. С. 61; Баранов В. С. Намогильная плита XVII века из фондов Костромского музея-заповедника // Музейный хронограф: сборник научных трудов сотрудников Костромского музея-заповедника. Кострома, 2010. С. 158]. Характерно, что в эпитафии не названы отчества Евдокии и её мужа, а также крестильное (молитвенное) имя Рахманина Болдырева.
Комментарий палеографический
Эпиграфический полуустав высокого качества. Разделение на слова отсутствует, диакритика нерегулярная. Мачты буквы І (стк. 2), П (стк. 2, левая мачта) имеют в центре шаровидное утолщение. Перемычка буквы Ж (стк. 5) оформлена в виде шароовидного утолщения. Буква Ꙁ в обозначении тысячи (стк. 1) выполнена в виде двух не смыкающихся дуг. Верхняя дуга имеет горизонтальное покрытие и излом. Нижняя дуга имеет вид изогнутого серпа с вертикальной рукоятью. Наклонный знак тысячи продолжает линию излома верхней дуги. Насечки наклонены и параллельны друг другу. Аналогии: CIR0621 (1604 г., Иосифо-Волоколамский монастырь), CIR0805 (1607 г., Вязьма). Лигатуры: стк. 1 — лѣ и та в слове «лѣта»; стк. 2 — лꙗв в словосочетании «іюлꙗ в̾», дн в слове «кдⷣн»; стк. 2–3 — пр и ст в слове «преставиⷭ҇»; стк. 3 — аб в слове «раба»; стк. 5 — ма и ин в слове «(Рах)манинова», на в слове «Жена». Суспенсия: ҂ꙁркѕⷢ҇ (стк. 1). Контрактуры: кдⷣн (стк. 2). Оформление окончаний слов с помощью буквенных титл: «преставиⷭ҇» (стк. 2–3). Оформление окончаний строк с помощью выносных букв: боⷤ(ья) (стк. 3), раⷯ(манинова) (стк. 4), боⷧ(дырева) (стк. 5).

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти