Стихотворная эпитафия грузину Давиду Петру Макариеву сыну; 1732 г.; Церковь Симеона Столпника на Поварской улице

Категории

Кириллическая эпиграфика Нового времени

Идентификатор
Стихотворная эпитафия грузину Давиду Петру Макариеву сыну; 1732 г.; Церковь Симеона Столпника на Поварской улице
Название
Стихотворная эпитафия грузину Давиду (в католичестве) Петру (в православии) Макариеву сыну
OG-код
OG0144
CIR-код
СIR0113
Разновидность (характер)
Плита-вставка в надгробницу
Тип/Жанр
Эпитафия
Критический аппарат
3. се<і>й] ї се́й — А. Г. Авдеев. се<і>й оⷮ] се сномъ — А. А. Мартынов. се… отъ — В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский. быхъ] бывъ — А. А. Мартынов. рождеꙵны] рожденный — А. А. Мартынов, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский. 4. католиковъ] Католикосъ — А. А. Мартынов. въ лесть] вмѣстѣ — А. А. Мартынов. в̾верженꙵы] свержонный — А. А. Мартынов. вверженный — В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский. 5. давнⷣ] Данилъ — А. А. Мартынов. і҆̀ дениⷭ҇ — А. Г. Авдеев. имено<<в>>ахсѧ] именовался — А. А. Мартынов. и҆меновасꙗ — А. Г. Авдеев. 6. макарневъ] Макарьевъ — А. А. Мартынов, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский. сын<<ъ>>] сын — А. Г. Авдеев. называⷯсѧ] назывался — А. А. Мартынов. <<н>>азывасѧ — А. Г. Авдеев. 7. срⷣце] сердцѣ — А. А. Мартынов, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский. 8. позна] позна и всю — А. А. Мартынов. познаше — В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский. прелесть] лесть — А. А. Мартынов, В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский. <<остав>>н] оставилъ — А. А. Мартынов. оставихъ — В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский. [..3..]и — А. Г. Авдеев. сиѧ] у А. А. Мартынова нет. <<остав>>вѧ — А. Г. Авдеев. 9. каѳолическ<<и >>] каѳоли́чеⷭ҇ки — А. Г. Авдеев. <<Петръ >>] сей Петръ — А. А. Мартынов, А. Г. Авдеев. 11. его] и — А. Г. Авдеев. кончасꙗ] окончасꙗ — А. Г. Авдеев. 12. 1732] 772 — А. А. Мартынов. 739 — В. И. Саитов и Б. Л. Модзалевский. тѣло здѣ] тѣломъ — А. Г. Авдеев. положисꙗ] положисѧ — А. Г. Авдеев.
Подлинность
Оригинал
Алфавит
Кириллица
Состояние носителя
Белокаменная плита-вставка квадратной формы, окаймленная по периметру двойной рамкой. Поверхность плиты повреждена сколами. В центре плиты глубокий скол треугольной формы.
Стиль / тип письма
Эпиграфический полуустав
Материал
Полевое документирование
Документировано 27.08.2016 г.
Авторы полевого документирования
Александр Авдеев, Ольга Радеева, Полина Куропаткина, Арсений Козуля
Памятник археологии
Церковь Симеона Столпника на Поварской улице. Надгробие расположено in situ на северной внешней стене северного придела слева от входных дверей.
Издание / публикация
Изд.: Мартынов А. А. Надгробная летопись Москвы // Русский архив. 1895. Кн. 2. С. 231. № 8 (по собственной копии, гражданским шрифтом); [Саитов В. И., Модзалевский Б. Л.] Московский некрополь. Т. III. СПб., 1908. С. 418 (по собственной копии, гражданским шрифтом); Авдеев А. Г. Русская силлабическая эпитафия последней четверти XVII — начала второй четверти XVIII в. // Palaeoslavica. 2017. Vol. XXV. № 1. С. 145–147 (по собственной копии, в соответствии с надписью, с приложением фото).
Библиография
История правок описания: Куропаткина П. М. 2/2/19 Козуля А. С. 15/2/19 Радеева О. Н. 2/4/20 Авдеев А. Г. 4/4/20
Состояние надписи
Надпись в 12 строк, выполненная по графье в технике трёхгранно-выемчатой резьбы. Эпиграфическое поле отделено прямоугольной рамкой и заглублено в поверхность плиты. Буквы в центральной части плиты в стк. 6–9 утрачены.
Текст на языке оригинала
хощеши ‧ кТо здѣ положисѧ , ‧ зрѣти ; всѧⷦ на гробъ прибліжисѧ се<і>й оⷮ грꙋзи́нецъ быхъ рождеꙵны но католиковъ въ лесть в̾верженꙵы , в ней же давнⷣ имено<<в>>ахсѧ , макарневъ ‧ сын<<ъ>> называⷯсѧ , но въ срⷣце св<<ѣтъ е>>гда возсиѧ позна прелесть <<остав>>н сиѧ , каѳолическ<<и Петръ наз>>васꙗ , і в пакибыт<>асꙗ , июлꙗ 4 живоⷮ его кончасꙗ , 1732 тѣло здѣ положисꙗ ,
Перевод на русский
Хощеши кто зде положися Зрети, всяк на гроб приближися. Се<и>й от грузинец бых рожденны, Но католиков в лесть вверженны, В ней же Давид имено<<в>>ахся, Макариев сын называхся, Но в с(е)р(д)це св<<ет е>>гда возсия, Позна прелесть, <<остав>>и сия. Кафолическ<<и Петр наз>>вася И в пакибыт<<ие тем призв>>ася. Июля 4 живот его кончася, 1732 тело зде положися.
Комментарий линвистический
Сокращённое написание сочетаний «согласный + Ъ» или «согласный + Ь»: всѧⷦ (стк. 2), оⷮ (стк. 3), рождеꙵны (стк. 3), вверженꙵы (стк. 4), давнⷣ (стк. 5), называⷯсѧ (стк. 6), живоⷮ (стк. 11). Употребление паерка: в̾верженꙵы (стк. 4). Метрический комментарий. Для сохранения числа слогов в строке из стк. 11 и 12 исключаем число дня и номер года. А) Структура стихотворения: Строка Ритмический рисунок Количество слогов Тип строки Цезура 1 — ‿ ‿ ‖ — — ‿ ‿ — ‿ 9 3 + 6 ГД 2 — ‿ ‖ — ‿ — ‿ ‿ — ‿ 9 2 + 7 Ж 3 — ‿ ‿ — ‿ ‖ — ‿ — ‿ 9 5 + 4 Ж 4 — ‿ — ‿ ‿ ‖ —‿ — ‿ 9 5 + 4 ГД 5 — ‿ ‿ — ‖ ‿ ‿ ‿ — ‿ 9 4 + 5 М 6 ‿ — ‿ ‿ ‖ — ‿ ‿ — ‿ 9 4 + 5 ГД 7 — — ‿ ‖ —‿ — ‿ ‿ — 9 3 + 6 Ж 8 — ‿ — ‿ ‖ ‿ — ‿ ‿ — 9 4 + 5 Ж 9 ‿ ‿ — ‿ ‿ ‖ —‿ — ‿ 9 5 + 4 ГД 10 — ‿ ‿ ‿ ‿ — ‖ —‿ — ‿ 10 6 + 4 М 11 ‿ — ‿ ‖ ‿— ‿ — ‿ — ‿ 10 3 + 7 Ж 12 — ‿ ‖ —‿ ‿ — ‿ 8 3 + 5 Ж Условные знаки: — — ударный слог, ‿ — безударный слог; ‖ — цезура. Тип цезуры: ГД — гипердактилическая, Д — дактилическая, Ж — женская, М — мужская. 5 + 6 — количество слогов до цезуры и после. Б) Рифмическая структура стихотворения: Строки Тип рифмы Грамматичность рифмы Точность рифмы грамматичность рифмуемые части речи 1–2 Ж Г Г Т 3–4 Ж Г Пр Т 5–6 Ж Г Г Т 7–8 М Р Г – М Т 9–10 Ж Г Г Т 11–12 Ж Г Г Н Условные знаки Д — дактилическая рифма; Ж — женская рифма; М — мужская рифма; Р — разноударная рифма Г — грамматическая рифма; Р — разнородная рифма Г — глагол; Д — деепричастие; М — местоимение; Н — наречие; П — прилагательное; ПК — краткое прилагательное; Пр — причастие; С — существительное; Ч — числительное Н — неточная рифма; П — приблизительная рифма; Т — точная рифма; Та — тавтологическая рифма В) Ритмическая организация частей речи: Строка Порядковое слово в строке 1 2 3 4 5 6 1 Г (3 + 1) М (1 + 1) Н (1 + 1) Г (4 + 3) 2 Г (2 + 1) М (1 + 1) Пд (1 + 1) С (1 + 1) Г (4 + 3) 3 М (1 + 1) Пд (1 + 0) С (3 + 2) Г (1 + 1) Пр (3 + 2) 4 Со (1 + 1) С (4 + 1) Пд (0) С (1 + 1) Пр (3 + 2) 5 Пд (0) М (1 + 1) Ча (1 + 0) С (2 + 2) Г (5 + 4) 6 ПК (4 + 2) С (1 + 1) Г (4 + 3) 7 Пд (1 + 1) Пд (0) С (2 + 1) С (1 + 1) Н (2 + 2) Г (3 + 3) 8 Г (2 + 2) С (2 + 2) Г (3 + 2) М (2 + 2) 9 Н (5 + 3) С (1 + 1) Г (3 + 1) 10 Со (1 + 1) Пд (0) С (5 + 5) М (1 + 1) Г (3 + 2) 11 С (3 + 2) С (2 + 2) М (2 + 2) Г (4 + 3) 12 С (2 + 1) Н (1 + 1) Г (4 + 2) Условные знаки: Г — глагол, Д — деепричастие, М — местоимение, Мж — междометие, Н — наречие, П — прилагательное, ПК — краткое прилагательное, Пр — причастие, Пд — предлог, С — существительное, Со — союз, Ч — числительное, Ча — частица. (3 + 1) — первая цифра в скобках означает количество слогов в слове, вторая — место ударного слога.
Шрифт
Техническая дата
1732-07-04
Дата создания (точная)
1732-07-04
Век
XVIII в.
Персона (Упомянутое лицо)
Комментарий палеографический
Эпиграфический полуустав с элементами гражданского шрифта. Диакритика нерегулярная. Смысловые блоки разделены интерпунктационными знаками в виде точек и точек с запятой, строки отделены интерпунктационными знаками в виде запятых. Лигатуры, суспенсии, отсутствуют. Контрактуры: ср҃це (стк. 7). Оформление окончаний слов с помощью выносных букв: всѧⷦ (стк. 2), оⷮ (стк. 3), давнⷣ (стк. 5), живоⷮ (стк. 11). Ошибки резчика. В слове «се<і>й» (стк. 2) третья буква исправлена из Е на І, но написание слова осталось ошибочным.
Комментарий исторический
3–10. грꙋзи́нецъ ~ давнⷣ ~ каѳолическ<<и Петръ наз>>васꙗ. Эпитафия является основным источником о биографии её «владельца». Родом грузин, был католиком с именем Давид. Позднее перешёл в православие и крестился с именем Петра. Возможно, Давид-Пётр входил в число 1200 грузин, переселившихся в 1724 г. в Москву вместе с царём Картли Вахтангом VI Багратиони. В 1731 г. ему был пожалован дом на Арбате, в непосредственной близости от церкви Никиты Столпника на Поварской [Тарсаидзе Н. Г. Материалы по истории поселения грузин в России в первой половине XVIII в. Тбилиси, 1964. С. 14], где похоронен Давид-Пётр. С уверенностью можно лишь утверждать, что последний после принятия православия был прихожанином этой церкви.
Комментарий терминологический
4. католиковъ. Католическая епархия была учреждена в Грузии в 1318 г. папой Иоанном XXII. В 1632 г. канонически она была подчинена епископу Исфахана. Во второй половине XVII — первых десятилетиях XVIII в. большую роль в культурной жизни Картли играл поэт и просветитель князь Сулхан-Саба Орбелиани (1658–1725), тайно принявший католичество в 1692 г. В 1723 г. последний переселился вместе с Вахтангом VI в Москву. В Москве, вероятно, вновь принял православие, так как был похоронен на кладбище у храма Всех Святых в селе Всехсвятском. Видимо, этот факт является косвенным указанием на то, что Давид-Пётр родился в Картлийском царстве, при рождении был крещён в католичестве и мог приехать в Москву в составе свиты Вахтанга VI. 9. каѳолическ<<и>>. По-православному [В Словаре русского языка XI–XVII вв. термин «кафолический» и производные от него даны только в значении как «вселенский», «всеобщий», «соборный» (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 7. М., 1980. С. 94–95)]. Вызывает интерес приём автора, противопоставившего кафоличество католической «лести». Возможно, таким образом автор эпитафии хотел подчеркнуть принадлежность Петра, уроженца Грузии, к Соборной Восточной Православной Церкви. 10. пакибыт<>. Церковнославянизм. Будущая жизнь для тех, кто последовал за Христом (Мф. 19: 27). По контексту эпитафии Давид-Пётр был призван в неё, перейдя из католичества в православие.
Комментарий дипломатический
Стихотворная эпитафия

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти